Младший школьный возраст
(ОТ СЕМИ ДО ОДИННАДЦАТИ ЛЕТ).
Двигательные функции. Эти функции получают весьма значительное развитие. Совершенствуется координация движений. Часто в этом возрасте дети начинают заниматься различными видами спорта (плавание, гимнастика, легкая атлетика и др.).
Речь. В процессе систематического обучения получает значительное развитие устная и письменная речь. Дети овладевают все более совершенным употреблением слов и предложений. Возрастает словарный запас. Дети начинают употреблять значительное количество слов не только в устной, но и в письменной речи. Качественное изменение обоих видов речи оказывает большое положительное влияние на интеллектуальное развитие школьников.
Психика. В процессе обучения развивается зрительное и слуховое внимание. Дети оказываются в состоянии запоминать сравнительно большее количество словесного и другого материала. Запоминание приобретает все более осмысленный характер. Переход к школьному обучению знаменует переход к новому типу познания. Школьники овладевают значительным объемом знаний на основе словесных объяснений, а также путем чтения учебной и внеучебной литературы.
Во время обучения в школе дети овладевают системой понятий. Каждое из понятий определенным образом связано с другими понятиями. Постепенно у учащихся возникает первоначальное понимание таких категорий, как объем понятий, соотношение между более общими и менее общими понятиями. С третьего класса учащиеся начинают обнаруживать дифференцированное отношение к изучаемым предметам (чтение, письмо, математика и др.). Со временем обычно усиливается интерес к какому-нибудь предмету. Большую положительную роль в психическом развитии учащихся младших классов играют занятия по труду. Ведущую роль теперь играет учебная деятельность. Однако игра (во внеучебное время) продолжает выполнять весьма важную роль. В это время у детей возникает интерес к новым для них играм (шашки, шахматы и др.).
Развитие личности младшего школьника происходит преимущественно в коллективе сверстников. Дети начинают относиться к учебе не только как к сугубо личному, но и как к общественному делу. У школьников формируются такие нравственные качества, как чувство долга, товарищества. Важное значение в формировании личности ребенка имеет выполнение им общественной работы.
Младший школьный возраст характеризуется большими переменами в социальной жизни ребенка — он становится школьником и начинается формирование его социальной роли. Это очень важный момент в жизни ребенка, оказывающий огромное влияние на развитие его личности. С одной стороны, отмечается ломка его жизненного стереотипа, увеличиваются физические и психологические нагрузки, изменяется ритм и темп жизни, с другой стороны, его нервная система не всегда выдерживает эти изменения. Большое значение имеет ограничение двигательной активности, требование соблюдать школьную дисциплину. Нередко это приводит к повышенной утомляемости, отвлекаемости, рассеянности внимания.
К тому же с началом обучения в школе могут проявиться скрытые дефекты, связанные с перенесенными в раннем детстве очаговыми поражениями мозга,— нарушения чтения, письма, счета, а также дефекты зрения и слуха. Результатом всего этого может явиться низкая успеваемость в школе. Кроме того, от природы застенчивые, робкие, дети, хотя и с хорошим умственным развитием, могут показаться на первый взгляд умственно отсталыми, плохо усваивающим школьную программу. Характерная для детей дошкольного возраста шаловливость может продолжаться и в школе, быть неправильно понятой, отсюда — особое отношение к таким детям как к злостным хулиганам, нарушителям дисциплины.
Это также может сказаться на школьной успеваемости. Строгий подход к первым неудачам школьника, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов и сверстников может подавлять активность ребенка, приводить его к замкнутости, к внутренним противоречиям и к еще большим неудачам в учебе.
Таким образом, низкая успеваемость еще не есть показатель низкого умственного развития. Педагогу-дефектологу необходимо знать особенности детской психики и помнить об этом при оценке психического развития и психологического состояния ребенка младшего школьного возраста.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
(ОТ ДВЕНАДЦАТИ ДО ШЕСТНАДЦАТИ ЛЕТ).
Подростковый возраст называют переходным. В этот период происходят существенные изменения в организме ребенка. Они связаны с тем, что в это время начинается период полового созревания, происходит интенсивное физическое развитие ребенка.
