Рефлекс и функциональная система. возбуждение цнс
1. Назовите основные функции центральной нервной системы (ЦНС).
1) Управление деятельностью опорно-двигательного аппарата, 2) регуляция функций внутренних органов, 3) обеспечение психической деятельности 4) формирование взаимодействия организма с окружающей средой.
2. Назовите два основных принципа регуляции функций организма, сформулируйте их сущность.
1) Принцип саморегуляции (организм с помощью собственных регуляторных механизмов обеспечивает интенсивность деятельности всех органов и систем согласно своим потребностям в различных условиях жизнедеятельности). 2) Системный принцип – регуляция констант организма с помощью вовлечения различных органов и систем.
3. Какие два типа саморегуляции функций имеются в организме? Укажите их сущность.
1) По отклонению, когда отклонение параметров констант организма от нормы включают регуляторные механизмы, устраняющие это отклонение. 2) По опережению, когда регуляторные механизмы включаются раньше и предупреждают отклонения параметров констант организма от нормы.
4. Назовите механизмы регуляции функций организма. Какая регуляция является ведущей?
Нервный, гуморальный, миогенный. Ведущей является нервная регуляция.
5. Что понимают под миогенным механизмом регуляции? Перечислите органы, для которых этот вид регуляции является важным.
Способность мышцы изменять свою сократительную активность и/или степень автоматии при изменении степени ее растяжения. Скелетная мускулатура, сердце, желудочно-кишечный тракт, желчный и мочевой пузыри, мочеточники, сосуды, бронхи, матка.
6. Перечислите основные особенности гуморальной регуляции функций.
Генерализованное действие, замедленное действие, осуществляется с помощью большого набора химических агентов.
7. Перечислите особенности нервной регуляции по сравнению с гуморальной.
Возможность точного локального действия, быстрота действия, обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой.
8. Назовите виды влияний нервной системы на органы, поясните их сущность.
Пусковое влияние (начало или прекращение функции) и модулирующее (изменение интенсивности работы органа).
9. Приведите пример пускового и модулирующего влияний нервной системы на функции органов.
Пусковое влияние – запуск сокращений покоящейся скелетной мышцы при поступлении к ней нервных импульсов, прекращение сокращений при отсутствии импульсов. Модулирующее влияние – увеличение частоты и силы сокращений сердца при поступлении импульсов к нему по симпатическому нерву.
10. Перечислите пути (механизмы) реализации пускового и модулирующего влияний нервной системы на функции органов.
Пусковое – изменение активности процессов возбуждения и торможения в органе под влиянием нервных импульсов (электрогенное действие). Модулирующее – изменение интенсивности обмена веществ (адаптационно-трофическое действие), изменение интенсивности кровоснабжения органа (сосудодвигательное действие).
11. В чем состоит сущность феномена Орбели-Гинецинского?
В усилении сокращений утомленной мышцы при раздражении иннервирующего ее симпатического нерва.
12. Сформулируйте понятие "нервизм".
Нервизм – концепция, признающая ведущую роль нервной системы в регулировании процессов жизнедеятельности организма.
13. Сформулируйте понятие "рефлекс".
Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при обязательном участии нервной системы.
14. Когда и кем была впервые высказана идея о рефлекторном принципе деятельности центральной нервной системы? В чем заключается универсальность рефлекса?
Декартом в первой половине 17 века. В основе деятельности всех уровней нервной системы лежит рефлекторный принцип.
15. Кто распространил принцип рефлекса на психическую деятельность? Сформулируйте основную идею автора книги "Рефлексы головного мозга".
И. М. Сеченов. Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу их происхождения – рефлексы. Психическая деятельность также имеет рефлекторную природу.
16. Назовите три принципа рефлекторной теории Декарта-Сеченова-Павлова.
Принцип детерминизма, принцип структурности, принцип анализа и синтеза.
17. В чем заключается сущность принципа структурности в рефлекторной теории?
Любой рефлекс осуществляется с помощью определенных нервных структур. Чем больше структур ЦНС участвует в осуществлении реакции, тем она совершеннее.
18. В чем заключаются принципы 1) детерминизма и 2) анализа и синтеза в рефлекторной теории?
1) Каждый рефлекторный акт причинно обусловлен. 2) В различении всех действующих на организм раздражителей и формировании ответной реакции.
