Колебательный процесс в лёгких исполнителя
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский колледж искусств имени Таттимбета
Курсовая работа
По предмету - методика обучения игры на духовых, ударных и эстрадных инструментах.
На тему:
Дыхание. Постановка, развитие и техника исполнительского дыхания на трубе.
Выполнил:
учащийся IV курса ,
отделения духовые и ударные инструменты
Фалько Роман
Проверила:
Васильцова Елена Анатольевна
Караганда 2014
Содержание
Исполнительское дыхание ------------------------------------------------------------------ 3
Постановка дыхания у начинающего трубача ----------------------------------------- 9
Дыхание и музыкальная фразировка ---------------------------------------------------- 10
Развитие дыхания ------------------------------------------------------------------------------ 10
Список используемой литературы -------------------------------------------------------- 12
Исполнительское дыхание.
Дыхание – источник жизни звука, основная часть процесса звукоизвлечения. Являясь возбудителем колебаний, дыхание заставляет губы вибрировать, колебаться. Работа органов дыхания осуществляется при участии дыхательной мускулатуры. В обыденной жизни дыхание происходит естественно, непринуждённо, само собой. Во время игры на трубе процесс дыхания контролируется музыкантом, управляется импульсами центральной нервной системы, волей и сознанием.
Техника дыхания трубача – это, прежде всего техника владения звуком, включающая в себя всё многообразие тембра, динамики, штрихов и артикуляций. Культура звучания предполагает наличие определённой школы дыхания. Как, например, у скрипачей существуют различные школы смычка, правой руки, так и у трубачей существуют школы звука, школы дыхания. Именно русская школа игры на трубе и её и её выдающиеся представители благодаря необыкновенно яркому и содержательному звучанию инструмента принесли советскому искусству международное признание и авторитет.
Технике дыхания подчинены все компоненты исполнительского аппарата: амбушюр, работа языка и пальцев, музыкальный слух. Дыхание – наш «смычок». Начало звука есть не только движение языка. Звук как бы зарождается в лёгких исполнителя, ибо от насыщенности и интенсивности воздушной струи во многом зависит его качество. Образование звука на трубе рассматривается как тройная связанная акустическая система:
Колебательный процесс в резонирующем канале ствола трубы
+
Возбудитель
+
колебательный процесс в лёгких исполнителя
Следовательно, объём воздуха, наполняющий канал ствола трубы, при образовании музыкального звука постоянно связан и полностью зависит от звуковой волны, находящейся в лёгких человека в более сжатом состоянии, в состоянии накопления. Интенсивное дыхание, насильственно раздвигая щель между естественно сложенными губами, приводит их в колебание, в результате чего периодически увеличивается и уменьшается площадь щели между ними, а следовательно, и периодически изменяется количество воздуха в инструменте.
Трубачи в своей исполнительской практике должны пользоваться грудобрюшным типом дыхания. «Чистого» грудного или брюшного дыхания при исполнении на трубе не существует. Оно всегда в какой то мере смешанное, ибо использует весь объём лёгких, все дыхательные мышцы. Но в зависимости от степени активности тех или иных мышц, окружающих лёгкие (межрёберные, диафрагмы, брюшного пресса и живота), дыхание подразделяется на – грудное, брюшное и грудобрюшное.
Грудобрюшное дыхание трубача заключает в себе самую разнообразную степень активности дыхательных мышц, различные их взаимодействия.
Сам процесс профессионального дыхания сложен и противоречив. Например, исполнитель может произвести вдох, активно работая внешними межрёберными мышцами грудной клетки почти безучастия диафрагмы, а выдох - с максимальным участием брюшного пресса. И наоборот, вдох осуществить без активного участия грудной клетки, опираясь на диафрагму, а выдох – активизировав внутренние межрёберные мышцы. Тот и другой типы дыхания будут промежуточными между грудным и брюшным, но не могут быть отнесены к грудобрюшному дыханию.
Профессиональное (грудобрюшное) дыхание трубача определяется в первую очередь сознательным и целенаправленным управлением дыхательными мышцами, в полной мере работающими при вдохе и выдохе.
В дыхательном механизме трубача участвуют мышцы вдоха и выдоха. От умелого использования этих мышц-антагонистов зависит техника дыхания исполнителя.
К мышцам вдоха относятся:
Ø Диафрагма
Ø Наружные межрёберные
К мышцам выдоха:
Ø Брюшной пресс
Ø Внутренние межрёберные
Трубач может и должен научиться управлять активным вдохом и выдохом посредством развития и тренировки дыхательных мышц. От того, в какой степени эти мышцы участвуют в исполнительском дыхании и какие функции они выполняют, зависит правильное звукообразование на трубе.
Действие нашего аппарата дыхания контролируется сознанием и слухом. Выдох во взаимодействии с губами, языком, пальцами играет первостепенную роль в образовании звука, в его ведении и различных видах его проявления в технике. Хорошо поставленный выдох не только влияет на качество звука, разносторонние технические возможности, но и открывает широкий простор для деятельности других компонентов исполнительского аппарата – губ, языка, пальцев.
Две фазы дыхания – вдох и выдох – могут по разному использоваться в исполнительском процессе и поэтому должны быть рассмотрены раздельно.
При естественном физиологическом дыхании человека вдох – активный акт, при котором лёгкие расширяются, рёбра поднимаются вверх, купол диафрагмы опускается вниз; выдох наоборот – пассивный акт – полость лёгких, грудная клетка и диафрагма возвращаются в своё первоначальное положение. При физиологическом дыхании цикл протекает: вдох – выдох – пауза. Профессиональное дыхание подчинено сознанию исполнителя и предполагает активные вдох и выдох. Вдох короткий – выдох, как правило, долгий.
Ни в коем случае не следует принижать значение правильного вдоха при профессиональном дыхании. Некоторые педагоги-трубачи обращают внимание в основном на интенсивный выдох, считая вдох более лёгким элементом техники, ибо он не имеет специфического отличия от естественного обыденного дыхания, а если и отличается, то только своей малой продолжительностью. В то же время от правильного и полноценного вдоха зависит и качественный выдох.
Профессиональный вдох трубача должен быть коротким, полным и бесшумным. Он имеет ряд специфических отличий от обычного физиологического дыхания человека. Во-первых, он требует использования максимального объёма лёгких, что выражается в 3500-4000 миллилитрах воздуха. При физиологическом дыхании объём так называемого дыхательного воздуха равен 500мл. Во-вторых, при профессиональном дыхании возрастает нагрузка на дыхательную мускулатуру. Она во много раз больше, чем при спокойном жизненном дыхании. В-третьих, при обычном нормальном дыхании вдох и выдох примерно равны по времени. Человек в спокойном состоянии делает 16-18 дыхательных циклов в одну минуту. Трубач сокращает число вдохов до 3-8 в минуту. И наконец, в естественных условиях человек дышит носом, при игре на трубе в основном – ртом при незначительной помощи носа. Это обеспечивает полноту вдоха и его бесшумность.
Ж. Арбан в своей школе писал: «Когда мундштук приложен к губам, рот следует приоткрыть с боков и отодвинуть язык в глубь, чтобы дать воздуху наполнить лёгкие». Дыхание при помощи углов рта рекомендует производить Я. Коларж. В современном издании «школы» Арбана это положение ещё раз подтверждается
Известно. Что большинство трубачей придерживаются такой же точки зрения. Нередко у учеников, которые пытаются при игре на трубе брать дыхание через нос, во время выдоха не срабатывает преграда, разделяющая носоглотку, и воздух под давлением выдыхаемой струи не весь попадает в мундштук, так как часть его просачивается через нос. Этот дефект, как правило, бывает очень трудно устранить.
К сожалению в методической литературе широко распространено мнение о том, что вдох при профессиональном дыхании следует производить ртом и носом одновременно.
Г. Орвид приходит к категорическому заключению, что при игре на трубе брать дыхание нужно только носом, и в редких случаях – ртом. «Нужно не забывать, - пишет он, - что вдох следует брать быстро через нос, а не через рот, как это делают некоторые (в результате чего сохнет горло, а это очень затрудняет игру). Конечно бывают и практические случаи, когда требуется быстрый полный вдох. Тогда может к вдоху подключиться и рот. Но это не должно быть правило». Такое утверждение и неожиданно противоречит нашей педагогической и исполнительской практике.