Осуществляется существенное развитие психики. Значительно развивается память. Ребенок овладевает умением целенаправленно и произвольно запоминать изучаемый в школе учебный материал. Происходит дальнейшее развитие устной и письменной речи. Увеличивается словарный запас. Ребенок оперирует более сложными грамматическими конструкциями. В непосредственной связи с развитием речи происходит совершенствование мыслительной деятельности. Школьники усваивают все более отвлеченные понятия. На более высоком уровне выполняются умственные действия. Ответы детей становятся все более содержательными и доказательными. Учащиеся оказываются в состоянии устанавливать сложные причинно-следственные связи. Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере. Чувства подростка становятся все более глубокими и дифференцированными. Расширяется сфера интересов. Это, в свою очередь, связано с увеличением знаний. Важным стимулом к развитию интересов служит участие детей во внешкольной работе. Многие подростки занимаются в разнообразных кружках.
Расширяется круг общения подростков. Их отношения с окружающими становятся все более содержательными и разнообразными. Меняется положение подростка в семье. Взрослые предоставляют детям этого возраста все большую самостоятельность. Подростки начинают принимать возрастающее участие в жизни семьи, обсуждают общие проблемы, участвуют в хозяйственной деятельности и т. д. Продолжается формирование таких качеств личности, как идейная убежденность, коллективизм, коммунистическое отношение к труду,
любовь к Родине.
Подростковый возраст называют трудным. Для этого имеется немало оснований. Становление личности, переход в юношеский возраст сопровождаются значительными изменениями в нервной и эндокринной системах. По генетической программе развития именно в этот период включаются половые гормоны. Начинают формироваться вторичные половые признаки: появляется оволосение на лобке, формируются груди у девушек, у мальчиков увеличиваются в размерах наружные половые органы. Наступает половая дифференциация, идет перестройка не только физического строения, но и нервно-психической сферы. Подростки становятся впечатлительными. Эмоции становятся неустойчивыми, отмечается большая реактивность, повышенная эффективность и в то же время быстрая истощаемость, склонность к нервно-психическим срывам. В это время
отмечается своеобразный психологический абсолютизм. Подростки жизнь воспринимают в крайних тонах. Для них не существует вариаций из хорошего и плохого. Они остро воспринимают обиды, действительные и мнимые, у них болезненное самолюбие, им хочется быть взрослыми. Подростков оскорбляет отношение к ним как к детям.
Подростки очень внушаемы, быстро попадают под чужое влияние, как хорошее, так и плохое. Их можно увлечь интересным занятием, но они также могут легко попасть под дурное влияние. Однако не стоит торопиться причислять такого подростка к разряду трудных. Термин «трудный подросток», как и «трудный ребенок», неправилен и в своей основе антипедагогичен. Жесткость суровость, безапелляционность взрослых может только усугубить отрицательные черты в характере подростка. Нередко подросток начинает поступать плохо назло старшим и окружающим.
В этом возрасте некоторые дети начинают пробовать курить, пить алкогольные напитки, в чем проявляется стремление казаться взрослыми или рано повзрослеть. В этой связи исключительно важное значение имеет широко развернутая борьба против алкоголизма, запрет продажи алкогольных напитков лицам, не достигшим 21-лет-него возраста, введение уголовного наказания за приобщение подростков к употреблению алкоголя. Следует помнить, что на неустойчивую нервную и гормональную системы подростка алкоголь оказывает разрушающее действие: искажается формирование нервных процессов, возможны отклонения в половом развитии и т. п. Неблагоприятное влияние оказывает также курение, так как никотин пагубно влияет на нервную, эндокринную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
6. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕГКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 7 ДО 11—12 ЛЕТ
Младший школьный возраст охватывает период от 7 до 11-12 лет. Обычно этот период по сравнению с дошкольным и подростковым периодами принято считать относительно «спокойным» в жизни ребенка. Однако нельзя забывать, что именно в этом возрасте ребенок попадает в новую среду, т. е. в школу и вся его дальнейшая жизнь и деятельность начинает складываться из ряда основных элементов— учебы, труда, работы в пионерской организации и т. д.
Этот возраст характеризуется также значительными физиологическими особенностями в развитии организма ребенка, которые во многом определяют и перестраивают характер его мышления, интересы и основные психические процессы. Совершенно очевидно, что педагог должен знать, какие изменения происходят с детьми в этот период. Он должен также учитывать ход их дальнейшего развития и в зависимости от этих особенностей строить учебно-воспитательную работу.
Только знание основных закономерностей индивидуального организма ребенка позволит реализовать многие возможности, имеющиеся на каждой возрастной ступени, в конкретной обстановке учебного и трудового процесса. Другими педагогу должно быть ясно, что представляют собой его класса в настоящий момент и что должно произойти с ними в ближайшем будущем.