19. Кто и в каком опыте (опишите) впервые доказал приспособительный характер изменчивости рефлекса?
И. М. Сеченов в опыте на таламической лягушке с "переключением рефлекса": раздражение согнутой конечности вызывает ее разгибание, разогнутой – сгибание.
20. Что называют рефлекторной дугой?
Совокупность структурных элементов, с помощью которых осуществляется рефлекс.
21. Нарисуйте схему рефлекторной дуги соматического рефлекса и обозначьте пять ее звеньев.
1 – рецептор; 2 – афферентный нейрон; 3 – вставочный нейрон; 4 – мотонейрон; 5 – эффектор (скелетная мышца).
22. Нарисуйте схему рефлекторной дуги вегетативного (симпатического) рефлекса и обозначьте пять ее звеньев.
1 – рецептор; 2 – афферентный нейрон; 3 – центральный (преганглионарный) нейрон; 4 – ганглионарный нейрон (симпатический ганглий); 5 – эффектор (гладкая мышца).
23. Нарисуйте схему рефлекторной дуги вегетативного (парасимпатического) рефлекса и обозначьте пять ее звеньев.
1 – рецептор; 2 – афферентный нейрон; 3 – центральный (преганглионарный) нейрон; 4 – ганглионарный нейрон (парасимпатический ганглий); 5 – эффектор (гладкая мышца).
24. Назовите 1-е и 2-е звенья рефлекторной дуги и укажите их функциональную роль в реализации рефлекса.
Первое звено (рецептор) воспринимает раздражение, трансформируя энергию раздражения в нервный импульс. Второе звено (афферентный нейрон) проводит импульсы в ЦНС.
25. Назовите 3-е звено рефлекторной дуги и укажите его функциональную роль в реализации рефлекса.
Вставочные нейроны – передают импульсы к эфферентному нейрону и обеспечивают связь данной рефлекторной дуги с другими отделами ЦНС.
26. Назовите 4-е и 5-е звенья рефлекторной дуги и укажите их функциональную роль в реализации рефлекса.
Четвертое звено (эфферентный нейрон) перерабатывает информацию, поступающую к нему от вставочных нейронов ЦНС и формирует ответ в виде нервных импульсов, посылаемых к 5-у звену – к рабочему органу.
27. Нарисуйте общую схему функциональной системы (для регуляции физиологических констант организма).
(По К.В.Судакову с изменениями)
28. Что называют нервным центром?
Совокупность нейронов, расположенных на различных уровнях ЦНС, достаточная для приспособительной регуляции функции органа или системы.
29. Какие органы и ткани иннервирует соматическая нервная система, какие – вегетативная нервная система?
Соматическая – скелетные мышцы, вегетативная – все внутренние органы, ткани и сосуды.
30. Где расположены тела афферентных нейронов для соматической и вегетативной рефлекторной дуги?
Для соматической – в спинномозговых ганглиях и ганглиях черепных нервов. Для вегетативной – там же, а также в экстра- и интрамуральных вегетативных ганглиях.
31. Назовите два вида вставочных нейронов, отличающихся по влиянию на другие нервные клетки. Какая часть нейрона выполняет трофическую функцию? Где обычно генерируется потенциал действия в нейроне?
Возбуждающие и тормозящие. Тело нервной клетки и в аксонном холмике соответственно.
32. Где расположены тела двигательных нейронов, иннервирующих рабочие органы, для соматической и вегетативной нервной системы?
Для соматической – в передних рогах спинного мозга и двигательных ядрах черепных нервов, для вегетативной – вне ЦНС (в экстра- и интрамуральных вегетативных ганглиях).
33. Что называют рецептивным полем рефлекса или рефлексогенной зоной?
Область скопления рецепторов, раздражение которой вызывает данный рефлекс.
34. Назовите рецептивные поля рефлексов глотания, слюноотделения, чихания, кашля.
Глотания – корень языка и задняя стенка глотки; слюноотделения – слизистая рта; чихания – слизистая носа; кашля – слизистая воздухоносных путей.
35. Назовите виды межнейрональных синапсов, различающихся по функции (знаку действия) и по механизму передачи возбуждения.
