Специфика проявления координационных способностей в боксе
Основу специфического содержания спортивной тренировки в боксе составляет физическая подготовка спортсмена. Это процесс воспитания физических способностей, необходимых в специальной боксерской деятельности. Физическая подготовка юного боксера неразрывно связана с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья.
Физическую подготовку боксеров подразделяют на общую и специальную. Общая физическая подготовка юных спортсменов-боксеров направлена на разностороннее развитие физических способностей. Она повышает уровень функциональных возможностей организма путем воспитания общей работоспособности, стимулирует развитие выносливости, силовых и скоростно-силовых качеств, координационных способностей и др. Общая физическая подготовка боксера комплексно развивает физические способности в сочетании с вариативными двигательными навыками и действиями. Наряду с упражнениями скоростно-силового характера, здесь широко используются упражнения, развивающие выносливость в работе переменной интенсивности со значительными силовыми напряжениями, а также упражнения, разносторонне совершенствующие ловкость и быстроту двигательной реакции.
Под влиянием общей физической подготовки улучшается здоровье юного боксера, организм его становится совершеннее. Спортсмен лучше воспринимает тренировочные нагрузки, быстрее к ним приспосабливается и достигает высокого уровня развития двигательных качеств, наиболее успешно овладевает техническими навыками. Общая физическая подготовка имеет важное значение для воспитания моральных и волевых качеств, поскольку выполнение многих упражнений связано с преодолением различного вида трудностей, для создания психологической устойчивости и длительного поддержания спортивной формы.
Общеразвивающие упражнения боксера можно разделить на упражнения косвенного и прямого влияния. Косвенные упражнения содействуют развитию общей гибкости, общей ловкости, общей силы, общей быстроты, то есть помогают юному боксеру стать более подготовленным для специальной тренировки (Романенко М. И., 1978).
Физические упражнения прямого влияния должны быть сходны по координации и характеру с движениями и действиями, используемыми в боксе.
Специальная физическая подготовка боксера направлена на развитие физических способностей, отвечающих, в данном случае, специфике данного ударного единоборства. Это упражнение в координации движений при ударах и защитах, в передвижении, игровые упражнения, бой с тенью, упражнения на специальных снарядах (мешке, грушах, мяче на резинках, на лапах и пр.) и специальные упражнения с партнером.
Специальную физическую подготовку подразделяют на две части: предварительную, направленную на построение специального фундамента, основная цель которой – возможно более широкое развитие двигательных качеств, применительно к требованиям бокса, и основную. Чем прочнее первая ступень, тем крепче и выше может быть вторая, что, в свою очередь, позволит достичь большего развития двигательных качеств. Надо помнить, что уровень ступеней должен поддерживаться постоянным, пока на новом этапе не потребуется дальнейшее его повышение и укрепление. Следовательно, в круглогодичной тренировке спортсменов-боксеров виды физической подготовки должны сочетаться между собой таким образом, чтобы при включении специальной физической подготовки оставалась (в меньшей степени) и общая физическая подготовка. При переходе же к высшей ступени специальной физической подготовки должны поддерживаться на достигнутом уровне общая физическая подготовленность и специальный фундамент.
Физические качества связаны между собой и влияют на развитие друг друга. Развитие координации в боксе нужно рассматривать не только с точки зрения рациональности и правильности движений или действий в целом, но и быстроты выполнения, для чего нужен соответствующей силы импульс, достаточная сила мышечного сокращения, то есть определенная мощность вовлеченной в действие группы мышц. Систематическими тренировками добиваются быстрого исполнения действий, максимально сокращая паузы между ними, что определяет темп боя и скоростную выносливость.
Если в циклических видах спорта главным может являться какое-то одно физическое качество (например, у бегуна-марафонца или у велосипедиста – высокая выносливость), то у юных боксеров все физические качества должны быть достаточно развитыми, при том в гармоничном соотношении.
Хотелось бы отметить, что среди специально-подготовительных упражнений в боксе почти нет таких, которые имели бы только одно назначение: каждое упражнение имеет главную направленность, но вместе с тем способствует развитию ряда других качеств. Например, упражнения в ударах по мешку развивают скорость и силу удара, длительное же и частое нанесение ударов способствует развитию специальной выносливости; перебрасывание набивного мяча в определенном темпе вырабатывает не только координацию и точность, но и мышечное чувство, выносливость и т. д. (Никифоров Ю. Б., 1974, Романенко М. И., 1978).
