Патология щитовидной железы
Щитовидная железа пальпируется в области первых трех трахеальных колец с обеих сторон в виде мягких, тонких листков, соединенных узким мостиком. Она заключена в эластическую капсулу, от которой внутрь отходят тонкие тяжи, разделяющие железу на дольки, состоящие из фолликулов. Их стенки выстланы однослойным кубическим эпителием — тиреоцитами. Полости фолликулов заполнены коллоидом, состоящим из тиреоглобулина —йодированного гликопротеида. В состав молекул тиреоглобулина входят йодтирозины (моно- и дийодтирозин), йодтиронины (моно-, ди- и трийодтиронин и тироксин), а также почти все аминокислоты организма. В коллоиде сосредоточено около 95 % йода щитовидной железы. В состав коллоида входят также РНК, ДНК. Поверхность каждого тиреоцита обращена к полости фолликула и называется апикальной. Она имеет микроворсинки, проникающие в коллоид. Между фолликулами содержится рыхлая соединительная ткань — строма, в которой между фолликулами расположены небольшие эпителиальные интерфолликулярные островки — источники развития новых фолликулов.
По кровоснабжению щитовидная железа занимает первое место в организме — каждый фолликул окружен густой капиллярной сетью. Иннервация ее осуществляется симпатическими и парасимпатическими нервами.
Щитовидная железа вырабатывает йодированные гормоны — тироксин и трийодтиронин, а также нейодированный гормон кальцитонин. Биосинтез йодированных гормонов протекает в тироцитах, а кальцитонина — в парафолликулярных клетках (К-клетках).
Биосинтез тиреоидных гормонов происходит поэтапно: депонирование йода в щитовидную железу; органификация его; конденсация; выделение гормонов в кровь.
Избыточный йод из организма выделяется с мочой (до 98 %) и желчью (около 2 %), а также с потом, слюной и при дыхании.
Функции щитовидной железы и аденогипофиза взаимосвязаны, а обе они контролируются гипоталамусом — высшим регулятором нейроэндокринной системы. В нем содержится тиролиберин (тиротропин-релизинг-гормон — ТРГ), который стимулирует тиротропную активность передней доли гипофиза. Регулятором секреции ТРГ и его транспорта в гипофиз являются моноаминэр-гические нейроны гипоталамуса и ствола мозга. Считается, что норадренэргическая система стимулирует продукцию ТРГ, а серотонинэргическая — тормозит. Максимальная продукция ТРГ отмечается утром, минимальная — в полночь.
Равновесие в системе аденогипофиз — щитовидная железа поддерживается по принципу «плюс-минус взаимодействие» тропных гормонов гипофиза и эффекторных эндокринных желез.
Гормон щитовидной железы — кальцитонин обладает выраженным гипокальциемическим действием за счет блокирования резорбции костей и усиления конденсации кальция в костях.
Диффузный токсический зоб — аутоиммунное заболевание со стойким повышением секреции тироксина и трийодтиронина под влиянием тиреоидстимулирующих антител, приводящих в дальнейшем к нарушению функции нервной и сердечно-сосудистой систем. Более подвержены болезни женские особи. К заболеванию предрасполагают наследственные факторы, особенно в условиях эндемичности внешней среды по йоду. Наследственные факторы воздействуют как аутосомнорецессивным, так и аутосомно-доминантным путем. К болезни предрасполагают длительные стрессы, вирусные инфекции. Под их влиянием активируется система гипоталамус — гипофиз — надпочечники с вовлечением в процесс Т-супрессоров и подавлением их контроля за Т- и В- системами лимфоцитов. Под влиянием инфекции нарушается взаимодействие в системах антиген — антитело — аутоантиген — аутоантитело.
Считается, что вследствие нарушения или дефицита Т-супрессоров, подавляющих в нормальных условиях «форбидные», или «запрещенные», клоны Т-лимфоцитов, происходит их выживание или пролиферация. Взаимодействуя с органоспецифическими антигенами щитовидной железы, «запрещенные» клоны Т-лимфоцитов вовлекают в процесс и В-лимфоциты, ответственные за образование антител. При участии хелперов В-лимфоциты и плазматические клетки синтезируют тиреоидстимулирующие иммуноглобулины (антитела) класса 1gО, относящиеся к периферической регуляторной системе, влияющей на продукцию тиреоидных гормонов. Тиреоидстимулирующие антитела приводят не только к гиперфункции, но и гипертрофии щитовидной железы. В развитии клинических проявлений тиреотоксикоза увеличивается чувствительность адренорецепторов к катехоламинам. Усиливают секрецию тиреоидных гормонов также симпатические нервные импульсы.