По функции – возбуждающие и тормозящие. По механизму передачи возбуждения – химические и электрические.
36. Что такое посттетаническая (постактивационная) потенциация – феномен облегчения? Какова главная причина этого феномена?
Временное облегчение проведения возбуждения в химических синапсах после их предварительной ритмической активации. Накопление кальция в пресинаптических окончаниях.
37. Перечислите основные медиаторы центральной нервной системы.
Ацетилхолин, катехоламины, серотонин, глютамат, аспартат, гаммааминомасляная кислота, глицин, субстанция Р.
38. О чем свидетельствует факт разнонаправленного влияния одного и того же медиатора в различных синапсах?
О том, что эффект зависит не только от свойств медиатора, но и от свойств постсинаптической мембраны.
39. Кто, когда и в каком опыте открыл медиаторный механизм передачи возбуждения в синапсах центральной нервной системы?
Экклс в 1951 году в опыте с аппликацией ацетилхолина на постсинаптическую мембрану нейрона и регистрацией возникающего при этом возбуждения.
40. Как называют потенциал, возникающий в постсинаптической мембране нейрона под влиянием возбуждающего медиатора? Локальным или распространяющимся он является?
Возбуждающий постсинаптический потенциал. Локальным.
41. Перечислите основные свойства возбуждающего постсинаптического потенциала (ВПСП). Как изменяется возбудимость нейрона при возникновении ВПСП?
Не распространяется, не подчиняется закону "все или ничего", т. е. зависит от силы раздражения, способен суммироваться. Возбудимость нейрона повышается.
42. Какова роль ферментов, разрушающих медиатор, в обеспечении функционирования синапсов?
Обеспечивают готовность постсинаптической мембраны для восприятия очередного импульса.
43. Какова роль кальция в проведении возбуждения через синапсы в ЦНС? Какой эффект вызывает магний?
Кальций способствует выделению медиатора в синаптическую щель. Магний препятствует этому эффекту.
44. Какова реакция нейрона на одиночный возбуждающий импульс и на серию импульсов?
В ответ на одиночный импульс возникает локальный потенциал (деполяризация) в десятки раз меньше порогового потенциала; на серию импульсов возникает суммированный ВПСП, который при достижении пороговой величины вызывает процесс возбуждения.
45. Каково соотношение между числом поступающих к нейрону импульсов и генерируемых им импульсов?
Поступающих импульсов в десятки и сотни раз больше, чем генерируемых.
46. Почему обычно возбуждение нейрона (потенциал действия) начинается с аксонного холмика? С чем это связано?
Возбудимость нейрона в области аксонного холмика наибольшая в связи с высокой концентрацией быстрых натриевых каналов в этой части нейрона. Электротоническое распространение ВПСП, достаточной амплитуды, достигает аксонного холмика, т.к. размеры нейрона относительно малы.
47. Почему при передаче возбуждения в химическом синапсе сигнал обратно не передается?
Потому что пресинаптическая мембрана не возбуждается под влиянием медиатора, выделившегося в синаптическую щель, а местные токи постсинаптической мембраны не возбуждают пресинаптическую мембрану из-за достаточно широкой синаптической щели.
48. Сколько требуется времени для возбуждения нейрона в центральной нервной системе при поступлении к нему импульсов, чем это объясняется?
Около 2 мс. Необходимо время на выделение медиатора, диффузию его через синаптическую щель, взаимодействие с постсинаптической мембраной и возникновение суммированного ВПСП пороговой величины.
49. Что называют латентным временем рефлекса? От чего оно зависит?
Время от начала раздражения до возникновения ответной реакции. От числа вставочных нейронов, от силы раздражения, от функционального состояния нервных центров.
50. Из каких компонентов складывается латентное время рефлекса?
Из времени, необходимого для возникновения возбуждения в рецепторе, проведения возбуждения по всем звеньям рефлекторной дуги и латентного периода эффектора.
51. Время каких спинальных рефлексов (экстеро-, интеро- или проприоцептивных) у человека наиболее короткое и почему?
Проприоцептивных, рефлекторные дуги которых являются самыми короткими – двухнейронными, а нервные волокна имеют наибольшую скорость проведения возбуждения.
52. Перечислите особенности распространения возбуждения в центральной нервной системе.
