Не вредная для здоровья и развития ребенка, не препятствующая посещению им школы, участию в профессиональной ориентации и программах подготовки, одобренных компетентными органами
Среди профессий добывающих и перерабатывающих отраслей (угольная, горнорудная, нефтяная, химическая, металлургическая) около 90% составляют профессии с тяжелыми и вредными условия- мги труда, запрещенные для использования труда подростков, среди оставшихся 5% профессий по реальным условиям труда тоже могут быть отнесены к их числу.
Среди профессий, относящихся к транспорту и связи, 86% запрещены для использования труда подростков из-за высокой степени ответственности, особенно для профессии водителя.
В энергетике, электрическом и электронном производствах, строительстве, деревообработке, целлюлозно-бумажной промышленности, металлообработке 54—60% основных профессий, по которым ведется профессиональная подготовка в ПУ, относятся к профессиям с тяжелыми и вредными условиями труда. По санитарным характеристикам еще около 20% профессий строительной индустрии и деревообрабатывающей промышленности могут быть отнесены по условиям труда к числу тех, где применение труда подростков нежелательно, а профессиональное обучение требует строгой регламентации. В области энергетики, электротехнического и электронного производства число таких профессий составляет около 10%.
В легкой промышленности и полиграфии 25% профессий входят в список профессий, запрещенных для применения труда несовершеннолетних; еще в 6% профессий имеются ограничения для последних в отдельных видах работ.
В жилищно-коммунальном хозяйстве и учреждениях культурно- бытового обслуживания около 18% профессий с тяжелыми и вредными условиями труда, по остальным профессиям возможно использование труда подростков, в том числе и с отклонениями в состоянии здоровья.
В настоящее время разрабатываются регламенты, запрещающие не только труд, но и профессиональное обучение подростков. К таким работам относятся те, при которых возможен контакт с химическими веществами 1-го и 2-го классов опасности, лазерами, виброинструментом, ионизирующим излучением; работы на высоте, со взрывоопасными и легковоспламеняющимися веществами, в барокамерах; тяжелые работы с перемещением грузов выше норм, установленных для подростков, работы в условиях риска, дефицита времени, работы, способные оказывать отрицательное влияние на моральное состояние (работы на бойнях, в моргах, крематориях).
В настоящее время в нашей стране, в отличие от других стран мира, отсутствуют современные нормативно-правовые документы по труду несовершеннолетних. Как правило, подобные документы предусматривают также механизм контроля за соблюдением безопасных условий труда, ответственность работодателя за создание нормальных условий труда.
Проблемы трудоустройства и охраны здоровья подростков, как работающих, так и получающих профессиональное образование, осложняются. В производстве растет доля устаревшего технологического оборудования, снижаются затраты на охрану труда, что закономерно ухудшает его условия. Повышаются аварийность и травматизм, особенно в коммерческом секторе. Все это в еще большей степени актуализирует проведение профессиональной консультационной работы среди детей и подростков.
Первичная врачебная профессиональная консультация проводится в 5-м классе для детей, имеющих необратимые дефекты развития и отклонения в состоянии здоровья (эпилепсия, последствия полиомиелита, одноглазие и др.). О результатах осмотра, как правило, сообщают родителям и дают рекомендации. Тем самым предупреждается нанесение детям психической травмы, а в более позднем возрасте облегчается выбор профессии, соответствующей состоянию здоровья.
Для всех учашихся врачебная профессиональная консультация проводится в 7-10-х классах и предваряет выбор ими профиля трудового обучения в межшкольном УПК, а также окончательный выбор будущей профессии или специальности перед окончанием школы. Врачебная профессиональная консультация школьникам дается не только по состоянию здоровья, но и психофизиологическим свойствам их организма.
В 12 лет проводится индивидуальная диагностика развития профессионально значимых функций и качеств школьников. На основе ее результатов для каждого школьника определяются функции, требующие тренировки, и подбираются методы их активного формирования в процессе трудового и физического воспитания, а также разрабатываются индивидуальные методы тренировки. Более предпочтительны для улучшения многих функциональных возможностей детей игровые виды спорта.
