Развитие мышечной системы

Мышечная система ребенка в процессе онтогенеза претерпевает значительные структурные и функциональные изменения. Формирование мышечных клеток и образование мышц как структурных единиц мышечной системы происходит ге-терохронно, т. е. сначала образуются те скелетные мышцы, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности организма ребенка на данном возрастном этапе. Процесс «чернового» формирования мышц заканчивается к 7-8 неделе пренатального развития. На этом этапе раздражение кожных рецепторов уже вы-

зывает ответные двигательные реакции плода, что свидетельствует об установле­
нии функциональной связи между тактильной рецепцией и мышечной системой.
В последующие месяцы у плода интенсивно идет функциональное созревание
мышечных клеток, связанное с увеличением количества миофибрилл и их тол­
щины. После рождения созревание мышечной ткани продолжается. В частности,
интенсивный рост волокон наблюдается до 7 лет и в пубертатном периоде. На­
чиная с 14-15 лет, микроструктура мышечной ткани практически не отличается
от микроструктуры взрослого человека. Однако утолщение мышечных волокон
можс продолжаться до 30-35 лет. <

Более крупные мышцы формируются всегда раньше мелких. Например, мыш­цы плеча и предплечья формируются быстрее;мелких мышц кисти. Развитие мышц верхних конечностей, как правило, предшествует развитию мышц нижних конеч­ностей. У годовалого малыша мышцы рук и плечевого пояса развиты лучше, чем мышцы таза и ног. Особенно интенсивно развиваются мышцы рук в 6-7 лет.

Общая масса мышц быстро нарастаетв период полового созревания: у маль­чиков — в 13-14 лет, а у девочек — в 11-4.2. Г

Значительно меняются в процессе Онтогенеза и функциональные свойства мышц. Увеличивается возбудимость и лабильность мышечной ткани. Изменяет­ся мышечный тонус. У новорожденного мышечный тонус повышен, а мышцы, вызывающие сгибание конечностей, преобладают над мышцами-разгибателями, поэтому их движения достаточно скованны. С возрастом увеличивается тонус мышц-разгибателей, формируется их баланс с мышцами-сгибателями.

В 15-17 лет заканчивается формирование опорно-двигательного аппарата. В про­цессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные качества мышц: быстрота (скорость), си;;а, ловкость и выносливость. Их развитие происходит неравномерно. Прежде всего развиваются быстрота и ловкость движений.

Быстрота движений характеризуется числом движений, которое ребенок в со­стоянии произвести за единицу времени. Быстрота определяется тремя показате­лями: скоростью одиночного движения, временем двигательной реакции и часто­той движений. Скорость одиночного движения значительно возрастает у детей с 4-5 лет и к 13-14 годам достигает уровня взрослого. К 13-14 годам уровня взрослого достигает и время двигательной реакции, которая обусловлена скоростью физио­логических процессов в нервно-мышечном аппарате. Максимальная произвольная частота движений увеличивается с 7 до 13 лет, причем у мальчиков в 7-10 лет она выше, чем у девочек, а с 13-14 лет частота движений девочек превышает этот по­казатель у мальчиков. Максимальная частота движений в заданном ритме резко увеличивается в 7-9 лет.

В 13-14 лет завершается развитие ловкости, которая связана со способнос­тью детей и подростков осуществлять точные, координированные и быстрые дви­жения, т. е. дети должны с пространственной и временной точностью выполнять сложные двигательные задачи. Наиболее важен для развития ловкости дошколь­ный и младший школьный периоды.

Таким образом, дети до 6-7 лет не в состоянии совершать тонкие точные дви­жения в предельно короткое время, Постепенно развивается пространственная





Развитие мышечной системы - student2.ru Развитие мышечной системы - student2.ru Развитие мышечной системы - student2.ru Развитие мышечной системы - student2.ru Развитие мышечной системы - student2.ru точность движений, далее — временная, в последнюю очередь — способность быстро решать двигательные задачи в различных ситуациях. Ловкость совершен­ствуется до 17 лет.

Наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном воз­расте, интенсивно сила увеличивается с 10-12 до 13-15 лет. У девочек прирост силы происходит с 10-12 лет, а у мальчиков — с 13-14. Тем не менее мальчики по силовому показателю во всех возрастных группах превосходят девочек, особенно четко это различие проявляется в 13-14 лет.

Позже других физических качеств развивается выносливость — способность человека противостоять утомлению и воздействию различных факторов внешней среды при длительном выполнении какого-либо вида деятельности без сниже­ния ее эффективности и при сохранении оптимальной работоспособности. Су­ществуют возрастные, половые и индивидуальные отличия в выносливости. Вы­носливость детей дошкольного возраста находится на низком уровне, особенно к статической работе. Интенсивный прирост выносливости к динамической ра­боте наблюдается в 11-12 лет. Своего максимального уровня она достигает к 25-30 годам.

Развитие двигательной активности и координации движений

Двигательная активность и координация движений у новорожденного ограниче­ны и имеют безусловно-рефлекторную основу. Безусловно-рефлекторную приро­ду имеет плавательный рефлекс, максимальное проявление которого наблюдается к 40 дню постнатального развития. В этом возрасте ребенок способен совершать в воде плавательные движения и держаться на ней до 15 мин. Естественно, что голову ребенка следует поддерживать, так как его мышцы шеи еще очень слабы. В дальнейшем рефлекс плавания и другие безусловные двигательные рефлексы угасают, а им на смену формируются различные двигательные навыки.

Развитие движений ребенка зависит не только от формирования опорно-двигательной и нервной системы, но и от условий воспитания.

Все основные естественные движения, свойственные человеку (ходьба, лазанье, бег, прыжки и т. д.), и их координация формируются у ребенка до 3-5 лет. При этом большую роль для нормального развития движений играют первые недели жизни.

Координационные механизмы в дошкольном возрасте еще несовершенны. Известный советский физиолог Н. А. Бернштейн охарактеризовал моторику до­школьного возраста как «грациозную неуклюжесть». Несмотря на то, что движе­ния дошкольника плохо скоординированы и неловки, дети способны овладевать относительно сложными движениями. В частности, именно в дошкольном воз­расте дети учатся орудийным движениям, т. е. двигательным умениям и навыкам пользоваться различными инструментами (молоточком, ножницами и т. д.). С 6-7 лет дети овладевают письмом и другими движениями, требующими тонкой коор­динации. Формирование координационных механизмов движений заканчивается к подростковому возрасту. Конечно, совершенствование движений и их координа­ция при систематических упражнениях могут продолжаться и в зрелом возрасте, например, у музыкантов, спортсменов, артистов цирка и др.

Таким образом, развитие движений и механизмов их координации наиболее интенсивно идет в первые годы жизни и до подросткового возраста. Их совер­шенствование всегда тесно связано с развитием нервной системы ребенка, по­этому всякая задержка в развитии движений должна насторожить воспитателя. В таких случаях необходимо обратиться за помощью к врачам и проверить функ­циональное состояние нервной системы детей. В подростковом возрасте коорди­нация движений вследствие гормональных изменений в организме ребенка не­сколько нарушается. Однако это временное явление, которое, как правило, после 15 лет исчезает. Общее формирование всех координационных механизмов закан­чивается в подростковом возрасте, а к 18-25 гидам они полностью соответствуют уровню взрослого человека. Возраст 18-30 лет- — это возраст расцвета двигатель­ных способностей человека.

Наши рекомендации