Одностороннее в химических синапсах, замедленное, возможность циркуляции возбуждения, иррадиация и конвергенция возбуждения.
53. Каковы причины иррадиации, конвергенции и циркуляции возбуждения в ЦНС?
Множество коллатералей в центральной нервной системе (дивергенция), схождение многих нервных путей к одному нейрону (конвергенция), наличие кольцевых нейронных цепей.
54. Нарисуйте схему замкнутых нейронных цепей, объясняющую возможность циркуляции возбуждения в центральной нервной системе по Лоренто де-Но и по Беритову.
а – по Лоренто де-Но, б – по И.С.Беритову. 1, 2, 3 – возбуждающие нейроны.
55. Как доказать одностороннее проведение возбуждения по рефлекторной дуге?
При раздражении переднего корешка спинного мозга возбуждение в заднем корешке не возникает, при раздражении заднего корешка спинного мозга регистрируется возбуждение в переднем корешке данного сегмента.
56. Что называют иррадиацией возбуждения в центральной нервной системе, как ее доказать?
Широкое распространение возбуждения в ЦНС. Например, при увеличении силы раздражения одной лапки лягушки в реакцию вовлекаются все конечности.
57. С какой целью в клинической практике применяют блокаду проведения возбуждения в ЦНС?
С целью обезболивания в хирургической практике и для лечения различных патологических процессов.
58. Что является движущей силой и условием для перемещения ионов Na+ и К+ в процессе возбуждения клетки?
Движущая сила – концентрационный и, частично, электрический градиенты. Условие – повышение проницаемости клеточной мембраны для ионов.
59. В какие фазы потенциала действия концентрационный и электрический градиенты способствуют или препятствуют входу натрия внутрь клетки?
Концентрационный градиент способствует в фазу деполяризации и инверсии (восходящая часть), электрический – в фазу деполяризации способствует, в фазу инверсии (восходящая часть) – препятствует.
60. В какие фазы потенциала действия концентрационный и электрический градиенты способствуют или препятствуют выходу ионов калия из клетки?
Концентрационный градиент обеспечивает выход К+ в фазу инверсии и реполяризации, электрический градиент – в фазу нисходящей части инверсии способствует, в фазу реполяризации – препятствует.
1. В какие сроки внутриутробного развития возникают локальные защитные рефлекторные реакции и ритмические сокращения дыхательных мышц?
На 8-й и 14-й неделях соответственно.
2. Как называют позу, характерную для плода, чем она объясняется?
Ортотоническая. Преобладанием тонуса мышц-сгибателей.
3. Опишите положение плода (внешне) в ортотонической позе, каково значение этой позы?
Конечности согнуты и прижаты к туловищу, спина и шея согнуты, что обеспечивает наименьший объем занимаемого пространства.
4. В какие сроки беременности возникает шевеление плода, ощущаемое матерью, какова частота их возникновения и причины увеличения частоты?
В 4 – 4, 5 месяца с частотой 4 – 8/час, учащается при физической нагрузке и эмоциональном возбуждении матери и обеднении крови питательными веществами и кислородом.
5. Какова особенность гематоэнцефалического барьера (ГЭБ) у детей, какие патологические последствия могут возникать в результате этого?
Повышенная проницаемость, что увеличивает опасность проникновения токсических продуктов в мозг и возникновения судорог при различных патологических процессах.
6. В чем заключается и с чем связана особенность развития процессов возбуждения и торможения в нейронах центральной нервной системы новорожденных?
Замедленное возникновение вследствие малого числа синапсов на нейронах и недостаточного количества медиатора в пресинаптических окончаниях.
7. Какова основная особенность распространения возбуждения у новорожденных детей, чем это объясняется?
Более выраженная, чем у взрослых, иррадиация возбуждения, что объясняется недостаточной миелинизацией нервных волокон и малой эффективностью тормозных влияний.
8. Опишите характер и объем движений новорожденного.
Беспорядочные движения всех конечностей, туловища и головы сменяются координированными движениями конечностей. Периоды двигательной активности явно преобладают над периодами покоя.
9. Какая поза характерна для новорожденного, до какого возраста она сохраняется? В регуляции какой константы организма она играет важную роль? Почему?
