Психофизиология потребностей
Психофизиология (05.09.2011)
Полякова Ольга Николаевна
(работа к октябрю)
Учебники :
Ред. Николаева Е.И. Психология
Батуев А.
Александров Ю.И. Психофизиология (третий учебник) – для реферата полезно
Учебник:
Психофизиология – лекции МГУ
Психофизиология в схемах и комментариях
Темы :
Что такое доминанта
Потребности
Социальные потребности человека
Эмоции (механизмы, что поддерживают)
Память
Сон и сновидения
Восприятия
Сознание и бессознательное с точки зрения психофизиологии
Парасимпатическая система – отвечает за расслабление
Симпатическая система - отвечает за защитную функцию
Определение:
Психофизиология – наука о физиологических основах психической деятельности человека и животного
Психофизиология – наука о взаимоотношениях мозга и психики
Психофизиология (А.С.Батуев) – это интегративная наука о поведении, выбирающая внутренние и внешние, субъективные и объективные детерминанты поведения.
Живой организм – способен обмениваться с другими существами (интеграция)
Поведение – то, что организм проецирует во вне, и то, что мы можем наблюдать.
Внутренние детерминанты– внутренние процессы, происходящие внутри человека (поели или нет – влияет на поведение человека в разных ситуациях)
Детерминанты – определяющие, направляющие
Внешние детерминанты – на некоторые процессы человек реагирует одинаково (ссора в семье) + Среда тоже влияет на поведение
Субъективные детерминанты – разное отношение разных людей на мир (мы воспринимаем мир через призму своего восприятия)
Объективные детерминанты – то, что объединяет всех людей (температура, действие организма)
Психофизиология – наука о поведении (как и психология и пр.)
Поведение – внешне наблюдаемоевзаимодействие организма с окружающей средой, опосредованной как внешней двигательной активностью, так и внутренней психической деятельностью
Поведение бывает осознаваемым и неосознаваемым
Психика – скрытая от непосредственного наблюдения субъективное и активноеотображение в мозгу образа объективного мира и самого себя в этом мире; обеспечивает воздействие на внешний мир и целенаправленное поведение в нем.
Психика – сознательная и бессознательная
Психику можно наблюдать только по поведению – саму психику наблюдать нельзя
Нервная система появилась у гидры => появилось поведение
Мозг со временем может компенсировать повреждения
(По шишкам можно определять способности человека)
Неинвазивный – непроникающий внутрь
Субъективное отражение в мозгу –
Домашнее задание: в чем отличие человека от животного? К какой позиции: принципиально отличаемся, либо совсем чуть-чуть
Методы психофизиологии
2 принципиальных блока (психологические методики и физиологические)
Психологичесике:
Ø Тесты на внимание, на удержание внимания
Ø Тест Люшера
Ø Тест на тревожность
Ø Проективные методики (тесты, связанные с рисунками): по силе нажима, много раз обводить – сила тревожности.
Физиологические (из медицины):
Можно регистрировать состояние мозга :
Электролицифография (ЭЦГ) – можно смотреть активность мозга (спокойный человек или нет) – детектор лжи может использовать – проверяет нейронную активность мозга
Томография,
Методы изучения кровоснабжения мозга
Регистрация мышечного тонуса:
В детекторе лжи есть миография, реагирующая на мышечную реакцию человека
Околограмма – частота моргания (часто моргание – признак тревожности)
Регистрация других физиологических процессов:
ЭКГ (электрокардиограмма сердца) – в детекторе лжи обязательное есть ЭКГ
Дыхание – медленнее дышим, нормализируется работа сердца
Кожногальваническая реакция
Генетический анализ
Потребности
Потребность – специфическая сила живого организма, формирующая основу целенаправленного поведения.
Мотив – опредмеченная потребность
Мотивация – это центрально спроецированная потребность (в мозг постоянно поступает информация извне и изнутри). Когда изнутри или снаружи поступает нефоновый сигал, начинают стимулироваться отдельные части мозга. Когда где-то возбуждение становится нефоновым, она начинает привлекать к себе внимание. Мы делаем так, чтобы центр не стал таким кричащим.