Физическая культура и спорт оказывают всестороннее влияние на организм подростков, в том числе и на трудовые, профессионально значимые функции и качества. Более активное развитие вышеуказанных функций и качеств наблюдается у учашихся, занимающихся физическими упражнениями профессионально-прикладной направленности и учащихся- спортсменов. Целенаправленная тренировка отстающих в развитии профессионально значимых функций и качеств способствует их активному развитию и совершенствованию, а, следовательно, формированию профессиональной пригодности. На первых этапах трудового обучения она расширяет двигательные и функциональные возможности организма школьников, на базе которых в дальнейшем успешно осваиваются трудовые, а затем и профессиональные навыки. У подростков ПУ, занимающихся физическими упражнениями профессионально-прикладной направленности, отмечается более активное развитие профессионально значимых функций и качеств, чем у школьников этого же возраста.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — специализированный педагогический процесс, обеспечивающий развитие и совершенствование двигательных навыков и функций в соответствии с требованиями той или иной профессии.
Как правило, ППФП оказывает выраженное благоприятное влияние на состояние здоровья, повышает неспецифическую резистентность и адаптационные ресурсы подростков. Эффективность ППФП увеличивается на фоне высокого уровня суточной двигательной активности, применения тренажеров и нетрадиционных форм физического воспитания (психофизическая тренировка, тренировка зрительного анализатора). Выделяют предшествующую ППФП, которая осуществляется в 8—9-х классах, и сопутствующую — в 10—11-х классах. Преимущество остается за сочетанным вариантом использования ППФП.
При сочетанном использовании ППФП наиболее быстро развиваются мышечно-суставная чувствительность, реакция на движущийся объект. В связи с этим на первых этапах необходимо уделять внимание КПЗФ, обладающим наибольшей устойчивостью к воздействию ППФП, — координации движений и скорости зрительно- моторной реакции, а в последующем — более податливым функциям. В более старшем возрасте основным средством активного формирования профессионально значимых функций являются специальные физические упражнения, которые по форме и характеру наиболее адекватны движениям при профессиональной деятельности квалифицированных рабочих.
У учащихся-спорстменов также отмечается совершенствование профессионально значимых функций и качеств. При совпадении
функциональной направленности вида спорта с требованиями трудовой и профессиональной подготовки наблюдается более активное развитие профессионально значимых функций и качеств. Установлено, что уровень физиологических функций, обеспечивающих прочное овладение профессией сборщицы мелких деталей, у спортсменок значительно выше, чем у девушек, имеющих общую физическую подготовку. Особенно высоким он оказывается у спортсменок, занимающихся спортивными играми. Доказано, что гимнастика является главным видом спорта для монтажников-высотников, профессия которых требует большой ловкости, силы, бесстрашия. Регулярные занятия спортивной гимнастикой, акробатикой, батутом позволяют быстрее привыкнуть к работе на высоте. У юношей, которые 3,5 мес занимались этими видами спорта, а потом поднялись на высоту, ЧСС увеличилась всего на 2—3 удара.
После использования всего комплекса воспитания, направленного на развитие профессионально значимых функций, в 15 лет проводится уточняющая профконсультация: уточняющая психодиагностика и профессионально-консультационная беседа по выбору профиля профессионального обучения, типов деятельности и профессий с учетом психофизиологических особенностей и профессиональных склонностей.
Целевой медицинский осмотр проводит педиатр с участием специалистов. Они определяют профессиональную пригодность подростка по медицинским показаниям к профессии, т.е. соответствие состояния здоровья и анатомо-физиологических особенностей организма требованиям, которые будут предъявляться к нему во время обучения профессии и работе. Большая распространенность хронических соматических заболеваний и нервно- психических расстройств у школьников в значительной степени повышает требования к врачебно-профессиональной консультации. Повышение эффективности массовых профилактических осмотров возможно с помощью современных диагностических технологий, в том числе и экспресс-диагностики с использованием автоматизированного сбора и анализа анамнестических данных. Современные компьютерные системы позволяют выявить широкий круг нозологических и донозологических состояний. Эти результаты в значительной степени определяют дальнейшую послескрининговую методику обследования, «нацеливают» врачей различного профиля на углубленное обследование. Обязательным условием проведения непрерывной профессиональной ориентационной работы является согласованность действий семьи, ДОУ, школы, ПУ, предприятий. Возрастает роль профессиональной ориентации в школе. В начальной школе она должна быть направлена на ознакомление с миром профессий, в средней школе — начало реализации профессиональных планов, связанных с конкретной сферой трудовой деятельности, формированием трудовых знаний, умений и навыков в этой сфере, формирование профессионально важных качеств личности.
Право выбора жизненного пути остается за школьником с учетом результатов медицинской профессиональной консультации. Глава б