Физиологические основы внимания

Высшая нервная и психическая деятельность человека всегда характеризуется оп­ределенной направленностью и избирательностью. Внимание — это направлен­ность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсор­ной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание связано с общей направленностью личности. Оно возникает независимо от сознательных намерений человека, без каких-либо уси­лий с его стороны. В основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс, т. е. рефлекс на новый или неожиданно действующий раздражитель. Не­произвольное внимание обеспечивает быструю и правильную ориентацию чело­века в постоянно меняющихся условиях среды, выделение тех ее объектов, кото­рые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

Произвольное внимание возникает тогда^.когда человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно вырабатываетпрограмму действий. Решение поставленных задач требует от человека волевых усилий для вхождения в работу и выполнения различных действий в работе. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование психических процессов. Благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «из­влекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, при­нимать правильные решения.

Послепроизвольное внимание наступает после произвольного. Произвольное внимание так затягивает в работу, что затем без волевых усилий человек может ра­ботать далее (например, конспектировать какую-либо книгу). Послепроизвольное внимание характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, с ним связы­вают наибольшую интенсивность и плодотворность учебной и трудовой деятель­ности.

Физиологической основой внимания являются процессы возбуждения и тор­можения и особенности их движения и взаимодействия в коре головного мозга. Направленность высшей нервной и психической деятельности человека всегда свя­зана с возбуждением одних корковых участков и торможением других по закону индукции. Среди возбужденных участков коры выделяется тот, который в данный момент имеет наибольшее значение, он начинает господствовать над всеми осталь­ными. Так обеспечивается избирательность нашей деятельности и осуществляет­ся контроль за ее протеканием, поэтому мы можем долгое время удерживать свое внимание на каком-либо объекте.

Любая избирательная деятельность мозга связана с определенным уровнем его активности, который в свою очередь задается специальным мозговым аппара­том, включающим ретикулярную формацию и лобные доли головного мозга.

Активация мозга может быть связана с физиологическими потребностями (например, чувство голода) или раздражителями из внешней среды (например,



Физиологические основы внимания - student2.ru Физиологические основы внимания - student2.ru сигнал опасности). Раздражители могут влиять на деятельность мозга двумя пу­тями: через ретикулярную формацию и специфические сенсорные зоны коры и лобные доли. Такой механизм активации мозга лежит в основе непроизвольного внимания.

Произвольное внимание связано с деятельностью лобных долей больших по­лушарий и формированием доминанты в определенном центре мозга (доминиро­вание очага возбуждения).

Оба механизма внимания включают в себя и лимбическую систему, обеспе­чивающую вегетативное и эмоциональное сопровождение психической деятель­ности. Например, прислушиваясь к слабым звуковым сигналам, мы задерживаем дыхание; при сигнале опасности возникает чувство страха.

Развитие внимания

Организация произвольного внимания зависит от развития речи и формирова­ния доминанты, поэтому у детей до 6-7 лет это внимание значительно затруднена. Механизмы, лежащие в основе непроизвольного внимания, созревают быстрее.

Морфологическая и функциональная основы произвольного внимания фор­мируются только к 12-13 годам, когда морфологически и функционально созре­вают участки лобных долей.

В педагогической работе нужно учитывать особенности физиологических ме­ханизмов внимания. В младших классах мобилизация внимания учащихся воз­можна за счет активации механизмов непроизвольного внимания. Вместе с тем необходимо постепенно формировать произвольное внимание детей.

Произвольное внимание, хотя оно и связано с деятельностью определенных структур головного мозга, в значительной мере находится под влиянием воспита­тельных воздействий, которые осуществляются уже на ранних этапах жизни ре­бенка, когда мать направляет его внимание, указывая на тот или иной предмет.

Большое значение для привлечения внимания школьников имеет наглядная информация. На уроках необходимо использовать муляжи, таблицы, проводить демонстрации опытов, лабораторные работы.

Организация произвольного внимания учащихся на основе лишь речевой инструкции становится возможной только с окончанием формирования его фи­зиологических механизмов, т. е. к 12-13-летнему возрасту.

Качества внимания

Внимание характеризуется различными качественными проявлениями, которые называют качествами, или свойствами, внимания. К ним относят: устойчивость, переключение, распределение и объем внимания. Различные качества внимания могут быть не связаны друг с другом.

Устойчивость внимания — временная характеристика. Она определяется дли­тельностью сохранения интенсивного внимания и зависит от устойчивости доми­нантного очага возбуждения. Показатель устойчивости — высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость внима­ния, таким образом, характеризуется как длительностью его сохранения, так и сте­пенью концентрации в течение всего данного периода.

Устойчивость внимания зависит от особенностей объектов, на которые оно направлено, и активности личности.

Одним из важных условий длительного сосредоточения внимания является изменчивость, подвижность объектов. Невозможно сколько-нибудь длительно удерживать внимание на одном и том же объекте, если он сам не меняется или его нельзя рассмотреть с разных сторон. Все единообразное снижает внимание. Увеличение сложности объекта также повышает устойчивость внимания. Слож­ные объекты вызывают активную мыслительную деятельность, с чем и связана длительность сосредоточения. Однако такая сложность должна быть оптималь­ной, в противном случае возможно быстрое наступление утомления и ослабле­ние внимания. Чем сильнее интерес к деятельности, тем длительнее, интенсивнее сосредоточение. Внимание может быть чрезвычайно устойчивым, когда человек осознает значимость выполняемой работы. Поэтому формирование устойчивых познавательных интересов — одно из важных условий повышения вниматель­ности учащихся на уроках, успешности учебного процесса.

Большую роль для сохранения устойчивого сосредоточения играет активность личности, которая может проявляться внешне в практических действиях с объекта­ми, а может быть связана с постановкой и решением-разнообразных задач, предпо­лагающих рассмотрение объектов с разных сторон, выделение в них новых свойств и качеств, раскрытие их содержания, установлением связей.

Устойчивость внимания тесно связана с динамическими характеристиками. Одной из них являются колебания внимания, под которыми понимают периодичес­кие кратковременные непроизвольные изменения интенсивности внимания (уси­ление или ослабление). Например, прислушиваясь к очень слабому, едва слышному тиканью часов, мы то замечаем звук, то перестаем его слышать. Эти смены проте­кают скачкообразно, в короткие промежутки времени.

Субъективно такие незначительные, кратковременные колебания в рамках ус­тойчивого сосредоточения часто не замечаются и существенно не влияют на эф­фективность многих видов деятельности.

Устойчивость внимания меняется в течение длительной работы. Подобные сдви­ги рассматриваются как стадии сосредоточения:

■ первоначальное вхождение в работу;

■ достижение сосредоточения и затем его микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий;

■ снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости.

Такие изменения устойчивости внимания наблюдаются у учащихся на протяже­нии урока: трудности сосредоточения и недостаточная устойчивость внимания в самом начале урока, затем возможность максимально длительного сосредоточе­ния и некоторое ослабление внимания к концу урока вследствие наступающего утомления.

Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому.



Физиологические основы внимания - student2.ru Физиологические основы внимания - student2.ru Физиологические основы внимания - student2.ru Физиологические основы внимания - student2.ru Физиологические основы внимания - student2.ru Физиологические основы внимания - student2.ru Физиологические основы внимания - student2.ru Переключение может быть обусловлено: " программой сознательного поведения, особенностями деятельности (при пе­реходе от одного объекта, одного действия к другому в пределах определен­ной деятельности);

■ необходимостью включения в новую деятельность;

■ потребностью в отдыхе (когда предыдущая работа уже привела к утомлению).

Если деятельность в течение длительного времени остается неизменной и проис­ходит лишь смена объектов или операций, то возможно переключение внимания при сохранении его устойчивости. Подобное переключение при продолжитель­ной работе предотвращает утомление и тем самым повышает устойчивость вни­мания, однако оно не должно быть слишком частым.

Успешность переключения зависит от целого ряда условий, в частности, от особенностей предыдущей и последующей деятельности. Так, успешность пере­ключения значительно снижается при переходе от легкой деятельности к труд­ной, от более интересной к менее интересной. Переходить к новой деятельности значительно труднее, если не завершена предыдущая. Успешность переключения зависит также от того, насколько было привлечено внимание к предыдущей де­ятельности: при глубоком сосредоточении переключение достигается с трудом. Большое значение имеет и то, насколько важна новая деятельность для личности, насколько ясна ее цель.

Имеются существенные индивидуальные различия в переключении внима­ния. Некоторые люди быстро и легко переходят от одной деятельности к другой, для других это требует длительного времени и значительных усилий. Предполага­ется, что индивидуально-типологические особенности обусловлены различиями в подвижности нервных процессов. Вместе с тем возможно повышение показате -лей переключения путем упражнений.

Учебный процесс предполагает смену видов и форм активности (смена пред­метов в течение школьного дня, этапность изучения материала на уроках), что вызывает необходимость переключения внимания учащихся. Рациональное пе­реключение внимания важно и с точки зрения гигиены умственного труда, по­скольку способствует поддержанию работоспособности.

Существует непроизвольное переключение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения.

В «помехоустойчивости», т. е. способности индивида работать сосредоточен­но в присутствии отвлекающих раздражителей, имеются значительные индиви­дуальные различия. Предположительно они связаны с силой нервных процессов. Например, у лиц с сильными нервными процессами при решении разного рода интеллектуальных задач в условиях, казалось бы, способствующих отвлечению внимания, эффективность работы может даже несколько повышаться. При сла­бых нервных процессах такое же воздействие может привести к ухудшению пока­зателей умственной деятельности.

Распределение внимания — это свойство, с которым связана возможность од­новременного выполнения (совмещения) двух и более различных видов.деятель-

ности (нескольких действий). Высокий уровень распределения внимания — одно из обязательных условий успешности многих современных видов труда.

