Массаж для детей грудного возраста

Общий массаж можно проводить детям с месячного возраста. В некоторых случаях по показаниям его проводят и в более ранние сроки (например, массаж живота при метеоризме). Массаж, как и занятия, физическими упражнениями, рекомендуется выполнять не раньше, чем через 40-60 минут после кормления. Перед кормлением массаж делать не рекомендуется. На каждом участке тела ребенка массажные движения выполняются от 4 до 6 раз.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО МАССАЖА

Мощный тактильный раздражитель, каким является массаж, в грудном возрасте особенно важен: он оказывает существенное влияние на развитие положительных эмоций и становление двигательных реакций.

Поглаживание, легкое похлопывание по щечке вызывает у младенца улыбку уже впервые дни жизни, когда другие раздражители: зрительный (улыбка взрослого) и слуховой (ласковый разговор), еще не всегда способный её стимулировать. Педиатры называют эту улыбку физиологической, в отличие от улыбки в ответ на обращение. Психологи, изучающие развитие речи у детей, знают, что первые речевые проявления (гуление) чаще возникают в ответ на поглаживание ног, живота, в то время как другие формы общения с взрослыми не вызывают у ребенка оживления.

Это объясняется тем, что проводящие пути кожного анализатора созревают раньше всех других (зрительного, слухового) и готовы уже к рождению. Поэтому ребенок первых месяцев жизни наиболее доступен воздействию через кожу; прикосновение вызывает не только эмоциональные, но и определенные двигательные реакции.

Мозг человека растет и развивается исключительно благодаря его использованию. Чем чаще активизируются чувствительные и двигательные окончания нервных клеток мозга в данный момент времени, тем больший объем занимает мозг в процессе своего роста. В этом плане развитие мозга ничем не отличается от роста мышечной ткани при упражнениях.

ДЕТСКИЙ МАССАЖ 1-3 МЕСЯЦА

ЦЕЛЬ. Уравновешивание тонуса мышц сгибателей и разгибателей рук и ног. Для этого необходимо следующее:

1. частое общение и ласковый разговор с ребенком,

2. отсутствие стесняющего движения тугого пеленания ребенка,

3. частое выкладывание ребенка на живот,

4. теплые ежедневные ванны и плавание,

5. легкий поглаживающий массаж всего тела,

6. стимулирование активных движений ребенка, свя- занных с работой мышц – разгибателей. Для этого используются основной двигательный фонд этого возраста – врожденные рефлексы (пищевые, защитно-оборонительные, рефлексы положения и расположения частей тела). Последний рефлекс может быть использован для воспитания у детей свободной позы во время сна. Поза «свернувшегося калачиком», лёжа на боку с прижатыми к груди руками и притянутыми к животу ногами не дает достаточного расслабления мышцам и приводит в дальнейшем к нарушению осанки.

Наблюдения показали, что свободное расположение ног зависит от положения рук: если ребенок, лежа на спине, кладет руки за голову, то ноги свободно выпрямляются. Если же малыш прижимает руки к груди, то ноги при этом, как правило, притягиваются к животу. Во время бодрствования нужно чаще выкладывать малыша на живот. Это положение позволит ему раньше поднимать и удерживать голову, поворачивать её в разные стороны, наблюдать за окружающим миром

Замечено, что дети, которые привыкли спать на животе, реже страдают от скопления газов в кишечнике, раньше начинают держать голову.

  • Массаж рук: поглаживание, 6-8 движений. Большой палец кисти массажист вкладывает в кисть ребенка и удерживает ручку. Поглаживание производят по внутренней поверхности от кисти к плечу. Левую руку массируют левой рукой, правую руку – правой, рис. 82.
  • Приподнимание из положения на спине (не более 1 раза). Голову не отрывать от массажного стола.
  • Массаж ног. Поглаживание выполняют по задненаружной поверхности в направлении от стопы к бедру. На левой ноге прием проводят правой рукой и наоборот, рис. 83.

