Задания для самостоятельной работы по всем темам изучаемого курса
1.Сколько групп звуков выделяются по работе голосовых складок? (Обведите цифру, соответствующую количеству групп звуков.)
1. 2. 3. 4. 5. 6.
2.Выберите и подчеркните названия групп звуков, соответствующих количеству, указанному вами в пункте 1.
губно-губные переднеязычные дрожащие
ротовые смычно-щелевые смычно-проходные
гласные согласные среднеязычные
смычно-взрывные сонорные мягкие
твердые заднеязычные звонкие
глухие носовые щелевые
губно-зубные
3. Выберите и обведите буквы, обозначающие звуки, которые относятся к каждой группе, отмеченной вами в пункте 2.
губно-губные а б б' в в' г г'д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т' у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
ротовые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
гласные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
смычно-взрывные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
твердые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю яглухие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
переднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
смычно-щелевые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
согласные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
сонорные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
заднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о
пп'рр'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя
носовые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
дрожащие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п'
рр'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя
смычно-проходные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
среднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
мягкие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
звонкие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
щелевые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя
губно-зубные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п'рр'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя
4. Сколько групп звуков выделяются по степени напряжения средней части спинки языка? (Обведите цифру, соответствующую количеству групп звуков.)
1. 2. 3. 4. 5. 6.
5.Выберите и подчеркните названия групп звуков, соответствующих количеству, указанному вами в п. 4.
губно-губные, ротовые, гласные, смычно-взрывные, твердые, глухие, переднеязычные, смычно-щелевые, согласные, сонорныезаднеязычные, носовые, дрожащие, смычно-проходные, среднеязычные, мягкие, звонкие, щелевые, губно-зубные.
6.Выберите и обведите буквы, обозначающие звуки, которые относятся к каждой группе, отмеченной вами в пункте 5.
губно-губные а б б' в в' г г'д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п'рр'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя
ротовые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
гласные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
смычно-взрывные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
твердые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
глухие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
переднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н'
опп'рр'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя
смычно-щелевые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
согласные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
сонорные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
заднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
носовые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
дрожащие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
смычно-проходные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
среднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
мягкие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
звонкие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
щелевые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
губно-зубные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
7.Сколько групп звуков выделяются по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости? (Обведите цифру, соответствующую количеству групп звуков.)
1. 2. 3. 4. 5. 6.
8.Выберите и подчеркните названия групп звуков, соответствующих количеству, указанному вами в п. 7.
губно-губные, ротовые, гласные, смычно-взрывные, твердые, глухие, переднеязычные, смычно-щелевые, согласные, сонорные, заднеязычные, носовые, дрожащие, смычно-проходные, среднеязычные, мягкие, звонкие, щелевые, губно-зубные.
9.Выберите и обведите буквы, обозначающие звуки, которые относятся к каждой группе, отмеченной вами в пункте 8.
губно-губные а б б' в в' г г'д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п'рр'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя
ротовые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
гласные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
смычно-взрывные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
твердые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
глухие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
переднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
смычно-щелевые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
согласные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
сонорные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у фф'хх'цчшщъыьэюя
заднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
носовые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
дрожащие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
смычно-проходные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
среднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
мягкие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у фф'хх'цчшщъыьэюя
звонкие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у фф'хх'цчшщъыьэюя
щелевые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
губно-зубные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
Задание 4.
10.Сколько групп звуков выделяются по месту образования? (Обведите цифру, соответствующую количеству групп звуков.)
1. 2. 3. 4. 5. 6.
11.Выберите и подчеркните названия групп звуков, соответствующих количеству, указанному вами в п. 10.
губно-губные, ротовые, гласные, смычно-взрывные, твердые, глухие, переднеязычные, смычно-щелевые, согласные, сонорные, заднеязычные, носовые, дрожащие, смычно-проходные, среднеязычные, мягкие, звонкие, щелевые, губно-зубные.
12.Выберите и обведите буквы, обозначающие звуки, которые относятся к каждой группе, отмеченной вами в пункте 11.