В методике обучения игре на трубе С. Болотина также есть правило приучать учеников брать дыхание носом.
Без всякого на то основания положение о вдохе через нос старается аргументировать А. Федотов: «Степень участия рта в момент вдоха определяется спецификой звукоизвлечения на том или ином инструменте. Так, например, на трубе – инструменте с узкой мензурой, требующей не только большого объёма запаса воздуха, сколько интенсивности и сконцентрированности выдыхаемой воздушной струи,- основная нагрузка при вдохе ложится на нос. Рот выполняет здесь лишь вспомогательные функции, и то в исключительных случаях, когда требуется быстрый полный вдох. На широкомензурных инструментах (тромбон, туба), где полнота вдоха всегда более объёмна, чем в инструментах с узкой мензурой, и выдох не столь сконцентрирован, активность участия рта в процессе вдоха более высокая. Если говорить о деревянных духовых инструментах, то здесь, пожалуй, основная часть вдыхаемого воздуха проходит через рот и лишь незначительная часть – через нос».
Дыхание при игре на трубе следует брать через углы рта, не отрывая мундштука от губ. Вдох через рот позволяет быстро, бесшумно наполнить лёгкие воздухом. Это правило было и остаётся у трубачей обязательным.
Как указывалось ранее, при вдохе участвуют наружные межрёберные мышцы грудной клетки и диафрагма. Поэтому равномерное заполнение лёгких воздухом и расширение во всех направлениях грудной клетки зависят от развитости, силы и активности этих мышц.
Что касается диафрагмы, то эта мышца – одна из самых сильных в нашем организме. Вместе с дыханием она совершает 18 колебаний в минуту, перемещаясь при этом на 4см вверх и 4 см вниз. Амплитуда движения диафрагмы в среднем составляет 8см. В час она делает 1000 колебаний, а в 24 часа – 24000 колебаний. Диафрагма выполняет грандиозную работу. Как совершенный нагнетательный насос, диафрагма всей своей внушительной площадью опускается при вдохе, сжимая печень, селезёнку, кишки, оживляя всё портальное и брюшное кровообращение.
Огромную площадь, на которой происходит газообмен между воздухом и кровью, имеют наши лёгкие. Если общая поверхность кожи у человека едва достигает 2см2 , то поверхность лёгких (если развернуть все 90млн альвеол – микроскопических пузырьков, через стенки которых происходит газообмен) составит по меньшей мере 90-100 м2 , т.е. в 42-50 раз больше.
Вдох имеет несколько разновидностей. Некоторые зарубежные педагоги прошлого и настоящего рекомендовали вдох, при котором активно работают наружные межрёберные мышцы грудной клетки, а диафрагма остаётся пассивной. Этот ярко выраженный тип дыхания с поднятием грудной клетки и плечей, втягиванием внутрь живота рекомендуется например в новой «школе» Арбана (современное издание): «Живот не следует надувать, его нужно, наоборот, втягивать по мере того, как от дыхания расширяется грудь». Такой же тип дыхания предлагает и Я. Коларж: «Дыхание производится при помощи грудной клетки, брюшные мышцы натянуты. Если дыхание производить животом, в лёгкие набирается недостаточное количество воздуха, что может причинить заболевание (грыжа)».
Описанный грудной тип дыхания современными трубачами не используется. Что касается замечания о возможности заболевания грыжей при использовании другого вида дыхания, то оно не имеет под собой оснований. Такой же вид дыхания в своё время рекомендовал М. Табаков: «Вдох воздуха надлежит производить одновременно через рот и нос. При этом живот подтягивается, как бы несколько вдавливаясь, плечи распрямляются, грудная клетка расширяется, лёгкие наполняются воздухом». Такой вид воздуха нельзя назвать смешанным грудобрюшным. Его следует отнести к грудному, ключичному, но не к грудобрюшному.
Существует тип грудного дыхания, при котором вдох осуществляется при активном участии диафрагмы и малоподвижных наружных межрёберных мышц. Он связан, как правило, с выпячиванием живота в его подложечной части. Этот вид дыхания также не является правильным при игре на трубе. Неверным следует считать и тип так называемого «ложного» грудобрюшного вдоха. При нём резко выпячивается подложечная область живота и максимально расширяется грудная клетка, но настоящей опоры на всю площадь диафрагмы нет.
