Общая характеристика чувств
1. Соотношение понятий «чувство» и «эмоция».
2. Чувство как устойчивое эмоциональное отношение к значимому объекту (эмоциональная установка).
3. Характеристики эмоциональных отношений (свойства чувств).
1. Соотношение понятий «чувство» и «эмоция.
Многообразие эмоциональных проявлений человека требует их более четкой дифференциации. В обыденной речи понятия «чувства» и «эмоции» практически не различаются. В обозначении качественных различий эмоций и чувств наблюдаются существенные разногласия. Некоторые психологи отождествляют эмоции и чувства. Одни полагают, что чувства - это неразложимые целостности, изменяющиеся лишь количественно. Другие же, напротив, утверждают, что чувства представляет собой сложно организованное единство и содержит в себе различные нюансы.
По мнению швейцарского психолога Э.Клапареда (1873-1940), эмоции, развивающиеся в условиях, затрудняющих приспособление, следует отличать от чувств, выражающих приспособительные установки индивида: "Чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоции целесообразными не являются". Человек, лишенный чувств, не сможет определить ценность вещей, к которым он должен приспособиться, он не способен понять, что для него полезно, а что вредно. Клапаред обращает внимание на неадаптивность эмоций. Например, оказавшись во власти эмоциональных переживаний, люди нередко совершают ошибочные и нежелательные действия. Автор все же вносит существенное уточнение: при всей ее объективной неадаптивности, эмоция может быть субъективно полезной. любая эмоция характеризуется изменяющимся соотношением адаптивных и дезадаптивных реакций. Чем ближе эмоция по форме к шоку, эмоциональному взрыву, тем меньше степень ее адаптивности. Установки и реакции, способные полезно ориентировать поведение, а также осознание субъектом их наличия Клаперед называет чувствами. Следуя этой логике, нужно выделять не "чувство страха", а "чувство опасности" как осознанное переживание необходимости обеспечить самозащиту. В теории Клапареда отдельное место отводится интеллектуальным чувствам. В их круг предлагается включить элементы мышления.
Англо-американский психолог У. Макдауголл предлагал другую схему различения эмоций и чувств. Эмоция соответствует специализированному побуждению (устремлению) и возникает вместе с его актуализацией. Каждое специфическое побуждение проявляется в виде комплекса телесных приспособлений, что отражается в переживаниях индивида, которые У.Макдауголл называет первичными эмоциями. Вторичные (смешанные) эмоции - качества нескольких побуждений, сотрудничающих или конкурирующих друг с другом. Такими сложными эмоциями являются смущение, стыд, почтение и др. Что касается чувств, то они соответствуют скорее условиям деятельности и возникают в зависимости от успешности или неуспешности в реализации побуждений. Чувства не смешиваются, а сменяют друг друга. Например, при возникновении затруднений надежда на успех уступает место тревоге или отчаянию. Чувства возникают на более поздних этапах эволюции и присущи в основном человеку.
Современных ученых, рассматривающих соотношение чувств и эмоций, можно разделить на четыре группы. Первая группа отождествляет чувства и эмоции или дает чувствам такое же определение, какое другие психологи дают эмоциям; вторая считает чувства одним из видов эмоций (эмоциональных явлений); третья группа определяет чувства как родовое понятие, объединяющее различные виды эмоций как формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, страсти и собственно чувства); четвертая - разделяет чувства и эмоции.
Согласно традициям отечественной психологии, принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. В отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут оставаться на всю жизнь. А. Н. Леонтьев (1971) считает чувства особым подклассом эмоциональных явлений. Он отличает чувства от эмоций их предметным характером, возникающим в результате специфического обобщения эмоций, связанных с конкретным объектом. Например, можно получить удовольствие (удовлетворение) от выполненного задания, т. е. испытать положительную эмоцию, а можно быть удовлетворенным своей профессией, иметь к ней положительное отношение, то есть испытывать чувство удовлетворенности. В. М. Смирнов и А. И. Трохачев (1974) полагают, что вряд ли следует отождествлять или противопоставлять психологические понятия «эмоция» и «чувство», их скорее нужно рассматривать как отношение частного к общему. Этой же позиции придерживаются, по существу, Л. В. Благонадежина (1956) и П. В. Симонов (1981), которые считают, что чувства - это эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, т. е. потребностей, возникших в ходе исторического развития человечества. Так, Л. В. Благонадежина пишет, что отдельные эмоции и чувства могут обозначаться одним и тем же словом, но их происхождение и роль в жизни человека различны. Автор утверждает, что страх в условиях опасности для жизни - это эмоция. Но страх оказаться в смешном положении, потерять уважение людей - это чувство. Очевидно, что при этом разделении автор руководствовалась положением, что все эмоции, связанные с социальными потребностями человека, следует считать чувствами.
