У мужчины с аденомой предстательной железы из-за непроходимости мочеиспускательного канала необходимо удалить мочу путем прокола мочевого пузыря
Задания: |
Покажите на муляжах и плакатах мочевой пузырь, мочеиспускательный канал и предстательную железу. Поясните их строение. |
Объясните механизм нарушения мочеиспускания у больного. |
Можно ли провести эту манипуляцию, не вскрывая брюшину? |
Задача № 33
У больного выявлен паралич всех наружных мышц глаза, за исключением латеральной прямой и верхней косой. Признаки расстройства парасимпатической иннервации глаза отсутствуют.
Задания: |
Назовите и покажите на плакатах и муляжах наружные мышцы глаза. |
Назовите черепные нервы, обеспечивающие движения глазных яблок. |
Какой нерв или нервы поражены у больного? |
Задача № 34
У больного при обработке раны шеи, локализующейся внизу/слева вблизи венозного угла, хирург обратил внимание на истечение жидкости, напоминающей лимфу.
Задания: |
Назовите и покажите на плакатах и муляжах сосуды, образующие левый венозный угол. |
О вероятности повреждения, какого образования должен помнить хирург? Дайте анатомическое обоснование |
Из каких областей тела оттекает лимфа в данное образование? |
Задача № 35
У больного с переломом основания черепа, линия которого проходит по дну передней черепной ямки, нарушено обоняние. Кроме того, отмечено истечение какой-то жидкости из полости носа.
Задания: |
Назовите и покажите на черепе кости, участвующие в образовании передней черепной ямки. |
Почему у больного при описанном повреждении нарушено обоняние? Дайте анатомическое обоснование. |
Какая жидкость вытекает из полости носа и с чем связано ее истечение? |
Задача № 36
Врач-рентгенолог выявил на рентгенограмме больного правую почку, расположенную на уровне V поясничного –I крестцового позвонков.
Задания: |
Какова в норме скелетотопия почек? |
Какие образования обеспечивают фиксацию почки? |
Оцените полученные результаты больного |
Задача № 37
При воспалительных процессах носоглотки возможно распространение патологического процесса на среднее ухо.
Задания: |
Покажите на плакатах и муляжах отделы глотки. |
Поясните строение среднего уха. |
В чем заключается анатомическое обоснование возможности распространения инфекции? |
Почему подобное заболевание характерно, прежде всего, для детей? |
Задача № 38
В результате водянки у мальчиков может наступить атрофия ткани яичка. При данном процессе выделяется некоторое количество серозной жидкости между оболочками яичка.
Задания: |
Покажите на плакатах и муляжах яичко и расскажите его строение. |
Назовите и покажите на плакатах оболочки яичка, которые прошла игла, введенная для удаления жидкости |
Где скапливается выделившаяся серозная жидкость? |
Задача № 39
При кровотечении в области головы и шеи в экстренной ситуации его удалось временно приостановить, прижав сонную артерию к сонному бугорку.
Задания: |
Найдите и покажите на скелете шейные позвонки. |
Назовите отличительные признаки шейных позвонков. |
Где расположен сонный бугорок? |
Найдите и покажите на плакатах и муляжах сонные артерии. Укажите топографию и ветви. |
Задача № 40
Методом метросальпингографии исследованы маточные трубы девушки 19 лет. Обнаружена облитерация (закрытие просвета) на всем протяжении правой трубы.
Задания: |
Найдите и покажите на плакатах и муляжах маточные трубы. |
С чем сообщаются маточные трубы? |
Какие отделы органа облитерированы? |
Дайте прогноз возможного зачатия у девушки. |
Задача № 41
Человек погиб в результате автомобильной катастрофы. На вскрытии выявлено повреждение вещества спинного мозга на уровне третьего и четвертого шейных сегментов. Было высказано предположение, что одной из основных причин быстрого смертельного исхода явилась дыхательная недостаточность.
Задания: |
Покажите на плакатах и муляжах строение спинного мозга. Дайте пояснения. |
Является ли предположение, что одной из основных причин быстрого смертельного исхода явилась дыхательная недостаточность, анатомически обоснованным? |
При повреждении, каких еще отделов ЦНС возможна остановка дыхания? |
Задача № 42
Функциональное исследование щитовидной железы мужчины 48-и лет выявило злокачественную опухоль.
