Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Коды формируемых компетенций | ||
ОК-7 | ОК-8 | ПК-6 | |||
1. | Раздел 1. Общие вопросы возрастной анатомии и физиологии | - | - | + | |
2. | Раздел 2. Возрастные особенности регуляторных систем | - | - | + | |
3. | Раздел 3. Возрастные особенности сенсорных систем | - | - | + | |
4. | Раздел 4. Возрастные особенности моторных систем | - | - | + | |
5. | Раздел 5.Возрастные особенности висцеральных систем | - | - | + | |
6. | Раздел 6. Психофизиология ребенка | - | - | + | |
Раздел 7.Дошкольная гигиена | + | + | - | ||
8. | Раздел 8.Основы педиатрии | - | - | + | |
Итого: |
Объем дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов по формам обучения | ||
Очная | Заочная (полная) | ||
Номера семестров: | |||
Аудиторные занятия (всего): В том числе: | 30/0,8 | 8/0,2 | |
Лекции (Л) | 12/0,3 | 4/0,1 | |
Практические занятия (ПЗ) | 18/0,5 | 4/0,1 | |
Семинарские занятия (СЗ) | - | - | |
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | |
Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе: | 42/1,2 | 64/1,8 | |
Реферат | + | + | |
Конспект в рабочей тетради | + | + | |
Аналитическая таблица, схема | + | + | |
Другие виды самостоятельной работы | + | + | |
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы | 72/2 | 72/2 | |
Входной контроль(вид, № семестра) | |||
Текущий контроль(вид, № семестра) | Тестирование, устный опрос | Тестирование, устный опрос | |
Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет) - № семестров | Зачет –2 | Зачет |
Распределение часов по темам и видам учебной работы
№ п/п | Раздел/ тема | Всего час. | Виды учебной работы студентов и трудоемкость (в часах) | |||||
Аудиторная работа | Сам. Работа | |||||||
Лек. | Сем. | Пр. | Лаб. | Обяз. | Доп. | |||
1. | Раздел 1. Общие вопросы возрастной анатомии и физиологии | - | - | - | ||||
2. | Раздел 2. Возрастные особенности регуляторных систем | - | - | |||||
3. | Раздел 3. Возрастные особенности сенсорных систем | - | - | - | - | |||
4. | Раздел 4. Возрастные особенности моторных систем | - | - | - | ||||
5. | Раздел 5.Возрастные особенности висцеральных систем | - | - | |||||
6. | Раздел 6. Психофизиология ребенка | - | - | - | ||||
7. | Раздел 7.Дошкольная гигиена | - | - | |||||
8. | Раздел 8.Основы педиатрии | - | - | |||||
ИТОГО | - | - |
Содержание дисциплины
Программа дисциплины
Раздел 1.Общие вопросы возрастной анатомии и физиологии
Основные (ключевые) понятия: возрастная анатомия, физиология и гигиена, онтогенез, рост, развитие, календарный и биологический возраст, критические и сенситивные периоды развития.
Содержание темы:
Предмет, теоретические и прикладные задачи возрастной анатомии и физиологии. Методы исследований, связь с другими науками.
Структурно-функциональные уровни организма человека: клетка, ткани, органы и системы органов.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Понятие о росте и развитии. Физическое, психическое, половое развитие ребенка. Антропометрические показатели.
Возрастная периодизация. Морфофункциональные критерии периодизации. Биологический и календарный (паспортный, хронологический) возраст, критерии их оценки. Значение оценки соответствия биологического возраста календарному для индивидуального подхода в обучении и воспитании ребенка. Акселерация эпохальная и индивидуальная. Акселераты, ретарданты, медианты. Сенситивные и критические периоды развития.
Наследственность и среда, их влияние на развитие организма. Влияние различных внешних факторов (физических, химических, биологических, социальных) на организм в процессе пренатального и постнатального роста и развития.
Раздел 2.Возрастные особенности регуляторных систем
Основные (ключевые) понятия: гуморальная регуляция, железы внутренней секреции, гормон, гипер- и гипофункция железы, нервная регуляция, нейрон, рефлекс, рефлекторная дуга, спинной мозг, головной мозг.
Содержание темы:
Нейрогуморальная регуляция роста и развития детского организма.
Гуморальная регуляция функций организма. Система желез внутренней секреции, ее развитие в пренатальный и постнатальный периоды. Гетерохронность созревания желез внутренней секреции. Роль гормонов на различных этапах онтогенеза. Гормональная регуляция полового созревания. Стадии полового созревания.