Ортотоническая поза, сохраняется до 1, 5 месяцев жизни ребенка. В регуляции температуры тела, т.к. тоническое сокращение мышц-сгибателей обеспечивает увеличение теплопродукцию, а ортотоническая поза – малую теплоотдачу.
10. Каково соотношение тонуса мышц-сгибателей и разгибателей у детей от момента рождения до 3 – 5 месяцев?
У новорожденных наблюдается преобладание тонуса сгибателей, у детей 1, 5 – 2 месяцев возрастает тонус разгибателей, в возрасте 3 – 5 месяцев – нормотония.
11. Назовите отличительные особенности рефлексов новорожденного.
Генерализованный характер ответной реакции; обширность рефлексогенных зон.
12. Перечислите основные группы рефлексов новорожденного.
Защитные, пищевые, двигательные, тонические, ориентировочные.
13. Каковы особенности проведения возбуждения по нервному волокну новорожденного по сравнению с проведением возбуждения у взрослого?
Проведение возбуждения медленное и не полностью изолированное.
14. Назовите факторы, обеспечивающие увеличение скорости проведения возбуждения по нервным волокнам с возрастом.
Миелинизация нервных волокон, увеличение их диаметра и амплитуды потенциала действия.
15. Почему скорость проведения возбуждения по миелинизированным нервным волокнам у новорожденного значительно (в два раза) меньше, чем у взрослых?
Потому что диаметр нервных миелинизированных волокон новорожденных значительно меньше, как и расстояние между перехватами Ранвье (потенциал действия "перепрыгивает" на меньшее расстояние).
Занятие 2-е
СВОЙСТВА НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ. ТОРМОЖЕНИЕ.
КООРДИНАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦНС
1. Что называют нервным центром?
Совокупность нейронов, расположенных на разных уровнях ЦНС, достаточную для приспособительного регулирования функций органа или системы.
2. Перечислите основные свойства нервных центров.
Инерционность, фоновая активность, трансформация ритма, большая чувствительность к изменениям внутренней среды, быстрая утомляемость, пластичность.
3. Что понимают под инерционностью нервных центров? С какими явлениями она связана?
Медленное возникновение и медленное исчезновение возбуждения. С явлениями суммации и последействия.
4. Что происходит в нервном центре при поступлении к нему серии “возбуждающих” импульсов?
Суммация возбуждающих постсинаптических потенциалов в нейронах нервного центра, в результате которой может возникнуть импульсное возбуждение.
5. Назовите виды суммации. Кто, когда и в каком опыте открыл это явление? Опишите опыт.
Пространственная и временная (последовательная). И. М. Сеченов в 1868 г. в опыте на таламической лягушке. Одиночное подпороговое раздражение лапки лягушки не вызывает рефлекторной реакции, а ритмическое раздражение той же силы вызывает рефлекс – отдергивание лапки или прыжок.
6. Что такое временная (последовательная) суммация?
Суммация ВПСП в нейронах при поступлении к ним серии нервных импульсов по одному и тому же афферентному пути.
7. Что такое пространственная суммация?
Суммация ВПСП в нейронах ЦНС, к которым импульсы подходят одновременно по многим афферентным волокнам.
8. Что понимают под последействием в центральной нервной системе? Каков его механизм?
Продолжение возбуждения в нервных центрах после прекращения раздражения. Длительное существование ВПСП, следовая деполяризация в нейронах, циркуляция возбуждения в нервных центрах.
9. Что такое фоновая активность нервных центров? Каковы ее причины?
Генерация импульсов в нервных центрах вследствие спонтанной деполяризации мембраны нейронов, гуморальных воздействий и постоянной афферентной импульсации от рецепторов.
10. Что понимают под трансформацией ритма в нервных центрах?
Относительную независимость частоты импульсов, возникающих в нервных центрах, по сравнению с частотой поступающих к ним импульсов.
11. Чем объясняется трансформация ритма в нервных центрах?
Явлением суммации ВПСП, иррадиации, конвергенции и циркуляции возбуждения, а также наличием следовых потенциалов в нейронах центральной нервной системы.
12. Какие факторы определяют величину рефлекторной реакции?
Уровень возбудимости нервного центра (функциональное состояние ЦНС), сила раздражения рефлексогенной зоны, функциональное состояние рабочего органа.
