Аштанга хридаям самхита

Аштанга Хридаям Самхита – сердце восьми частей Аюрведы – квинтэссенция всего аюрведического знания и один из наиболее авторитетных текстов по древнеиндийской медицине. Благодаря краткому, сжатому изложению аюрведической парадигмы, четко выдержанной последовательности расположения глав и разделов, прекрасному поэти­ческому слогу, Аштанга Хридаям Самхита занимает законное место среди Брихата Траи – трех главнейших аюрведических трактатов. Поистине, она – само воплощение Аюрведы, угождающее потребностям студентов, ученых, фармацевтов и практикующих врачей. Стиль изложения и легкость понимания материала делает Аштанга Хридаям Самхиту букварем аюрведической науки.

Автор Аштанга Хридаям Самхиты не оставил о себе никакой информации, кроме того, что его звали Вагбхата и что он был сыном аюрведического врача по имени Сим­хагупта; из древних комментаторов на Аштанга Хридаям Самхиту никто не написал биографии ее создателя, поэтому историки, как индийские, так и европейские, пытав­шиеся идентифицировать его личность, не смогли прийти к общему мнению и даже приблизительно описать историю его жизни. Некоторые авторы считают, что Вагбхата жил в Каши – Бенаресе[23], но эта информация не является полностью достоверной – она не может быть доказана или опровергнута.

Помимо Аштанга Хридаям Самхиты перу Вагбхаты приписывают еще несколько произведений, но подтвердить его авторство не представляется возможным.

Второстепенные тексты – Лагху Трая

Мадхава Ниданам Самхита

Рога Винишчая – текст, более известный под названием Мадхава Ниданам Самхита, считается самым лучшим и доступным для понимания вопросов этиологии и нозологии болезней среди древних аюрведических текстов. Написанный Мадхавакарой, точная дата жизни которого окончательно не установлена, он драгоценным камнем сияет среди текстов «Лагху Траи» - вторичных аюрведических текстов. Можно сказать, что Мадхава Ниданам Самхита состоит из обработанных Мадхавой шлок, посвященных этиологии болезней, взятых из основных аюрведических текстов, существующих на момент написания Самхиты и собранных в семьдесят глав.

Современные историки не смогли точно датировать момент написания Мадхава Ниданам Самхиты и составить жизнеописание ее автора. Известно только, что его звали Мадхавакара и он был сыном Индукары, врача-алхимика, одного из авторитетнейших комментаторов на Аштанга Самграха Самхиту. Из-под его пера вышли такие тексты, как Мадхава Чикитса и Йога Вьякхья, а также комментарии на Сушрута Самхиту под названием Сушрута Шлока Вартика. Косвенные данные говорят о том, что он жил в Бенгалии или на востоке индийского субконтинента. Так или иначе, работа Мадхавакары к девятому веку уже была известна, ведь она была среди источников, цитируемых в арабском тексте об индийской медицине, написанном примерно в 850 г. аль-Табари «Фирдоус аль Хикма», или «Рай Мудрости». Благодаря этой работе Мадхава Ниданам Самхита стала известна и знаменитому аль-Рази, жившему в конце девятого – начале десятого века.

На Мадхава Ниданам Самхиту существует множество комментариев (например, Мадхукоша (до главы «Нозология конкрементов»), написанный Виджаем Ракшитой, Мадхукоша (после главы «Нозология конкрементов»), написанный Шрикантха Даттой, Атанка Дарпана, написанный Вачаспати), его авторитетность и значимость даже с древних времен была признана не только аюрведическими врачами, но и врачами персидской медицины – первый иностранный перевод Мадхава Ниданам был выполнен именно на персидский язык во времена халифа Харун-аль-Рашида (около 790 года н.э.).

Бхавапракаша

Бхавапракаша, или «Разъяснение состояний» – трактат, написанный врачом Бхавамишрой, жившем в шестнадцатом веке, скорее всего в Магадхе или Бихаре, был очень популярным среди аюрведических врачей того времени. Бхавамишра был первым индийским автором, описавшим сифилис, которым, как он утверждал, можно было заразиться из-за половых связей с чужеземцами с Запада, которые считались греховными. Санскритское название, которое он выбрал для этого заболевания – Пхиранга рога, напоминает название «французская болезнь», термин, используемый среди арабских врачей. Его способы лечения Пхиранга роги включали использование ртутных и свинцовых препаратов, полового воздержания и гигиенических процедур, в частности, омовение половых органов насыщенным отваром Трипхалы. Другие важные новшества в работе Бхавамишры включают описание противозачаточных средств и первое четкое описание болезни латиризм, или паралич ног, вызванный поеданием в пищу чины посевной.

Текст состоит из трех кханд, или частей, первая из которых включает в себя два раздела. Основных комментария два – Дэвала локана, написанный Шри Ранавира Симхой и Садвайдья Сиддханта Ратнакара, написанный Джаядэвой.

Шарангадхара Самхита

Шарангадхара Самхита – аюрведический текст, описывающий приготовление аюрведических препаратов как для внутреннего применения (бати, чурны, ришты и т.д.), так и для проведения процедур очищения организма. Как и в большинстве аюрведических трактатов, в тексте Шарангадхара Самхиты встречается только косвенное упоминание об ее авторе – в конце каждой главы сказано, что она написана Шарангадхарой. Комментаторы Самхиты также не дают подробной информации об ее авторе, поэтому точной и достоверной информации о жизни Шарангадхары не сохранилось. Имя Шарангадхара было достаточно распространенным в средневековой Индии, и в тот промежуток времени, когда предположительно жил автор Шарангадхара Самхиты, творили около восьми врачей-кавираджей[24], написавших такие произведения, как Шарангадхара Тришати (текст, посвященный лихорадкам), Шарангадхара Паддхати (компиляция из более ранних трактатов обо всех разделах медицины – от токсикологии до магии и демонологии) и Сангита Ратнакара (текст о гармонии в музыке и в мире, включающий описание пульсов, Тридоша и т.д.), поэтому идентификация личности автора Шарангадхара Самхиты еще более усложняется. Дата написания текста также рассчитана с большой натяжкой[25].

Текст Шарангадхара Самхиты состоит из трех разделов – Пратхама кханды, посвященной общим вопросом сбора лекарственных растений, мерам и весам, общей диагностике, анатомии и нозологии; Мадхьяма кханды, посвященной технологии приготовления тех или иных лекарственных форм и рецептуре; и Уттара кханды, описывающей очистительные процедуры. Общее количество глав в тексте – тридцать две, число шлок – две тысячи шестьсот. Основных комментариев – четыре, самый ранний из которых написан Бопадэвой, сыном Кешава Пандита.

Дополнительные тексты

Бхела Самхита

Бхела Самхита, написанная мудрецом Бхелой, наравне с Чарака Самхитой, Кашьяпа Самхитой и Вангасена Самхитой является одним из самых древних аюрведических тек­стов. Чарака, упоминая Бхелу, пишет (Ч.С.1.1.32.), что он является одним из прямых учеников Атреи. Мало того, он один из шести его учеников, получивших благословение записать аюрведическое знание. Кашьяпа упоминает имя Бхелы в главе, посвященной уходу за ребенком и терапевтическим процедурам (К.С.7.1.18.).

Текст состоит из ста двадцати глав, размещенных в восьми разделах. Бхела Самхита полностью не сохранилась – часть текста была утеряна, поэтому в оригинальном тексте встречаются пропуски и пробелы.

К сожалению, о жизни самого Бхелы доподлинно ничего неизвестно, приходится довольствоваться только упоминаниями о нем в ведических текстах.

ЧАСТЬ 3

Наши рекомендации