Познавательная теория эмоций М. Арнольд – Р. Лазаруса
У М. Арнольд в качестве познавательной детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта. Эмоция, как и действие, следует за этой оценкой. «Сначала я вижу нечто, потом я представляю, что это "нечто" опасно, – и как только я представляю это, я напугана и бегу». Таким образом, по Арнольд, мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают. Она считает, что как только человек непосредственным и интуитивным способом придет к выводу, что тем или иным предметом стоит овладеть, он сразу ощущает привлекательность этого предмета. Как только человек интуитивно заключает, что нечто угрожает ему, он сразу чувствует, что оно приобрело отталкивающий характер и что его нужно избежать. Возникающая тенденция действовать, будучи выражена в различных телесных изменениях, и переживается как эмоция. Оценка, по Арнольд, характеризуется мгновенностью, непосредственностью и непреднамеренностью, т.е. интуитивностью. Эта интуитивная оценка понимается автором как «чувственное суждение», в отличие от абстрактного «рефлексивного суждения».
В концепции Р. Лазаруса (Lazarus et al., 1970) центральной тоже является идея о познавательной детерминации эмоций. Он считает, что когнитивное опосредование является необходимым условием для появления эмоций. Однако он критикует М. Арнольд за то, что понятие «оценка» остается у нее субъективным и не связывается с фактами, поддающимися непосредственному наблюдению, что ведет к игнорированию вопроса об условиях, детерминирующих оценку. Кроме того, Лазарус не согласен с Арнольд по поводу того, что оценка признается ею чувственной (эмоциональной) по характеру.
Два положения являются главными в концепции Лазаруса:
? каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, есть функция особого рода познания или оценки;
? эмоциональный ответ представляет собой некий синдром, каждый из компонентов которого отражает какой-либо важный момент в общей реакции.
Центральным понятием концепции Лазаруса является «угроза», понимаемая как оценка ситуации на основе предвосхищения будущего столкновения (конфронтации) с вредом, причем предвосхищение основано на сигналах, оцениваемых с помощью познавательных процессов. По существу, Лазарус рассматривает аффективные реакции, а не только переживание, так как для него эмоция, судя по первой и особенно последней работам, является синдромом, включающим три основные группы симптомов – субъективные переживания, физиологические сдвиги и моторные реакции. Как только некоторый стимул оценивается как угрожающий, тут же приводятся в действие процессы, направленные на устранение или уменьшение вреда, т.е. процессы преодоления угрозы. Тенденции к действию по поводу наличия угрозы и ее устранения отражаются в различных симптомах эмоциональных реакций. Таким образом, схема возникновения эмоции выглядит так: восприятие ?первичная оценка ? исследовательская активность ? (личное значение действий в оцениваемой ситуации) ? вторичная оценка ? тенденция к действию ? эмоция как проявление тенденции в переживании, физиологических сдвигах и моторных реакциях.
Положительным в представлениях автора является то, что детерминантами оценки являются как ситуативные факторы, так и диспозиционные, т.е. свойства личности.Отсюда одна и та же ситуация вызывает у разных людей разную оценку и как следствие – разную эмоциональную реакцию. Однако надо отметить, что в теории Лазаруса уделяется излишне много внимания как анализу детерминант процесса оценки, так и приспособительным реакциям по поводу осознания угрозы, и меньше – механизмам появления самой эмоции.
Детальный критический разбор концепции Лазаруса дал И.А. Васильев (1976). Оценивая в целом эту концепцию как шаг вперед на пути сближения эмоции и действия, эмоциональной сферы и поведения, он делает и ряд замечаний. Наиболее существенные, на наш взгляд, следующие:
1. Эмоция появляется не только в конце познавательной деятельности как ее итоги, но и в ходе познавательной деятельности, способствуя ее успешности. Лазарус это игнорирует.
2. Имеются два значения понятия «оценка», в одном из которых эмоция сама выполняет оценочную функцию (эмоциональная оценка). Лазарус не соотносит свое понимание оценки с существующим в психологии, что создает неопределенность в ее трактовке.
3. Лазарус доказывает зависимость возникновения эмоций от оценки, используя в экспериментах примитивную познавательную деятельность. Поэтому действительные процессы оцен-ки остаются в концепции автора гипотетическими.
4. Лазарус, отождествляя мотивацию только с побуждением, т.е. сузив это понятие, не совсем обоснованно критикует мотивационную теорию эмоций. (Это бросается в глаза; ведь приведенная выше схема сама напоминает этапы развертывания мотивации.)
5. Если эмоция является конечным этапом процесса оценки, то остается необъясненным, для чего она нужна.
Наконец, вряд ли оправдано связывать возникновение эмоций только с познавательной активностью.
В одном из вариантов когнитивной теории эмоций (Ortony et al., 1988) утверждается, что только вербальный фактор (язык и самоотчет) имеет отношение к механизму вызова эмоциональных переживаний. При этом физиологические и поведенческие проявления эмоций считаются только сопровождением или следствием этих переживаний. По Н. Фрийда (Frijda, 1986), нейрофизиологический механизм не способен вызвать эмоции, он лишь создает условия для них.
К. Изард (Izard, 1993) отмечает, что процессы обработки информации могут быть не только контролируемые сознанием человека, но и автоматические. А раз это так, то некоторые информационные процессы, порождающие эмоции, могут и не быть когнитивными.
Когнитивные теории не учитывают наличие эмоций, возникающих безусловно-рефлекторно. Биологически значимые стимулы являются источником различных эмоциональных переживаний. По крайней мере, все переживания, связанные с эмоциональным тоном ощущений (приятное – неприятное, боль и т.д.) вызывают эмоциональное реагирование сами по себе, без когнитивных процессов. Многие эмоции не требуют участия коры головного мозга и процессов осознанной переработки информации. Дж. ЛеДокс (LeDoyx, 1989) показал, что при удалении у крыс зрительной и слуховой коры реакция страха возникает при возбуждении подкорковых структур таламуса и миндалины. Таким образом, часто мы сначала ощущаем, переживаем ощущение и только потом узнаем и понимаем то, что мы переживаем. Следовательно, путь возникновения эмоции может быть не только таким, как описывается когнитивными теориями: когнитивный процесс (приписывание) ? эмоция, но и таким: ощущение ? эмоциональная реакция ? когнитивные реакции ? усиление эмоционального реагирования.
Как отмечает Н.Н. Данилова (2000), когнитивные, оценочные операции, которые влияют на эмоции, реализуются в мозге, который уже эмоционален и не является аффективно-нейтральным. Она считает, что чисто когнитивной детерминанты эмоций вообще не существует. Эмоция на значимый стимул – это единство аффективно-когнитивных процессов.
Глава 2. ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные понятия эволюционной теории Ч. Дарвина.
2. В чем суть «ассоциативной» теории В. Вундта?
3. В чем заключаются особенности психоаналитической теории эмоций?
4. Назовите теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций.
5. Теория У. Кеннона – П. Барда.
6. Информационная теория П.В. Симонова.
7. Теория дифференциальных эмоций К. Изарда.
8. Фундаментальные эмоции.
9. Биологическая теория эмоций П.К. Анохина.
Глава 3. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ
Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, т.к. неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию. Об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Изучением эмоций занимались такие видные ученые, как Р. Вудвортс (1950), Д. Линдсли (1960), П. Фресс (1975), Я. Рейковский (1979), К. Изард (2000), отечественные ученые М.П. Якобсон (1958), В.К. Вилюнас (1973), Б.И. Додонов (1987), П.В. Симонов (1962, 1975, 1981, 1987), Л.И. Куликов (1997).
Однако до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной.
Роль эмоций в управлении поведением человека велика, не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением. В первой половине XX века уже говорили об аффектах как эмоциональных реакциях, направленных на разрядку возникшего эмоционального возбуждения.
Эмоциональное реагирование характеризуется:
1) знаком (положительные или отрицательные переживания);
2) влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее);
3) интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов);
4) длительностью протекания (кратковременные или длительные);
5) предметностью (степень осознанности и связи с конкретным объектом).
1. Знак эмоционального реагирования. По тому, какие переживания имеются у человека (положительные – удовольствие или отрицательные – отвращение), эмоциональное реагирование отмечается знаком «+» или «?». (Следует отметить, что деление во многом условно. Например, такую эмоцию, как страх, относят к отрицательным, но она имеет и положительное значение для животных и человека, и, кроме того, может доставлять человеку удовольствие. К. Изард отмечает положительную роль такой отрицательной эмоции, как стыд. Кроме того, он отмечает, что радость, проявляющаяся в форме злорадства, может принести испытывающему ее человеку такой же вред, как и гнев.)
2. Интенсивность эмоционального реагирования. Высокая степень положительного эмоционального реагирования называется блаженством. Для блаженства характерно приятное ощущение по всему телу. (Например, человек испытывает блаженство, греясь у огня после долгого пребывания на морозе, или поглощая холодный напиток в жаркую погоду.) Высшая положительная эмоция реагирования называется экстазом. Обычно люди испытывают экстаз, когда переживают верх счастья. (Это может быть религиозный экстаз.) Это состояние характеризуется тем, что оно охватывает все сознание человека, становится доминирующим, благодаря чему в субъективном восприятии исчезает внешний мир и человек находится вне времени и пространства. В двигательной сфере при этом наблюдается либо неподвижность, либо телесная легкость, выражающаяся в бурных движениях. Экстатические состояния наблюдаются при душевных заболеваниях: при истерии, эпилепсии, шизофрении. При этом нередко наблюдаются галлюцинации: райские ароматы, видение ангелов.
3. Длительность эмоционального реагирования. Эмоциональное реагирование может быть различной длительности: от мимолетных переживаний до состояний, длящихся часы и дни.
В.М. Смирнов и А.И. Трохачев (1974) выделяют эмоциональные реакции и эмоциональные состояния. Эмоциональные реакции: гнев, радость, тоска, страх. Реакции подразделяются ими на эмоциональный отклик, эмоциональную вспышку и эмоциональный взрыв (аффект).
Эмоциональные состояния, согласно В.М. Смирнову и А.И. Трохачеву, являются эмоциональной составляющей психических состояний. Эмоциональная составляющая близка к эмоциональному тонусу (настроению).
4. Предметность как характеристика эмоционального реагирования. В.К. Вилюнас (1986) пишет, что беспредметные эмоции обычно тоже имеют предмет (например, тревогу может вызвать ситуация в целом: ночь, лес, недоброжелательная обстановка) или неосознаваемый (когда настроение портит неуспех, в котором человек не может признаться).
Итак, мы восторгаемся или возмущаемся, опечалены или гордимся обязательно кем-то или чем-то. Приятным или тягостным бывает нечто, нами ощущаемое, воспринимаемое, мыслимое.
Глава 3. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