Реакция зрачка на свет
Самостоятельная работа по теме «Вестибулярный анализатор»
Вестибулярный аппарат расположен в ________________________________ пирамиды височной кости. Вестибулярный аппарат состоит из:_______________. Адекватным стимулом является ___ ускорение.
Отделы вестибулярной системы:
Периферический отдел _______________________________
Проводниковый отдел __________________________
Центральный (корковый) отдел __________________
_____________.
Функции вестибулярной сенсорной системы: ______
_________________________.
Лабораторная работа
Оцени свой вестибулярный аппарат
Проба Ромберга(опишите процедуру и результат при нарушении вестибулярного аппарата и нормальной его работе): ______________
____________________
Проба Унтерберга(опишите процедуру и результат при нарушении вестибулярного аппарата и нормальной его работе): ______________
____________________
Проба Бабинского-Вейля(опишите процедуру и результат при нарушении вестибулярного аппарата и нормальной его работе): ______________
____________________
Указательная проба Барани(опишите процедуру и результат при нарушении вестибулярного аппарата и нормальной его работе): _______________________________
____________________
Упражнения и тесты для тренировки вестибулярного аппарата:
1. Стопы на одной линии, пальцы левой ноги упираются в пятку правой ноги, руки на поясе. Стоять с закрытыми глазами 15 секунд.
2. Стоя на носках, руки на поясе. Быстро наклонять голову вправо и влево по 10 раз в каждую сторону.
3. Стоя на носках, руки на поясе. Быстро наклонять голову вперед-назад по 10 раз туда и обратно.
4. Стопы на одной линии, пальцы левой ноги упираются в пятку правой ноги, руки на поясе. Выполнить наклоны туловища вправо-влево 5-6 раз.
Выводы: (получилось ли выполнить, какие трудности возникли, сделать заключение о состоянии своего вестибулярного аппарата) _______
________
Самостоятельная работа по теме «Зрительная сенсорная система»
Зрительная система состоит из трех отделов:
1. _____
2. _____________________
3. _____________________
Фоторецепторы в сетчатке глаза представлены видами: 1.____________________________
2. _.
Распределение этих фоторецепторов по сетчатке неоднородно: палочек больше на ___сетчатки и они ответственны за _______________
________________________ зрение. Нарушение функции палочек возникает из-за недостатка в пище витамина ________ и вызывает расстройство ________________________ зрения («___») при котором человек плохо видит в ___. Колбочки расположены в _____________________ сетчатки и обеспечивают ____________________
и _________________________ зрение. При поражении колбочек возникает ____________
____________, человек плохо видит при _____________________________ свете, но слепнет при ________________________ освещении. Слепое пятно - _____________________________
______.
Центральная ямка – это ________________________
_______.
Нарисуйте схему организации сетчатки глаза человека и обозначьте все функциональные элементы.
Аккомодация – это _____________
____.
Зарисуйте и опишите механизм аккомодации.
_
Лабораторная работа 1
Изучение оптических свойств глаза
Цель: изучить ход лучей в глазу в норме и при аномалиях рефракции.
Ход: нарисуйте схему преломления (рефракции) лучей и построения изображения хрусталиком на сетчатке глаза в норме.
ЭММЕТРОПИЯ:
Выводы: 1. Укажите условия, обеспечивающие ясное видение объектов _______________
____________.
2. Назовите приспособление глаза к ясному видению объектов, удаленных на разные расстояния _____________. Главную роль в ________
________________ играет _________________________. Он изменяет свою ______________________ при рассматривании разноудаленных предметов, делается более
__________________________, рефракция увеличивается, уменьшается (нужное подчеркнуть)
3. Опишите механизм приспособления глаза к ясному видению предметов, находящихся на разном расстоянии от глаза человека _________________________
___________________________.
4. Назовите 2 главные аномалии рефракции:1__
2__
Укажите чем они обусловлены: 1___________
2___________.
Зарисуйте схему хода лучей и оптическую коррекцию в близоруком глазу:
МИОПИЯ
КОРРЕКЦИЯ МИОПИИ
Зарисуйте схему хода лучей и оптическую коррекцию в дальнозорком глазу:
ГИПЕРМЕТРОПИЯ
КОРРЕКЦИЯ ГИПЕРМЕТРОПИИ
5. Опишите ещё один вид аномалий рефракции и чем он объясняется: ___________
____________________.
Роль зрачка в оптической системе глаза. Зрачковый рефлекс.
1. Опишите функции зрачка:
· _
· _
· _
· _
2. Назовите мышцы, которые управляют величиной зрачка и опишите как они изменяют его диаметр: ___________________
_.
3. Изучите иннервацию этих мышц и назовите медиаторы ______________________
_______
У здоровых людей размеры зрачков обеих глаз ___.
При освещении одного глаза зрачок другого глаза сужается, расширяется (нужное подчеркнуть), такая реакция называется __________.
4. Укажите реакции зрачка на :
Атропин _____
Эмоции _____
Боль _______
Наркотики __
Гипоксию __
Лабораторная работа 2
Изменение размеров зрачка при рассматривании предметов на дальнем и близком расстоянии
Цель: наблюдение зрачкового рефлекса при аккомодации.
Ход: испытуемый смотрит на карандаш, помещенный на расстоянии 1 метр от него. Исследователь отмечает величину зрачка обоих глаз. Затем быстро приближает карандаш к испытуемому, который постоянно смотрит на карандаш. Исследователь наблюдает изменение ширины зрачка у испытуемого.
Результаты: при отдалении предмета зрачок ___, при приближении- ________.
Выводы: 1. Опишите механизм сужения зрачка при аккомодации _________________________.
2. С возрастом сила аккомодации ____ по причине
___________.
Лабораторная работа 3
Сферическая аберрация
Цель: изучение различной степени преломления периферических и центральных лучей хрусталиком.
Ход: Закрыть один глаз, а к другому приближать палец или карандаш до получения их расплывчатого изображения. Поместить между глазом и рассматриваемым предметом черную бумагу (картон) с маленьким отверстием (0,6-1 мм).
Полученные результаты: отметьте лучше или хуже стал виден предмет при рассматривании через отверстие: _________________
_____________.
Вывод: (объясните, почему?) ____________________
_____________.
Лабораторная работа 4
Реакция зрачка на свет
Цель: наблюдение рефлекторной реакции зрачка на свет.
Ход: В работе участвуют два студента. Один из них является испытуемым. Испытуемый сидит лицом к свету. Через 2 минуты отметить ширину его зрачков.
1. Закрыть один глаз испытуемого и наблюдать за зрачком другого глаза.
2. Открыть глаз, наблюдать за изменением ширины зрачков обоих глаз.
3. Закрыть оба глаза на 1 минуту, затем открыть оба глаза и наблюдать за изменениями зрачков.
Результаты: отметить, как изменяется ширина зрачка при закрытии и открытии глаз.
Выводы: 1. Отметить рефлекторную реакцию на свет _______________________________
_________________________.
2. Нарисуйте рефлекторную дугу зрачкового рефлекса:
1) _
2) _
3) __
4) ___
5) ___.
3.Значение зрачкового рефлекса в клинической практике: ___________________________
______.
Лабораторная работа 5