Нервная система, ее значение. Общий план строения нервной системы. Центральный и периферический отделы нервной системы. Соматическая и вегетативная нервная система.
Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Строение нейрона. Классификация нейронов. Гетерохронность созревания нейронов и нервных волокон. Синапс, строение.
Рефлекторный принцип работы нервной системы. Особенности рефлекторной деятельности в различные возрастные периоды.
Отделы центральной нервной системы, строение, функциональное значение. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга в онтогенезе.
Раздел 3.Возрастные особенности сенсорных систем
Основные (ключевые) понятия: сенсорные системы, сенсорная депривация, периферический, проводниковый и центральный отделы анализатора, аккомодация, рефракция, острота зрения и слуха.
Содержание темы:
Общая характеристика сенсорных систем: органы чувств, рецепторы, проводниковый и центральный отделы. Значение сенсорной информации для развития ребенка. Гетерохронное созревания отделов сенсорных систем.
Зрительная сенсорная система. Строение, развитие глаза. Возрастные изменения оптической системы глаза, аккомодации, остроты зрения, пространственного зрения, световой чувствительности и цветового зрения.
Слуховая сенсорная система. Строение органа слуха. Возрастные особенности слуховой чувствительности.
Вестибулярная сенсорная система. Вестибулярный аппарат. Вестибулярная устойчивость детей и подростков.
Соматосенсорная система. Тактильная, температурная, болевая чувствительность, их значение для ребенка. Возрастные изменения чувствительности. Мышечное чувство, кинестезия. Рецепторы мышц, сухожилий, суставов, их развитие в разные возрастные периоды.
Вкусовая и обонятельная сенсорные системы. Органы вкуса и обоняния, возрастные особенности. Химическая чувствительность детей и подростков.
Раздел 4. Возрастные особенности моторных систем
Основные (ключевые) понятия: скелет человека, роднички, лордоз, кифоз, осанка, своды стопы, скелетные мышцы, мышечный тонус, утомление, выносливость, двигательные качества, динамический стереотип.
Содержание темы:
Скелет человека. Структура, рост, развитие костей. Рост и развитие черепа. Роднички. Рост и развитие скелета туловища. Изгибы позвоночника, сроки их фиксации. Возрастные особенности грудной клетки. Рост и развитие скелета конечностей. Сроки фиксации сводов стопы, окостенения кисти. Возрастные особенности таза.
Мышечное волокно, строение, развитие в процессе онтогенеза. Строение и классификация скелетных мышц. Физиологические свойства скелетных мышц. Мышечный тонус, его изменение в процессе развития ребенка. Гетерохронное развитие различных групп мышц. Мышечная масса, ее изменение с возрастом. Возрастные особенности двигательных качеств мышц: силы, быстроты, ловкости, выносливости. Сенситивные периоды их развития.
Раздел 5.Возрастные особенности висцеральных систем
Основные (ключевые) понятия: кровь, иммунитет, система кровообращения, частота сердечных сокращений, систолический и минутный объем крови, система дыхания, частота дыхательных движений, дыхательный объем, минутный объем, система пищеварения, система выделения, анаболизм, катаболизм, энергетический обмен.
Содержание темы:
Внутренняя среда организма, ее относительное постоянство. Кровь, значение. Возрастные особенности системы крови: количество, состав, форменные элементы крови. Кроветворение у детей. Группы крови, резус-фактор, резус конфликт.
Иммунная система организма. Виды иммунитета. Формирование иммунных реакций в процессе развития ребенка. Изменение иммунитета в разные возрастные периоды. Аллергические реакции.
Система кровообращения. Значение кровообращения. Общая характеристика органов кровообращения. Особенности кровообращения плода. Строение сердца, его возрастные особенности. Возрастные изменения частоты и силы сердечных сокращений, кровяного давления. Регуляция сердечно-сосудистой системы у детей и подростков.
Система дыхания. Значение дыхания. Общая характеристика органов дыхания. Дыхание плода. Первый вдох ребенка, факторы, его обусловливающие. Легочная вентиляция у детей разного возраста. Возрастные изменения частоты, глубины дыхания, жизненной емкости легких. Регуляция дыхания.
Система пищеварения. Значение пищеварения. Общая характеристика органов пищеварения, их возрастные особенности. Изменения секреторной, моторной и всасывающей функций желудочно-кишечного тракта с возрастом.
Обмен веществ и энергии. Понятие анаболизма и катаболизма. Особенности белкового, углеводного, жирового, водно-солевого обмена в детском возрасте.