Спорным является представление ряда психологов, что чувства присущи только человеку. Хотя у него они и являются личностным отношением к окружающей его действительности, но ряд фактов заставляет признать наличие чувств и у животных.
Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. Чувства выражаются через эмоции в зависимости оттого, в какой ситуации находится объект их выражения. Например, мать, любя своего ребенка, переживает по отношению к нему в разных ситуациях разные эмоции: она может злиться на него, испытывать гордость за него, нежность к нему и т.д. Данный пример показывает, что:
· во-первых, эмоции и чувства — это не одно и то же;
· во-вторых, нет прямого соответствия между чувствами и эмоциями: одна и та же эмоция может выражать разные чувства и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях.
Наиболее четкое разделение эмоций и чувств дано А. Н. Леонтьевым (1971). Он отмечает, что эмоция имеет ситуативный характер, т. е. выражает оценочное отношение к наличной или возможной в будущем ситуации, а также к своей деятельности в ситуации. Чувство же носит отчетливо выраженный «предметный» (объектный) характер. Чувство - это устойчивое эмоциональное отношение. Существенно и замечание А. Н. Леонтьева, что эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева).
Г. А. Фортунатов (1976) тоже считает, что не следует отождествлять понятия «чувство»» и «эмоция». Например, нельзя чувство патриотизма, ответственность за порученное дело или чувство любви матери к детям называть эмоцией, хотя эти чувства проявляются через эмоциональные переживания.
В. А. Крутецкий (1980), хотя и пишет вначале, что «чувствами или эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает и делает, к другим людям и к самому себе» (с. 186), все же отмечает, что, в сущности, эти два понятия отличаются друг от друга. Чувство - это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. Эмоция же - более простое, непосредственное переживание в данный момент. Эмоции появляются у человека еще до его рождения. К. В. Шулейкиной (1971) выявлено, что эмоциональные реакции удовольствия и неудовольствия наблюдаются уже у пяти-шестимесячного человеческого плода.
К. К. Платонов (1972) полагает, что чувство - это форма отражения, возникшая из сочетания понятийной формы психического отражения с эмоциями. Так, чтобы у человека возникло чувство любви к Родине, он должен овладеть понятием «Родина», т. е. знать и понимать, что это такое и какие переживания могут быть у человека в связи с этим понятием.
А. Г. Маклаков (2000), рассматривая чувства как один из видов эмоциональных состояний, в качестве дифференцирующих эмоции и чувства признаков декларирует следующие.
1. Эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первич-
ную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Такое явление, как «смутное чувство» (например, «смутное терзание»), говорит о неопределенности чувств и рассматривается автором как процесс перехода от эмоциональных ощущений к чувствам.
2. Эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства - с социальной сферой.
3. Эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании.
4. Эмоции чаще всего не имеют определенного внешнего проявления, а чувства имеют.
5. Эмоции кратковременны, а чувства длительные, отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам.
Доказательством нетождественности эмоций и чувств является более позднее появление чувств в онтогенезе по сравнению с эмоциями
Таким образом, чувства - это сложные, культурно обусловленные переживания человека, в которых отражаются его устойчивые отношения к определенным предметам или процессам окружающего мира. Чувства представляют высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Это устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они связаны с конкретными объектами, входящими в сферу культуры (например, произведения искусства, вызывающие эстетические чувства), видами деятельности и людьми, составляющими социальное и культурное окружение личности, значимо влияющими на сферу ее частной жизни. Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно к предмету или объекту, которые его вызвали. Он всегда испытывает чувство к кому-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Чувства человека, детерминируясь генетически, формируются обществом; они играют огромную роль в поведении, практической и познавательной деятельности человека. Являясь сигналами успешности или неуспешности выполнения деятельности, соответствия или несоответствия предметов и явлений потребностям и интересам человека, чувства тем самым занимают существенное место в регуляции деятельности людей. Сфера чувств очень сложна для изучения, т.к. в ней гораздо более, чем в познавательной сфере выражено субъективное начало. Особая ценность чувств для личности связана с их побудительной функцией. Чувства всегда подразумевают определенную внутреннюю работу по преобразованию психологического мира человека.