Клинические проявления токсического зоба обусловлены прежде всего эффектом тиреоидных гормонов и катехоламинов в печени, почках и мышцах, что приводит к задержке распада таких метаболитов, как трийодтироуксусная кислота и др. Увеличение концентрации К в среде, в которой действует тироксин, усиливает его эффект, а повышение Са++ — ослабляет. Катаболизм белков усиливается, приводя к отрицательному азотистому балансу. Возрастает экскреция с мочой фосфора, калия, аммиака, мочевой кислоты; в крови отмечается ретенционная азотемия; нарушается углеводный обмен; повышается чувствительность к адреналину. Наступает исхудание, мышечная слабость, тахикардия, дегенерация миокарда. Щитовидная железа сильно васкуляризируется, увеличивается в размере. Фолликулярный эпителий становится низким, кубическим или цилиндрическим. Соединительная ткань обильно инфильтрируется лимфоидными клетками (очагами). В основной массе фолликулов коллоид отсутствует или его мало, он жидкий, интенсивно резорбирующийся.
Клинически выражены общая слабость, потеря живой массы, утомляемость, снижение продуктивности, возбудимость, потливость, спазмофилия, тахикардия, экзофтальмия, увеличение объема железы.
Гипотиреоз — длительная недостаточность гормонов щитовидной железы или снижение их биологического эффекта на тканевом уровне с последующими нарушениями функций ЦНС, сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной и других систем, дистрофией и слизистым отеком органов и тканей. Возникает чаще у женских особей.
По патогенезу различают первичный, вторичный и третичный гипотиреоз. При первичном (тирогенном) процесс локализуется в самой щитовидной железе; при вторичном — в гипофизе, а при третичном — в гипоталамусе.
У животных возникает в основном первичный гипотиреоз (до 95 %). Причиной его может быть наследственно обусловленный дефект биосинтеза тиреоидных гормонов при детерминации аутосомальным рецессивным геном; гипоплазия и аплазия железы в эмбриональный период, вследствие инфекционно-воспалитель-ных и аутосомальных поражений (тиреоидит, струма), особенно при йодной эндемичности среды обитания (эндемический зоб). Гипотиреоз может возникнуть после лечения радиоактивным йодом, антитиреоидными препаратами (перхлорат калия, мерказолин и др.) диффузного токсического зоба.
Вторично гипотиреоз иногда может быть следствием поражения гипофиза (гипопитуитаризм, аденома), а третично — первичного поражения гипоталамических структур, продуцирующих тиролиберин. Нередко этиологию и патогенез гипотиреоза установить не удается.
При гипотиреозе в результате аутоиммунных процессов в строме щитовидной железы появляются лимфоплазмоцитарные инфильтраты, деструкция тиреоидной паренхимы, что приводит к ее гипофункции, которая обусловливает общее нарушение промежуточного обмена. Снижаются синтез и диализ белков, повышается толерантность к углеводам (гипогликемия), в крови возрастает содержание α- и β-липопротеидов, особенно холестерина; характерна задержка воды и хлористого натрия в тканях (отечный синдром). Клинически выражены мышечная релаксация, снижение массы тела, запоры, бесплодие, а также брадикардия, водянка перикарда, функциональные систолические шумы, артериальная ги-пертензия, малый вольтаж зубов Р и Т, снижение интервала 5—Т под изопотенциальную линию, удлинение интервала Р—Q на ЭКГ.
Сама щитовидная железа почти не пальпируется, при первичном гипотиреозе иногда может быть несколько увеличена (при эндемическом зобе) вследствие разрастания стромы.
Тиреоидиты — различные по этиологии и патогенезу заболевания щитовидной железы, общим симптомом которых является воспаление. Различают острый диффузионный или очаговый гнойный и негнойный, подострый диффузионный и очаговый; хронический аутоиммунный, фиброзный и специфический (туберкулезный) тиреоидиты.
Эндемический зоб — увеличение размера щитовидной железы у животных в зонах с низким содержанием йода во внешней среде (кормах и воде), сопровождающееся диффузными или узловыми изменениями структуры органа. Такие эндемические зоны установлены в Карелии, Белоруссии, верховьях Волги, Марий Эл, на Урале, Северном Кавказе, в Забайкалье, в долинах крупных сибирских рек, высокогорных местностях, в местах с подзолистыми почвами.
Развитию эндемического зоба способствуют неудовлетворительные ветеринарно-санитарные и зоогигиенические условия, загрязнение экологической среды промышленными отходами, биологически неполноценное кормление (избыток солей фтора, тиомочевины, тиоуратов, гиповитаминозы, недостаток кобальта, меди, цинка и др.), а также избыток в рационах струмогенных кормов (капуста, куузика, брюква, репа, турнепс, соя, свекольная ботва).
Величина функциональных изменений при зобной болезни не всегда соответствует степени ее гиперплазии. Наряду с увеличением железы характерны экзофтальмия, тахикардия или, наоборот, брадикардия, гепотензия, увеличение зоны сердечного притупления при перкуссии, снижение иммунобиологической реактивности и резистентности (склонность к инфекционным заболеваниям), одышка, сухой кашель, изменение голоса (вплоть до афонии). Продуктивность, упитанность и воспроизводительные потенции снижаются.
В редких случаях возможны первичные злокачественные поражения щитовидной железы или вторичные (вследствие метастазирования рака из других органов). Выделяют капиллярный, фолликулярный, анапластический и медуллярный виды рака щитовидной железы. Во всех случаях прогноз неблагоприятен в функциональном и витальном отношениях.