Выделительная система. Значение выделения. Пути выделения продуктов обмена. Возрастные особенности строения и функций почек. Регуляция мочеобразования и мочевыделения у детей. Возрастные особенности строения и функций кожи.
Раздел 6.Психофизиология ребенка
Основные (ключевые) понятия: высшая нервная деятельность, условные и безусловные рефлексы, торможение условных рефлексов, свойства нервных процессов, тип высшей нервной деятельности, ощущения, восприятие, внимание, мотивации, эмоции, память, мышление, поведение, первая и вторая и сигнальные системы, готовность к обучению.
Содержание темы:
Поведение, его компоненты, структура. Формы поведения. Роль генотипа и среды в организации поведения ребенка. Коммуникативное поведение. Речь как средство общения. Особенности развития речи у детей разного возраста. Соотношение невербальных и вербальных коммуникаций у детей в разные возрастные периоды.
Характеристика безусловных и условных рефлексов. Классификация условных рефлексов. Торможение условных рефлексов, виды, становление в процессе онтогенеза.
Индивидуально-типологические особенности ребенка. Развитие свойств нервных процессов у детей. Характеристика основных типов высшей нервной деятельности. Особенности высшей нервной деятельности детей и подростков.
Ощущения, восприятие: нейрофизиологические механизмы, возрастные особенности.
Внимание, нейрофизиологические механизмы. Возрастные особенности внимания детей и подростков.
Мотивации, эмоции, их роль в формировании поведения ребенка. Виды мотиваций. Связь между эмоцией и мотивацией. Роль положительных и отрицательных эмоций в процессе воспитания и обучения ребенка.
Память, виды, нейрофизиологические механизмы. Развитие памяти у детей, возрастные особенности.
Раздел 7. Дошкольная гигиена
Тема 1. Предмет и задачи дошкольной гигиены.
Предмет и задачи дошкольной гигиены. Связь гигиены детей и подростков с другими гигиеническими дисциплинами. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Критерии гигиенической оценки и гигиенического нормирования.
Тема 2. Особенности физического развития и здоровья детей дошкольного и раннего возраста.
Особенности физического развития и здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Оценка состояния физического развития. Здоровье детей и факторы его формирования. Критерии здоровья, группы здоровья. Причины заболеваний и травматизма у детей.
Тема 3. Меры предупреждения болезней и несчастных случаев в дошкольных учреждениях.
Меры, предупреждающие болезни и несчастные случаи в дошкольных учреждениях. Гигиена окружающей среды. Гигиенические требования к участку, зданию и помещениям дошкольных учреждений и летним детским оздоровительным учреждениям. Гигиенические требования к игрушкам. Организационная работа в период летней оздоровительной компании.
Тема 4. Гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического развития детей.
Гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического развития детей. Значимость питания в период созревания детского организма. Основные пищевые вещества, витамины, макро- и микроэлементы и их анатомо-физиологическое значение. Режим питания в дошкольном учреждении. Принципы нормирования питания. Количественный и качественный контроль рациона питания. Санитарно-противоэпидемический режим на пищеблоке.
Раздел 8. Основы педиатрии
Тема 1. Болезни у детей и их предупреждение.
Роль возрастного фактора в патологии ребенка. Понятие о заразных и незаразных заболеваниях. Инфекционные заболевания у детей и их профилактика. Общие закономерности и особенности возникновения и прекращения, а также распространения инфекционных болезней в ДДУ.
Тема 2. Нарушение обмена веществ у детей и его профилактика.
Рахит. Этиология, патогенез клиника, профилактика. Спазмофилия, причины, связь с рахитом, течение, уход.
Тема 3. Болезни органов дыхания и их профилактика.
Риниты, синуситы, аденоиды, ангина, тонзиллит, ларингит, трахеит, бронхит и пневмония. Причины, клиника, особенности этих заболеваний у детей, профилактика.
Содержание практических занятий
Раздел 2.Возрастные особенности регуляторных систем
Вопросы для подготовки:
1. Понятие о нейрогуморальной регуляции роста, развития и функций организма. Система желез внутренней секреции, ее развитие в пренатальный и постнатальный периоды.
2. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Особенности рефлекторной деятельности в различные возрастные периоды.
3. Развитие нервной системы в пренатальный период.
4. Возрастные особенности строения и функционирования отделов центральной нервной системы в постнатальный период.
Раздел 3.Возрастные особенности сенсорных систем
Вопросы для подготовки:
1. Общая характеристика сенсорных систем. Гетерохронное созревание отделов сенсорных систем.
2. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы.
3. Возрастные особенности слуховой сенсорной системы.
4. Возрастные особенности соматосенсорной системы.
Раздел 4.Возрастные особенности моторных систем
Вопросы для подготовки:
1. Части скелета, возрастные особенности.
2. Мышечное волокно, строение, типы, развитие в процессе онтогенеза. Классификация скелетных мышц. Гетерохронное развитие различных групп мышц.
3. Особенности формирования и развития двигательных навыков в разные возрастные периоды. Возрастные особенности двигательных качеств мышц, сенситивные периоды их развития.
Раздел 5.Возрастные особенности висцеральных систем
Вопросы для подготовки:
1. Возрастные особенности системы крови.
2. Общая характеристика органов пищеварения, их возрастные особенности.
3. Особенности белкового, углеводного, жирового, водно-солевого обмена в детском возрасте.
Раздел 6.Психофизиология ребенка
Вопросы для подготовки:
1. Ощущения, восприятие: нейрофизиологические механизмы, возрастные особенности.
2. Внимание, нейрофизиологические механизмы. Возрастные особенности внимания детей и подростков.
3. Мотивации, эмоции, их роль в формировании поведения ребенка. Виды мотиваций. Связь между эмоцией и мотивацией. Внешнее проявление эмоций у детей разного возраста. Роль положительных и отрицательных эмоций в процессе воспитания и обучения ребенка. Влияние эмоционально обогащенной и обедненной среды на воспитание ребенка.
4. Память, виды, нейрофизиологические механизмы. Развитие памяти у детей, возрастные особенности.
Раздел 7.Дошкольная гигиена
Тема 1.Физиолого-гигиеническая оценка физического развития детей.
Вопросы для подготовки:
1. Закономерности роста и развития организма ребенка.
2. Значение знаний закономерностей роста и развития в деятельности работника образовательного учреждения.
3. Определение понятия «физическое развитие».
4. Характеристика возрастных периодов. Показатели уровня физического развития и их оценка по сигмальным отклонениям.
5. Значение понятия «здоровье», его определение. Положительные и отрицательные факторы, оказывающие влияние на формирование здоровья ребенка. Критерии и группы здоровья.
Тема 2. Гигиенические требования и оценка участка, здания и помещения образовательного учреждения.
Вопросы для подготовки:
1. Гигиенические требования к размещению и планировке образовательного учреждения в городе и сельской местности (требования к земельному участку, к зданию, к планировке и благоустройству участка).
2. Группа помещений, их распределение в образовательном учреждении и гигиенические требования к оборудованию.
Тема 3. Гигиеническая оценка и методы изучения питания детей в детских дошкольных учреждениях.
Вопросы для подготовки:
1. Значение пищи в процессе роста и формировании здоровья ребенка.
2. Принципы нормирования детского питания.
3. Состав пищи.
4. Вскармливание детей первого года жизни.
5. Вскармливание детей от года до 7 лет.
6. Принципы составления сбалансированного рациона питания.
7. Роль пищевого фактора в детской заболеваемости.
Раздел 8.Основы педиатрии
Тема 1.Дистрофии, рахит, спазмофилия.
Вопросы для подготовки:
1. Острые и хронические расстройства пищеварения (простая и токсическая диспепсия, гипотрофия и другие дистрофии).
2. Причины, клиническая картина, меры профилактики.
3. Нарушения обмена веществ у детей и их профилактика.
4. Рахит, причины возникновения. Течение болезни. Ранние симптомы. Отдаленные последствия рахита. Неспецифическая профилактика рахита. Специфическая профилактика рахита.
5. Спазмофилия: причины возникновения. Связь спазмофилии с рахитом. Течение болезни, уход. Профилактика спазмофилии. Первая помощь во время приступа.
Тема 2.Инфекционные заболевания и их профилактика.
Вопросы для подготовки:
1. Понятия об инфекции и эпидемическом процессе. Основные звенья эпидемического процесса и их взаимодействие.
2. Возбудители инфекционных заболеваний (вирусы, бактерии, грибки и др.).
3. Эпидемиологическое значение больных со стертыми, легкими формами заболеваний и бактерионосителей.
4. Понятие о механизме и факторах передачи инфекции.
5. Общая эпидемиологическая характеристика инфекций с воздушно-капельным, фекально-оральным, парантеральным и другими механизмами передачи.
6. Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в эпидемических очагах. Понятие о дезинфекции, дезинсекции и дезартизации. Способы их проведения.
