Жажда справедливости или жажда заступника

Естественная потребность в справедливости перерастает в жажду справедливости, или, как ее еще называют, жажду заступника. В этом случае человек пытается изменить мир и окружающих людей, подсознательно стремясь к разрешению конфликта из-за несоответствия окружающего мира его личным представлениям о правильном устройстве этого мира.

Внутренний конфликт находит свое разрешение в эмоциональных взрывах и в действиях, которые с точки зрения человека, обуреваемого жаждой заступника, позволяют навести порядок и восстановить справедливость. Такие люди часто наносят большой вред обществу и окружающим, несмотря на то, что их поступки могут быть вполне оправданы и иметь под собой почву.

Жажда заступника свойственна террористам, чье желание исправить мир и восстановить справедливость настолько гипертрофированно, что заставляет их игнорировать любые гуманные побуждения и законы общества.

Жажда упорядоченности

Жажда упорядоченности - это жажда чиновника. Она пробуждает в человеке страсть упорядочивать и систематизировать все, что встречается на его пути. Его день расписан по минутам, а на его кухне каждая кастрюлька, тарелка или нож всегда находится на своем месте. Такой человек педантично раскладывает все по полочкам, его раздражает даже неровно задернутая занавеска, едва заметный слой пыли на комоде или не очень аккуратно застеленная постель.

Не стоит путать людей, просто привыкших к порядку с теми, кто одержим жаждой упорядоченности. Все зависит от способа удовлетворения потребности к упорядочиванию мира вокруг себя. Нормальное удовлетворение этой потребности выражается в том, что человек без излишнего напряжения планирует свой распорядок и аккуратно обращается с личными вещами.

Если же его начинает раздражать отсутствие порядка в жизни или действиях других людей, если он испытывает страдание или отвращение при виде чужой неубранной комнаты, от того, что вещи не лежат на своих местах, это уже признак проявления жажды.

Жажда самолюбования

Жажда самолюбования достаточно широко распространена, и в одном из своих проявлений она получила название "нарциссизм". В этом случае человек, совершая какие-либо действия, как бы оценивает себя со стороны, наслаждаясь своей мудростью, своим бескорыстием, своим благородством, или, наоборот, своей агрессией, жестокостью и беспощадностью. Жажда самолюбования часто свойственна людям, любящим давать подаяние нищим, заботиться о бездомных или создавать благотворительные фонды.

Отличить эту жажду от естественной потребности в самоутверждении очень легко - человек с такой формой жажды резко отрицательно и агрессивно воспринимает безразличие общества и отдельных личностей к своей персоне и к своим действиям, которые он считает достойными уважения, восхищения или благоговейного ужаса.

В отношениях с людьми такой человек не способен на нормальное общение, а лишь старается произвести впечатление своей внешностью, богатством или эрудицией, и, как паразит, питается эмоциями окружающих, немедленно оставляя тех, кто своими словами или действиями препятствует процессу наслаждения собственной неповторимостью и уникальностью. Типичный пример жажды самолюбования был описан в книге Д. Еникеевой "Как и почему пьют политики, бизнесмены и "новые русские".

Отдыхая в Испании, она ежедневно наблюдала следующую картину. Типичный "новый русский", расхаживая в холле гостиницы, громко разговаривал по сотовому телефону якобы со своим деловым партнером. Он что-то приказывал, ругался, критиковал, поручал ему перевести астрономические суммы на счета каких-то фирм, поглядывая при этом на присутствующих, определяя, слышат ли они его "переговоры".

Подобную сцену он разыгрывал каждое утро, и, заметив, что на него обращают внимание, все больше входил в раж, энергично жестикулируя свободной рукой, называя все большие суммы и демонстрируя, что он командует и диктует кому-то свою волю.

Персонал гостиницы недоумевал, почему он каждое утро орет в холле по своему телефону, тем более что звонить из номера было бы гораздо дешевле.

Жажда самолюбования тесно связана с демонстративными или истерическими чертами личности, то есть с навязчивой потребностью демонстрировать окружающим какие-то свои "необычайные" качества, "достоинства", способности, и, благодаря этому выделяться среди остальных "обычных" людей.

Жажда жалости к себе

Жажда жалости к себе - еще одна форма жажды, выражающаяся в получении обостренного удовольствия от щемящих переживаний, возникающих в результате перемещения патологических форм сексуальной энергии. Эта жажда выражается в том, что человек, более-менее обеспеченный всем, что необходимо для выживания, имеющий крышу над головой, обутый и одетый, живущий в относительно стабильном обществе, а не в зоне военных действий, тратит все свое время и силы на переживание собственных воображаемых несчастий.

Он страдает от того, что живет в двухкомнатной, а не в трехкомнатной квартире, от того, что у него зарплата меньше, чем у соседа, от того, что окружающие не понимают и не ценят его, от того, что автобусы приходят с опозданием, что хлеб, купленный в магазине, оказался черствым, а хорошее мясо он и вовсе не смог купить, и все эти несчастья сваливаются одно за другим на его хрупкие плечи, и некому пожалеть его и разделить с ним эту невыносимую боль...

Худшее оскорбление, которое можно нанести такому человеку - это сказать, что он сегодня прекрасно выглядит, или что ему в чем-то повезло. Он тут же возразит, что просто не может прекрасно выглядеть, поскольку его сердце терзают невыносимые страдания, а то, что со стороны может показаться везением на самом деле подлинное проклятие, что вся его жизнь была ужасной цепью несправедливостей и горя и т.д.

Примером проявления жажды жалости к себе может служить народная сказка, в которой невеста накануне свадьбы начинает безудержно рыдать, и на вопрос, что случилось, она отвечает примерно следующим образом:

- Я представила, как мы поженимся и будем очень счастливы, и у нас родится сын, прелестный и здоровый мальчик, он вырастет очень умным, сильным и здоровым, все его будут любить, и вот он пойдет за водой к колодцу, поскользнется, упадет в колодец и утонет, мой дорогой сыночек, и я не смогу пережить такого горя...

В Испании я была знакома с очень обеспеченным даже по западным меркам человеком, который, вместо того, чтобы наслаждаться свободой и возможностями, предоставляемыми ему деньгами, непрестанно страдал, считая себя чуть ли не нищим.

Он регулярно представлял себе, что случится, если он неизлечимо заболеет, или попадет под машину и останется инвалидом, или случится что-то с его родителями, и ему придется потратить все свое состояние на лечение и т.д. Подобные печальные размышления с одной стороны, регулярно погружали его в депрессию, но, с другой стороны, они давали ему необходимое количество "пищи" переживаний и впечатлений, которые он недобирал в своем общении с внешним миром.

Жажда сочувствия

Жажда сочувствия имеет два типа проявления. Первое ее проявление - это жажда сочувствия со стороны, - острая потребность в сочувствии окружающих людей.

Вторая ее разновидность - это жажда выражения сочувствия, проявляющаяся в том, что человек навязывает свое сочувствие другим, наслаждаясь своей причастностью к их жизни, представляя себе их переживания по тем или иным поводам и без зазрения совести влезая в их дела, демонстрируя свое сострадание.

Такое извращенное проявление сексуальной энергии часто бывает выражено у религиозных проповедников, или у людей, отказавшихся от личной жизни ради духовной помощи окружающим, по их мнению, грешникам, живущим в страдании и не обретающим счастья по причине собственных заблуждений и неверия.

Жажду выражения сочувствия часто проявляют богатые дамы, являясь в бедные кварталы с благотворительными дарами и ахая и ужасаясь по поводу "невыносимых условий, в которых вынуждены жить эти несчастные".

Жажда сочувствия со стороны обычно проявляется в виде манипулирования другими людьми с целью получения подобного сочувствия. Так мать может прямо или косвенно показывать сыну, как она буквально убивает себя ради его блага, и как его поведение заставляет ее невыносимо страдать. Подобные матери могут демонстрировать обмороки или сердечные приступы в случае, когда сын пытается встречаться с женщиной, которая ей не нравится, и всячески провоцировать у него чувство вины, раскаяния и сострадания к ней.

Жажда укрытия

Жажда укрытия - одна из гипертрофированных форм застенчивости, когда человек наслаждается ощущением внутренней безопасности, забиваясь в свою духовную скорлупу и укрываясь там от превратностей реального мира.

Естественная потребность в осознании своей личности и получении удовольствия от ухода в свой внутренний мир свойственна интровертам. Они, хотя и общаются с окружающими, но при этом не вступают с ними в активный эмоциональный контакт, уделяя внешнему миру лишь часть своего внимания.

Крайние формы жажды укрытия наблюдаются у некоторых больных шизофренией, которые настолько погружаются в мир внутренних образов, что полностью утрачивают способность общаться с внешним миром. Человека с жаждой укрытия, еще не развившейся до патологического уровня, можно легко заметить в компании или толпе. От него исходит специфическое ощущение замкнутости его мира и его внутреннего одиночества, особенно подчеркнутое общающимися между собой и реагирующими друг на друга людьми.

Жажда эмоций

Жажда эмоций во многом сродни жажде ощущений. В большей степени она свойственна женщинам, хотя встречается и среди мужчин. Люди такого типа получают удовольствие не столько от общения с себе подобными, сколько от сильных эмоций, возникающих в процессе такого общения и возбуждающих переживаний сексуальной природы.

Так, женщина может устроить бурю в стакане воды по самому незначительному поводу, подзаводя и накручивая себя вплоть до истерики, когда выбросы сексуальной энергии начинают неконтролируемо перемещаться по телу, вызывая щемящие, возбуждающие ощущения.

С жаждой эмоций связаны яростные ссоры молодых влюбленных, чья сексуальная энергия не расходуется до конца в половых сношениях, и ее избыток выплескивается в бурных, близких к оргазму переживаниях драматических ссор, заканчивающихся не менее бурным примирением и обычно сопровождающихся половым актом. Поскольку подобные способы обращения с сексуальной энергией приводят к истощению организма, ссоры, которые вначале дают дополнительное сексуальное удовлетворение, перестают его приносить и обращаются в дурную привычку, уничтожающую любовь и духовную близость.

Жены, которые целыми днями "пилят" и упрекают своих мужей, насильно втягивая их в конфликты, а потом рыдают и хлопают дверями, тоже компенсируют свою сексуальную неудовлетворенность избыточной жаждой эмоций.

Существует еще множество всевозможных жажд, не вошедших в этот список, Потренируйте свою наблюдательность, подмечая признаки жажд у себя и своих знакомых, давая названия новым разновидностям жажд, обнаруженных вами. Подумайте, из каких потребностей развились эти жажды, по какой причине они развились и недостаточность удовлетворения каких потребностей они компенсируют.

"Чье искусство лучше?"

Развивая свои жажды или потакая им человек, с одной стороны, может добиться выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности, но, с другой стороны, он проигрывает, лишая себя нормального удовлетворения многих естественных потребностей, и, в результате, обкрадывает самого себя, лишая себя способности наслаждаться жизнью и ощущать ее великолепие и разнообразие. Эту мысль Спокойные развивают в притче "Чье искусство лучше?".

Однажды встретились ученики великих мастеров рукопашного боя и заспорили, чье искусство лучше, а рассудить свой спор попросили мудрого старца, живущего неподалеку от места их встречи.

Старец, недолго думая, назначил им несколько испытаний, в результате которых выяснилось, что трое бойцов превосходят в своих умениях остальных, но, как ни пытаются, друг друга победить они не могут.

Тогда мудрец подозвал их к себе и велел каждому рассказать о своей жизни.

- День и ночь я оттачиваю свое искусство, - начал самый свирепый на вид боец. - Утренние лучи солнца не успевают еще коснуться верхушек гор, а я уже выбегаю из своей хижины и сокрушаю ударами все, что встречается на моем пути. Вокруг моего жилья на расстоянии трех полетов стрелы все камни обращены в пыль, а все деревья изрублены в щепки. Теперь я решил голыми руками выдолбить в скале пещеру, и не пройдет и года, как я поселюсь в ней.

Настал черед другого бойца рассказать о себе. Был он серьезным и суровым и имел вид аскета.

- Долгие часы я провожу в размышлениях и медитации, - заговорил он. - С их помощью я научил дух управлять телом, и оно, слушаясь моей мысли, может стать стремительнее стрелы, летящей в цель, сильнее самого сильного зверя и податливее воды. Долгие годы я укрощал тело болью и лишениями, чтобы заставить его подчиняться духу. Этот тяжелый бой я веду каждодневно, ибо знаю, что если дам передышку, то тело мое возьмет верх над разумом...

Третий боец ничем не отличался от обычных людей, и, если бы мудрец собственными глазами не видел, сколь искусен он в бою, то по облику и поведению никогда не заподозрил бы в этом человеке великого воина.

- Стыдно мне перед своими соперниками, - начал свою речь третий боец. - Волею судеб вот уже более пяти лет я не могу оттачивать свое мастерство так, как делают это они, потому что мне пришлось отправиться в путешествие по просьбе моего наставника, и лишь недавно я нашел то, что искал для него. Все это время, как только выпадал случай, я ел побольше и спал подольше, потому что не знал, что ожидает меня завтра. Прежде, чем отправиться странствовать, я несколько лет работал по дому у своего Учителя, лишь изредка получая его уроки. Я и сам не могу понять, как мне удалось научиться стольким вещам. Как-то само собой происходит, что я проникаю разумом в суть вещей.

Настал черед мудреца сказать свое слово и решить, кто же из троих обладает наиболее ценным знанием. Немного подумав, старец изрек:

- Разумный предпочтет достижение цели меньшим потом, так как труд нам дарован для созидания...

В этой притче первые два бойца демонстрируют ярко выраженные жажды. Не зная подробностей их жизни, трудно судить, какая жажда или какой набор жажд направлял их действия. Может быть, это была жажда господина или жажда совершенства, жажда следования авторитету или жажда усложнения жизни. Тут могут быть замешаны жажда самолюбования или самоутверждения, а может быть что-то совсем другое. В своем чистом виде жажды проявляются достаточно редко, обычно ведущая жажда человека представляет собой набор близких по типу жажд.

В данном случае нам не важно, какая жажда двигала этими бойцами, главное что эта жажда искажала их картину мира и нарушала их внутреннюю гармонию, заставляя их маниакально фиксироваться на одной форме деятельности, усиливая и питая изначальное нарушение сексуальной энергии. Они были победителями, они упорно добивались того, чего хотели, но были ли они счастливы? Возможно, они и были удовлетворены собой и своими достижениями, но тяжкий каждодневный труд по преодолению себя вряд ли обеспечивал им значительное количество положительных эмоций и радости жизни.

Что ожидало их в будущем? Снова непрестанный каторжный труд по преодолению самих себя до тех пор, пока старость и немощь окончательно не победят их могучие тела? За всю свою жизнь они научились лишь одному - быть сильными и побеждать в битвах, но они не научились самому главному - они не научились жить.

И хотя эти бойцы достигли того же самого уровня воинского искусства, что и третий ученик, они фактически выбросили потраченные на учение годы из своей жизни, ибо "вкус жизни", наслаждение жизнью, обучение жизнью прошли мимо них, не дав их телам и душам полноценного набора впечатлений, которым питается и на котором растет и совершенствуется человеческая душа.

Искусство третьего бойца было более универсальным. Наверное, он не смог бы выдолбить руками пещеру в скале, как сильный воин, или контролировать свое тело волевым усилием, как аскетичный боец, но поединок - это не только сила и не только контроль. Поэтому чем универсальнее и разностороннее подготовка, чем шире возможность восприятия чем более задействованы интеллект, эмоции и инстинкты, тем выше мастерство. Боец, признанный лучшим, достиг того же самого результата более легким путем за счет правильности и универсальности питания своей психики, то есть за счет гармоничного удовлетворения своих естественных потребностей.

Итак:

Жажды - это гипертрофированные человеческие потребности. В случае, если некоторые из естественных человеческих потребностей должным образом не удовлетворяются, возникающее из-за этого напряжение компенсируется чрезмерным удовлетворением каких-то иных потребностей, которые могут увеличиваться в своей интенсивности до неограниченных пределов.

Направляя значительную часть своих усилий на удовлетворение той или иной жажды, человек еще сильнее подавляет часть своих и без того плохо удовлетворяемых потребностей, и возникает обратная связь - накапливаемое от неудовлетворенности напряжение усиливает жажду и т.д.

Постарайтесь определить, есть ли у вас потребности, имеющие тенденцию нездорового перерастания в жажды, определите, какого типа жажды вы у себя замечаете. Подумайте, из каких неудовлетворенных потребностей развились ваши жажды, по какой причине они развились и недостаточность удовлетворения каких потребностей они компенсируют, а затем постарайтесь найти способ удовлетворить свои естественные потребности, прежде не находившие должного удовлетворения,

Наши рекомендации