губно-губные а б б' в в' г г'д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т' у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
ротовые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т"у фф'хх'цчшщъыьэюя
гласные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
смычно-взрывные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н'опп'рр'сс'т т'у фф'хх'цчшщъыьэюя
твердые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у фф'хх'цчшщъыьэюя
глухие абб'вв'гг'дд'еёжзз'ийкк'лл'мм'нн'опп'рр' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
переднеязычные абб'вв'гг'дд'еёжзз'ийкк'лл'мм'нн' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
смычно-щелевые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
согласные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
сонорные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
заднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
носовые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
дрожащие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п'рр'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя
смычно-проходные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
среднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
мягкие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
звонкие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
щелевые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
губно-зубные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
13. Сколько групп звуков выделяются по работе мягкого нёба? (Обведите цифру, соответствующую количеству групп звуков.)
1. 2. 3. 4. 5. 6.
14. Выберите и подчеркните названия групп звуков, соответствующих количеству, указанному вами в п. 13.
губно-губные, ротовые, гласные, смычно-взрывные, твердые, глухие, переднеязычные, смычно-щелевые, согласные, сонорные, заднеязычные, носовые, дрожащие, смычно-проходные, среднеязычные, мягкие, звонкие, щелевые, губно-зубные 5.2. Выберите и обведите буквы, обозначающие звуки, которые относятся к каждой группе, отмеченной вами в пункте 13.
губно-губные а б б' в в' г г'д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т' у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
ротовые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
гласные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
смычно-взрывные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н'опп'рр'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя
твердые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя
глухие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
переднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
смычно-щелевые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
согласные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
сонорные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
заднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о пп'рр'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя
носовые абб'вв'гг'дд'еёжзз'ийкк'лл'мм'нн'опп'р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
дрожащие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
смычно-проходные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н'опп'рр'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя
среднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
мягкие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
звонкие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя
щелевые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р
р'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя
губно-зубные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
15.Сколько групп звуков выделяются по способу образования? (Обведите цифру, соответствующую количеству групп звуков.)
1. 2. 3. 4. 5. 6.
16.Выберите и подчеркните названия групп звуков, соответствующих количеству, указанному вами в п. 15.
губно-губные, ротовые, гласные, смычно-взрывные, твердые, глухие, переднеязычные, смычно-щелевые, согласные, сонорные, заднеязычные, носовые, дрожащие, смычно-проходные, среднеязычные, мягкие, звонкие, щелевые, губно-зубные.
17.Выберите и обведите буквы, обозначающие звуки, которые относятся к каждой группе, отмеченной вами в пункте 16.
губно-губные а б б' в в' г г'д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т' у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
ротовые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
гласные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у фф'хх'цчшщъыьэюя
смычно-взрывные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
твердые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
глухие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
переднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у фф'хх'цчшщъыьэюя
смычно-щелевые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' опп'рр'сс'т т'у фф'хх'цчшщъыьэюя
согласные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
сонорные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у фф'хх'цчшщъыьэюя
заднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
носовые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
15. Познакомьтесь с требованиями к картинному материалу для обследования звукопроизношения. Законспектируйте данный материал. Обсудите в группе логику подбора картикок для обследования приоизношения.
Материал для обследования. Для обследования звукопроизношения надо иметь предметные картинки на определенные звуки. Для удобства пользования и хранения их вкладывают в конверты. Подбор предметных картинок производится таким образом, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, в середине и в конце слова-названия, так как в разных положениях звук произносится несколько по-разному. Картинки должны быть доступны детям по содержанию и красочны.
С их помощью проверяется произнесение следующих групп звуков:
1-я группа — звонкие согласные:
[в] — валенки, вата, ванна, волк, сова, павлин; [в'] — веник, вилка, ветка, конверт, ковер;
[б] — банка, бутылка, батон, бублик, ботинки, бабочка, булавка, букет, бананы, барабан, кабан;
[б'] — белка, билет, берет, береза, лебедь;
[д] — дом, дым, дыня, дудочка, удочка;
[д'] — дятел, диван, один, деньги, будильник;
[г] — гуси, голубь, гамак, гусеница, вагон, попугай, иголка, газета;
[г'] — гиря, гитара, сапоги, ноги.