1. Особенности развития центральной нервной системы.Центральная нервная система является одним из основных регуляторных механизмов всех жизненных процессов в организме ребенка, в том числе его поведения и движений. К семилетнему возрасту завершается в основном дифференцирование нервной ткани коры больших полушарий головного мозга. Нервные клетки во всех слоях коры приобретают характерную развитую форму и становятся похожими на клетки коры миелинизация нервных волокон.
Усиленно развиваются ассоциативные волокна, связывающие различные нервные центры и отделы коры больших полушарий мозга друг с другом.
Совершенствование центральной нервной системы у школьников младших классов выражается прежде всего в развитии и усилении процессов торможения в коре головного мозга. Корф больших полушарии приобретает более выраженное регулирующее и задерживающее значение в поведении ребенка.
Школьник с 7-8 лет начинает несравненно большей степени, чем дошкольник, контролировать, осмысливать и продумывать свои действия и поступки. У него быстро нарастает сдержанность. Когда нужно, он уже может скрывать свои переживания, тормозить эмоциональные проявления и удерживать свои порывы. Образно говоря, он уже далеко не так прост и непосредствен, как дошкольник. Разумеется, в отношении развития сдержанности могут наблюдаться значительные индивидуальные колебания, зависящие в первую очередь от характера предыдущего воспитания и типа высшей нервной деятельности ребенка.
В неразрывной связи с развитием тормозных явлений в коре больших полушарий у школьников младших классов интенсивно нарастают и становятся более устойчивыми процессы концентрации возбуждения. Отсюда вытекает возможность проявления активного внимания и сознательной сосредоточенности.
Развитие процессов торможения, концентрации и устойчивости нервных процессов в центральной нервной системе ребенка 7—12 лет создает в эхом возрасте хорошую базу для обучения и воспитания. Именно благодаря данным возрастным особенностям в функциональном развитии центральной нервной системы ребенок в школе способен заниматься систематической учебной работой и осмысливать свою деятельность.
2. Развитие движений.Трудно переоценить роль движений в жизни детей. Двигательная активность является для них своеобразной физиологической потребностью которая реализуется в играх, физической культуре, в занятиях спортом. Это очень важный показатель здоровья детей, так как здоровые дети больше двигаются, предпочитают игры с большим объемом движений. Больные дети, как правило, малоподвижны в играх, у них преобладает минимальное количество движений.
Степень развития двигательной активности ребенка является показателем развития всего двигательного анализатора, т. е. нервного и костно-мышечного аппарата.
Мышечная система школьника 7—8 лет в сравнении с дошкольным возрастом продолжает укрепляться и совершенствоваться за счет развития преимущественно длинных мышц, обусловливающих быстроту и гибкость движений, и в меньшей степени за счет развития силовых мышц. Поэтому в 7 лет ребёнку легче производить крупные движения (прыгание, лазание и т. д.) и труднее мелкие, точные движения (письмо, лепка, рисование и т.д.). В течение первых лет пребывания в школе начинают особенно интенсивно развиваться мелкие движения руки, повышается гибкость и точность движений кисти. Поэтому школьникам младших классов становятся доступными многие трудовые движения.
Возраст ребенка 8—12 лет характеризуется более гармоничным развитием движений. Основной чертой этого периода является переход от свободных движений к организованным выученным движениям, связанным с нарастанием контроля коры больших полушарий головного мозга.
Таким образом, в течение младшего школьного возраста совершенствуются произвольные движения, регулируется их точность и соразмерность, вырабатываются разнообразные двигательные навыки и появляются новые сложнокоординированные движения, которые объединяют в одно целое ряд одновременных и последовательных движений. Особенно же характерно для школьного возраста нарастающее развитие мелких движений руки и кисти, имеющее важнейшее значение в трудовом воспитании человека.
Младший школьник может уже производить все основные трудовые движения: давление, ощупывание, толкание, бросание, вытягивание, свободные движения в пространстве ид. д. Однако его способность длительной продуктивной работе еще очень ограниченна. Ребенок быстро устает от рабочих движений, сложнокоординированные действия которых осуществляются через высшие нервные центры в коре больших полушарий Поэтому, несмотря на быстрое развитие движений кисти в этом возрасте, сложные и точные движении выполняются еще медленно и с , большим напряжением.
В связи с большой двигательной активностью у школьника быстро развиваются сила и координация крупных мышц и нижних конечностей.