13. Опишите кратко опыт, доказывающий большую чувствительность центральной нервной системы к недостатку кислорода по сравнению с нервом и мышцей.
После выключения кровообращения рефлексы у спинальной лягушки исчезают раньше, чем реакция нервов и мышц на раздражение.
14. Чем лимитируется время реанимации (возвращения жизни) после клинической смерти – остановки сердца? Почему?
Повышенной чувствительностью клеток коры больших полушарий к недостатку кислорода. Они начинают погибать через 5 – 6 мин после прекращения кровообращения.
15. Нарисуйте схему опыта Н. Е. Введенского, доказывающего локализацию утомления в рефлекторной дуге.
1 – раздражение большеберцового нерва; 2 – раздражение малоберцового нерва;
3 – полусухожильная мышца лягушки; 4 – кривая сокращения полусухожильной мышцы.
16. Какие два нервных процесса, постоянно взаимодействуя, лежат в основе деятельности центральной нервной системы? Распространяются ли они?
Возбуждение и торможение. Возбуждение распространяется, торможение не распространяется.
17. Какой процесс в центральной нервной системе называют торможением?
Активный нервный процесс, результатом которого является прекращение возбуждения или снижение возбудимости нервной клетки.
18. Кем и когда были открыты процессы периферического и центрального торможения?
Братьями Вебер в 1845 г. и И. М. Сеченовым в 1863 г. соответственно.
19. Опишите опыт И. М. Сеченова, приведший к открытию центрального торможения.
При раздражении области зрительных бугров кристалликом поваренной соли у таламической лягушки наблюдалось удлинение времени рефлекса, измеряемого по способу Тюрка.
20. В чем заключается приоритет И. М. Сеченова в области изучения физиологии центральной нервной системы?
Распространил представление о рефлексе на психическую деятельность, открыл явление суммации возбуждения в нервных центрах и центральное торможение.
21. Опишите опыт Мегуна, доказывающий наличие специальных тормозных структур в стволе мозга.
Раздражение ретикулярной формации продолговатого мозга вызывает торможение коленного рефлекса у кошки.
22. Какое торможение называют реципрокным?
Торможение нервного центра при возбуждении другого центра – его антагониста.
23. Назовите два вида торможения в нейронах центральной нервной системы, отличающихся друг от друга по механизму возникновения и по локализации.
Постсинаптическое и пресинаптическое.
24. Что называют постсинаптическим торможением нейрона? С помощью каких нейронов оно возникает? В каких отделах ЦНС оно встречается?
Торможение, связанное со снижением возбудимости нейрона. С помощью тормозных интернейронов. Встречается в различных отделах ЦНС.
25. Как называют потенциал, возникающий в нейроне при постсинаптическом торможении, как изменяется мембранный потенциал нейрона при этом?
Тормозной постсинаптический потенциал (ТПСП); увеличивается, т. е. возникает гиперполяризация клеточной мембраны.
26. Под влиянием какого медиатора возникает тормозный постсинаптический потенциал (ТПСП) в мотонейронах спинного мозга? Как можно зарегистрировать ТПСП?
Под влиянием тормозного медиатора глицина. С помощью введения микроэлектрода внутрь клетки и регистрации гиперполяризации ее мембраны.
27. Движение каких ионов и в каких направлениях обеспечивает возникновение ТПСП?
Движение хлора в клетку, калия из клетки.
28. Нарисуйте схему возбуждающего и тормозного постсинаптических потенциалов.
29. Перечислите свойства ТПСП. Как и вследствие чего изменяется возбудимость клетки при возникновении ТПСП?
Не распространяется, не подчиняется закону "все или ничего", может суммироваться. Снижается вследствие гиперполяризации клеточной мембраны.
30. Назовите разновидности постсинаптического торможения.
Возвратное, латеральное, параллельное и прямое (реципрокное).
31. Нарисуйте схему, отражающую взаимодействие возбуждающих и тормозных нейронов при возвратном и параллельном постсинаптическом торможении.
1 – параллельное, 2 – возвратное постстсинаптическое торможение.
32. Нарисуйте схему, отражающую взаимодействие возбуждающих и тормозных нейронов при латеральном постсинаптическом торможении.