массаж для детей грудного возраста - student2.ru

Рис. 82 Рис. 83

  • Выкладывание на живот. Если ребенок не удерживает голову в этом положении, то её поворачивают на бок в одну, а потом в другую сторону. Продолжительность манипуляции 5 – 10 сек.

Рефлекторное упражнение «лягушонок» 2 – 3 раза. Согнуть ножки, разведя колени в сторону. Осторожно, не прикасаясь к подошвам, обхватить стопы ребенка с тыльной стороны. Затем легко одновременно надавить большими пальцами на подошвы стоп. Малыш рефлекторно разгибает ноги, энергично отталкиваясь, продвигается вперед. Руки массажиста должны создавать хорошую опору для толчка ребенку. Стопы удерживать с тыльной стороны иначе малыш может соскользнуть со стола.

· Массаж спины. Поглаживание от ягодиц к голове комбинированным приемом. Глажение с граблеообразным поглаживанием, рис. 84.

массаж для детей грудного возраста - student2.ru

Рис. 84 Рис. 85

Разгибание позвоночника. Рефлекторное упражнение (рефлекс Галанта), 2 – 3 раза. Ребенок лежит на боку. Придерживая малыша одной рукой за ноги двумя пальцами другой руки провести вдоль позвоночника снизу вверх. Малыш прогибает спинку.

· массаж для детей грудного возраста - student2.ru
Массаж живота, рис. 85. Круговое поглаживание походу часовой стрелки. Встречное поглаживание – левая рука двигается снизу к правому подреберью, правая от левого подреберья сверху вниз. Поглаживание по косым мышцам живота, рис. 85. Ладони обеих рук двигаются от поясницы навстречу друг другу, пальцы соединяются над пупком. Повторить круговое поглаживание.

Рис. 85 Рис. 86

· Упражнение для укрепления мышц живота, 2 – 3 раза. Во время этого упражнения следить, чтобы ребенок упирался стопами в живот массажиста.

· Массаж стоп, рис. 86. Удерживая ножку ребенка одной рукой в области голени, другой рукой, подушечкой большого пальца делать поглаживание подошвы стопы круговыми движениями. Затем, не меняя положения рук, несколько раз согнуть и разогнуть ножку ребенка в голеностопном суставе.

· Рефлекторное упражнение для стоп. Удерживая ногу ребенка кончиком большого пальца нажать на подошву у основания пальцев. Ребенок сгибает пальцы. После с нажимом провести большим пальцем по наружному краю стопы от мизинца к пятке. Малыш рефлекторно разгибает пальцы.

· Массаж груди. Поглаживание обеими руками снизу вверх и в стороны. Затем от середины грудной клетки движения рук идут вниз и в стороны, т.е. гладятся боковые поверхности грудной клетки. Обхватить грудную клетку ребенка в нижней её части, и слегка сжимая, очень нежно, мягко и ритмично сделать лабильную непрерывную вибрацию.

· Встряхивание ручек. Можно делать это движение поочередно каждой рукой или обеими вместе.

· «Эмбрион». Ребенок лежит на спине. Сложить ручки крест - накрест на груди, подтянуть согнутые ножки к животу (колени должны быть широко разведены в стороны), наклонить головку к груди. Придерживая руки и ноги одной рукой, другой - поддерживаем голову под затылком. В таком положении покачиваем ребенка в разных направлениях: вперед-назад, в стороны и по кругу.

· Рефлекторная «ходьба». Держим малыша под мышки в вертикальном положении лицом к лицу. Касаемся стопами ребенка поверхности стола. Ведем малыша, слегка наклоняя его вперед.

· Покачивание на мяче в различных направлениях. Ребенок лежит на животе. Колени раздвинуты широко в стороны. Ручки лежат свободно перед грудью. Придерживать малыша в области поясницы.

