Электромеханическое сопряжение
В тетради зарисовать сопряженные графики потенциала действия скелетного мышечного волокна, фаз возбудимости, уровня Са++ в саркоплазме мышечного волокна, механограмму одиночного мышечного сокращения.
Ситуационные задачи
1. В несвежих продуктах может содержатся микробный токсин ботулин. Его действие на нервно-мышечные синапсы подобно устранению из них ионов Са++. Почему отравление может оказаться смертельным?
2. Какова возбудимость мышцы в латентный период сокращения, во время фазы укорочения?
3. При длительном раздражении нерва нервно-мышечного препарата где будет прежде всего развиваться утомление:
1) в нерве; 2) в нервно-мышечном синапсе; 3) в мышце.
4. Будет ли происходить сокращение мышцы в безнатриевой среде и почему?
5. Почему в постсинаптической мембране нервно-мышечного синапса не развивается потенциал действия?
6. Основные зоны саркомера I,A,H. Ширина какой из них не изменяется при сокращении мышцы?
Занятие № 13
Тема занятия: Физиология двигательных единиц.
Цель занятия: составить представление о двигательных единицах; изучить виды двигательных единиц, типы сокращения скелетной мышцы, механизмы утомления мышцы.
Знать | Уметь |
1) Понятие «двигательная единица», виды двигательных единиц. 2) Механизмы развития утомления мышцы в целостном организме. | 1) Рисовать схему двигательной единицы. |
Рекомендуемая литература:
1. Лекционный материал.
2. Алипов, Н.Н. Основы медицинской физиологии [Текст] / Н.Н.Алипов // М.: Гэотар-медиа, 2008. – 423 с.
3. Физиология человека: Учебник [Текст] / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько // М.:Медицина, 2007. – 656 с.
4. Морфология и физиология мышц. Учебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов всех факультетов. Сазонова Е.Н., Демидова О.В. -Хабаровск: Издательство ДВГМУ 2014. (с комплексом обучающих презентаций).
Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:
1. Понятие двигательной единицы.
2. Сравнительная характеристика быстрых и медленных двигательных единиц.
3. Механизмы регуляции силы сокращения мышцы. Понятие тетануса
4. Физиология утомления скелетной мышцы.
5. Методы исследования функционирования мышц.
6. В тетради для самоподготовки зарисовать схему двигательной единицы, обозначить ее элементы.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Работа № 1
Кистевая динамометрия.
Для проведения исследования используется кистевой динамометр. С помощью винта сброса стрелка динамометра устанавливается в начальное положение. Взять динамометр в правую руку, вытянутую горизонтально и максимально сжать пружину прибора. Зарегистрировать силу сокращения. Используя кистевой эспандер многократно сокращать мышцы кисти с максимальным усилием, добиваясь утомления мышцы. Кистевым динамометром регистрировать силу каждого десятого сокращения. Отмечать в таблице и на графике силу первого и каждого десятого последующего сокращений. Исследование прекращают, когда станет очевидным устойчивое снижение силы сокращений вследствие утомления.
Таблица 6
Показатели силы сокращения мышц кисти рук в динамике
Количество сокращений | Показатели динамометра (в кг) |
1 сжатие | |
10 сжатие | |
20 сжатие | |
30 сжатие | |
и.т.д. |
Рис. 4. Динамика развития утомления мышц кисти рук.
В выводе указывают причины развившегося утомления. Объяснить от чего зависит сила сокращения целостной мышцы и динамика утомления.
Занятие № 14.
Тема занятия: Законы раздражения, их значение для оценки уровня возбудимости нервной и мышечной тканей.
Цель занятия: изучить закономерности формирования возбуждения при действии на возбудимые структуры раздражителей разной силы, частоты, длительности, имеющих разный градиент нарастания силы, при раздражении тканей постоянным током.
Знать | Уметь |
1) Формулировки законов раздражения (закона силы, закона длительности, закона частоты, закона градиента, закона действия постоянного тока). 2) Физиологические основы действия электрического тока на живую ткань. | 1) Рисовать кривую Гоорвега-Вейса-Лапика, показывать на кривой реобазу, полезное время, хронаксию. 2) Пояснять физиологические основы использования электрического тока малой интенсивности в физиотерапевтических целях. 3) Пояснять методику проведения и медицинское значение метода хронаксиметрии. |
Рекомендуемая литература:
1. Лекционный материал.
2. Алипов, Н.Н. Основы медицинской физиологии [Текст] / Н.Н.Алипов // М.: Гэотар-медиа, 2008. – 423 с.
3. Физиология человека: Учебник [Текст] / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько // М.:Медицина, 2007. – 656 с.
Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:
1. Характеристика понятия гомогенных и гетерогенных возбудимых систем.
2. Закон силы для гомогенных и гетерогенных возбудимых систем. Понятие и свойства локального ответа.
3. Закон длительности действия раздражителя для гомогенных и гетерогенных возбудимых систем. Смысл кривой Гоорвега-Вейса-Лапика, понятия реобазы, полезного времени, хронаксии. Методика проведения и клиническое значение хронаксиметрии.
4. Закон частоты действия раздражителя. Понятие лабильности возбудимой системы, частотного оптимума и пессимума.
5. Закон градиента. Определение понятий: критическая скорость нарастания силы раздражения, аккомодация. Механизмы аккомодации.
6. Полярный закон раздражения Пфлюгера. Понятия и механизмы анодно-размыкательного возбуждения, катодической депрессии.
7. В тетради для самоподготовки зарисовать кривую Гоорвега-Вейса-Лапика. Обозначить на графике и дать определение понятиям реобазы, полезного времени, хронаксии.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
В начале лабораторной работы проводится просмотр учебного видеофильма «Законы раздражения».
Работа № 1