Нарушения опорно-двигательного аппарата
Осанка.Привычное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения и работы называют осанкой. Правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с его умеренными естественными изгибами вперед в области шейных и поясничных позвонков, симметричным расположением плеч и лопаток, прямым держанием головы, прямыми ногами без уплощения стоп. При правильной осанке наблюдается оптимальное функционирование системы органов движения, правильное размещение внутренних органов и положение центра тяжести.
Ряд причин – нерациональный режим, различные заболевания, приводящие к ослаблению связочно-мышечного аппарата и организма в целом, а также неудовлетворительно поставленное физическое воспитание и недостаточное внимание взрослых к воспитанию у детей навыка правильной осанки – приводят к возникновению и развитию значительных нарушений телосложения. Эти нарушения в виде увеличения естественных изгибов позвоночника и появления боковых искривлений, крыловидных лопаток, асимметрии плечевого пояса, уплощения грудной клетки не только обезображивают форму тела, но затрудняют работу внутренних органов, ухудшают обмен веществ и снижают работоспособность, а у подростков и взрослых – производительность труда.
Образование и закрепление двигательных навыков, формирующих осанку детей, происходит постепенно и длительно. Предпосылками нарушения осанки может стать то, что ребенка рано усаживают, неправильно носят на руках, преждевременно начинают учить ходить, во время прогулок постоянно держат за руку.
В дошкольные годы нарушению осанки способствуют уплощение стоп, неправильная поза во время рисования, выполнения работ на земельном участке с использованием инвентаря, не отвечающего своими размерами возрастным особенностям детей. С самого начала обучения в школе к этим отрицательным моментам могут присоединиться и другие: резкое ограничение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, связанной с вынужденной рабочей позой, ношение в одной руке тяжелого портфеля.
Нарушениям осанки и искривлениям позвоночника может способствовать неправильная организация ночного сна детей и подростков: узкая, короткая кровать, мягкие перины, высокие подушки. Привычка спать на одном боку, свернувшись «калачиком», согнув тело и поджав ноги к животу влечет нарушение кровообращения и нормального положения позвоночника. Отрицательно сказывается на состоянии осанки и внутренних органов перетягивание живота в верхней его части тугими резинками и поясами.
Воспитывается и закрепляется у школьников навык правильной осанки, если одновременно с общеукрепляющими организм оздоровительными мерами учащиеся ежедневно выполняют разнообразные физические упражнения, а учебные и внеучебные занятия проходят в школе и во внешкольных учреждениях в условиях, отвечающих требованиям гигиены.
Плоскостопие. Деформация, заключающаяся в частичном или полном опущении продольного или поперечного свода стопы, называется плоскостопием. Это довольно частое нарушение опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Оно сопровождается жалобами детей и подростков на боль в ногах при ходьбе, быструю утомляемость, особенно во время длительных прогулок, экскурсий и походов.
Плоскостопие чаще бывает приобретенным и значительно реже – врожденным. Приобретенное плоскостопие может быть статическим, травматическим и паралитическим. Статическоеплоскостопие развивается у детей постепенно в результате несоответствия нагрузки на связки, мышцы и кости гигиеническим требованиям. Часто причиной развития у детей статического плоскостопия является рахит. Травматическоеплоскостопие развивается после повреждения стопы, голеностопного сустава, лодыжек. Паралитическоеплоскостопие наблюдается в связи с заболеваниями нервной системы, чаще всего это последствие детского паралича.
Профилактика плоскостопия зависит от воспитания правильной походки. Необходимо, чтобы носки при ходьбе и стоянии смотрели прямо вперед, нагрузка приходилась на пятку, первый и пятый пальцы, а внутренний свод не опускался. Для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы, рекомендуется ходьба босиком по неровной, но мягкой поверхности. При ходьбе полезно периодически поджимать и расслаблять пальцы. Положительное влияние на укрепление свода стопы оказывают игры в волейбол, футбол.
Большое значение имеет ношение обуви, отвечающей гигиеническим требованиям. Она должна точно соответствовать длине и ширине стопы, иметь широкий носок, чтобы пальцы не сжимались, широкий каблук 1,5-2,0 см и эластичную подошву. Девочкам противопоказано ношение обуви на высоких каблуках (4-5 см), чтобы не нарушалась осанка, не происходило искривление позвоночника и смещение позвонков, изменение правильного положения таза и его размеров.
Всестороннее физическое воспитание детей и подростков, выполнение общеразвивающих и специальных физических упражнений ежедневно дома, на уроках – основа профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, укрепления здоровья.
Возраст
Различают В. хронологический (паспортный, или календарный) — период от рождения до момента исчисления и В. биологический, характеризующий биологическое состояние организма на данный момент времени. Последний определяется совокупностью необратимых обменных, структурных и функциональных, в т.ч. приспособительных, изменений в организме (см. Онтогенез). Такие изменения используются в качестве критериев возрастной периодизации жизни человека. Биологический В. может не соответствовать хронологическому. Применительно к человеку возрастные периоды — это те сроки, на протяжении которых совершаются определенные морфологические и функциональные сдвиги в отдельных тканях, органах и всем организме. Возрастная периодизация у детей отражает этапы становления функциональных систем или органов.
Возрастные периоды у детей. Для периода детства характерна непрерывность процессов развития и Роста. В развитии организма ребенка выделяются два основных этапа — внутриутробный и внеутробный. Внутриутробный этап — от момента оплодотворения до рождения, его продолжительность 9 мес. (40 нед.); включает стадии эмбрионального (до 3-го месяца беременности) и плодного (с 3-го по 9-й месяц) развития. Внеутробный этап начинается с момента рождения ребенка. Его делят условно на 6 периодов: 1) период новорожденности — от момента рождения до 4 нед. (см. Новорожденный (Новорождённый)); 2) грудной период (младший ясельный) — от 4 нед. до 1 года (см.Грудной ребенок (Грудной ребёнок)); 3) пред-дошкольный период (старший ясельный) — от 1 года до 3 лет (см. Ясельный возраст);4) дошкольный период — от 3 до 6—7 лет (см. Дошкольный возраст), 5) младший школьный возраст — от 6—7 до 10—12 лет (см. Школьный возраст); 6) старший школьный, или подростковый, период — от 10—12 до 17—18 лет (см. Подростковый возраст). Существуют и другие варианты периодизации детского возраста. Каждому периоду соответствуют определенные анатомо-физиологические особенности организма и степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка.
Определение возраста. Точное определение В. имеет важное значение в клинике, а также в судебно-медицинской практике. О возрасте судят на основании роста, массы тела, количества зубов, состояния кожи. Так, В. плода и новорожденного определяют по длине его тела, размерам головы и длинных трубчатых костей. У детей, подростков и юношей учитываются рост, масса тела окружность грудной клетки, количество и состояние зубов. Важным критерием для точного определения В. служат вторичные половые признаки. Так, у девочек менструации появляются в среднем в 12—13 лет, оволосение в подмышечных впадинах и на лобке — в 11—15 лет, молочные железы достигают своего окончательного развития к 17—18 годам. У мальчиков оволосение в подмышечных впадинах и на лобке в среднем начинается в 13 лет, примерно в этот же период возникают первые поллюции. К 20—22 годам на лице человека появляются носогубные морщины, к 25—30 годам — морщины у наружных краев глазницы и позади ушных раковин, к 30—35 годам — подглазничных, к 40—45 годам — шейные морщины, к 55 годам — морщины на мочках ушей, кистях рук и подбородке.
[1] Аккомодация – способность глаза к четкому видению предметов, находящихся на различных расстояниях.