Содержание практических работ
№ и названия разделов и тем | Цель, содержание и результаты практической работы |
Раздел 2. Возрастные особенности регуляторных систем | |
Практическая работа №1. Рефлексы и функции отделов центральной нервной системы | |
Ознакомиться с рефлексами спинного и продолговатого мозга, функциями мозжечка и среднего мозга | Представить схемы рефлекторных дуг коленного, ахиллова, мигательного и глотательного рефлексов, указав отделы дуги, а также результаты исследований функций мозжечка и среднего мозга. |
Раздел 3. Возрастные особенности сенсорных систем | |
Практическая работа №2. Определение остроты зрения | |
Ознакомиться с методикой определения остроты зрения и выявить возрастные изменения остроты зрения. | Представить результаты индивидуального обследования и вывод о возрастных закономерностях изменения остроты зрения. |
Практическая работа №3. Определение ближней точки ясного видения и силы аккомодации глаза | |
Ознакомиться с методикой определения ближней точки ясного видения и выявить возрастные изменения ближней точки ясного видения и силы аккомодации глаза. | Представить результаты индивидуального обследования и вывод о возрастных закономерностях изменения силы аккомодации и расстояния до ближней точки ясного видения. |
Практическая работа №4. Роль двигательного анализатора в оценке пространственных отношений | |
Убедиться в значении сигналов от мышц глаза и конечностей для анализа пространственных отношений. | По результатам проб сравнить роль собственно зрительных сигналов и сигналов от мышц рук в оценке пространственных отношений. |
Раздел 4. Возрастные особенности моторных систем | |
Практическая работа №5. Строение скелета человека | |
Ознакомиться с частями скелета человека. Научиться определять кости, образующие его отделы. Выявить возрастные особенности скелета. | Представить заполненную таблицу «Отделы скелета человека». |
Практическая работа №6. Оценка степени уплощения стопы | |
Освоить методику получения отпечатка стопы и определения степени уплощения стопы. | Представить результаты исследования, вывод о степени уплощения стопы обследуемого ребенка. |
Практическая работа №7. Мышцы тела человека | |
Ознакомиться с основными группами скелетных мышц и выяснить их функции. | Представить записи исследования. |
Раздел 5. Возрастные особенности висцеральных систем | |
Практическая работа №8. Возрастные изменения некоторых функциональных показателей | |
Выявить возрастные и половые закономерности изменения частоты сердечных сокращений, артериального давления, систолического объема крови, минутного объема крови, частоты дыхания и жизненной емкости легких. | Представить протокол исследования, выводы. |
Практическая работа №9. Расчет основного обмена по таблицам | |
Используя индивидуальные данные детей, рассчитать и сравнить величину основного обмена у детей разного возраста и пола. | Представить протокол исследования, выводы. |
Раздел 6. Психофизиология ребенка Тема. 2. Интегративные процессы в центральной нервной системе как основа психических функций | |
Практическая работа №10. Определение школьной зрелости | |
Ознакомиться с показателями функциональной готовности детей к обучению в школе. Проанализировать предложенные результаты тестирования ребенка. | Представить анализ результатов тестирования и вывод о функциональной готовности ребенка к обучению в школе. |
Раздел 7.Дошкольная гигиена | |
Практическая работа №11.Физиолого-гигиеническая оценка физического развития детей дошкольного возраста | |
Ознакомиться с методами антропометрических измерений. Научиться оценивать физическое развитие ребенка по данным антропометрии. | Представить анализ и заключение по физическому развитию ребенка. |
Практическая работа №12.Гигиенические требования и оценка участка, здания и помещений детского дошкольного учреждения | |
Научиться давать гигиеническую оценку планировки земельного участка и всего комплекса дошкольного учреждения. | Представить конспект документа СанПиН по данному разделу. |
Практическая работа №13.Гигиеническая оценка и методы изучения питания в детских дошкольных учреждениях | |
Научиться оценивать и правильно организовывать питание в детских дошкольных учреждениях. | Представить конспект документа СанПиН по данному разделу. Представить результат анализа учебных меню-раскладок. |
Раздел 8. Основы педиатрии | |
Практическая работа №14. Дистрофия, рахит, спазмофилия | |
Дать представление об этиологии, патогенезе, диагностике и профилактике болезней (дистрофия, рахит, спазмофилия). | Представить результат решения ситуационной задачи. |
Практическая работа №15. Инфекционные заболевания и их профилактика | |
Дать представление об инфекционных заболеваниях и эпидемическом процессе. | Представить результат решения ситуационной задачи. Написать план противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий по условиям задачи. |