2-я группа — глухие согласные:
[ф] — флаг, факел, кофта, лифт, шарф;
[ф'] — фильм, фикус, кофе, кофейник, морковь;
[п] — пакет, палка, портфель, капуста, тапочки, дуб, суп;
[п'] — пирамидка, пила, капюшон, копейка, выпь;
[т] — тарелка, танк, туфли, стакан, матрас, кот, рот;
[т'] — теленок, телефон, котелок, котенок, лошадь;
[к] — конь, кот, кофта, конфета, колесо, клоун, юбка, кубики, лейка, веник, паук, танк, клубок, колобок;
[к'] — кит, кеды, кепка, букет, валенки, утки, санки, маки;
[х] — хорек, хата, халат, охотник, выхухоль, горох, порох;
[х'] — хирург, химик, парикмахер.
3-я группа — свистящие согласные:
[с] — собака, санки, стол, самолет, сумка, слон, стакан, лиса, бусы, весы, миска, аист, носки, капуста, насос, глобус, автобус, лес, пылесос;
[с'] — селедка, семья, листья, письмо, велосипед, васильки, гусь, лось, рысь, такси;
[з] — зайка, замок, зонт, звонок, завод, знамя, забор, занавеска, азбука, незабудка, глаза, мимоза, язык, звезда, гнездо, ваза, коза, роза, береза;
[з'] — земляника, зебра, зеркало, зефир, озеро, газета, магазин, обезьяна, корзина, узел, козел;
[ц] — огурец, заяц, колодец, палец, месяц, кузнец, цапля, цыпленок, цветок, цепь, пуговица, яйцо, курица, блюдце, птица, овца, лестница, полотенце, солнце, мотоцикл.
4-я группа — шипящие согласные:
[ш] — шапка, шуба, шашки, шляпа, шар, шкаф, кошка, подушка, пушка, калоши, шишка, машина, мишка, катушка, шалаш, мышь, камыш, душ, ландыш, карандаш;
[ж] — жук, жаба, желуди, журавль, жеребенок, жираф, флажок, художник, медвежонок, снежинка, крыжовник, пожарник, ножницы, ежи, лыжи, ножи;
[ч] — мяч, печь, калач, ключ, кирпич, обруч, тачка, бочка, очки, ручка, мальчик, качели, летчик, пчела, чулки, чайник, чемодан, черепаха;
[щ] — щенок, щипцы, щука, щетка, овощи, ящик, клещи, ящерица, часовщик, уборщица, плющ, лещ.
5-я группа — сонорные согласные:
[л] — лампа, лодка, лыжи, лук, лопата, лошадь, молоток, белка, кукла, платок, полка, клоун, флаг, платье, стол, стул, пенал, дятел, футбол;
[л'] — лев, лиса, лист, лейка, лимон, хлеб, пальто, павлин, апельсин, цыпленок, телефон, туфли, бинокль;
[р] — рак, рама, рыба, ракета, ручка, роза, груша, ведро, пароход, арбуз, трамвай, ворона, врач, комар, шар, сыр, забор, мухомор;
(р'] — ремень, редиска, река, рюкзак, варежки, крючок, гриб, матрешка, веревка, дверь, фонарь, гири.
6-я группа — звук й в конце и начале слога:
[й] — скамейка, чайник, лейка, кофейник, майка, воробей, сарай, муравей, трамвай;
[йа] — ягода, якорь, ягненок, ястреб, яблоко, одеяло, маяк, свинья, листья, змея;
[йэ] — ели, ежи, ежевика, боец, поезд, платье;
[йо] — ежик, елка, клеенка, приемник, белье, ружье;
[йу] — юбка, юла, юрта;
[йи] — ульи, муравьи.
На каждое положение звука в слове (в начале, середине, конце) педагог подбирает не менее трех картинок, чтобы услышать и записать, как произносит ребенок этот звук. Размер предметных картинок — 10x10 см. Картинки меньшего размера можно наклеить на картон принятого размера.