ДЕТСКИЙ МАССАЖ 3-4- месяца

ЦЕЛЬ. Нормализация тонуса ног, воспитание первых навыков в изменении положения тела, развитие ручной умелости. Этому способствуют:

1. частое общение с ребенком,

2. вкладывание в ручки удобных для захвата игрушек,

3. теплые ванны и плавание,

4. более энергичный массаж, вводится новый прием растирание.

5. активные движения на базе врожденных рефлексов, особенно рефлексы позы тела

6. пассивные упражнения с вибрацией

7. поворот со спины на живот

· Массаж рук. Поглаживание, 5-6 движений. Кольцевое растирание, 2-3 раза. Поглаживание, 2-3 раза.

· Скрещивание рук на груди. Развести ручки ребенка в стороны. Встряхивая ручки, скрещиваем их на груди, 6-8 раз. Темп движений медленный.

· Массаж ног. Поглаживание, 2-3 раза. Кольцевое растирание, 5-6 раз. Делается двумя руками одновременно, руки двигаются в противоположных направлениях. Поглаживание, 2-3 раза.

· «Скользящие шаги» или «топанье». Легко встряхивая ножку ребенка, пытаемся, выпрямить ее при этом стопой скользим по поверхности стола. Если разгибание ног дается ребенку с трудом, можно просто «потопать» стопами по поверхности стола.

· Поворот на живот 2-3 раза в каждую сторону. Ноги ребенка захватываются «вилочкой». Движение идет от таза. При повороте малыша со спины на живот немного задерживать его на боку.

Особенно важно привить навыки правильного поворота детям ослабленным, недоношенным.

· Массаж спины, ягодиц. Поглаживание комбинирование (глажение с граблеообразным поглаживанием). Растирание подушечками пальцев. Пальцы рук двигаются навстречу друг другу. Если выполняются круговые растирания одной рукой по часовой стрелки, другой – против часовой стрелки.

Растирание ягодиц делают одной рукой, другой фиксируют тазовую область. Поглаживание.

· Разгибание позвоночника в положении на боку, 2-3 раза (рефлекс Галанта).

· Положение «пловца». Один раз. Придерживая ноги «вилочкой» и приподнимая их подвести ладонь под живот. Поднять малыша над столом. Ребенок лежит на ладони горизонтально. Голова и верхняя часть туловища его приподняты, позвоночник разогнут.

· Массаж живота. Поглаживание круговое, встречное, косых мышц живота. Растирание подушечками пальцев по расходящимся окружностям вокруг пупка, по прямым мышцам живота. Поглаживание.

· Приподнимание головы и туловища из положения на спине (неполное присаживание), 2-3 раза. Ребенок держится за большие пальцы массажиста. Потягивая за ручки, поднимаем голову и верхнюю часть туловища ребенка, не доводя до сидячего положения. Затем медленно и осторожно кладем малыша то на левый, то на правый бок, чтобы малыш не ударился затылком.

· Массаж стоп. Поглаживание. Растирание подушечкой большого пальца подошвы, наружный край стопы от пальцев к пятке. Поколачивание стопы тыльной стороной указательного и среднего пальцев, наносят легкие и ритмичные удары.

· Рефлекторное упражнение для стоп (сгибание и разгибание).

· Рефлекторная «ходьба».

· Массаж груди. Поглаживание. Надавливая пальцами на грудную клетку ребенка, одновременно двигаем руки от середины к боковым поверхностям груди. По сути, выполняем лабильную непрерывную вибрацию на грудной клетке.

· Упражнение для рук «бокс». Большие пальцы в руках ребенка, остальные слегка придерживают его кисти. Попеременно сгибаем и разгибаем руки малыша. При разгибании ручки приподнимать немного его плечо, слегка поворачивая ребенка с боку набок.

· Упражнения на мяче. Ребенок может выполнять покачивания на надувном мяче лежа на животе и на спине.