Потребность – то, когда что-то не так. Если есть потребность, возникает мотив, возникает поведенческая реакция, которая удовлетворяет потребность.
Гипоталамус – центр низменных инстинктов человека.
Основные жизненные цели человека отличают человека от животного
Потребности возникают в мозгу
12.09.2011
Потребности сейчас:
Питьевая, пищевая, сон, поболтать, получать знания
Все потребности задействованы в мозгу, но одна доминирует. => иерархия потребностей
Доминирующая потребность подпитывается силой других потребностей.
Возбуждаясь, доминирующая потребность подавляет другие потребности, но некоторые источники остаются. Доминирующий центр забирает на себя другие влияния.
Термин доминанта был предложен А.А. Ухтомским (книги: «Доминанта», «Интуиция совести»).
Принцип доминанты – это стержень, определяющий поведение человека (принцип ведущего действия)
В разных условия человек может себя вести по-разному. Это определяется его доминантным состоянием.
Физиологическая подоплека принципа доминанты
В Центральной нервной системе (ЦНС) в тот или иной отрезок времени под влиянием текущих потребностей складывается группа нервных центров, где поддерживается стойкий очаг возбуждения. Он уменьшает или блокирует проявление других реакций. А любое внешнее воздействие идет на подкрепление и усиление господствующего акта. То есть весь организм в данный момент мобилизован на разрешение самой важной для него задачи.
На определение доминанты влияют внутренние и внешние факторы
Гормонально-гуморальная подоплека определяют внутренне доминантное состояние (доминантное состояние можно создать).
Доминанта беременности – девушка ведет себя, как беременная, даже когда еще не пришла пора проявления соответствующих проявлений.
Половая доминанта – когда уровень гормонов заскакивает (подростковый возраст)
Окситоцин – выделяет «гормон любви» (отвечает за оргазм)
Еда и секс, материнская, беременность
Гормональные – более растянуты во времени
Доминанта лежит в основе воспитания, обучения, манипулирования (в тч общественным мнением)
Доминанты прочно фиксируются в долговременной памяти (прожитые доминанты)
Была потребность, которая сформировалась на основе внутреннего, на определенных внешних сигналах, она каким-то образом реализовалась, получается эмоциональны фон (+ или -). В итоге все это фиксируется в памяти. В результате, если появляется совпадение, то прожитое возвращается (де жа вю)
Наличие доминанты создает повышенную готовность организма реагировать так, а не иначе, то есть доминанта ориентирует организм на поиск тех раздражителей, по отношению к которым данная доминанта наиболее адекватна.
Установку можно смягчить, и можно отдать. Всегда можно сменить на «в каких случаях»
Установка – всегда, никогда, нигде, должна, «не»
Если есть установка, через которую мы переступить не можем. Тогда ее надо вернуть тому, от кого ты ее получила.
Положительные и отрицательные стороны доминанты.
Любая доминанта должна быть пережита, либо сознательно отодвинута.
Положительные стороны доминанты – можно заразить своей доминантой.
К экзамену нужно знать определение, потребность, внутренние стимулы, внешние, что делает с остальными потребностями, как она реализуется
Ян Линбланд «Человек, …..»
Психофизиология потребностей
Классификация по П.В. Сименову
Лекция о работе головного мозга, Эмоциональьный мозг..
Потребности витальные (биологические) (нереализовал, помрешь): пищевая, питьевая, регуляция цикла, самосохранение, экономия сил
Социальные потребности: половые, родительская, иерархия, территориальная, сопереживание
Социальные потребности делятся на: для себя, и для других.
Мы становимся людьми, сочетая биологические и социальные потребности
Потребности саморазвития: путешествовать, исследовать, игровая потребность, потребность в превентивной вооруженности (обучение и пр.) (потребность в познании и творчестве)
В отличие от Маслоу – есть все виды потребностей, но они развиты в разной степени.
Биологические потребности:
Жажда – сухость во рту (возможна вкусовая иллюзия – пр. прополоскать рот водой и выплюнуть. Результат будет лучше) – состояние химической природы. Запускается внутренним сигналом.
Пищедобывательная потребность –
Потребность в экономии сил – потребность иметь стереотипность своего поведения (чаще всего мы будем действовать также, как до этого у нас получилось)