33. Нарисуйте схему, отражающую взаимодействие возбуждающих и тормозных нейронов при прямом (реципрокном) постсинаптическом торможении.
34. Как влияет на мембранный потенциал нейрона одновременное поступление к нему импульсов от возбуждающих и тормозных клеток, способных вызвать равные по величине ВПСП и ТПСП, почему?
Вследствие алгебраической суммации ВПСП и ТПСП мембранный потенциал не изменится.
35. Какое торможение называется пресинаптическим, вследствие чего оно возникает? В каких отделах ЦНС оно встречается?
Торможение, возникающее в пресинаптической терминали вследствие ее стойкой деполяризации. Встречается в различных отделах ЦНС.
36. Под влиянием чего возникает стойкая деполяризация терминалей аксона возбуждающего нейрона в случае пресинаптического торможения?
Под влиянием тормозного медиатора, выделяющегося из окончания аксона вставочного тормозного нейрона.
37. Почему в случае стойкой деполяризации пресинаптической терминали возбуждение на постсинаптический нейрон не передается?
Потому что в пресинаптической терминали не возникает потенциал действия (или он очень мал), вследствие чего резко снижается выделение медиатора из пресинаптического окончания в синаптическую щель.
38. Изменяется ли возбудимость нейрона и его мембранный потенциал в случае пресинаптического торможения? Объясните механизм.
Не изменяются, т. к. деполяризация пресинаптической терминали вызывает блокаду проведения нервного импульса на пути к постсинаптическому нейрону.
39. Нарисуйте схему, отражающую взаимодействие возбуждающих и тормозных нейронов при параллельном пресинаптическом торможении.
40. Нарисуйте схему, отражающую взаимодействие возбуждающих и тормозных нейронов при латеральном пресинаптическом торможении.
41. Каково значение различных видов торможения в ЦНС?
Торможение является важным фактором координационной деятельности ЦНС, участвует в обработке информации, поступающей к нейрону, выполняет охранительную роль.
42. Как и почему влияет стрихнин на распространение возбуждения в ЦНС? К чему это ведет?
Стрихнин выключает постсинаптическое торможение. Это ведет к иррадиации возбуждения в ЦНС и, как следствие, – к резкому увеличению тонуса скелетных мышц и к их генерализованным судорожным сокращениям.
43. Что понимают под координацией деятельности ЦНС?
Согласование деятельности различных отделов ЦНС посредством упорядочения распространения возбуждения.
44. Перечислите факторы, обеспечивающие координацию деятельности ЦНС?
Фактор структурно-функциональной связи, фактор субординации, фактор силы, одностороннее распространение возбуждения в синапсах, феномен облегчения, доминанта.
45. Что понимают под фактором структурно-функциональной связи в координационной деятельности ЦНС?
Наличие врожденной или приобретенной связи между определенными нервными центрами, между нервными центрами и рабочими органами, обеспечивающей преимущественное распространение возбуждения между ними.
46. Назовите варианты структурно-функциональной связи между нервными центрами, а также между ЦНС и органами, обеспечивающей координационную деятельность нервной системы.
Прямая, реципрокная и обратная связи.
47. Что понимают под принципом прямой и обратной связи (обратной афферентации) в координационной деятельности ЦНС?
Управление функцией нервных центров или органов путем посылки эфферентных импульсов к ним (прямая связь) с учетом афферентной импульсации от них (обратная связь);последняя информирует управляющий центр о параметрах результата действия, что обеспечивает более совершенную регуляцию.
48. Какова роль реципрокного торможения в управлении деятельностью скелетной мускулатуры? Приведите пример. Пре- или постсинаптическим оно является?
Обеспечивает торможение центра-антагониста и расслабление соответствующих ему мышц (например, при возбуждении центра, иннервирующего мышцы-сгибатели, тормозится центр, иннервирующий мышцы-разгибатели, и наоборот). Постсинаптическим.
49. Что понимают под принципом субординации нервных центров? Что понимают под фактором силы в координационной деятельности ЦНС?
Подчинение деятельности нижележащих отделов ЦНС вышележащим. При одновременном действии на организм разных по силе и биологическому значению раздражителей, вовлекающих в соответствующие рефлекторные реакции один и тот же нервный центр (общий конечный путь) побеждает сильнейший и наиболее значимый.
