Периоды развития организма
ТЕМА: «ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ», ОНТОГЕНЕЗ, ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА»
План
1. Предмет, задачи возрастной физиологии
2. Понятие об онтогенезе. Биогенетический закон
3.Рост и развитие организма детей и подростков
3.Наследственность и развитие организма
4.Акселерация и ретардация развития
5.Сенситивные периоды развития детей и подростков
Предмет, задачи возрастной физиологии и ее связь с другими науками
Возрастная физиология– это наука, изучающая особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза.
Основными задачами изучения возрастной физиологии являются следующие:
- изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в
целом;
- выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности
функционирования организма в различные возрастные периоды;
- определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы);
- установление закономерностей индивидуального развития.
Понятие об онтогенезе
Онтогенез (индивидуальное развитие организма) – совокупность преобразований,
претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким
биологом Э. Геккелем (1866).
В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития:
пренатальный и постнатальный. Первый начинается с момента зачатия и продолжается
до рождения ребенка, второй – от момента рождения до смерти человека. Первый этап в
среднем длится 280 дней. Продолжительность второго для всех людей различна и в нем
выделяют следующие периоды развития: ранний, зрелый и заключительный (период
старения).
Рост и развитие организма детей и подростков
Рост – увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков.
Рост осуществляется за счет процессов гиперплазии – увеличения числа клеток и количества составляющих их органических молекул, а также за счет гипертрофии – увеличения размеров клеток.
В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели.
Процессы гиперплазии наиболее интенсивно протекают в период внутриутробного
развития и менее интенсивно после рождения. В постнатальный период некоторые
клетки теряют способность к делению. Так, образование новых нервных клеток
возможно только первые 4 месяца после рождения. Дальнейшее увеличение массы и
объема нервной ткани происходит в основном за счет образования огромного
количества нервных отростков и синаптических контактов.
Развитие – качественные изменения, заключающиеся в усложнении строения и
функций всех тканей и органов и процессов их регуляции.
Закономерности роста и развития:
1. Необратимость. Человек не может прийти обратно к тем особенностям строения, которые появились у него на предыдущих стадиях онтогенеза.
2. Постепенность. Человек проходит в процессе онтогенеза ряд этапов, последовательность которых строго определена. При нормальном развитии пропуск этапов невозможен. Например, прежде чем сформируются постоянные зубы, должны появиться и выпасть молочные; половое созревание всегда предшествует репродуктивной стадии (возрасту половой жизни).
3. Цикличность. У человека существуют периоды активизации и торможения роста. Рост интенсивен до рождения, в первые месяцы после него, в 6-7 лет и в 11-14 лет. Увеличение длины тела происходит в летние месяцы, а веса - осенью.
4. Разновременность (гетерохрония). Разные системы организма созревают в разные периоды. В начале онтогенеза созревают наиболее важные и необходимые системы. Так, мозг уже к 7-8 годам достигает "взрослых" параметров.
5. Наследственность. В организме человека существуют генетические регуляторные механизмы, которые удерживают процессы роста, развития и старения в определенных рамках, нейтрализуя в достаточной степени воздействие среды.
6. Индивидуальность. Каждый человек уникален по особенностям анатомического строения и по параметрам онтогенеза. Это объясняется взаимодействием уникальной генетической программы и специфической средой развития.
Периоды развития организма
№ п/п | Возрастные периоды | Продолжительность периодов |
Новорожденность | 1-10дней | |
Грудной возраст | 10 дней – 1 год | |
Раннее детство | 1-3 года | |
Первое детство | 4-7 лет | |
Второе детство | 8-12 лет (мальчики) | |
8-11 лет (девочки) | ||
Подростковый возраст | 13-16 лет (мальчики) | |
12-15 лет (девочки) | ||
Юношеский возраст | 17-21 год (юноши) | |
16-20 лет (девушки) | ||
Зрелый возраст І период | 22-35 лет (мужчины) | |
21-35 лет (женщины) | ||
ІІ период | 36-60 лет (мужчины) | |
36-55 лет (женщины) | ||
Пожилой возраст | 61-74 года (мужчины) | |
56-74 года (женщины) | ||
Старость | 75-90 лет (мужчины и женщины) | |
Долгожительство | 90 лет и выше |
Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности
(1-10 дней). Основанием для этого выделения служит тот факт, что в это время имеет
место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней.
Груднойпериод продолжается до года. Начало этого периода связано с переходом к
питанию «зрелым» молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая
интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами жизни. Длина тела
увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела – в 3 раза. С 6 мес. начинают
прорезываться молочные зубы. В 1-й мес. ребенок начинает улыбаться в ответ на
обращение к нему взрослых, в 6 мес. пытается ползать на четвереньках, в 8 – делает
попытки ходить, к году ребенок обычно ходит.
Период раннего детствадлится от 1 года до 4 лет. В конце второго года жизни
заканчивается прорезывание зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины
годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.
С 4 лет начинается период первого детства,который заканчивается в 7 лет.
Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр и медиальный резец
на нижней челюсти. Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального
детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и
формой тела.
Период второго детствадлится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек – с 8 до 11 лет.
В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также
начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков,
так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление
секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных
половых признаков.
Следующий период – подростковый– называется также периодом полового
созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у
девочек – с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей
роста – пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки
в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела – между 12 и 13
годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в
массе тела – между 14 и 15 годами. В подростковый период происходит интенсивное
половое созревание мальчиков. У мальчиков, по сравнению с девочками, более
продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста.
Юношеский возрастпродолжается у юношей от 18 до 21 года, а у девушек – от 17
до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процесс роста и формирование
организма и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной
(окончательной) величины.
В зрелом возрасте, который продолжается у мужчин от 22 до 60 лет, а у женщин от
21 до 55 лет, форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела
остается постоянной, а потом начинает уменьшаться.
В пожилом(мужчины – 61-74 года, женщины – 56-74 года) и старческом(75-90
лет) возрастепроисходят постепенные инволютивные изменения организма. Выделяют
еще один возрастной период – долгожительство (свыше 90 лет).