В практике трубачей наиболее рациональным является вдох, при котором одинаково активны наружные межрёберные мышцы и диафрагма. Такое дыхание у вокалистов называется «комбинированным костно-диафрагматическим». Поэтому такого рода вдох мы назовём грудо-диафрагмальным. Он характеризуется движением диафрагмы вниз и использованием не только переднего участка, но и всех её частей, выпячиванием и растягиванием нижних и боковых стенок живота, расширением грудной клетки в передне-заднем и боковых направлениях.
Во вдыхательном грудо-диафрагмальном процессе основная нагрузка ложится на диафрагму, используется вся её площадь, хотя активное участие принимают все дыхательные мышцы. Подложечная область живота при этом не должна выступать вперёд.
Лёгкие при вдохе должны заполняться воздухом снизу доверху на подобии сосуда с водой, в котором жидкость сначала покрывает дно и, опираясь на него, наполняет сосуд доверху. Таким образом в лёгких образуется так называемый «воздушный столб», опирающийся на «дно» лёгких, его основание – диафрагму.
Правильное дыхание трубача определяется в какой-то мере ещё тем обстоятельством, что при грудобрюшном вдохе плечи не должны подниматься, они остаются неподвижными.
Вдох всегда подчиняется музыкально-исполнительским задачам. От характера музыки зависит его скорость, полнота и глубина. Эмоциональное состояние трубача, стремящегося передать образное содержание исполняемой музыки, может быть самым разнообразным. В зависимости от него изменяется и вдох: при жизнерадостной музыке он будет лёгкий и живой, при печальной – тяжёлый и медленный, при драматической и героической – значительный и уверенный, при трагической – напряжённый и несколько удлинённый и т.д. Необходимо помнить, что вдох – такое же средство музыкальной выразительности, каким являются звук, динамика, агогика и т.д. Довольно распространённым недостатком у трубачей является шумный вдох. Некоторые исполнители привыкают к нему и даже перестают его замечать. Этот недостаток не только производит тягостное впечатление на слушателя, но и мешает быстрому произведению вдоха, так как воздух через полуоткрытую гортань проходит не только с шумом, но и значительно медленнее.
Вторая фаза цикла дыхания – выдох. Обычный физиологический выдох происходит независимо от воли человека. Сокращаются выдыхательные внутренние межрёберные мышцы грудной клетки, диафрагма возвращается в своё первоначальное положение. Мышцы брюшного пресса при этом не работают. Подобное дыхание иногда используется трубачами. Но его нельзя отнести к профессиональному, ибо выдох недостаточно интенсивный.
Не следует при игре на трубе пользоваться выдохом, при которому в следствии уменьшения воздуха в лёгких сужается грудная клетка; если исполнителю нужно сыграть более длинную фразу, то тогда бессознательно для него подключаются мышцы брюшного пресса, для того, чтобы вытолкнуть из нижней части лёгких остаточный воздух. Этот выдох походит на обычный физиологический, но только отличается большей продолжительностью.
Другой тип выдоха связан с сознательным удержанием выпяченного состояния верхней части живота и расширенных нижних рёбер грудной клетки. Он ведёт к нарочитому напряжению подложечной части живота и отрицательно влияет на свободу и активность выдоха, а следовательно, на качество звукообразования.
В методической литературе широко рекомендуется выдох «на опоре», который в своё время сформулировал С. Розанов: «Очень важно, чтобы играющий уяснил, что чем твёрже удерживаются грудь и верхние рёбра во время выдоха, чем медленнее диафрагма и другие мышцы приходят в своё первоначальное положение, тем равномернее выходит воздух из лёгких, что очень важно при игре на духовых инструментах».
Более точно процесс выдоха трактует М. Табаков: «При полном выдохе, происходящем во время игры всегда замедленно, грудная клетка постепенно опускается, и корпус принимает своё исходное положение. В этом случае, чем медленнее диафрагма и прочие мышцы, участвующие при вдохе, приходят в своё первоначальное состояние, чем равномернее и продолжительнее процесс освобождение воздуха из лёгких, тем правильнее и приспособленнее дыхание для игры на духовом инструмента».