50. Какие влияния могут изменить исходное функциональное состояние нервного центра?
Утомление, нарушение кровообращения или снабжения кислородом, афферентная импульсация, гуморальные влияния.
51. Какое явление в центральной нервной системе называют доминантой? Кто его открыл?
Стойкий "господствующий" очаг возбуждения, подчиняющий себе функции других нервных центров. А. А. Ухтомский.
52. Перечислите свойства доминантного очага возбуждения в ЦНС.
Повышенная возбудимость, стойкость возбуждения, способность "притягивать" к себе возбуждения, идущие по разным афферентным путям, и тормозить деятельность других нервных центров.
53. Какие факторы могут вызвать появление доминантного очага возбуждения в центральной нервной системе? Приведите примеры.
Длительное действие на центры потока афферентных импульсов и гуморальных сдвигов в организме. Чувство голода, половая доминанта, болевые ощущения при патологии.
54. Назовите виды влияния нервной системы на органы и ткани и три принципа рефлекторной теории Декарта-Сеченова-Павлова.
Пусковое и модулирующее. Принцип детерминизма, принцип структурности, принцип анализа и синтеза.
55. Нарисуйте схему рефлекторной дуги соматического рефлекса и обозначьте пять ее звеньев.
1 – рецептор; 2 – афферентный нейрон; 3 – вставочный нейрон; 4 – мотонейрон; 5 – эффектор (скелетная мышца).
56. Нарисуйте схему рефлекторной дуги вегетативного (парасимпатического) рефлекса и обозначьте пять ее звеньев.
1 – рецептор; 2 – афферентный нейрон; 3 – центральный (преганглионарный) нейрон; 4 – ганглионарный нейрон (парасимпатический ганглий); 5 – эффектор (гладкая мышца).
57. Нарисуйте общую схему функциональной системы (для регуляции физиологических параметров).
(По К.В.Судакову с изменениями)
58. Перечислите основные свойства возбуждающего постсинаптического потенциала (ВПСП). Как изменяется возбудимость клеточной мембраны под влиянием ВПСП?
Не распространяется, не подчиняется закону "все или ничего", зависит от силы раздражителя, способен суммироваться. Возбудимость повышается.
59. Перечислите закономерности распространения возбуждения в ЦНС.
Одностороннее, замедленное, циркуляция возбуждения, иррадиация и конвергенция возбуждения.
60. Какие структурно-функциональные особенности ЦНС лежат в основе иррадиации, конвергенции и циркуляции возбуждения в нервных центрах?
Множество коллатералей в ЦНС (дивергенция), схождение многих афферентных путей к одному нейрону (конвергенция), наличие кольцевых нейронных путей.
1. Какова особенность процесса торможения у новорожденных? С чем она связана?
Слабость процессов торможения вследствие незрелости тормозных нейронов (меньше, чем у взрослых тормозных синапсов, мала амплитуда ТПСП).
2. Назовите пищевые и защитные рефлексы новорожденных.
Пищевые рефлексы: сосания, глотания; рвотный; защитные: чихания, мигания, оборонительный (рефлекс отдергивания).
3. Перечислите основные двигательные рефлексы новорожденного.
Хватательный (Робинзона), обхватывания (Моро), подошвенный (Бабинского), коленный, хоботковый, поисковый, ползания (Бауэра).
4. Опишите сущность и способ вызова хватательного рефлекса (Робинзона), когда он исчезает?
Схватывание и прочное удерживание предмета, пальца, карандаша или игрушки, если они касаются ладони. Иногда при этом удается приподнять ребенка над опорой. Исчезает на 2 – 4 месяце жизни ребенка.
5. Опишите сущность и способ вызова рефлекса обхватывания (Моро), до какого возраста он сохраняется у ребенка?
Отведение рук в стороны и разгибание пальцев с последующим возвращением рук в исходное положение. Рефлекс возникает при сотрясении кроватки, в которой лежит ребенок, при опускании его и поднятии до исходного уровня; при быстром подъеме с положения на спине. Рефлекс сохраняется до 4-х месяцев.
6. Опишите сущность и способ вызова подошвенного рефлекса (Бабинского).
Изолированное тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание всех остальных, которые иногда веерообразно расходятся, при раздражении подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам.