Физиологические основы внимания
Высшая нервная и психическая деятельность человека всегда характеризуется определенной направленностью и избирательностью. Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
Непроизвольное внимание связано с общей направленностью личности. Оно возникает независимо от сознательных намерений человека, без каких-либо усилий с его стороны. В основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс, т. е. рефлекс на новый или неожиданно действующий раздражитель. Непроизвольное внимание обеспечивает быструю и правильную ориентацию человека в постоянно меняющихся условиях среды, выделение тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.
Произвольное внимание возникает тогда^.когда человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно вырабатываетпрограмму действий. Решение поставленных задач требует от человека волевых усилий для вхождения в работу и выполнения различных действий в работе. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование психических процессов. Благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения.
Послепроизвольное внимание наступает после произвольного. Произвольное внимание так затягивает в работу, что затем без волевых усилий человек может работать далее (например, конспектировать какую-либо книгу). Послепроизвольное внимание характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, с ним связывают наибольшую интенсивность и плодотворность учебной и трудовой деятельности.
Физиологической основой внимания являются процессы возбуждения и торможения и особенности их движения и взаимодействия в коре головного мозга. Направленность высшей нервной и психической деятельности человека всегда связана с возбуждением одних корковых участков и торможением других по закону индукции. Среди возбужденных участков коры выделяется тот, который в данный момент имеет наибольшее значение, он начинает господствовать над всеми остальными. Так обеспечивается избирательность нашей деятельности и осуществляется контроль за ее протеканием, поэтому мы можем долгое время удерживать свое внимание на каком-либо объекте.
Любая избирательная деятельность мозга связана с определенным уровнем его активности, который в свою очередь задается специальным мозговым аппаратом, включающим ретикулярную формацию и лобные доли головного мозга.
Активация мозга может быть связана с физиологическими потребностями (например, чувство голода) или раздражителями из внешней среды (например,
сигнал опасности). Раздражители могут влиять на деятельность мозга двумя путями: через ретикулярную формацию и специфические сенсорные зоны коры и лобные доли. Такой механизм активации мозга лежит в основе непроизвольного внимания.
Произвольное внимание связано с деятельностью лобных долей больших полушарий и формированием доминанты в определенном центре мозга (доминирование очага возбуждения).
Оба механизма внимания включают в себя и лимбическую систему, обеспечивающую вегетативное и эмоциональное сопровождение психической деятельности. Например, прислушиваясь к слабым звуковым сигналам, мы задерживаем дыхание; при сигнале опасности возникает чувство страха.
Развитие внимания
Организация произвольного внимания зависит от развития речи и формирования доминанты, поэтому у детей до 6-7 лет это внимание значительно затруднена. Механизмы, лежащие в основе непроизвольного внимания, созревают быстрее.
Морфологическая и функциональная основы произвольного внимания формируются только к 12-13 годам, когда морфологически и функционально созревают участки лобных долей.
В педагогической работе нужно учитывать особенности физиологических механизмов внимания. В младших классах мобилизация внимания учащихся возможна за счет активации механизмов непроизвольного внимания. Вместе с тем необходимо постепенно формировать произвольное внимание детей.
Произвольное внимание, хотя оно и связано с деятельностью определенных структур головного мозга, в значительной мере находится под влиянием воспитательных воздействий, которые осуществляются уже на ранних этапах жизни ребенка, когда мать направляет его внимание, указывая на тот или иной предмет.
Большое значение для привлечения внимания школьников имеет наглядная информация. На уроках необходимо использовать муляжи, таблицы, проводить демонстрации опытов, лабораторные работы.
Организация произвольного внимания учащихся на основе лишь речевой инструкции становится возможной только с окончанием формирования его физиологических механизмов, т. е. к 12-13-летнему возрасту.
Качества внимания
Внимание характеризуется различными качественными проявлениями, которые называют качествами, или свойствами, внимания. К ним относят: устойчивость, переключение, распределение и объем внимания. Различные качества внимания могут быть не связаны друг с другом.
Устойчивость внимания — временная характеристика. Она определяется длительностью сохранения интенсивного внимания и зависит от устойчивости доминантного очага возбуждения. Показатель устойчивости — высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость внимания, таким образом, характеризуется как длительностью его сохранения, так и степенью концентрации в течение всего данного периода.
Устойчивость внимания зависит от особенностей объектов, на которые оно направлено, и активности личности.
Одним из важных условий длительного сосредоточения внимания является изменчивость, подвижность объектов. Невозможно сколько-нибудь длительно удерживать внимание на одном и том же объекте, если он сам не меняется или его нельзя рассмотреть с разных сторон. Все единообразное снижает внимание. Увеличение сложности объекта также повышает устойчивость внимания. Сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность, с чем и связана длительность сосредоточения. Однако такая сложность должна быть оптимальной, в противном случае возможно быстрое наступление утомления и ослабление внимания. Чем сильнее интерес к деятельности, тем длительнее, интенсивнее сосредоточение. Внимание может быть чрезвычайно устойчивым, когда человек осознает значимость выполняемой работы. Поэтому формирование устойчивых познавательных интересов — одно из важных условий повышения внимательности учащихся на уроках, успешности учебного процесса.
Большую роль для сохранения устойчивого сосредоточения играет активность личности, которая может проявляться внешне в практических действиях с объектами, а может быть связана с постановкой и решением-разнообразных задач, предполагающих рассмотрение объектов с разных сторон, выделение в них новых свойств и качеств, раскрытие их содержания, установлением связей.
Устойчивость внимания тесно связана с динамическими характеристиками. Одной из них являются колебания внимания, под которыми понимают периодические кратковременные непроизвольные изменения интенсивности внимания (усиление или ослабление). Например, прислушиваясь к очень слабому, едва слышному тиканью часов, мы то замечаем звук, то перестаем его слышать. Эти смены протекают скачкообразно, в короткие промежутки времени.
Субъективно такие незначительные, кратковременные колебания в рамках устойчивого сосредоточения часто не замечаются и существенно не влияют на эффективность многих видов деятельности.
Устойчивость внимания меняется в течение длительной работы. Подобные сдвиги рассматриваются как стадии сосредоточения:
■ первоначальное вхождение в работу;
■ достижение сосредоточения и затем его микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий;
■ снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости.
Такие изменения устойчивости внимания наблюдаются у учащихся на протяжении урока: трудности сосредоточения и недостаточная устойчивость внимания в самом начале урока, затем возможность максимально длительного сосредоточения и некоторое ослабление внимания к концу урока вследствие наступающего утомления.
Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому.
Переключение может быть обусловлено: " программой сознательного поведения, особенностями деятельности (при переходе от одного объекта, одного действия к другому в пределах определенной деятельности);
■ необходимостью включения в новую деятельность;
■ потребностью в отдыхе (когда предыдущая работа уже привела к утомлению).
Если деятельность в течение длительного времени остается неизменной и происходит лишь смена объектов или операций, то возможно переключение внимания при сохранении его устойчивости. Подобное переключение при продолжительной работе предотвращает утомление и тем самым повышает устойчивость внимания, однако оно не должно быть слишком частым.
Успешность переключения зависит от целого ряда условий, в частности, от особенностей предыдущей и последующей деятельности. Так, успешность переключения значительно снижается при переходе от легкой деятельности к трудной, от более интересной к менее интересной. Переходить к новой деятельности значительно труднее, если не завершена предыдущая. Успешность переключения зависит также от того, насколько было привлечено внимание к предыдущей деятельности: при глубоком сосредоточении переключение достигается с трудом. Большое значение имеет и то, насколько важна новая деятельность для личности, насколько ясна ее цель.
Имеются существенные индивидуальные различия в переключении внимания. Некоторые люди быстро и легко переходят от одной деятельности к другой, для других это требует длительного времени и значительных усилий. Предполагается, что индивидуально-типологические особенности обусловлены различиями в подвижности нервных процессов. Вместе с тем возможно повышение показате -лей переключения путем упражнений.
Учебный процесс предполагает смену видов и форм активности (смена предметов в течение школьного дня, этапность изучения материала на уроках), что вызывает необходимость переключения внимания учащихся. Рациональное переключение внимания важно и с точки зрения гигиены умственного труда, поскольку способствует поддержанию работоспособности.
Существует непроизвольное переключение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения.
В «помехоустойчивости», т. е. способности индивида работать сосредоточенно в присутствии отвлекающих раздражителей, имеются значительные индивидуальные различия. Предположительно они связаны с силой нервных процессов. Например, у лиц с сильными нервными процессами при решении разного рода интеллектуальных задач в условиях, казалось бы, способствующих отвлечению внимания, эффективность работы может даже несколько повышаться. При слабых нервных процессах такое же воздействие может привести к ухудшению показателей умственной деятельности.
Распределение внимания — это свойство, с которым связана возможность одновременного выполнения (совмещения) двух и более различных видов.деятель-
ности (нескольких действий). Высокий уровень распределения внимания — одно из обязательных условий успешности многих современных видов труда.
Большое значение имеет распределение внимания в педагогической деятельности. Учитель, объясняющий материал на уроке, должен следить за содержанием своей речи, контролировать логику, последовательность изложения и в то же время наблюдать за тем, как воспринимают материал учащиеся. Ему необходимо контролировать работу всего класса и каждого ученика в отдельности, реагировать, если учащиеся отвлекаются, нарушают дисциплину. При опросе учащихся нужно уметь слушать ответ одного ученика и одновременно держать в поле зрения весь класс. Умение распределять внимание в значительной степени определяется профессиональной подготовкой учителя, хорошим знанием преподаваемого предмета, отработанностью плана урока и др.
Чем сложнее совмещаемые виды деятельности или решаемые задачи, тем труднее распределять внимание. Если же деятельность становится очень сложной, то выполнение ее одновременно с другой практически невозможно. Совмещать два вида умственной деятельности довольно трудно. Распределение внимания более эффективно при сочетании двигательной и умственной деятельности. Продуктивность умственной деятельности при этом может снижаться в большей степени, чем моторной. Во всех случаях основным условиемГуспешного распределения внимания является автоматизация по крайней мере одного из одновременно осуществляемых видов деятельности.
Умение распределять внимание формируется в процессе овладения деятельностью, оно может быть развито через упражнения и накопления соответствующих навыков.
Объем внимания определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. Установлено, что при восприятии множества простых объектов (букв, цифр, фигур и т. д.) за время 0,07-0,1 с объем внимания у взрослого человека равен 5-7 элементам. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов. Например, легко воспринимаются слова до 14 букв. Вместе с тем, воспринимая объект в целом, человек может не заметить в нем ошибок.
Объем внимания младших школьников очень ограничен. Основным условием его расширения является формирование умения группировать, систематизировать, объединять по смыслу воспринимаемый материал.
Границы между объемом, распределением и переключением внимания практически неуловимы, они являются сторонами единого акта. В трудовой деятельности, которая требует быстрых и согласованных действий, переключение может переходить в распределение, а акт распределения — дополняться и заменяться быстрым переключением внимания.
Расстройства внимания
Одним из нарушений внимания является рассеянность, которая может проявляться в неспособности к длительному интенсивному сосредоточению, в легкой и частой отвлекаемости. Рассеянность — одна из причин снижения работоспособности и неорганизованного поведения.
;.Ь9
Причины рассеянности многообразны. Как устойчивая личностная особенность, рассеянность является показателем слабости произвольного внимания и может быть результатом неправильного воспитания (избалованность ребенка, безнаказанность, привычка к многообразию впечатлений и др.). Бороться с такой рассеянностью можно посредством формирования волевых качеств личности. Постоянная рассеянность может объясняться плохим состоянием здоровья, общим расстройством нервной системы ребенка. Рассеянность может носить и временный характер — как следствие чрезмерного эмоционального возбуждения или переутомления. В последнем случае она чаще проявляется в конце учебного дня и недели.
О рассеянности говорят и в случаях, когда человек, будучи углубленным в работу, поглощенным своими мыслями, переживаниями, ничего не видит и не слышит кроме того, чем занят. Он не замечает окружающего, не реагирует, например, на обращенные к нему вопросы. Такая рассеянность вызвана ярко выраженной избирательностью внимания, исключительной его концентрацией и интенсивностью. Чрезмерно высокая концентрация на одном объекте может вести к трудности распределения и переключения внимания. В повседневной жизни, в практической деятельности подобная рассеянность затрудняет отношения человека с окружающим миром, поэтому ее рассматривают как недостаток внимания.
В школьной жизни рассеянность проявляется в так называемых ошибках «не на правила» (пропуск букв и слов при списывании, замена знаков при математических расчетах и т. п.), в обнаруживающемся на уроке отсутствии у ученика необходимых школьных принадлежностей (забыта нужная тетрадь, взят не тот учебник и т. п.), в недостаточном включении ученика в ход урока и др. У детей, особенно младшего школьного возраста, рассеянность встречается довольно часто.
Помимо рассеянности, выделяют и другие нарушения внимания. К ним относятся чрезмерная подвижность внимания, т. е. постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому, или, наоборот, инертность, малая подвижность внимания, патологическая фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей. Такие нарушения внимания наблюдаются при некоторых органических заболеваниях мозга, прежде всего его лобных долей.
Психологически обоснованный учет качеств внимания, как и его возможных расстройств и нарушений, является необходимым условием для правильной организации познавательного процесса.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В каком возрасте формируется произвольное внимание, каково его значение?
2. Какие формы памяти выделяют?
3. Как можно улучшить память?
4. Что такое эмоции, какова их физиологическая основа?
5. Что такое внимание?
6. Какие основные свойства внимания выделяют?
Глава 7
ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА