Методика определения осанки у детей школьного возраста
Ребенок осматривается в его привычной позе, стоя на расстоянии одного метра от врача. Осмотр проводится в трех положениях: спереди, сбоку, сзади.
При осмотре спереди определяется:
- положение головы – правильное, наклон в сторону или вперед;
- контур и уровни плеч – симметричные, сведенные вперед, асимметрия шейно-плечевых линий;
- форма грудной клетки – рахитическая, цилиндрическая, уплощенная, бочкообразная;
- форма живота – выпуклая, выступает за уровень грудной клетки, втянутый и т.д.;
- форма ног – прямые, Х-образные, О-образные
При осмотре сбоку:
- положение головы
- положение плеч;
- форма живота;
- форма спины – правильная, сутулая, плоская, круглая, кругловогнутая, плосковогнутая;
- сглаживание поясничного лордоза при круглой и плоской спине, увеличение поясничного лордоза при кругловогнутой спине.
При осмотре сзади:
- положение плечевого пояса и головы;
- положение лопаток – опущение плеча и одноименной лопатки, асимметрия нижних углов лопаток, разное их отстаяние от позвоночника, крыловидные лопатки, отклонение позвоночника во фронтальной плоскости направо или влево в одном отделе или нескольких;
- асимметрия треугольников талии;
- контур и уровень плеч – симметричные, сведенные;
- форма нижних конечностей.
При выявлении отклонения позвоночника во фронтальной плоскости более чем на 1 см, наличие асимметрии треугольников талии, необходимо дифференцировать нарушение осанки от деформации позвоночника при сколиотической болезни. Можно использовать тест на определение скручивания позвонков. Для этого ребенку предлагают наклониться вперед (стоя спиной, а затем лицом к обследующему), голова опущена, руки свободно свисают. При нарушении осанки во фронтальной плоскости позвоночник имеет вид ровной дуги, вдоль него не выявляется никаких выбуханий. Появление в области искривления мышечного валика или реберного выбухания, неполное выравнивание позвоночника заставляет думать о сколиозе и является показанием для рентгенологического исследования.
При проведении оценки состояния мышечной системы (осмотр и пальпация) выявляют: степень развития мышц, мышечный тонус, силу мышц, а также двигательную активность.
К 5-6 годам практически все мышцы ребенка развиты достаточно хорошо. В зависимости от массы мышц туловища и конечностей в период напряжения или расслабления различают 3 степени развития мышц: слабое, хорошее, среднее. Слабое развитие: масса мышц туловища и конечностей в покое мала, во время напряжения изменение объема мышц едва заметно, нижняя часть живота отвисает, нижние углы лопаток расходятся и отстают от грудной клетки. Среднее развитие: мышцы туловища в покое развиты умеренно, а мышцы конечностей – хорошо, при напряжении отчетливо изменяются их форма и объем. Хорошее развитие: мышцы туловища и конечностей в покое хорошо видны, при напряжении отмечается отчетливый рельеф сокращенных мышц.
Атрофия:при этом состоянии масса мышечной ткани резко уменьшается и брюшко мышц по своей толщине и консистенции становится похожим на сухожилие.
Асимметрия мышечной массы – неодинаковая степень развития одноименных групп мышц. Для обнаружения асимметрии последовательно оценивают мышцы обеих половин лица, туловища, конечностей. Для установления асимметрии, например, мышц конечностей измеряют окружности бедер, голеней, стоп на одинаковых уровнях и сравнивают их.
Важнейшими показателями нормального состояния мышечной системы являются тонус, сила и двигательная активность мышц.
Мышечный тонус. Ориентировочное представление о состоянии мышечного тонуса можно получить при визуальной оценке позы и положения конечностей ребенка. Так, у здорового доношенного новорожденного руки согнуты в локтях, колени и бедра притянуты к животу (флексорная поза). У распластанного на столе новорожденного ребенка с вытянутыми руками и ногами мышечный тонус снижен (гипотония). О повышенном тонусе (гипертонус) конечностей косвенно можно судить по следующим признакам: сжатые в кулак пальцы, напряженно расставленные пальцы при слегка сжатой кисти, симптом “когтистой лапы” – разгибание пальцев в плюснефаланговых суставах, положение опистотонуса – напряженно вытянутые конечности и резкое запрокидывание головы.
Мышечный тонус определяется на основании субъективных ощущений, получаемых врачом при пассивном сгибании и разгибании верхних и нижних конечностей с оценкой степени возникающего при этом сопротивления, а также по плотности мышц при их ощупывании. В обычных условиях они воспринимаются как умеренно плотные, эластичные. Существует несколько проб, позволяющих судить о мышечном тонусе.
· Симптом возврата: новорожденный лежит на спине с согнутыми ногами. Врач разгибает его ножки, удерживая их в выпрямленном состоянии пять секунд, после чего убирает свои руки, при этом ножки ребенка сразу же возвращаются в исходное положение. При сниженном тонусе полного возврата не происходит.
· Ребенка не спеша поднимают за ножки и несколько секунд держат с опущенной вниз головой. В норме ребенок повисает с умеренно согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами, голова расположена в одной вертикальной плоскости с туловищем, но не свисает. При гипотонии ребенок свисает, не сгибая конечностей и головы, прогибая позвоночник. При выраженном гипертонусе ноги значительно согнуты, позвоночник выгнут дугой, голова резко запрокинута назад.
· У ребенка грудного возраста тонус мышц верхних конечностей можно проверить пробой на тракцию. Лежащего на спине ребенка берут за запястья и стараются привести в сидячее положение. Ребенок сначала разгибает руки (1 фаза), а затем сгибает их, всем телом подтягиваясь к врачу (2 фаза). При гипертонусе отсутствует 1 фаза, а при гипотонусе – 2 фаза.
· У старших детей обнаруживают симптом “веревочки”, когда врач, стоя лицом к ребенку, берет обеими руками руки пациента и совершает вращательные движения попеременно в одну и другую сторону, оценивая при этом степень активного мышечного сопротивления.
· Симптом “дряблых плеч”:врач обеими руками, охватывая плечи ребенка, пытается активно поднять их вверх. При условии снижения мышечного тонуса это движение дается легко и плечи ребенка касаются мочек ушей.
При повышенном мышечном тонусе может быть выявлено ограничение или невозможность пассивных движений. При сниженном мышечном тонусе возможно увеличение пассивных движений, разболтанность суставов.
Пассивные движенияисследуют, сгибая и разгибая различные суставы ребенка: локтевые, тазобедренные, голеностопные и т.д.
Активные движенияизучают в процессе наблюдения за ребенком во время игры, ходьбы, выполнения тех или иных движений (приседания, наклоны, поднимание или опускание рук, перешагивание через препятствие, подъем и спуск по лестнице).
Сила мышц. Мышечная сила отчетливо нарастает у детей с возрастом. Как правило, правая рука сильнее левой, а мышечная сила у мальчиков больше, чем у девочек. Определяют мышечную силу по степени усилия, которое надо совершить, чтобы противодействовать движению ребенка. Для детей раннего возраста это попытка отнять схваченную игрушку. Более старших просят оказать сопротивление при разгибании согнутой руки (ноги). Более объективно можно судить о мышечной силе по показаниям динамометра (ручного и станового). Измерения проводят троекратно, регистрируя максимальный результат.
Чтобы определить мышечную силу, можно использовать обычные приемы: сила рукопожатия, возможность поднятия груза и др.
Примеры формулировки заключения.
Мышечный тонус достаточный, пассивные и активные движения выполняются в полном объеме, сила мышц хорошая. – Норма.