ДЕТСКИЙ МАССАЖ 4-6 месяцев

ЦЕЛЬ. Окончательно нормализовать тонус мышц ног, воспитать опорную реакцию стоп, научить ребенка удерживать предметы, развивать ритмичность движений. Для этого используют:

· ласковое общение с ребенком во время занятий, ритмичный счет,

· активные упражнения, основанные на врожденных рефлексах и стремлении малыша сесть, не торопиться сажать ребенка, обкладывая его подушками.

· пассивные упражнения,

· игрушки, соответствующие возрасту,

· плавание,

· массаж всего тела, включающий более интенсивные приемы - разминания.

Массаж рук. Поглаживание. Растирание, Поглаживание

1. Скрещивание рук на груди, 6-8 раз.

2. Массажа ног. Поглаживание, Растирание по наружной поверхности. Разминание одной рукой, валяние. Поглаживание.

3. «Скользящие шаги», 5-6 раз. Менять темп. Сначала – медленно, потом – быстрее, в конце – снова медленно.

4. Одновременное сгибание и разгибание ног с легким нажимом на живот. Колени широко разведены в стороны. 5-6 раз.

5. Повороты со спины на живот. Ребенок поворачивается практически самостоятельно, без поддержки за руку.

6. Массаж спины и ягодиц. Поглаживание. Растирание, можно добавить прием пиление. Разминание: накатывание, сдвигание паравертебральных мышц. В области ягодиц в м-образном направлении пощипывание, разминание подушечками четырёх пальцев. Используют ударные приемы – поколачивание, рубленее. По верхней части спинки можно похлопать ладонью.

7. «Парение» на животе, один раз. Ладони под животом, большие пальцы по бокам на уровне нижних ребер. Приподнимаем ребенка над столом в горизонтальном положении, поддерживая его под живот. Ногами ребенок упирается в грудь массажиста.

8. Массаж живота. Поглаживание. Растирание. Пощипывание вокруг пупка, пальцевой душ. Поглаживание.

9. Присаживание с прогибом позвоночника, один раз. Легким потягиванием за руки, побуждаем ребенка, приподнять голову и верхнюю часть тела, сажаем малыша. Удерживая левой рукой руки малыша вверху и спереди другой рукой, указательным и средним пальцами проводим вдоль позвоночника снизу вверх.

10. Массаж стоп и упражнения на основе рефлексов. Поглаживание. Растирание. Поколачивание. Сгибание и разгибание стоп.

11. Подтанцовывание. Следить, чтобы ребенок не становился на цыпочки.

12. Массаж груди. Поглаживание. Вибрация. Поглаживание.

13. «Бокс». Круговые движения руками. Это сложное упражнение. Делать его медленно, плавно и только в том случае, если малыш уже освоил более простые движения: скрещивание рук на груди, разведение их в стороны, «бокс».

14. «Парение» на спине. Обхватить ребенка за боковую поверхность тела на уроне нижней части грудной клетки. Лучше это делать со стороны головы. Приподнять малыша в горизонтальное положение. В ответ на это положение голова ребенка наклоняется вперед, и напрягаются все мышцы передней поверхности тела.

15. Ползание на четвереньках. Согнуть ножки под животом и подержать малыша в таком положении. Затем убираем свои руки – ребенок стоит самостоятельно.

ДЕТСКИЙ МАССАЖ 6-9 МЕСЯЦЕВ

Хороший показатель развития ребенка это его умение ползать. Желательно, чтобы дети научились полазать раньше, чем садиться и вставать.

ЦЕЛЬ. Научить ребенка ползать на четвереньках, воспитывать координацию и ритмичность движений, развивать понимание речи. Для этого необходимо:

1. часто ласково общаться с ребенком, используя краткие точные речевые инструкции во время занятий,

2. дать ребенку возможность свободно передвигаться вне манежа или кроватки,

3. вводить новые, более сложные по координации движения.

Массаж конечностей можно не делать.

§ Скрещивание рук на груди.

§ Упражнения для ног: одновременное и попеременное сгибание и разгибание ног.

§ Поворот со спины на живот.

§ Массаж спины и ягодиц. Поглаживание. Растирание. Разминание. Ударные приемы. Пощипывание верхней части спины и на ягодицах.

§ Ползание на четвереньках. Следить, чтобы кисть рук были хорошо раскрыты.

§ Массаж живота. Поглаживание. Растирание. Пощипывание или «пальцевой душ» вокруг пупка. Поглаживание.

§ Присаживание. Если малыш выполняет его без труда, то можно делать присаживание за одну ручку. Другой рукой придерживать ноги ребенка. Медленно положить малыша на бок. Можно, когда ребенок сидит провести пальцами вдоль позвоночника снизу вверх, вызывая разгибание спины.

§ Круговые движения руками.

§ Массаж стоп: поглаживание, растирание, поколачивание, сгибание и разгибание стоп.

§ Поднимание выпрямленных ног одновременно и попеременно.

§ Приподнимание туловища из положения на животе. Держим руки ребенка за кисти на уровне ушей. Разводим выпрямленные руки в стороны и поднимаем их вверх. Стопы малыша упираются в живот массажиста. Продолжаем поднимать ребенка до положения, стоя на коленях. Позже, в конце упражнения его можно поднимать на ножки.

§ Массаж груди. Поглаживание. Вибрационный массаж. Поглаживание.

§ Присаживание за согнутые руки, 1-2 раза. Придерживая кисти ребенка, разводим руки на ширине плеч и легким притягиванием за ручки побуждаем ребенка сесть. При выполнении этого упражнения малыш должен поднимать голову и туловище, подтягиваться, сгибая руки. Если он не делает этого, особенно когда его руки остаются прямыми, то выполнения упражнения надо считать преждевременным.

§ «Бокс».

§ «Тачка» - ходьба на руках. Приподнимаем малыша за ноги над столом, захватив их «вилочкой». Руки выпрямлены и опираются на стол. Свободной рукой поддерживаем ребенка за живот. Слегка покачивая вперед, побуждаем ребенка, передвигаться на руках вперед.

ДЕТСКИЙ МАССАЖ 9-12 месяцев

ЦЕЛЬ. Развитие координации движений, тренировка силы и выносливости, самостоятельности ребенка.

Для этого нужно:

1. продолжать использовать комплекс упражнений, а также массаж и плавание.

§ «Бокс». Можно использовать исходное положение сидя. Сгибать и разгибать ручки ребенка можно, вложив в его ручки кольца, или др. удобные для захвата предметы, игрушки.

§ Сгибание и разгибание ног попеременно в различном темпе, имитируя ходьбу и бег.

§ Поворот со спины на живот в обе стороны.

§ Массаж спины и ягодиц (см. выше).

§ Поднимание туловища в положении на животе. Держа за вложенные кольца в кисти ребенка, разводим его руки в стороны и вверх и на уровень ушей. Малыш поднимает голову, затем встает на колени, потом, опираясь на одну согнутую ногу, встает во весь рост.

§ Наклоны вперед, 2-3 раза. Малыш стоит на столе спиной к животу массажиста. Одной рукой придерживаем ножки малыша на уровне коленей, предупреждая сгибание. Другой рукой, положенной в области живота, поддерживаем туловище. Просим ребенка достать любимую игрушку, лежащую перед ним на столе. Не приседая, малыш наклоняется за игрушкой. Затем с трудом, но выпрямляется.

§ Массаж живота (по отработанной схеме, см. выше).

§ Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно, 1-2 раза.

§ Приседание, 2-3- раза. Ребенок стоит твердо и при выполнении приседания колени разводит в сторону.

§ Массаж груди.

§ Круговые движения руками.

§ «Тачка» - ходьба на руках.

§ Ходьба с поддержкой за руки. Ребенка берут снизу у локтей и, поддерживая его, побуждают его переступать ногами. Можно поставив малыша на свои ноги походить вместе с ним.

§ Обучение подлазыванию под стул, ползанию.

Наши рекомендации