Итак, очень трудно разграничить эмоции и чувства. Они настолько взаимосвязаны друг с другом, что любое их разведение носит искусственный характер. И все же:
1. Эмоции - форма, чувство - содержание.
2. Эмоции - исходные, более простые, первичные психические явления. Чувства - производные, вторичные, сложные, присущи только человеку.
3. Выросшие из эмоций чувства, уже включают их в себя (наряду с другими компонентами), поэтому некоторые проявления чувств, по их ведущему компоненту называют эмоциями.
В отличие от эмоций и настроений, чувства имеют выраженную объектную привязку: они возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. «Я боюсь этого человека» — это чувство, а «Мне страшно» — это эмоция. В связи с этим чувства, в отличие от эмоций и настроений, могут быть амбивалентными.
2. Чувство как устойчивое эмоциональное отношение к значимому объекту (эмоциональная установка).
По мнению ряда ученых, строго научное использование термина «чувство» должно ограничиваться лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т. е. оценочного отношения к каким-либо объектам. Об этом пишут многие авторы. По П. В. Симонову (1962), чувство — это «устоявшееся отношение человека к явлениям действительности»; Г. А. Фортунатов (1970) определяет чувства как «отражение в мозгу человека его реальных отношений, т. е. отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам» (с. 336); по А. Н. Леонтьеву, чувство — это устойчивое эмоциональное отношение. В «Психологическом словаре» (1983) чувства определяются как «устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами». А. В. Петровский (1986) пишет, что «чувства — это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает».
Отношение как философская категория получило в психологии несколько иное содержание. Помимо объективных отношений, характеризующих количественное или качественное проявление взаимосвязей между чем – или кем-либо, соотношение одного с другим, психологи выделяют и субъективные отношения, т. е. как личность относится к тем или иным событиям, людям и т. п. Если объективные отношения отражают взаимодействие двух объектов (например, деловые отношения в спортивной команде — кто и кому должен отдать пас и т. д. ), то субъективные отношения выражают пристрастность человека к кому – или чему-либо, его предпочтение одного перед другим, его пристрастную оценку явления, процесса, другого человека (Б. Ф. Ломов).
Проблема субъективных отношений личности в отечественной психологии впервые была поставлена А. Ф. Лазурским и сформулирована в виде теории В. Н. Мясищевым в 1957 году. В западной психологии близким к понятию «отношение» является понятие «аттитюд» (социальная установка личности на восприятие чего – или кого-либо). Субъективные отношения, по В. Н. Мясищеву, имеют две стороны: привлекательность—непривлекательность и смысл. Поэтому отношения связывают человека не только с внешними сторонами вещей, но и с их сущностью, смыслом (нужно — не нужно, полезно — вредно, разумно — неразумно и т. д.).
Субъективные отношения имеют три стороны, составляющие их содержание, или структуру: оценивающую, экспрессивную (эмоциональную) и побудительную. Оценивающая сторона отношений связана с сопоставлением себя и других с некоторыми образцами, эталонами поведения, с определением уровня достижений. В зависимости от даваемой оценки (хороший—плохой, приятный—неприятный, красивый—некрасивый, честный—нечестный и т. д.) у человека возникает определенное отношение к предмету отношений (уважительное или презрительное — к человеку, ответственное или безответственное — к своему делу, учебе и т. д.).Экспрессивная сторона отношений связана с переживанием человеком своего отношения к объекту отношения, с возникающими у него по поводу оценки эмоциями.Например, оценка человеком себя как неспособного вызывает не только негативное отношение к себе, но и тягостное переживание этого отношения. Побудительная сторона отношений, выражающаяся, например, во влечениях и интересах, проявляется в стремлении овладеть нравящимся объектом, войти в контакт с обожаемым человеком, заниматься нравящейся деятельностью.
Возможны субъективные отношения, в которых эмоциональный компонент отсутствует. Отсюда чувствами могут считаться только такие отношения к кому – или чему-либо, в которых проявляется неравнодушие человека.
С точки зрения Ильина можно выделить следующие признаки, разделяющие эмоции и чувства:
— отношение к объекту, а не ситуации, притом объекту личностно значимому;
— устойчивость этого отношения;
— соответствующее отношению поведение (ухаживание влюбленного, проявление сердечности (поглаживание, поцелуи), агрессия при ненависти, проявление уважения и почитания при благоволении, проявление надменности при призрении, заботливости и защиты при любви и т. п.).
В отличие от эмоций, связанных с конкретными ситуациями и проявляемыми «здесь и сейчас», чувства выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности объекты, имеющие для человека стабильную мотивационную значимость. Это значит, что в отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь. Например, можно получить удовольствие (удовлетворение) от выполненного задания, т. е. испытать положительную эмоцию, а можно быть удовлетворенным своей профессией, иметь к ней положительное отношение, т. е. испытывать чувство удовлетворенности. Устойчивые эмоциональные отношения А. Н. Леонтьев называет «эмоциональными константами».
Важно и то, что чувства как устойчивые образования могут быть как в проявленном, так и в потенциальном, скрытом состоянии (Ковалев, 1970). Длительность же и скрытость — это характеристики психологических установок. Отсюда длительное и скрытое положительное или отрицательное отношение к кому – или чему-либо по сути является эмоциональной установкой, программой эмоционального реагирования на определенный объект при его восприятии и представлении в определенных жизненных ситуациях.
Чувства выражаются в эмоциях не беспрерывно и в данный момент могут не проявляться в каком-либо конкретном переживании. Поэтому соотношение между эмоцией и чувством такое же, как соотносятся друг с другом мотивы (проявляемые «здесь и сейчас») и мотивационные установки, сохраняющиеся длительное время и актуализируемые многократно при возникновении адекватных для них ситуаций.
Формирование эмоциональных установок происходит под влиянием личного и общественно-исторического опыта. Первый приобретается в процессе жизни самостоятельно, подчас стихийно, второй передается ребенку родителями и воспитателями. Например, ребенку внушается, какие объекты и явления являются для него опасными или неопасными. Создаваемая установка на опасное и безопасное формирует знаемые отношения (отрицательные или положительные), учитывая которые при возможности столкновения с этими объектами и ситуациями ребенок будет опасаться или не опасаться, а не бояться или не бояться. Вследствие этого он будет делать все, чтобы не попасть в действительно опасную ситуацию, которая может вызвать у него переживание страха, боязни.
Если дать сравнительную оценку соотношений между тремя основными составляющими эмоциональной сферы — эмоциональным тоном ощущений, эмоциями и чувствами, то можно сказать, что эмоциональный тон ощущений — еще не эмоция, а чувство — уже не эмоция (Ильин).
Одно и то же чувство может выражаться через разные эмоции в зависимости от ситуации, в которую попадает объект, по отношению к которому испытываются чувства. Кроме того, одна и та же эмоция может «обслуживать» разные чувства. Например, можно радоваться успеху любимого человека и неуспеху человека, которого ненавидишь. Сказанное, однако, не означает исключение чувств из эмоциональной сферы. Возникновение чувства означает установление тесной эмоциональной привязки субъекта к объекту. Человек становится как бы заряженным на эмоциональное реагирование на этот объект. Чувство как стойкое субъективное отношение к чему-либо является эмоциональной установкой, которая, будучи актуализирована встречей с объектом чувства или воспоминанием о нем, сопровождается эмоциональным откликом той или иной силы. Специфика чувства как эмоциональной установки заключается в том, что оно является долговременным эмоциогенным фактором, вызывающим эмоциональный отклик в тот момент, когда в поле сознания появляется объект этого чувства. Появление чувства «обязывает» человека эмоционально реагировать на этот объект, пусть даже на уровне эмоционального тона впечатлений (например, приятно или неприятно вспоминать о данном человеке).
3. Характеристики эмоциональных отношений (свойства чувств).
Чувства как эмоциональные отношения характеризуются с различных сторон. Они имеют свой знак. Отношение по знаку может быть положительным, отрицательным, безразличным. Положительно человек относится к тому, что его привлекает, отрицательно — к тому, что его отталкивает, вызывает отвращение, неудовольствие. В наиболее простой форме это выражается в оценках «нравится — не нравится», «люблю — не люблю», «доволен — не доволен», «интересно — не интересно». Безразличное, или нейтральное, отношение выражается в заявлении: «все равно». Истинное безразличное отношение может быть только к незначимым для человека объектам (т. е. не вызывающим у него интереса, не представляющим для него важность).
В ходе развития субъективных отношений их интенсивность меняется, иногда резко. Иногда достаточно небольшого толчка, чтобы положительное отношение не только уменьшилось по интенсивности, но даже изменилось по модальности, т. е. стало отрицательным. Сложное строение чувств отражается в таком их свойстве как амбивалентность. Амбивалентность чувств (от лат.ambo - оба и valentis - имеющий силу) - это двойственность (противоположность по знаку) неоднородных эмоциональных состояний, образующих единый комплекс и связанных с отношением к человеку или явлению, при одновременном его принятии и отвержении. Так, например, в ревности происходит объединение чувств любви и ненависти.
Эмоциональные отношения не всегда характеризуются устойчивостью. Особенно отличаются неустойчивостью отношения детей. Так, в течение одного часа совместной игры дети могут несколько раз поссориться и помириться. У взрослых некоторые эмоциональные отношения могут быть довольно устойчивыми, принимая форму ригидности установок, консервативности взглядов или выражая принципиальную позицию личности. Для объяснения устойчивости чувств и выделения их когнитивной структуры Г.Штеррингом введено понятие "ядро кристаллизации чувств". Оно обозначает внутренние представления личности, служащие той основой, на которую накладываются различные, соответствующие им эмоциональные состояния. Воспроизведение этих представлений ведет за собой и воспроизведение всей гаммы связанных с ними эмоций. В качестве таких представлений Штерринг описывал образы (и связанные с ним установки) родителей, детей, семьи, друзей, а также абстрактные представления о честности, религиозном долге, любви к ближнему и др. По его мнению, подобные "ядра кристаллизации чувств" формируются постепенно, на протяжении всей жизни, но могут появиться в достаточно целостном виде и после одномоментных, очень значимых или даже экстремальных обстоятельств. Штерринг выделял "гетерогенные ядра кристаллизации чувств", обусловленные воздействием среды, авторитетов, коллективных нормативных принципов, и "автономные ядра кристаллизации", связанные с самостоятельным пересмотром этических, религиозных и эстетических оценок, которые принимаются или отвергаются личностью, достигшей достаточной степени зрелости.
Широта эмоциональных отношений. У каждой личности в процессе ее развития формируется сложная многомерная, многоуровневая и динамическая система субъективных отношений. Чем к большему числу объектов человек выражает свое отношение, тем шире эта система, тем богаче сама личность, тем большее у нее, по выражению Э. Эриксона, «радиусов значимых отношений».
Генерализованность и дифференцированность отношений. Многообразие или узость отношений тесно связаны с другой характеристикой — дифференцированностью отношений. Например, школьники младших классов в большинстве случаев довольны как самим уроком по какому-либо предмету, так и различными его сторонами: отношениями с учителем, достигаемыми результатами, условиями, в которых проводятся уроки, и т. д. Их субъективные отношения часто возникают под влиянием случайных событий (понравился первый урок, значит вообще заниматься этим предметом интересно). Это генерализованное положительное отношение скорее всего свидетельствует о незрелости младших школьников как личностей, об их неумении отделять один фактор от другого в своих оценках. Для них учебная дисциплина может быть интересной потому, что им нравится учитель, преподающий ее, или наоборот, учитель нравится потому, что на уроке интересно.
Обобщенность эмоциональных отношений возникает тогда, когда человек обобщает эмоциональные впечатления и знания и руководствуется ими в проявлении своего отношения к чему-либо. Например, положительное отношение человека к физкультуре будет обобщенным и устойчивым, а необходимость заниматься физкультурой станет его убеждением, если он будет понимать роль любых занятий физической культурой для своего развития и регулярно получать от них удовольствие. Правда, иногда обобщенность отношений выступает в качестве недостатка личности, а не ее достоинства, создавая предвзятость отношения к чему – или кому-либо.
Субъективность эмоциональных отношений. Для чувств характерна субъективность, так как одни и те же явления могут иметь для разных людей различное значение. Более того, для ряда чувств характерна их интимность, т. е. глубоко личный смысл переживаний, их сокровенность. Когда делятся с близким человеком этими интимными чувствами, это значит, что идет задушевный разговор.
В. В. Никандров и Э. К. Сонина (1996) выделяют еще одно свойство чувств — прочность. Оно связано с сопротивляемостью разрушающим его воздействиям и отражает степень привязанности к объекту, по отношению к которому проявляется чувство, силу возникшей эмоциональной установки как доминантного процесса. А как известно, зрелая доминанта обладает свойством сопряженного торможения, с помощью которого подавляются все раздражители, не относящиеся к этой доминанте (за счет снижения к ним чувствительности).
Говорят также о глубине чувств. Обсуждая природу этого свойства, В. В. Никандров и Э. К. Сонина полагают, что оно связано с устойчивостью и прочностью чувства.
Классификация чувств.
1. Виды чувств
2.Характеристика чувств.
1. Виды чувств
Мир чувств бесконечно многообразен, и для классификации всего многообразия выявления чувств целесообразно использовать те объективные переживания, на почве которых они возникают и в содержании которых переживаются. Эти объективные переживания могут быть двоякими: 1) переживания, возникающие в результате функционирования наших органов чувств — чувственные переживания, то есть цвета, звука, запаха, вкуса и т.д.; 2) переживания, представляющие явления более высокой категории: наши идеи об истине, прекрасном, добре и зле.
В соответствии с этим следует различать две большие группы чувств:
1. Сенсорные чувства, то есть чувства, возникающие в результате восприятия цвета, запаха и тому подобных объективных содержаний и переживаемые в связи с ними (нисшие). Чувства, связанные с удовлетворением или неудовлетворением тех или иных физиологических потребностей. Например чувства, связанные с такими состояниями, как голод, жажда, сытость, тошнота и т. д. Низшие чувства имеют большое биологическое значение. Они приносят в кору головного мозга сигналы о нашем физическом состоянии: здоровье или болезни, об удовлетворении или неудовлетворении простейших потребностей.
2. Высшие чувства, то есть чувства, возникающие в результате переживания какой-то мысли, некой эстетической ценности (художественного произведения или прелести природы) или какого-либо поведения, именуемые интеллектуальными, эстетическими и моральными чувствами. Высшие чувства возникают на базе удовлетворения или неудовлетворения духовных потребностей. Высшие чувства носят ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении человека к различным сторонам и явлениям общественной жизни: моральным, интеллектуальным и эстетическим. Содержание высших чувств, их направленность определяются мировоззрением человека, правилами нравственного поведения и эстетическими оценками.
Чувства могут иметь различные уровни конкретности — от непосредственных чувств к реальному объекту, до чувств, относящихся к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны с разными по форме обобщениями объекта чувств.
2. Характеристика чувств
Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям. Родине, семье, самому себе. К этим чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм, справедливость, достоинство и т.д. Многообразие нравственных чувств отражает многообразие человеческих отношений. Этические чувства регулируют поведение человека. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть. Известно, в каких состояниях находятся люди, совершившие неэтичный поступок. Эти переживания, в основе которых лежат грех и боязнь отчуждения человека от других, предательство своего достоинства, называют «муками совести».
Интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных увств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой, содействующей глубокому проникновению в тайны бытия.
Способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым в процессе воспитания эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых чрезвычайно широк — от чувства наслаждения и восторга до отвращения.
К. К. Платонов предлагает как особые высшие чувства выделить праксические чувства, к которым относит интерес, скуку, радость, муки творчества, удовлетворение достижением цели, чувство приятной усталости, увлеченности делом, азарта. Предметом таких чувств является сама деятельность человека. Это деятельность в процессе физического труда, в науке, искусстве, деятельность человека как воспитателя, деятельность в процессе игры, учения и т. д. «Сама деятельность в определенной области является предметом устойчивого эмоционального отношения. Переживания, связанные с процессом деятельности, выступают в многообразных формах. Надо отметить переживания возбуждения и напряжения при самом действовании и переживания удовлетворения при успешном завершении действия, переживания огорчения, раздражения, подавленности - при неуспехе, подъема, радости от успешного хода и завершения деятельности, удовольствия от самого процесса действия, скуки от отсутствия деятельности и т. д.
Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми, они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира.
Кроме этого, у каждого человека проявляются индивидуальные особенности проявлений чувств:
╥ интенсивность их проявлений;
╥ разная форма и степень внешнего проявления;
╥ разная степень действенности;
╥ различные уровни устойчивости и постоянства (во многом зависят от возрастного развития);
╥ и, наконец, различное содержание чувств.
Направления возможного изменения чувств в течение жизни:
╥ изменение содержания чувств;
╥ развитие устойчивости (начинают опираться на более глубокие основания);
╥ изменяется характер внешних проявлений;
╥ изменяется роль чувств в структуре личности (отношения чувств и воли, эмоционального и интеллектуального восприятия);
╥ с возрастом развиваются все виды чувств: эстетические - от яркой игрушки к глубокому пониманию искусства; интеллектуальные - от любопытства к удовлетворению от познания; нравственные - от понимания, что хорошо а что плохо, к глубоким нравственным убеждениям.