Задания: |
Найдите и покажите на плакатах щитовидную железу. Поясните строение железы. |
Назовите гормоны щитовидной железы и их физиологическое действие. |
Куда может распространиться опухолевый процесс? Дайте анатомическое обоснование. |
Задача № 43
После спортивной травмы пациент не может согнуть кисть, но движения пальцев не нарушены.
Задания: |
Какие мышцы в данном случае травмированы? Назовите и покажите на плакатах и муляжах |
Какой сустав ограничен в движениях при данной травме? Назовите и продемонстрируйте на скелете строение травмированного сустава. |
Определите тип поврежденного сустава по классификации. |
Задача № 44
У больного развился тромбоз верхней брыжеечной артерии.
Задания: |
Найдите и покажите на скелете верхнюю брызжеечную артерию. Укажите ее источник и топографию |
Назовите механизмы тромбообразования. |
Какие органы могут в результате этого пострадать вплоть до появления некротических изменений (омертвения тканей)? Дайте анатомическое обоснование. |
Задача № 45
Неудачное выполнение внутримышечной инъекции осложнилось абсцессом в ягодичной области с соответствующими нарушениями функции тазобедренного сустава.
Задания: |
Назовите и покажите на таблицах и муляжах мышцы пораженной области. Укажите места начала и прикрепления на скелете. |
Продемонстрируйте на скелете тазобедренный сустав и поясните его строение. |
Какие функции тазобедренного сустава нарушены? |
Задача №46
При пальпации верхушечного толчка врачом установлено, что верхушка сердца располагается в пределах анатомической нормы. При аускультации (выслушивание тонов сердца при помощи фонендоскопа) в области верхушки сердца врач отметил, что поражения клапана нет.
Задания: |
Покажите на скелете границы сердца. Где в норме располагается проекция верхушки сердца на переднюю грудную стенку? |
Какой клапан сердца выслушивается в области его верхушки? Покажите на муляже и поясните строение. |
В чем заключаются особенности миокарда желудочков? |
Задача № 47
Искривление носовой перегородки, причиняющее большие неудобства (например, затруднение носового дыхания), зачастую требует хирургического вмешательства. Для проведения такой операции необходимо знать анатомию перегородки полости носа.
Задания: |
Назовите и покажите на черепе кости, формирующие носовую перегородку. |
Как называются отверстия в задней части полости носа, разделенные носовой перегородкой? |
Поясните физиологическую роль полости носа в дыхании. Продемонстрируйте на муляже носовые ходы. |
Задача № 48
При обследовании пациента зафиксировано усиление работы сердца, ускорение его ритма.
Задания: |
Какая вегетативная иннервация преобладает при описанной картине? |
Какие нервы принимают участие в иннервации сердца? |
Назовите гормоны, вызывающие учащение сердечного ритма. |
Задача № 49
Лежащему больному с декомпенсированным пороком сердца врач рекомендовал для облегчения вдоха фиксировать верхние конечности.
Задания: |
Назовите и покажите на плакатах и муляжах мышцы груди. |
Укажите участие названных мышц в акте дыхания. |
Сокращение, каких мышц при фиксированных верхних конечностях и плечевом поясе может способствовать вдоху? |
Покажите мышцы плечевого пояса на плакатах и муляжах. |
Задача № 50
При удалении зубов нижней челюсти вместе с их обезболиванием теряется тактильная чувствительность слизистой оболочки языка и нижней губы.
Задания: |
Назовите и покажите на таблицах и муляжах нерв, обеспечивающий чувствительность зубов нижней челюсти. |
Почему при обезболивании теряется тактильная чувствительность слизистой оболочки языка и нижней губы? |
Назовите и покажите на плакатах виды сосочков языка. |
Нервные окончания каких сосочков выключаются при обезболивании? |
Задача № 51
У ребенка, пострадавшего в автокатастрофе, выявлен симптом "очков" - кровоизлияние в окологлазничной клетчатке.