Большое значение имеет распределение внимания в педагогической деятель­ности. Учитель, объясняющий материал на уроке, должен следить за содержани­ем своей речи, контролировать логику, последовательность изложения и в то же время наблюдать за тем, как воспринимают материал учащиеся. Ему необходимо контролировать работу всего класса и каждого ученика в отдельности, реагиро­вать, если учащиеся отвлекаются, нарушают дисциплину. При опросе учащихся нужно уметь слушать ответ одного ученика и одновременно держать в поле зре­ния весь класс. Умение распределять внимание в значительной степени определя­ется профессиональной подготовкой учителя, хорошим знанием преподаваемого предмета, отработанностью плана урока и др.

Чем сложнее совмещаемые виды деятельности или решаемые задачи, тем труд­нее распределять внимание. Если же деятельность становится очень сложной, то выполнение ее одновременно с другой практически невозможно. Совмещать два вида умственной деятельности довольно трудно. Распределение внимания более эффективно при сочетании двигательной и умственной деятельности. Продуктив­ность умственной деятельности при этом может снижаться в большей степени, чем моторной. Во всех случаях основным условиемГуспешного распределения вни­мания является автоматизация по крайней мере одного из одновременно осуще­ствляемых видов деятельности.

Умение распределять внимание формируется в процессе овладения деятель­ностью, оно может быть развито через упражнения и накопления соответствую­щих навыков.

Объем внимания определяется количеством одновременно отчетливо воспри­нимаемых объектов. Установлено, что при восприятии множества простых объ­ектов (букв, цифр, фигур и т. д.) за время 0,07-0,1 с объем внимания у взрослого человека равен 5-7 элементам. Объем внимания зависит от особенностей воспри­нимаемых объектов. Например, легко воспринимаются слова до 14 букв. Вместе с тем, воспринимая объект в целом, человек может не заметить в нем ошибок.

Объем внимания младших школьников очень ограничен. Основным услови­ем его расширения является формирование умения группировать, систематизи­ровать, объединять по смыслу воспринимаемый материал.

Границы между объемом, распределением и переключением внимания прак­тически неуловимы, они являются сторонами единого акта. В трудовой деятель­ности, которая требует быстрых и согласованных действий, переключение может переходить в распределение, а акт распределения — дополняться и заменяться быстрым переключением внимания.

Расстройства внимания

Одним из нарушений внимания является рассеянность, которая может прояв­ляться в неспособности к длительному интенсивному сосредоточению, в легкой и частой отвлекаемости. Рассеянность — одна из причин снижения работоспо­собности и неорганизованного поведения.




;.Ь9

Физиологические основы внимания - student2.ru Физиологические основы внимания - student2.ru Физиологические основы внимания - student2.ru Причины рассеянности многообразны. Как устойчивая личностная особен­ность, рассеянность является показателем слабости произвольного внимания и мо­жет быть результатом неправильного воспитания (избалованность ребенка, безна­казанность, привычка к многообразию впечатлений и др.). Бороться с такой рассеян­ностью можно посредством формирования волевых качеств личности. Постоянная рассеянность может объясняться плохим состоянием здоровья, общим расстрой­ством нервной системы ребенка. Рассеянность может носить и временный харак­тер — как следствие чрезмерного эмоционального возбуждения или переутомле­ния. В последнем случае она чаще проявляется в конце учебного дня и недели.

О рассеянности говорят и в случаях, когда человек, будучи углубленным в ра­боту, поглощенным своими мыслями, переживаниями, ничего не видит и не слы­шит кроме того, чем занят. Он не замечает окружающего, не реагирует, например, на обращенные к нему вопросы. Такая рассеянность вызвана ярко выраженной избирательностью внимания, исключительной его концентрацией и интенсивнос­тью. Чрезмерно высокая концентрация на одном объекте может вести к трудности распределения и переключения внимания. В повседневной жизни, в практической деятельности подобная рассеянность затрудняет отношения человека с окружаю­щим миром, поэтому ее рассматривают как недостаток внимания.

В школьной жизни рассеянность проявляется в так называемых ошибках «не на правила» (пропуск букв и слов при списывании, замена знаков при математи­ческих расчетах и т. п.), в обнаруживающемся на уроке отсутствии у ученика необ­ходимых школьных принадлежностей (забыта нужная тетрадь, взят не тот учебник и т. п.), в недостаточном включении ученика в ход урока и др. У детей, особенно младшего школьного возраста, рассеянность встречается довольно часто.

Помимо рассеянности, выделяют и другие нарушения внимания. К ним от­носятся чрезмерная подвижность внимания, т. е. постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому, или, наоборот, инертность, малая под­вижность внимания, патологическая фиксация на ограниченном круге представ­лений и мыслей. Такие нарушения внимания наблюдаются при некоторых орга­нических заболеваниях мозга, прежде всего его лобных долей.

Психологически обоснованный учет качеств внимания, как и его возможных расстройств и нарушений, является необходимым условием для правильной ор­ганизации познавательного процесса.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В каком возрасте формируется произвольное внимание, каково его значение?

2. Какие формы памяти выделяют?

3. Как можно улучшить память?

4. Что такое эмоции, какова их физиологическая основа?

5. Что такое внимание?

6. Какие основные свойства внимания выделяют?

Глава 7

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

Наши рекомендации