На тренировках и соревнованиях спортсмен должен уметь мобилизовать функциональные возможности своего организма в соответствии с характером, интенсивностью и длительностью упражнений. Под влиянием занятий боксом развиваются и совершенствуются не только двигательные качества (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость, способность устойчивого равновесия), но и вегетативные функции – кровообращение, дыхание, пищеварение и др. Для спортсменов особенно важны такие качества, как мышечная сила, быстрота, выносливость (Дегтярев И. П., 1979).
Мышечная сила характеризуется степенью развиваемого мышечного напряжения. Величина силы зависит от физиологического поперечника мышцы и количества вовлеченных в работу мышечных волокон. В результате применения силовых упражнений у спортсменов-боксеров происходит утолщение мышечных волокон, улучшается их капилляризация, вследствие чего мышца увеличивается в поперечнике за счет гипертрофии волокон, а также за счет их расщепления (Романенко М. И., 1978).
С биохимической точки зрения мышечная сила зависит от количества и свойства сократительных белков: миозина, актина, актомиозина и миостромина. С увеличением силы мышц увеличивается и содержание в них гликогена (Хрипкова А. Г., 1978, 1990).
На уровень проявляемой боксером силы оказывают влияние также биомеханические особенности организма: длина плеч рычагов, возможность выполнения движения за счет использования наиболее крупных мышц и т.д. Кроме того, на величину проявляемой силы существенно влияет способность спортсмена к высокой мышечной координации в соответствии со структурой выполняемого движения, то есть высокая степень владения техникой движения (Дегтярев И. П., 1979).
Одним из важных качеств для спортсменов-боксеров является быстрота. Под быстротой следует понимать способность выполнения движения (удара) в максимально короткое время (Клевенко В. М., 1968). Максимально быстрые одиночные движения отличаются по своим физиологическим характеристикам от более медленных, так как при предельной скорости выполнения затруднено осуществление сенсорных коррекций. Поэтому у спортсмена ухудшается точность ударов, выполняемых с максимальной быстротой (Бутенко Б. И., 1967).
Уровень быстроты движений зависит от функциональных особенностей центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата, от их функционального состояния, от силы, быстроты сокращения мышц, их эластичности, от координации движений, технического мастерства спортсмена, а также от ряда других причин (Дегтярев И. П., 1979).
Важным качеством, определяющим в известной мере спортивное совершенство, служит общая и специальная выносливость. Под выносливостью следует понимать способность к длительному выполнению специфической деятельности без снижения ее эффективности в условиях наступающего утомления. Воспитание выносливости спортсмена путем сознательной целенаправленной тренировки ведет к значительным изменениям в его организме. Важнейшими из них, определяющими развитие выносливости, являются процессы, протекающие в нервной системе. Сущность их заключается в том, что с помощью условных рефлексов все более совершенствуются функции нервных центров, управляющих движением, а также согласующиеся с ними функции кровообращения, дыхания, обмена веществ и выделения (Дегтярев И. П., 1985).
Физиологические сдвиги при занятиях боксом должны рассматриваться с двух сторон: функциональные сдвиги, которые наблюдаются в организме спортсмена непосредственно под влиянием нагрузки – тренировки и боя, и сдвиги, которые происходят под влиянием продолжительной систематической тренировки (Бутенко Б. И., 1967).
Тренировочные и соревновательные нагрузки вызывают значительные изменения в сердечнососудистой системе боксеров. Так, в условиях боя частота сердечных сокращений (ЧСС), последовательно возрастая, достигает в среднем 202±7,0 уд./мин. Такие высокие показатели ЧСС обусловлены физической работой, выполняемой к тому же в условиях максимального возбуждения нервной системы. Однако и на тренировках специфическая нагрузка вызывает значительную мобилизацию вегетативных функций в соответствии с конкретными условиями мышечной деятельности. Наибольшей выраженности она достигает после поединка и спаррингов. Систолическое артериальное давление повышается на 20-55 мм рт. ст. при одновременном падении диастолического. Нередко после спаррингов и боев регистрируется феномен "бесконечного тона" (Романенко М. И., 1978).