Задания: |
Назовите и покажите на черепе кости, образующие глазницу |
Назовите основные анатомические образования стенок глазницы. |
О повреждении, каких костей черепа можно предполагать? |
Какие сосуды кровоснабжают глазницу? |
Задача № 52
В медицинской реанимационной практике для улучшения кислородного обеспечения тканей организма человека используют для дыхания газовую смесь, состоящую из 96% кислорода и 4% углекислого газа.
Задания: |
С какой целью используют смесь с высоким содержанием кислорода? |
С позиции регуляции дыхания обоснуйте целесообразность добавления в смесь углекислого газа. |
Назовите и покажите на плакатах и муляжах органы, обеспечивающие воздухопроведение и органы, обеспечивающие газообмен. |
Задача № 53
На медосмотре у новобранца выявлено укорочение правой верхней конечности. В 10-летнем возрасте был перелом хирургической шейки плечевой кости с разъединением по метаэпифизарной линии. Объясните причину отставания в росте конечности.
Задания: |
Расскажите классификацию костей человека. |
На плечевой кости скелета покажитеметаэпифизарную линию. Поясните ее роль. |
Объясните причину отставания в росте конечности. |
Задача № 54
Для лечения врачу необходимо ввести зонд в устье протока поджелудочной железы.
Задания: |
Назовите и покажите на плакатах и муляжах поджелудочную железу и ее отделы. |
В какой отдел кишки должен ввести врач прибор, чтобы увидеть устье протока железы? |
Назовите состав сока поджелудочной железы. |
Назовите гормоны поджелудочной железы и их роль в обмене веществ. |
Задача № 55
Неудачное приземление парашютиста привело при соприкосновении с землей к травматическому растяжению мышц задней группы голени.
Задания: |
Назовите и покажите на плакатах и муляжах мышцы задней группы голени. |
Назовите и покажите суставы нижней конечности, изменяющие положение при сокращении мышц задней группы голени. |
Какие изменения при ходьбе возникнут у пострадавшего? |
Задача № 56
В травматологическое отделение доставлен пострадавший после уличной травмы, который слышит устную речь, но не понимает ее содержания.
Задания: |
Поясните строение коры головного мозга. |
Укажите, какая проекционная зона коры головного мозга пострадала у больного? |
Назовите другие проекционные зоны коры |
Задача № 57
У пострадавшего, доставленного без сознания в хирургическое отделение с травмой основания черепа, врачи установили резкое падение кровяного давления и замедление дыхания.
Задания: |
Покажите на черепе основание и назовите кости его образующие. |
Назовите и покажите на плакатах и муляжах отделы головного мозга. |
Поясните выполняемые отделами головного мозга функции |
Поражение каких отделов головного мозга может быть связано с нарушением указанных функций? |
Задача № 58
В хирургическое отделение доставлен мальчик с диагнозом: воспаление червеобразного отростка слепой кишки.
Задания: |
Назовите и покажите на плакатах и муляжах отделы толстого кишечника. |
Какие известны Вам отличительные признаки толстого кишечника? |
Какую функцию выполняет червеобразный отросток? |
Задача № 59
При выслушивании клапана аорты врач обнаружил нормальную аускультативную картину.
Задания: |
Назовите внешние проявления деятельности сердца |
Что Вы знаете о тонах сердца и их образовании? |
Где располагается проекция сердца на переднюю стенку грудной клетки? Покажите на скелете. |
Где проводится выслушивание клапана аорты? |
Задача № 60
Мужчина отмечает появление в правой паховой области выпячивания брюшной стенки, которое постепенно стало смещаться в сторону мошонки, а затем перешло и в мошонку, растянув ее до больших размеров. Выпячивание при натуживании и кашле увеличивается в размерах, но свободно вправляется в брюшную полость.
Задания: |
Назовите и покажите на плакатах и муляжах слабые места передней брюшной стенки. Ответ обоснуйте. |
Назовите стенки пахового канала. |
Какие анатомические образования находятся в паховом канале у мужчин и у женщин? |
Задача № 61
Мужчина, обратился к окулисту, по поводу ослабление зрения на оба глаза в сумерках. Врач при осмотре глазного дна патологических изменений не обнаружил и на основании клинической картины назначил больному для лечения повышенные дозы витамина А.
Задания: |
Найдите и покажите на плакатах нормальную картину глазного дна. Назовите анатомические образования. |
Какую роль играет витамин А в процессе зрения? |
К какой группе витаминов относится витамин А? В каких продуктах он содержится? |
Задача № 62
Женщина , 67 лет, оступилась и упала на область большого вертела правой бедренной кости. При осмотре дежурным больная отмечает боль в области правого тазобедренного сустава, нога, повернута кнаружи, укорочена. Больная не может поднять вытянутую ногу, пассивные движения в тазобедренном суставе резко болезненны и ограничены, отмечаются отек и гематома в области тазобедренного сустава. Предварительный диагноз : перелом шейки бедра.
Задания: |
Покажите на скелете бедренную кость и ее основные анатомические образования. Укажите локализацию перелома. |
Поясните строение тазобедренного сустава. |
Назовите мышцы, обеспечивающие движения в тазобедренном суставе. |
Назовите сосуды, кровоснабжающие тазобедренный сустав. |
Задача № 63
На приёме у врача терапевта находится пациент, у которого был проведен анализ мочи. При анализе мочи получены следующие результаты:
Плотность- 1, 018 г\л
Глюкоза - нет
Лейкоциты – 1-2 в поле зрения
Эритроциты – нет
Эпителий плоский – единичные клетки в поле зрения
Цвет – соломенно-желтый
Количество – 200 мл
Задания: |
Назовите физиологические процессы, происходящие в почках при образовании мочи. |
Назовите структурные отделы нефрона, участвующие в образовании мочи |
Назовите гормоны , влияющие на мочеобразование |
Соответствует ли данный анализ нормальному составу мочи? |
Задача № 64
При прыжке в водоем человек ударился головой о дно. После этого почувствовал резкую боль в позвоночнике и отсутствие активных движений верхних и нижних конечностей. Кроме того, нарушилась чувствительность на уровне плечевого пояса и ниже.
Задания: |
Покажите на скелете и муляжах положение спинного мозга |
Поясните строение спинного мозга. |
На каком уровне произошло повреждение вещества спинного мозга? |
Почему у пострадавшего нарушилась и двигательная активность, и чувствительность? |
Задача № 65
Травматическое повреждение головы затронуло область большого крыла клиновидной кости с нарушением целостности сосудов и нервов, проходящих через его отверстия.
Задания: |
Найдите и покажите на черепе клиновидную кость. |
Назовите и покажите на черепе кости мозгового отдела. |
Перечислите отверстия, находящиеся в большом крыле клиновидной кости |
Назовите анатомические образования, проникающие через названные отверстия |
Задача №66
При работе в полости рта стоматолог закрывает протоки слюнных желез ватным тампоном, чтобы уменьшить накопление слюны в ротовой полости.
Задания: |
Назовите крупные слюнные железы. Покажите на плакатах и муляжах расположение слюнных желез. |
Какова роль слюны в пищеварении? Назовите ферменты слюны |
Куда открывается протоки слюнных желез |
Задача №67
У больного наблюдается обезвоживание в результате обильной рвоты и диареи.
Задания: |
Поясните понятие «гомеостаз» |
Как обезвоживание отразится на показателях крови и кровообращения? |
Где расположен центр рвоты? |
Чем можно восполнить потерю воды организмом? |
Задача № 68
Камень лоханки почки у больного решено удалить методом низведения петлевидным экстрактором.
Задания: |
Покажите на плакатах и муляжах лоханку почек, поясните строение |
Покажите на плакатах и муляжах мочеточник. Поясните строение |
Через какие отделы мочеточника необходимо провести экстрактор? |
Какие сужения органа будут преодолены? |
Задача № 69
Больному ребенку назначено введение лекарственного вещества в подключичную артерию.
Задания: |
Назовите и покажите на плакатах и муляжах подключичную артерию. |
Назовите и покажите на плакатах и муляжах ветви подключичной артерии и назовите зоны кровоснабжения |
Назовите и покажите на скелете кости плечевого пояса и грудной клетки. |
Соотнесите сосуды подключичной области с костными образованиями |
Задача № 70.
У больного, после перелома тазовой кости со смещением, пропала чувствительность кожи латеральной поверхности бедра.
Задания: |
Покажите на скелете тазовые кости и поясните их строение |
Назовите и покажите на плакатах и муляжах сплетения, иннервирующие нижнюю конечность. |
Повреждение, какого нерва можно заподозрить? |
Назовите источники образования сплетений, нервы и зоны иннервации. |
Задача № 71
У человека, приехавшего из равниной области в высокогорную местность, в результате лабораторного исследования было выявлено увеличение количества эритроцитов в крови.
Задания: |
Дайте характеристику форменных элементов крови |
Назовите показатели крови здорового человека. |
Как называется явление увеличение эритроцитов крови? Объясните механизм. |
Поясните механизм изменения дыхания при «горной болезни» |
Задача № 72
Врачу необходимо осмотреть у пациента барабанную перепонку.
Задания: |
Назовите и покажите на плакатах и муляжах отделы органа слуха и равновесия. |
Покажите барабанную перепонку и поясните ее функциональную роль |
Что нужно сделать для осмотра барабанной перепонки? |
Задача № 73
Больной жалуется на боль в стопах, повышенную утомляемость при стоянии, ходьбе. На плантограмме (отпечатке стопы) определяется полный контур подошвенной поверхности стопы в виде удлиненного треугольника с закругленными углами. Заключение врача «Плоскостопие».
Задания: |
1. Перечислите и покажите на скелете своды стопы и укажите их количество. |
Какой продольный свод является наиболее высоким и длинным, какой наиболее низким и коротким? |
Назовите пассивные и активные затяжки продольных сводов стопы |
Задача №74.
Дежурная медицинская сестра терапевтического отделения получила из хирургического отделения больницы для переливания две ампулы с кровью и поместила их на временное хранения в морозильную камеру холодильника.
Задания: |
Назовите состав крови |
Охарактеризуйте форменные элементы крови. Назовите показатели |
Какую ошибку допустила дежурная медицинская сестра? |
Каким могут быть последствия при переливание такой крови? |
Задача № 75
У пациента, в результате падения, раздроблен надколенник.
Задания: |
Назовите и укажите на скелете наколенник |
Сухожилие, какой мышцы пострадало в данном случае? Назовите и укажите мышцы передней группы бедра. |
Какая функция пострадает при разрыве этих сухожилий? |
Задача №76.
При обследовании молочной железы у женщины обнаружено опухолевидное уплотнение верхнелатеральной области органа.
Задания: |
Опишите ток лимфы от обозначенной области. |
Поясните строение лимфатического узла и выполняемые функции. |
Какие лимфатические узлы следует исследовать в первую очередь? |
Задача № 77
После кровоизлияния в мозг у пострадавшего развились явления паралича некоторых мышц спины. При этом нарушилась функция разгибания поясничного отдела позвоночника.
Задания: |
Покажите на скелете особенности поясничного отдела позвоночника |
Назовите и покажите на плакатах и муляжах мышцы спины. |
Какие мышцы пострадали после мозгового кровоизлияния? |
Задача № 78.
У больного показатель внутриглазного давления составит 32 мм рт ст.
Задания: |
Найдите и покажите на плакатах оболочки глаза. |
Найдите и покажите на плакатах внутренние среды глаза. |
Поясните и оцените показатель внутриглазного давления больного. Требуется ли больному неотложная помощь? |
Задача № 79
В ЦРБ поступил больной с большой кровопотерей. Группа крови больного (2) Аа Rh-. В больнице оказалась кровь (2) Аа Rh+.
Задания: |
Поясните определение групп крови у человека. |
Поясните определение резус- фактора у человека. |
Можно ли эту кровь перелить больному? Если нельзя, то почему? |
Задача №80
Мужчина 30 лет, перенесший год назад травму черепа с сотрясением головного мозга, стал отмечать сильную жажду в сочетании с частным и обильным мочеиспусканием, который беспокоят и ночью. Суточное количество мочи составляет около 15 литров. При анализе мочи установлено: моча светлая с низким удельным весом, сахар в моче отсутствует
Задания: |
С нарушением функции, какой железы внутренней секреции связаны описанные симптомы? |
Как изменилась функция железы? |
Назовите гормоны железы и поясните их физиологическое действие |