Воля. Волевые расстройства
Воля- целенаправленное управление человеком собственной деятельности (присуще только человеку).
Животные – инстинкты (условно рефлекторные связи).
В процессе развития приспособление к окружающей среде на основе деференцированных условно рефлекторных реакций и произвольный контроль инстинктов.
Этапы:
1. Побуждение, осознание цели, стремление ее достичь.
2. Осознание ряда возможностей или ее достижения.
3. Борьба мотивов и выбор.
4. Принятие одного из возможных решений.
5. Осуществление принятого решения.
Совокупность желаний побуждений, стремлений приобретающий характер мотиваций деятельность и составляющую мотивационную сферу.
В мотивационную сферу входят осознаваемые (волевые) так и не достаточно осознаваемые действия (на основе различных побуждений, влечений………).
Нарушения волевых побуждений:
1. Абулия - наблюдается при различных патологических процессах, прежде всего при шизофрении, при различных лобных поражениях и при депрессиях. Снижение волевой деятельности может привести к высвобождению низших действий - автоматизированных и инстинктивных. Патологическое отсутствие желания действовать.
2. Гипобулия - понижение волевой активности, бедность побуждений, бездеятельность, вялость, снижение двигательной активности, отсутствие желания общаться. Эти особенности часто отмечаются при депрессивных состояниях, шизофрении.
3. Гипербулия наблюдается при маниакальных состояниях, паранойяльном синдроме. При маниакальном состоянии продуктивность деятельности обычно мала из-за быстрой отвлекаемости больных, быстрой смены побуждений.
Нарушения влечений:
Инстинкты играют существенную роль в жизни человека с возрастом они переходят в волевую деятельность:
У детей: нарушение влечения к пище.
Булимия - патологически усиленное чувство голода сопровождаются болями в желудке, слабостью (олигофрения, диабет, различные психические заболевания).
Анорексия - утрата чувства голода, отсутствие аппетита.
В пубертатном возрасте при нервном нарушении отказ от еды с целью похудения, чувство голода угасает появляется отвращение.
Нарушение инстинкта самосохранения:
Обострение защитных реакций (настороженность, панические реакции).
Ослабление защитных реакций (потеря инстинкта защиты при опасности, паника, суицид).
Импульсивные влечения, действия:
Неопределенное влечения достижения цели в неадекватной реальной ситуации выполняемых без сопротивления и борьбы но с последующей критической оценкой.
Действе - внезапно совершенное длящееся секунды не мотивированное действие руками, ногами, признак психического расстройства.
Дромомания – отклонение, которое характеризируется постоянной тягой к перемене мест жительства, побегам из дома, скрыванием от знакомых и родных. Дромомания протекает на фоне разного рода психических заболеваниях. В научной литературе можно встретить такие названия этой болезни как пориомания и вагабондаж. Болезнь бродяжек свойственна в большей мере подросткам и взрослым людям, пережившим ряд стрессов и психозов. Известны случаи, когда невыпеченная в юности дромомания становилась причиной побегов и переездов с города в город абсолютно зрелых взрослых людей, которых не останавливает ни наличие детей, ни рабочие обязанности. (15% возникнув в детстве сохраняется на всю жизнь).
ДИПСОМАНИЯ (от греч. dipsa—жажда и mania—сумасшествие), не преодолимое, импульсивное влечение к алкоголю, запой, возникающий у нек-рых людей до 2-3 недель без всяких видимых внешних поводов. Приступ запоя обыкновенно начинается среди кажущегося полного здоровья расстройством настроения; при этом некоторые чувствуют сильную жажду, у других отмечаются головные боли, головокружения и пр. Вскоре, а иногда и одновременно, появляется и быстро растет желание «пить». Больной пытается бороться с этой потребностью, но сил для такой борьбы хватает не надолго. Во время приступа больной большей частью не ест, почти не спит, но все же долго держится на ногах без резких признаков опьянения. Лишь в самом конце выносливость его ослабевает, появляются дрожание в конечностях и во всем теле, шаткая походка, поносы и рвота. Запой обрывается резко, настроение б-ного приходит в равновесие, и он возвращается к своей обычной деятельности. Начинается Д. обыкновенно на третьем десятке жизни, при чем женщины страдают ею сравнительно редко.
Пиромания (патологическое влечение к поджогам) – психическое расстройство, которое характеризуется поджогами или попытками поджогов без каких-либо корыстных мотивов. (олигофрения, и стадии дебильности, шизофрения вяло текущая).
Клептомания- импульсивное воровство.
Мифомания - влечение к вранью (истерики).
НАРУШНЕИЕ ВОЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Нарушения волевой деятельности возможны на уровне принятия решения и на уровне перехода к осуществлению принятого решения.
Навязчивые сомнения. Больной после борьбы мотивов – идти в кино или к друзьям принимает решение идти в кино, но после этого решения снова возникают сомнения, и так бесконечно.
Ригидность принятого решения означает отсутствие его коррекции и гибкости в соответствии с изменившейся ситуацией. Больной из‑за этих особенностей не может перейти к осуществлению решения, так как ситуация уже изменилась, а он не может принять другое решение с учетом ситуации. Это наблюдается у ригидных эпилептоидных личностей.
Нарушение внимания: К проявлениям воли относится сосредоточение может быть пассивным в основе его лежит без условный исследовательский рефлекс: «что это, что то».
Активное - только человек т.к хомосапиенс сознательно сосредотачивается на нужных явлениях.
Внимание (Рибо)- психа- функциональный процесс, состояние характеризующее динамические особенности познавательной деятельности человека.
Рибо 1й связал внимание с эмоциями человека.
Функции Внимания:
1. Функция отбора значимых воздействий соответствующих потребностям данной деятельности. Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
2. Функция игнорирования, игнорируются не существенные конкурирующие воздействия. Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности.
3. Функция удержания, регуляции и контроля данной деятельности. Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов.
4.
ВИДЫ ВНИМАНИЯ:
1. Непроизвольное- возник без волевых усилий. («пассивным»). Оно может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.) или же связью между объектом и потребностями человека.
2. Произвольное- обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов.
3. Послепроизвольное- (вторичное запоминание) т.е. приходящее на смену произвольному в результате появления интереса к выполненной деятельности.
СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ:
1. Устойчивость - способность сохранить внимание на объекте в течении какого та промежутка времени не ослабевая.
2. Концентрация (сосредоточенность)-степень выделением сознания человека какого либо предмета им объекта из окружающей среды.
3. Переключаемость - скорость переноса человеческого внимания с одного вида деятельности на другой.
4. Распределение внимания - способность рассредоточить внимание, параллельно выполнять несколько видов действий, при утомлении в процессе работы требуемой повышенной концентрации область распределения внимания сужается.
5. Объем - определяется количеством информации способной одновременно сохранить при новых (…) связан с объемом кратковременной памяти. 6-7 ед. информации.
НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ:
1. Отвлекаемость при этом происходит ослабление активного преобладание пассивного.
2. Застреваемость - человек не может переключиться на другие события в связи с фиксацией на своем состоянии (депрессия, эпилептоиды).
3. Истощаемость - методика 107-17. Истощаемость внимания представляет собой прогрессирующее ослабление интенсивности (непрерывности) внимания в процессе работы при изначально высокой способности к концентрации. При этом страдает поглощенность действием. Если вначале внимание может быть осознанно направлено на ситуативно значимый стимул, то через некоторое время он перестает разделяться от других, незначимых для действия стимулов, человек начинает отвлекаться, включаются другие программы действий и движений.
ПСИХОМОТОРНОЕ РАСТРОЙСТВО:
Психомоторика - совокупность сознательно управляемых действий. совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Совершенствуется и дифференцируется в течение всей жизни человека; состояние П. отражает уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности конституции и воспитания. Психомоторика является важным критерием оценки психического статуса, необходимым для диагностики заболевания.
Психомоторика ребенка- моторная деятельность ребенка является выразительной степенью благополучия и выражается инстинктами.
К концу первого года жизни, моторная деятельность приобретает управление корковыми механизмами (целенаправленная двигательная активность).
Игра здорового ребенка носит активный характер и совершенствуется, при нарушении творческий характер утрачивается.
СИМПТОМЫ ПСИХОМОТОРНОГО РАССТРОЙСТВА:
Симптомы психомоторных расстройств могут быть представлены затруднением, замедлением выполнения двигательных актов {гипокинезии) и полной обездвиженностью (акинезией) либо симптомами двигательного возбуждения или неадекватностью движений (гиперкенезия).
Мутизм (молчание) - состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не дает понять, что он согласен вступить в контакт с окружающими.
К симптомам с двигательным возбуждением и неадекватностью движений относятся :импульсивность, когда больные внезапно совершают неадекватные поступки, убегают из дома, совершают агрессивные действия, нападают на других больных и т. д.;
стереотипии- многократное повторение одних и тех же движений;
эхопраксия- повторение жестов, движений и поз окружающих;
парамимия - несоответствие мимики больного поступкам и переживаниям;
эхолалия - повторение слов и фраз окружающих;
ербигерация- повторение одних и тех же слов и фраз;
миморечь, мимоговорение - несоответствие по смыслу ответов задаваемым вопросам.
Речь - совокупность звуков, имеющих тот же смысл и значение, соответствующие письменным знакам.
Язык - исторически сложившаяся у каждого народа система знаков, символы передающие сочетание слов, имеющие смысл и значение с поможью которого получается общение.
ФУНКЦИИ:
1. Передача информации.
2. Орудие мысли.
Речь: а) внешняя - обращенная к другим.
Устная - Диалогическая речь - коммуникативная функция языка (функция общения).
Монологическая речь – это связная речь одного лица.
Письменная.
б) внутренняя –происходит логическая обработка чувственных данных их осознание. –формируются мысли человека.
Внутренняя речь основное звено при переходе мысли в слово и слово в мысль «внутренним планом речевого мышления». (Л.С.Выготский).
РЕЧЬ ОБЛАДАЕТ:
1. Выражение - отношение;
2. Воздействие - убеждение, приказ;
3. Сообщение;
4. Обозначение - давать название;
Понимание не может быть без ее воспроизведения, а полного восприятия не может быть без ее понимания.
Заикание - затруднение в произношении слов, звуков сопровождающиеся нарушением плавности речи. Заикание, сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов. З. чаще всего бывает функциональным, когда не отмечается каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. В редких случаях З. может быть вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т.п.). Как правило, З. возникает у детей в раннем возрасте (от 2 до 5 лет) в период формирования развёрнутой обобщённой фразовой речи; чаще встречается у легко возбудимых, нервных детей. Различают три формы З. по типу судорог, периодически возникающих в различных отделах речевого аппарата. Наиболее ранняя и лёгкая — клоническая, при которой повторяются звуки или слоги слова (м — м — мячик, па-па — па — паровоз). Со временем она нередко переходит в более тяжёлую — тоническую, когда в речи появляются длительные остановки в начале или в середине слова (м- - -ячик, авт- - -обус). Встречается и смешанная форма З. Иногда к судорогам речевых мышц во время речи или перед её началом присоединяются судороги мышц лица, конечностей. Эти, т. н. сопутствующие, движения также являются непроизвольными, насильственными.
Дизартрия (от греч. dys — приставка, означающая затруднение, нарушение, и arthróо — расчленяю, издаю членораздельные звуки), расстройство членораздельной речи, выражающееся затруднённым или искажённым произношением отдельных слов, слогов и звуков (главным образом согласных). Возникает вследствие поражения различных участков головного мозга или нарушения иннервации голосовых связок, мышц мягкого нёба, лицевых, дыхательных, а также при заячьей губе, волчьей пасти, отсутствии зубов и др. В качестве вторичного следствия Д. нередко наблюдаются нарушения письма, обусловленные затруднениями чёткого проговаривания звукового состава слова. Д. имеет различные степени выраженности. В тяжёлых случаях Д. речь оказывается недоступной пониманию, что ограничивает общение с окружающими и приводит к вторичным отклонениям общего развития. Устранение недостатков речи, характерных для Д., достигается при помощи логопедических занятий (см. Логопедия). Лечение основного заболевания, обусловившего Д.
Дислалия – нарушение звукрпроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Олигофазия (греч. oligos — малый; phasia — говорить) — крайнее обеднение запаса слов: нарушение речи, характерное как для постприпадочного, так и межприступного периодов у больного эпилепсией (говорит медленно, не сразу отвечает на вопросы, забывает нужные слова, часто останавливается, с трудом подыскивает необходимые выражения). А. Н. Бернштейн (1912) считал О. основным и наиболее характерным симптомом расстройств речи у эпилептиков. Я. П. Фрумкин (1938) острую постприпадочную О. рассматривал как амнестически-афатический комплекс, а межприступную — как постоянную, прогрессирующую, обусловленную оскудением словарного запаса, связанного с нарастанием эпилептического слабоумия.
Афазия - утрата способности понимать чужую реч или пользоваться словами и фразами для выражения собственных мыслей. (Лурия) (повреждение кары доминантного полушария).
Шизофазия - расстройство речи в виде отсутствия смысловой связи между словами и предложениями при правильном их грамматическом строе.
Криптология - создание больными шизофренией собственного языка или шифра.
СИНДРОМЫ ДЕПРЕСИВНОГО РАСТРОЙСТВА:
Ступор (от лат. stupor — оцепенелость, неподвижность), состояние обездвиженности и молчания; симптом психических болезней. Больной не реагирует ни на происходящее вокруг, ни на боль, не отвечает на вопросы, отказывается от еды, застывает в одной позе. С. чаще всего наблюдается при кататонии, реже — при депрессии и др. формах психических расстройств.
Кататоническое возбуждение - проявляющееся манерными, вычурными, импульсивными, некоординированными, иногда ритмическими, однообразно повторяющимися движениями и говорливостью, вплоть до бессвязной речи, сочетающимися с другими признаками кататонического синдрома.
Гебефреническое возбуждение - при гебефреническом синдроме, проявляющееся нелепо-дурашливым поведением (гримасничанье, кривлянье, немотивированный смех и т. п.).
Маниакальное возбуждение - на фоне повышенного настроения и самочувствия, характеризующееся выразительной мимикой и жестами, ускорением ассоциативных процессов и речи, усиленной, чаще беспорядочной деятельностью.
Большие (генерализованные) судорожные припадки. Этот тип припадков традиционно обозначают французским термином grand mal (что и переводится как большой припадок). Он характеризуется выраженными судорогами. Припадку обычно предшествует продромальный период (период предвестников), продолжающийся от нескольких часов до нескольких суток. В это время появляются раздражительность, повышенная возбудимость, снижение аппетита или изменения поведения. Непосредственно перед припадком у некоторых больных возникает аура – состояние-предвестник, проявления которого варьируют от повторяющихся каждый раз тошноты или подергиваний мышц до ощущения невыразимого восторга. В начале припадка человек может издавать крики или хрюкающие звуки. Он теряет сознание, падает на пол, тело напрягается. Дыхание замедляется, лицо становится серым, синюшным или бледным.
Затем возникают подергивания в руках, ногах или во всем теле. Зрачки расширяются, кровяное давление повышается, лицо наливается кровью, кожа покрывается потом, изо рта выделяется слюна. Часто происходит непроизвольное выделение мочи и кала. Возможен прикус языка или щек. Затем мышцы расслабляются, дыхание становится глубоким, судороги стихают. Сознание возвращается сквозь дрему. Сонливость и спутанность сознания иногда сохраняются в течение суток. Генерализованные припадки могут проявляться по-разному: иногда наблюдается только одна из описанных фаз, иногда – другая их последовательность.
Воспоминание о генерализованном припадке отсутствует, иногда больной помнит лишь ауру. Головная боль, спутанность сознания, боли во всем теле и другие симптомы могут быть связаны с падением во время припадка, сильным мышечным спазмом или ушибами из-за непроизвольных движений. Припадки обычно продолжаются от нескольких секунд до нескольких минут и проходят самопроизвольно.
НАРУШЕНИРЕ СОЗНАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ:
Сознание - высшая форма отражения действия, продукт деятельности головного мозга. Сознание формируется в результате исторического развития, не только отражает событие но и использует запас знаний для создания способов переделки окружающей среды для удовлетворения потребностей человека и всего общества. Для формирования социума нужно человеку окружение и общение.
Сознательная деятельность - осуществление человеческим сознанием объективного значения ее задач с учетом всех особенностей ситуацией и последствий деятельности, как для индивида так и для всего общества в целом.
Автоматизированный акт - способность человека осуществлять не осознавая упрочившееся действия, эта способность является целесообразной, в ее основе лежат следы нервных процессов возникших в результате тренировок.
Под бессознательной деятельностью понимают с одной стороны такие ее формы, когда человек недостаточно осознает цель задачи и в последствии собственной деятельности. Совершенствование в историческом развитии человеческом познании явлений и событий
Облегчает его знание но многое остается не познанным по этому в данном случае говорить о бессознательном Фрейда не следует, но бессознательными могут быть названы такие действия которые на определенном этапе формировались бы осознаваемые потом сделались автоматическими не произвольными в процессе обучения ряд действий навыков становятся автоматическими и выполняются механически без обдумывания.
Уровни формирования по Ушакову:
1. До 1 года - бодрствующее сознание.
2. От 1 до 3 лет - предметное осознание.
3. От 3 до 9 лет - индивидуальное сознание.
4. От 9 до 16 лет - коллективное сознание.
5. От 16 до 22 лет - рефлексивное сознание.
Критерии нарушенного сознания:
С 1923г. Не меняются, Ясперс сформировал основные признаки:
1. Отрешенность от окружающего мира.
2. Дезориентировка.
3. Амнезия.
Нарушение самосознания:
Самосознание - выделение человеком себя из объективного мира, личное тождество, идентичность постоянство собственного «я», самосознание (частная степень сознания) это не только частная степень личности, но и своего тела, своих психических переживаний, мыслей, чувств, желаний, интересов, включает осознание своего отношения к миру своей деятельностью в нем.
Самосознание характеризуется единством своего «Я» его постоянством, тем не менее сопровождается стремлением к анализу собственных мыслей, поступков, переживаний способностью оценивать себя, смотреть со стороны на себя, аналитические переживания размышления по поводу собственных мыслей переживаний поступков называется рефлексией.
Самосознание в процессе онтогенеза формируется постепенно «Из детского самосознания родится в зрелом возрасте самосознание дающее человеку возможность относится к актам собственного сознания критично» Сеченов.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ:
Аллопсихическое самосознание - способность человека выделять себя из окружающей среды «Я» с пяти лет. Условно начинается с появлением в речи местоимения «Я»
Соматопсихическое самосознание - способность оценивать свое физическое «Я» начинается с умения ребенка правильно идентифицировать правую левую руку 6,7 лет.
Аутопсихическое самосознание- 12,14 лет появляется способность осваивать собственное психическое «я».
Деперсонализация - нарушение самосознания, выражающееся в отчуждении от самого себя:
Бывает:
1. Витальная - у больного исчезает само чувство жизни.
2. Аутопсихическая - отчуждение психический функций своего Я ( мысли не мои, речь свою слышу как бы со стороны, мое прошлое - как бы не мое; к кругу этих расстройств относится и болезненная психическая анестезия – больного ничего не радует, что для него очень тягостно).
3. Соматопсихическая - чуждость или исчезновение своего тела или его частей. Но при этом нет изменений пропорций или размеров тела, больные просто не чувствуют его или частей его - ног вроде бы у теня нет, на могут понять, голодны ли они или нет, есть позывы на акт мочеиспускания или нет и т.д.
4. Аллопсихическая (дереализация) - это отчуждение мира восприятий. При этом больным чаще всего даже трудно определить, каким образом изменилось все вокруг. Дереализация может касаться как нескольких анализаторов одновременно, так и какого-то одного из них: больной не может определить, какого предмета он касается, различить вкус пищи. Нарушения восприятия при дереализации могут касаться также пространственных взаимоотношений (все стало каким-то плоским) и измененного восприятия времени. При выраженных дереализационных явлениях может исчезнуть чувство действительности.
РАСТРОЙСТВО ПАМЯТИ И ИНТЕЛЕКТА:
Память - отражается прошлый опыт.
Рецепция - восприятие нового.
Ретенция - удержание.
Репродукция - воспроизведение.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПАМЯТИ ПО БЛОНСКОМУ:
По характеру психической активности | По характеру цели деятельности | По продолжительности сохранения материала |
двигательная | произвольная | оперативная. |
эмоциональная | не произвольная | долговременная |
образная | кратковременная | |
словесно-логическая |
Выделенные виды памяти не существуют отдельно друг от друга и постоянно соприкасаются.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАСТРОЙСТВА:
Эмоции (от лат. emoveo, emotum - возбуждать, волновать) — реакции в виде субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия (удовольствие, неудовольствие).
Выражается в чувствах.
Чувства — форма эмоций, которая включает в себя эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира.
В ПСИХОЛОГИИ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЭМОЦИИ:
Выделяют эмоции эпикритические, корковые, присущие только человеку, филогенетически более молодые (к ним относятся эстетические, этические, нравственные).
Протопатические, подкорковые, таламические, филогенетически более древние, элементарные (удовлетворение чувства голода, жажды, полового чувства).
Существуют положительные эмоции, которые возникают при удовлетворении потребностей (переживание радости, воодушевления, удовольствия).
Отрицательные эмоции, при которых переживается затруднение в достижении цели (огорчение, тревога, раздражение, гнев).
ВИДЫ ЭМОЦИЙ ПО КАНТУ:
Стенические эмоции, направленные на активную деятельность, борьбу, способствующие мобилизации сил для достижения цели.
Астенические, обусловливающие пониженную активность, неуверенность, сомнения, бездеятельность. Эмоции являются наиболее древними психическими функциями человека, многие эмоциональные реакции, особенно инстинктивные, человек получил от животных. У животных эмоциональные реакции возникали в связи с различными ситуациями, вызывающими реакцию страха или гнева. Если реакции эти были связаны с угрозой жизни животного, то возникала необходимость вступать в борьбу или спасаться бегством. Так как, переживая страх, животное готовилось к действию, то в процессе эволюции закрепились наиболее целесообразные вегетативные реакции, которые и обеспечивали эту деятельность.
Во время переживания страха обычно происходят перераспределение крови в организме, расширение сосудов в мышцах, сердце, легких, мозге, сужение их в коже и брюшной полости. Это обеспечивает успешное спасение бегством или меньшую кровопотерю в случае борьбы.
ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ:
1. Функция оценки непосредственно в субъективном переживании. Выражается значимость предметов и явлений для человека, для достижения цели и удовлетворения его потребностей. Эмоции являются той системой сигналов (языком) с помощью которых человек познает о значимости происходящего.
2. Сигнальная функция выражается в том, что эмоции возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или организме человека.
3. Функция побужденияв зависимости от знака оценки происходящего (отрицательная или положительная) действие человека будут направлены либо на достижение цели на овладение необходимым объектом, либо, наоборот, на прекращение неуспешных действий и выбор других действий.
4. Функция активации всего организма в целом и нервных центров. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности в ЦНС и отдельных ее структур. Морфологической основой или механизмом эмоциональных процессов является блок регуляции тонуса и бодрствования (блоки выделил Лурия). Кроме того, эмоциональные состояния влияют на продуктивность деятельности и поведения (перепады в настроении говорят об эмоциональной неустойчивости).
5. Регулирующая функция выражается в том, что стойкие эмоции направляют поведение человека, поддерживают его, позволяют преодолевать на пути встречающиеся препятствия.
6. Синтезирующая функция, эмоции позволяют соединять синтезировать в единое целое разрозненные, разделенные во времени и пространстве события и факты.
7. Экспрессивная (выразительная) функция выражается в том, что эмоции часто сопровождаются органическими изменениями (меняется вегетатика, проявление в изменении мимики, в локализации голоса, побледнение кожи, расширение, сужение зрачков). По всем этим показателям можно достаточно оценить внутреннее эмоциональное состояние человека, его скрытые намерения и желания.
8. Смыслообразующая функция. Леонтьев считал, что эмоции «ставят задачу на смысл», т.е. эмоции позволяют определять личностный смысл происходящего для человека. С биологической точки зрения эмоции закреплялись, как своеобразный инструмент, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающие разрушительный характер недостатка или избытка каких-то факторов.
9. Эврестическая функция - облегчает поиск правильного выхода из предвосхищаемой ситуации.
Активизация нервных центров и организма в целом –любое эмоциональное состояние влияет на продуктивность деятельности.
Юнг:
«Эмоция - является главным источником сознания.»
Эриксон: не выделял эмоцию в отдельный аспект психической деятельности.
Адлер: 2 группы эмоций:
1.гр: не связанная с обществом которая является результатом ощущения не удачной самореализации или жизни в целом.
2.гр: связанная с обществом социально ориентированы, желание разделять с кем то радость.
Фрейд развил учение об аффектах, вытеснение из сознания психотравматизирующих ситуаций.
ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИОНЫЛЬНЫХ РАСТРОЙСТВ:
1. обусловленные потребностями:
а) базовые (первичные).
б) вторичные (интеллектуальные).
2. по значимости:
а) ведущие.
б) второстепенные.
3. по ценности деятельности:
a) коммуникативные знания.
b) гностические.
c) эстетические.
d) праксические слова (действие).
e) глорические.
f) романтические.
g) альтруистические.
h) геденические (удовольствие).
i) пугнические (борьба).
j) акгезетивные (приобретение чего либо (ценности)).
4. по состоянием стрессов:
a) однообразные - монотонные.
b) истощенные - выгорание, снижение продуктивности.
c) перенасыщенные.
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИЙ:
1. Универсальность.Это свойство выделил У. Мак-Дугалл. Оно состоит в независимости эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают. Надежда, тревога, радость, гнев, страх, печаль могут возникнуть при удовлетворении любой из потребностей индивида. Это значит, что механизмы возникновения эмоций являются специфичными и независимыми от механизмов возникновения конкретных потребностей. Например, удовольствие можно испытывать от различных ощущений, образов восприятия, представления или каких-то конкретных жизненных событий, от нас не зависящих.
2. Динамичностьэмоций заключается в фазовости их протекания, то есть в нарастании напряжения и его разрешении. Эмоциональное напряжение нарастает в ситуации ожидания: чем ближе предстоящее событие, тем сильнее нарастает напряжение. Это же наблюдается при непрекращающемся действии на человека неприятного раздражителя. Разрешение возникшего напряжения возникает при осуществлении события. Оно переживается человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность, чувство внутренней пустоты.
3. Доминантность.Сильные эмоции обладают способностью подавлять противоположные себе эмоции, не допускать их в сознание человека. Человек, у которого действие отдельных чувств достаточно между собой согласовано, всецело бывает охвачен определенным настроением или эмоцией. Будучи сильно огорчен, он уже не рассмеется внезапной шутке; находясь в приподнятом, торжественном настроении, он не захочет слушать о вещах, которые ему неприятны.
4. Суммация и «упрочение».Наиболее сильное удовольствие или неудовольствие обычно человек испытывает не при первом, а при последующих предъявлениях эмоциогенного раздражителя. Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего и их переживание в виде эмоций становится сильнее. Характерным для суммации эмоций является скрытость этого процесса: он происходит незаметно для человека, не отдающего себе отчета в том, на чем это основано, подсознательно. Это уже относится к психическим свойствам нашего мозга. Например, если маленькому ребенку показать крысу и при этом воспроизвести какой-либо неприятный звук (ударить молотком о железо или что другое, неважно), он испугается. Потом повторить то же самое 1-2 раза (показывать крысу и воспроизводить неприятный звук). В результате у ребенка будет возникать чувство страха только от одного вида крысы. В общем, это свойство эмоций (а точнее мозга) - накладывать определенные условные реакции на визуальном, аудиальном, кинестетическом уровне - уже давно активно используют в психиатрии. Например, для лечения фобий.
5. Адаптивность.Эмоциям свойственно притупление, снижение остроты их переживаний при долгом повторении одних и тех же впечатлений. Так, длительное действие приятного раздражителя вызывает ослабление переживания удовольствия, вплоть до полного его исчезновения. Например, частое поощрение работников одним и тем же способом приводит к тому, что они перестают эмоционально реагировать на эти поощрения. В то же время перерыв в действии раздражителя может снова вызвать удовольствие. Адаптации подвержена также и отрицательная эмоция, например, неудовольствие умеренной интенсивности, однако адаптации к боли не наступает. Наверное потому, что чувствовать боль и находить это неприятным относится к инстинкту самосохранения.
6. Пристрастность (субъективность).В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, жизненных ценностей, опыта) и темпераментных особенностей индивида, а также от ситуации, в которой он находится, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции. Опасность у одних вызывает страх, у других - радостное, приподнятое настроение, хотя физиологически подобные эмоции вызваны выбросом адреналина в кровь в обоих случаях.
7. Заразительность (или конформность).Индивид, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или паника. Социальные психологи по-разному относятся к этому свойству эмоций. Одни говорят о «деинтеллектуализации» толпы, ее эмоциональной лабильности (взлеты и спады ярости и умиления), другие видят в этом свойстве основу коллективистского воспитания человека.
8. Удержание в памяти.Еще одним свойством эмоций считается их способность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти - эмоциональный. Точнее сказать, что это особенность нашего мозга помнить события, вызывающие определенные эмоции. И когда это событие происходит, у индивида могут возникать те же эмоции, что и ранее. Простой пример: какая-то музыкальная мелодия может ассоциироваться с каким-то событием. И каждый раз, когда она неожиданно прозвучит (по радио, телевизору и т. д.) будут возникать те самые эмоции.
9. Иррадиация.Это свойство