Характерные изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы отмечаются и в покое. По мере роста тренированности у них ЧСС урежается до 42 уд./мин (наименьшее урежение ЧСС – 36 уд./мин). Артериальное давление также снижается до 100/50 мм рт. ст.; при этом ударный объем сердца увеличивается, а минутный объем остается таким же или даже снижается, что следует рассматривать как экономичность работы, адекватной функции покоя (Дегтярев И. П., 1979).
Систематические занятия боксом приводят к значительному увеличению функциональных возможностей систем, связанных с доставкой и утилизацией кислорода в организме. Глубина и частота дыхания зависит от многих причин: тренированности, напряженности и интенсивности боя, характера маневра, действий противника и т. п. Спортсмены высокой квалификации, обладающие сильным, хорошо "поставленным" ударом всегда наносят его на резком выдохе с моментальной задержкой на конечной стадии. Серия ударов, проводимая с возрастающей силой и последующим акцентированным ударом, осуществляется на полном выдохе. Вместе с тем нанесение несильных серийных ударов возможно как на вдохе, так и на выдохе. Нередко спортсмены наносят удары и на задержке дыхания. Так, в отдельные моменты ближнего боя для активного противодействия ударам противника по туловищу они напрягают мышцы живота и, произвольно задерживая дыхание, сами наносят удары (Дегтярев И. П., 1985).
Повышение требования к дыханию способствуют развитию дыхательных мышц. Жизненная емкость легких у спортсменов-боксеров довольно большая – в среднем 4500 мл. При исследованиях, проводимых на боксерах высокой квалификации, были отмечены высокие показатели МПК (максимальное потребление кислорода), наибольшая величина МПК – 76,9 мл/мин/кг; в среднем данные – 67,05 мл/мин/кг (Дегтярев И. П., 1979).
Многообразие форм двигательной деятельности, используемых спортсменом во время боя в разной последовательности, требует высокой подвижности нервных процессов. Скорость координированного двигательного акта в специальных упражнениях определяет результат производимого движения – точность и силу ударов и защит. Высокая степень подвижности нервных процессов в корковых и других центрах обуславливает быструю смену возбуждения и торможения, создавая благоприятные условия для сокращения и расслабления в мышцах, ускоряя ответные реакции при воздействии различных раздражителей. Уменьшение скрытого периода реакции происходит параллельно улучшению координации движений (Романенко М. И., 1978).
Важным фактором успешных действий является скорость переработки информации. Быстротекущая информация по каналам связи поступает в мозг. Здесь она перерабатывается, и подается команда в исполнительные органы. Спортсмены высокого класса отличаются более совершенной деятельностью мозга. Скорость переработки информации у них повышается, прежде всего, за счет интеллектуальных функций, в которые входят элементы оценки, выбора, обобщение действий и др. Защитные действия являются следствием предвидения возможных нападающих действий противника (Родионов А. П., 1969).
Внутренняя структура мышц претерпевает биохимические, морфологические и функциональные изменения, способствующие развитию силы и быстроты сокращений. Ведущими группами мышц у спортсменов являются сгибатели предплечья, разгибатели плеча, сгибатели и разгибатели бедра, разгибатели голени, сгибатели стопы.
Среди различных видов восприятий для бокса наиболее существенны восприятия пространственно-временных характеристик движений (собственных и противника), специализированные восприятия (чувство дистанции, чувство времени, чувство темпа), мышечно-двигательные восприятия при непосредственном контакте с противником. Чувство дистанции, времени, ориентирование, чувство положения тела, свободы движений, чувство удара, внимание, боевое мышление, быстрота реакции должны быть тесно взаимосвязаны между собой и влиять друг на друга (Родионов А. П., 1969).
Чувство дистанции – умение точно определять расстояние до противника. В боксе чувство дистанции проявляется в двух формах – при атаке и при защите. На разных дистанциях это чувство не одинаково. В бою на средней и ближней дистанциях для оценки расстояния до противника основное значение приобретают мышечно-двигательные восприятия. На дальних дистанциях это чувство зависит от уровня развития зрительного восприятия, быстроты реакции (Дегтярев И. П., 1985, Худадов Н. А., 1985). Хорошее чувство дистанции позволяет успешнее защищаться и атаковать, оно развивается в процессе тренировки.