С. Ерёмин рекомендовал в своей исполнительской и педагогической деятельности выдох без искусственного удержания приподнятого положения грудной клетки. Последняя сразу же по мере освобождения лёгких от воздуха начинает естественно сужаться под действием внутренних межрёберных мышц. Диафрагма, постепенно расслабляясь, вместе с сужающимися нижними рёбрами грудной клетки возвращается в своё первоначальное положение. Медленно и равномерно сокращаются боковые, средние и верхние части живота. Главную же роль выполняется нижняя стенка живота, то есть брюшной пресс. При профессиональном выдохе он не расслабляется, а сохраняет собранность и силу. Именно он создаёт «опору» на весть период исполнительского выдоха.
Важную роль играет и брюшной пресс, действия которого позволяют сознательно управлять регулированием объёма воздуха в лёгких и интенсивностью выдыхаемой струи.
Кроме того, брюшной пресс является непосредственным участником «произнесения» звука, чёткого определения его начала – атаки. Атака звука, казалось бы производимая только кончиком языка, имеет своё дыхательное начало с основания воздушного столба и регулируется брюшным прессом. При извлечении звука на трубе мышцы брюшного пресса сразу же начинают сокращаться и посылать толчкообразные импульсы в ротовую полость. Именно эту опёртость на брюшной пресс при звукообразование всегда подчёркивал Ерёмин. Звук должен иметь своё начало, опирающееся на мышцы брюшного пресса. Поэтому правильно поставленное дыхание всегда позволяет получать начало звука без применения атаки, а только толчком опёртого на брюшной пресс дыхания.
Поставленной профессиональное дыхание предполагает при вдохе сокращение сначала диафрагмы, а потом наружных межрёберных мышц. Процесс наполнения лёгких происходит снизу вверх. При выдохе, наоборот, вначале сокращаются внутренние межрёберные мышцы, затем диафрагма приходит в своё исходной положение. Диафрагма для опоры дыхания не играет главной роли. Ведущим является воздушный столб, опирающийся на брюшной пресс исполнителя.
Техника управления дыханием при игре на трубе – это умение руководить деятельностью не только мышц дыхания, но и мышц гортани, ротовой полости, губ.
Изучение исполнительского дыхания трубача представляет сложную задачу, так как вся работа дыхательного аппарата скрыта от взора наблюдателя. В своей практической работе педагоги обычно ориентируются на внешние перемещения грудной клетки и стенок живота. Для контроля за дыханием ученика педагоги часто прижимают ладони рук к различным частям груди и живота. Известно, что при правильном вдохе плечи ученика не должны подниматься. Наиболее полное представление о движении грудной клетки и стенок живота во время профессионального дыхания при игре на духовых инструментах было получено методом пневмографии, проведённым В. Апатским.
Во время эксперимента на груди, на уровне схождения нижних рёбер и на уровне средней части живота исполнителя крепились гофрированные резиновые трубки, которые соединялись с капсулами Марея. Последние в свою очередь, в зависимости от давления воздуха, опускали пишущие перья. Таким образом на движущейся ленте кимографа вычерчивались кривые, отражавшие работу дыхания испытуемого. Исследовались простое физиологическое дыхание и профессиональное дыхание во время игры на духовых инструментах.
Пневмографы профессионального дыхание испытуемых наглядно показали особенности, отличающие его от физиологического дыхания. Пневмографы зафиксировали три различных типа исполнительского дыхания: брюшное, грудное и грудобрюшное
Интересны исследования, связанные с записью пневмограмм фаготистов, исполнявших гаммы. При игре гамм восьмыми штрихом stacatto на пневмографе отразились толчки дыхания, образовавшиеся при периодическом прерывании языком струи воздуха, посылаемой в инструмент, а также передающие импульсы брюшного пресса, оказывающие влияние на опёртый воздушный столб. Опыт экспериментального исследования профессионального дыхания открывает широкие возможности для дальнейшего изучения звукового аппарата исполнителя на духовых инструментах и является надёжным помощником педагога в практической работе с учеником в классе трубы.