Говоря об этом, необходимо подчеркнуть очень большой интерес школьников к пешеходным прогулкам и экскурсиям. Познавательный интерес, возможность более разностороннего знакомства с окружающим миром влечет ребенка за пределы школьного участка или двора. В связи с этим экскурсионные мероприятия в учебно-воспитательной работе педагога приобретают особо важное значение.
К 10-11 годам развитие двигательного аппарата ребенка продолжается в основном .по .линии усовершенствования мелких трудовых движений, что находится в прямой связи с интенсивным развитием двигательных . центров коры головного мозга. В этом возрасте вырабатывается уже своеобразный, тип моторики мелких движений, проявляющийся, например, в почерке. Школьники 10—11 лет уже обладают способностью к одновременному выполнению различных независимых друг от друга движений.
Таким образом, в этом возрасте исключительно важно заложить основы правильного и разностороннего развития двигательного аппарата, с тем, чтобы общее развитие ребенка осуществлялось наиболее гармоничным образом.
Нельзя забывать, что мышцы являются не только органами движения нашего тела, но и органами чувств — органами познания окружающей действительности. При помощи мышц ребенок наряду с другими органами чувств начинает познавать вначале близкие, а затем дальние предметы и, наконец, весь окружающий его мир.
Напомним, что ребенок рождается с уже достаточно организованной и высоко развитой чувствительной иннервацией мышц. Эта иннервация усиленно развивается в первые годы жизни ребенка и к 7-8 годам по своей морфологической к организации достигает уровня взрослого человека. Между тем двигательная иннервация лишь к 11-13 годам начинает приближаться к уровню таковой у взрослых, по развитие ее продолжается до 18— 20 лет.
Таким образом, мышца как орган чувств достаточно развита уже к рождению ребенка и созревает к 7—8 годам, а как рабочий орган на много позже. С другой стороны, мышечная деятельность в связи с непрерывной импульсацией в центральную нервную систему является важным фактором развития и совершенствования основных нервных процессов в коре головного мозга.
Исследования в лаборатории высшей нервной деятельности Института физиологии детей и подростков АПН СССР показали, что сочетание обучения детей речи с движениями кисти и пальцев резко ускоряет развитие речи.
Следовательно, мышечная деятельность является мощным фактором общего развития и здоровья детей. Она способствует обменным процессам, установлению энергетического баланса растущего организма, его закаливанию, тренировке и повышению способности к адаптации в различных условиях среды.
Вот почему развитие движений — это не только утилитарная, не только чисто спортивная проблема урока физической культуры, а проблема общего развития ребенка и его здоровья. Это общепедагогическая и общегосударственная проблема.
Хочется остановиться еще на одном, на наш взгляд, очень важном аспекте развития движений у детей. Необходимо гораздо больше внимания уделять развитию культуры движений у детей. Эта сторона развития ребенка имеет очень важное значение для формирования культурного, воспитанного и всесторонне развитого человека коммунистического общества.
3. Особенности развития органов чувств.Периферические отделы органов чувств хорошо развиваются еще в раннем детстве. Глаза, органы слуха, вкуса, обоняния и т. д. у детей от 1 до 11— 12 лет развиты практически так же, как у взрослых. Нет также особых отличий и в проводящих путях, связывающих органы чувств с нервными центрами. Зато развитие центральных отделов в коре больших полушарий головного мозга продолжается на всем протяжении школьного периода.
Большое значение в развитии чувствительности отдельных анализаторов имеет, как уже было выше указано, нарастание процессов концентрации и устойчивости в коре головного мозга, обусловливающих функции активного внимания ребенка.
Острота зрения у младшего школьника выше, чем у взрослого, однако максимальная точность зрительных восприятий и различения цветовых оттенков достигается к 12—13-летнему возрасту, т. е. к началу подросткового периода.
Представляют интерес данные некоторых исследователей, выяснивших предпочтение детьми младшего школьного возраста основных цветов. Дети больше всего любят красный и синий цвета, а меньше всего — черный, фиолетовый и коричневый. Любимые сочетания цветов: красного или малинового с жёлтым или золотым, красного с синим, а синего с белым или серебряным. Разумеется, могут быть значительные индивидуальные колебания.
Во всяком случае, любовь детей к некоторым цветовым оттенкам необходимо учитывать для создания у них более бодрого и оптимистического настроения.