Выбор момента атаки требует от атакующего чувства дистанции, которое связано с чувством времени. Чувство времени определяется особенностями протекания физиологических и психических процессов в организме. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения создает предпосылки для удержания от несвоевременного движения. Благодаря развитому чувству времени, спортсмен в состоянии оценить длительность боя, перерыва, отдельных временных интервалов боевых действий и рационально расходовать силы (Таймазов В. А., 1987).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под координационными способностями понимаются способности человека к согласованию и соподчинению отдельных движений в единую, целостную двигательную деятельность.
В школьном возрасте у детей происходит быстрый рост, активное изменение форм и функций организма, психомоторики, наступают сенситивные периоды для развития физических способностей, среди которых ведущее место занимают координационные способности. Благоприятным периодом для развития координационных способностей являются диапазоны онтогенеза в возрасте 4-6 и 11-14 лет.
Классификацию координационных способностей применительно к детскому и юношескому боксу составляют: способность к реагированию, способность к равновесию; ориентационная способность; дифференцированная способность, разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения; ритмическая способность.
Для развития координационных способностей в боксе используются следующие методы: стандартно-повторного упражнения; вариативного упражнения; игровой и соревновательный. При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.
Проблема совершенствования методики развития координационных способностей у юных боксеров остается мало разработанной. На практике в содержании учебно-тренировочных занятий часто включают незначительный объем средств, недостаточно внимания уделяют формированию культуры движений, эмоциональной насыщенности действий, развитию способности согласовывать движения по различным параметрам. В результате на занятиях наблюдается однообразие, отсутствие интереса у детей к занятиям боксом, усредненный подход к физкультурному процессу, отсутствие стимулов к развитию физических способностей. Существенным недостатком спортивных занятий боксом является то, что они мало ориентированы на развитие координационных способностей детей, как базовых. В то же время, занятия боксом имеют значительный потенциал для развития координационных способностей, они являются весьма привлекательными средствами физической культуры, полезными для обогащения двигательного опыта, овладения техникой, формирования культуры движений, комплексного развития физических качеств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
2. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активности. – М.: Наука, 1990. – 495 с.
3. Бутенко Б. И. Специализированная подготовка спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 69 с.
4. Вавилов Ю. А. Физиологические основы двигательной деятельности. – М.: Наука, 1991. – 367 с.
5. Гандельсман А. Б., Смирнов К. М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – С. 153-155.
6. Дегтярев И. П. Единоборства: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 287 с.
7. Карпеев А. Г. Направления и принципы изучения двигательных координаций основных видов движений // Теория и практика физической культуры. – 1995, № 9. – С. 5.
8. Любимирский Л. Е., Мейскона Г. Б., Лях В. И. Физическая культура: Учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997. – С. 44-50.
9. Лях В. И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования // Теория и практика физической культуры. – 1995, № 11.
10. Лях В. И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе. – 2000, № 4. – С. 6-13.
11. Лях В. И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе. – 2000, № 5. – С. 3-10.
12. Лях В. И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе. – 2001, № 2. – С. 7-14.
13. Лях В. И. Координационные способности школьников. – Мн.: Полымя
14. Лях В. И. Развивая координационные способности // Физическая культура в школе. – 1994, № 4. – С. 26.
15. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
16. Назаров В. П. Координация движений у детей школьного возраста. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 34 с.
17. Никифоров Ю. Б. Эффективность тренировки спортсменов. – М.: Просвещение, 1974. – 156 с.
18. Платонов В. Н. Общая теория спорта. – Киев: Олимпийская литература
19. Солодков А. С. Физиологические особенности организма людей разного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам: Избранные разделы возрастной физиологии: Учебное пособие / Под ред. А. С. Солодкова. – СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. – 179 с.
20. Солодов А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека: Общая. Спортивная. Возрастная. – М.: Терра-спорт. Олимпия пресс, 2001. – С. 406
21. Физиология человека: Учебник для ВУЗов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических ВУЗов / Под общ.ред. В. И. Тхоревского. – М.: Физкультура, образование и наука, 2001. – 492 с.
22. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 480
23. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология и школьная медицина. – М.: Просвещение, 1990. – 328 с.
24. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов небиологических специальностей педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1978. – 287 с.