Основное понятие колорита. Типы колорита
Колорит–это общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения.
Колорит– это важнейший компонент художественного образа, одно из средств художественной выразительности в живописи, цветной графике, во многих произведениях ДПМ.
Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом.
Колорит раскрывает перед нами красочные богатства мира. Он помогает художнику передать настроение картины: колорит может быть спокойным, радостным, тревожным, грустным и другие. Колорит будет теплым и холодным, светлым и темным.
Многообразие цветовых систем может быть сведено (схематически) к нескольким типам колорита:
1. Насыщенный (яркий) колорит. Этот тип колорита настроен на чистых цветах (красках). Главный признак колорита этого типа – максимально возможная насыщенность его элементов. В истории искусства он встречается весьма часто: в «примитивных» культурах, в народном и декоративном искусстве; в детском творчестве, в агитационной и рекламной графике, в авангардных течениях живописи 20 века, в геральдике, в карнавальном искусстве.
2. Разрубленный и высветленный колорит применяется в одежде, архитектуре, скульптуре и прикладных искусствах. Также используются в живописи для показа настроения картины, состояния в природе.
3. Ломаный (серый) колорит. В сером или ломаном колорите преобладают цвета с подмесью серого. Такая гамма цветов говорит об увядании и бессилии пессимизма, часто приятна усталому и изощренному зрению.
4. Зачерненный (темный) колорит. Этот колорит изображается в живописи, где происходят трагические события, где изображается старость, угасание, «черные» мысли.
5. В классическом (гармонизированном) колорите все краски приведены в гармоническое единство друг с другом (сочетание нескольких типов колорита).
Цветовая гармония.
Цветовая гармония – это совокупность цветовых пятен (на плоскости, объемной форме или в пространстве) организованных по какой-либо закономерности и рассчитанных на эстетическое впечатление. В зависимости от количества цветов и оттенков входящих в цветовую композицию, выделяют следующие виды гармоний.
1) Монохромия. В этой композиции доминирует один цветовой тон (+ несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенки основного). Варианты монохромия: цвет + сдвиг по тону (на чуть-чуть); цвет + ахроматический цвет (Белый, Черный, Серый); цвет + зачернение или забеление.
2) Полярная.Доминантой служит пара контрастирующих цветов противоположных (полярных в цветовом круге).
3)Трехцветная. Трехцветная композиция считается самым сложным типом цветовой композиции, т.к. ее труднее всего гармонизировать. Для восприятия она не менее сложна, но, тем не менее, это самый оптимальный тип цветовой композиции.
4) Многоцветие. В данной цветовой композиции доминирует 4 и более хроматических цветов.
Цветовая композиция
Цветовой композицией называют совокупность цветовых пятен (на плоскости, объемной фигуре или в пространстве), организованную по какой-либо закономерности и рассчитанную на эстетическое впечатление.
Существует несколько типов цветовой композиции: ахроматическая, монохромия, полярная, трехцветная, многоцветная.
1. Композиция ахроматических цветов.Ахроматическая цветовая композиция (из белого и черного, а также всех промежуточных серых тонов).
Ахроматическая цветовая композиция широко применяется в дизайне (станки, приборы, аппараты), в проектной графике – архитектурной и дизайнерской, а также в станковой и книжной графике. Ахроматической гамме отдают предпочтение в тех случаях, когда хотят сосредоточить внимание на форме, поскольку цвет вступает в противоречие с формой.
Простейшее гармоническое сочетание в ахроматической группе: – это двухтональноерешение композиции (ахроматическая диада):
- белый цвет по черному и черный по белому (контрастные тональные отношения);
- сочетание двух серых тонов, лежащих по соседству (нюансные тональные отношения).
Наиболее широко в цветовых композициях применяют трехтональную цветовую гамму (белый, черный, серый).
При построении трехтональных композиций учитывают пропорциональные отношения между тонами.
Использование ахроматической шкалы (1-9) для создания трехтональной композиции:
1. Полный светлотный диапазон (два кратких цвета тональной шкалы (1,9) и средний серый (5)). Композиции этой цветовой гаммы отличаются конкретностью и напряженностью, они наиболее активны и экспрессивны.
2. Светло-серый диапазон (от белого до средне-серого, 1-5). Характеризуется легкостью, мягкостью, воздушностью; обобщенность и цельность тонального звучания вызывает спокойное эмоциональное состояние.
3. Темно-серый диапазон (от светло-серых тонов, исключая белый и черный, 3-7); лишен динамической напряженности, статичен. Композиции этой тональной шкалы нейтральны по звучанию, спокойны, сдержаны.
2. Монохромная композиция. В композиции доминирует один цветовой тон или несколько соседних цветов цветового круга, воспринимаемых как оттенки основного.
Что выражает монохромная композиция:
а) классическая простота и ясность художественного языка (пример: древнегреческая живопись, краснофигурные и чернофигурные вазы);
б) сильно направленное к определенной степени воздействие. Этот способ воздействия взят на вооружение религией. Пример: икона Владимирской
Божьей Матери, Спас Нерукотворный и другие иконы, убранство храмов, Рембрандт;
в) сосредоточие на внутреннем мире (живопись Китая и Японии);
г) старость, угасание жизненных сил, трагизм (поздний Тициан);
д) простота, доходчивость и броскость. Примеры: геральдика, (не всегда), изделия массовой культуры;
е) реклама (один, пусть даже не очень яркий цвет на фоне монохромной композиции сильно выделяется);
3. Полярная цветовая композиция. Доминантой служит пара контрастных противоположных (полярных) цветов в цветовом круге.
Что выражает полярная композиция:
а) эффект декоративности, который основан на физиологической потребности глаза уравновешивания впечатлений;
б) выявляет противопоставления (фигура и фон, большое и малое, добро и зло, женщина и мужчина и т.п.);
в) если полярные цвета насыщены и не приведены к гармонии, т.е. диссонируют друг с другом, то такая композиция используется для достижения конфликтности, напряженности, трагизма (живопись экспрессионистов).
4. Трехцветная композиция. Основу трехцветной композиции могут составлять: триада основных цветов (красный, желтый, синий), а также любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг.
5. Многоцветная композиция.Многоцветием называют такую цветовую композицию, в которой доминируют четыре или больше хроматических цветов. Используется в природе, в храмах, иногда в одежде, в изображении большого количества фигур и предметов, в народном и карнавальном искусствах, ярмарочном дизайне и т.д.