В некоторых случаях недостаточно четкое различение цветовых оттенков младшими школьниками зависит от отсутствия упражнений или от затруднений в определении названия цвета, но встречаются и случаи дальтонизма — цветовой слепоты. Наиболее частым видом дальтонизма является смешивание красного и зеленого цветов, но встречаются случаи смешивания синего с зеленым. Полный дальтонизм, т. е. вообще отсутствие цветоощущения, встречается чрезвычайно редко. Если у педагога складывается впечатление, что какой-либо ребенок в классе страдает дальтонизмом, то его необходимо обязательно показать врачу, так как эта врожденная особенность зрения очень важна при выборе школьником дальнейшей профессии.
Гораздо большее практическое значение, чем дальтонизм, имеет другой дефект зрения — близорукость. Этот дефект зрения способен быстро развиваться в течение школьного возраста. Несмотря на то что в последнее время предпринимается ряд мер, значительно сокративших развитие близорукости у детей, все же м ряде школ еще сохраняются некоторые условия, способствующие ее появлению (недостаточное освещение, неправильная поза учеников при чтении и письме и т. д.).
Учет близоруких детей среди учащихся, рациональное размещение их в классе и своевременное направление к окулисту для необходимой коррекции зрения очками — все это прямые обязанности педагога, дорожащего здоровьем своих учеников.
Острота слуха у детей возрастает в течение всего школьного возраста. Особенно заметны отличия в различении высоты тонов ребенка в 7—8 лет ив 10-летнем возрасте. Последние в 2 раза лучше различают высоту тонов. Необходимо отметить, что в отношении развития слуха встречаются очень выраженные индивидуальные отличия. Есть дети с абсолютным слухом, не только различающие высоту тонов, но тонко отличающие тона друг от друга, а есть дети и с недифференцированным слухом, которые при нормальной остроте слуха затрудняются различить отдельные тона.
Педагогу должно быть хорошо известно состояние слуха его учеников, и это обязательно должно учитываться при рассаживании их в классе. Нередко бывает, когда дети, имеющие все данные для хорошей учебы, отстают в успеваемости только из-за того, что не могут многое расслышать.
4.Особенности развития желез внутренней секреции.Наряду с центральной нервной системой важнейшее значение в регуляции основных жизненных процессов в организме принадлежит железам внутренней секреции. Без рассмотрения и знания их основных функций в организме очень трудно понять анатомо-физиологические особенности ребенка. Еще раз подчеркнем важнейшее обстоятельство, о котором мы уже говорили в соответствующем разделе, что между всеми железами внутренней секреции имеется тесная взаимосвязь и их деятельность протекает под контролем центральной нервной системы. Но для удобства изложения и для большей ясности обычно рассматривают каждую эндокринную железу и выделяемые ею гормоны отдельно.
В младшем школьном возрасте особое значение имеют видом вилочковая и щитовидная железы; надпочечники, гипофиз и половые железы.
Вилочковая, или зобная, железу, как указывалось выше, влияет на рост и развитие костей, регулирует обмен солей и подавляет активность половых желез.
В раннем детском возрасте она играет очень большую роль и развитии организма, но примерно с 11 — 15 лет функция ее заметно ослабевает, а ткань железы начинает перерождаться в жировую клетчатку. До недавнего времени считалось, что к 25 годам вилочковая железа полностью подвергается инволюции, т.е. перерождению, но сейчас стало известно, что между жировыми клетками сохраняются участки активной ткани железы, по-видимому, имеющие гормональное значение и в более старшем возрасте.
Недоразвитие вилочковой железы приводит к нарушению минерального обмена: кости становятся мягкими и хрупкими, легки искривляются и ломаются, заживление переломов ухудшается. Кроме этого, развивается мышечная слабость, неповоротливость и могут появиться нарушения психики. Гормон вилочковой железы до сих пор не выделен.
Щитовидная железа выделяет в кровь гормоны тироксин и тирокальцитонин. Физиологическое значение тироксина в организме заключается в резком усилении окислительных процессов, происходящих в клетках, вследствие чего значительно увеличивается энергетический обмен.
Если выделение тироксина щитовидной железой повышается, обмен веществ и отдача энергии организмом усиливается, повышается возбудимость центральной нервной системы, увеличивается сердцебиение, появляется избыточная потливость и т. д.
В детском возрасте тироксин влияет на рост и развитие организма. При его недостатке возникает очень серьезное заболевание — кретинизм, выражающееся в задержке роста, недоразвитии вторичных половых признаков и умственной отсталости, доходящей иногда до идиотизма.
Тирокальцитонин регулирует содержание кальция в крови. При его повышенном выделении уровень кальция крови снижается и усиливаются процессы окостенения. Этот гормон особенно эффективен в период роста и развития организма. В школьном возрасте щитовидная железа функционирует усиленно и даже несколько увеличивается в объеме, что непосредственно связано с бурным ростом тела и повышенным обменом веществ. Но все же избыточно возбудимые и эмоциональные дети должны обратить на себя внимание педагога. Возможно, у них имеется значительная гиперфункция щитовидной железы, требующая специального лечения.
Гипофиз из имеет очень важное значение для нормального развития организма ребенка в школьном возрасте. Гормоны гипофиза способствуют росту скелета, удлинению конечностей, повышают обмен веществ, регулируют деятельность других желез внутренней секреции, влияют на сердечно-сосудистую систему и тепловую регуляцию тела, стимулируют деятельность половых желез.
Повышенная деятельность гипофиза вызывает усиленный рост тела и может привести даже к гигантизму. Особенно сильно растут конечности. При пониженной функции гипофиза наблюдается карликовый рост, ожирение и отсутствие вторичных половых признаков.
Надпочечники усилено растут в 6 лет и в период полового созревания — между 10 и 15 годами. Гормон, мозгового вещества надпочечников адреналин — влияет на многие стороны" деятельности организма: сердечно-сосудистую систему, обмен веществ, мышечную деятельность, органы пищеварения дыхания и т. д. (см.стр. 132). Повышенное выделение адреналина в кровь происходит при некоторых эмоциональных состояниях (гневе, страхе, ужасе и т. п.), что указывает на влияние коры головного мозга на деятельность надпочечников.
Корковое вещество надпочечников является жизненно важным для существования организма. При его удалении жизнь невозможна и организм погибает. Выделяемые им гормоны делятся, как мы уже указывали (см. стр. 133), на три группы: минералокортикоиды, глюкортикоиды и половые гормоны. При пониженном выделении этих гормонов мышцы значительно ослабевают и быстро утомляются, нарушается обмен углеводов, жиров, солеи и воды Нарушается строго поддерживаемое в организме постоянство внутренней среды, в частности ионного состава снижается сопротивляемость организма к заболеваниям и вредным воздействиям.
Повышенная деятельность коры надпочечников, помимо других изменений, вызывает раннее половое созревание и развитие вторичных половых признаков даже в дошкольном возрасте.
Половые железы начинают усиливать свою деятельность у детей 6—8 лет. Под влиянием половых гормонов в этом возрасте начинается морфологическая функциональная дифференциация тканей и органов.
Меняется тип дыхания. У мальчиков формируется брюшной, а у девочек — грудной тип дыхания. Кроме того, у девочек наблюдается более интенсивное развитие костей таза и специфическое отложение жировой клетчатки в отделенных местах тела.
Половое созревание падает обычно и а подростковый возраст, но и в младшем„школьном возрасте, т.е. от 7 до 11 — 12 лет, педагогу уже необходимо проводить соответствующую работу по половому воспитанию детей. Это должна быть более активная, но в то же время и достаточно деликатная подготовка школьника к вступлению в наиболее ответственный период полового созревания.
5. Физическое развитие детей от 7 до 11—12 лет.Под физическим развитием следует понимать целый комплекс морфологических и функциональных свойств организма, определяющих его массу, форму тела и структурно-механические качества. При оценке физического развития детей обычно используют антропометрические показатели: длину и массу тела, окружность и форму грудной клетки, длину и форму конечностей, рельеф мускулатуры жироотложение и т. д. Важно отметить, что для характеристики физического развития школьника нельзя брать пи или иной антропометрический показатель изолированно от других признаков. Полноценную картину можно составить только при комплексном подходе, т. е. рассматривая их в связи друг с другом.
Анализ абсолютных величин годового прироста тотальных размеров тела школьников (рост, масса, окружность грудной клетки) показывает, что в возрасте от 7 до 11—12 лет нет значительного различия в ходе физического развития мальчиков и девочек (табл. 18).
В то же время абсолютные цифры годового прироста не могут достаточно точно характеризовать темпы роста организму ребенка, так как они зависят от исходных размеров тела, имеющих значительные индивидуальные колебания. Поэтому целесообразнее пользоваться относительным показателем годового прироста, выраженным в процентах, по отдельным годам жизни ребенка
Таблица 18