Развитие психофизиологии, психофизики, психометрии

Предпосылки.

1. Исследования в физиологии. Физиологи выявили и описали целый ряд явлений, доступных объективному изучению, отличных от физиологических, и, следовательно, выходящих за рамки предмета физиологии, и, в то же время, явно не являющихся предметом философии.

Развитие психофизиологии, психофизики, психометрии

Методологические основы Предмет исследований Методы Закономерности функционирования и развития психики
Позитивизм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования. Г.Гельмгольц.Психофизиология –соотношениемозга и психики. Физиологический эксперимент - Психические явления – не акты, а процессы. - Источник психического образа – внешний объект. - Движения мышц выполняют не только механическую, но и познавательную функцию. - Психика – не есть сознание.
Г. Фехнер, Э. Вебер.Психофизика–взаимодействие между объективно измеримыми физическими процессами и субъективными ощущениями. - Возможна количественная оценка психических явлений. - Рецепторы органов чувств имеют ограниченную чувствительность и определенный абсолютный порог чувствительности. - Порог физиологического ощущения — величина минимального обнаруживаемого уровня стимула. - Порог различения— это то количество стимула, которое необходимо добавить к данному стимулу для возможности отличить его от начального.
Ф. Дондерс. Психометрия –временные характеристик психики - Введение термина «время реакции». - Выявление различий сенсорной и моторной реакций. - Признание психики реальностью в системе отношений S→R. - Разработка методов измерения скорости психических процессов.

Физиологи экспериментально выявили факты и законы, отличные от физиологических. Это привело к осознанию необходимости новой науки, предмет которой отличен от предметов физиологии и философии.

2.Эволюционная теория Чарльза Роберта Дарвина(1809 – 1882)

Работы «Происхождение человека», «Происхождение видов путем естественного отбора» произвели революцию в научном мышлении.

Основные идеи, значимые для развития психологии:

1. Идея естественно-эволюционного происхождения человека: опровержение библейских догм о том, что все современные виды раз и навсегда сотворены Богом. Человек – выходец из обезьяньего стада. Его психика не дар божий, а результат эволюции.

2. Идея биологического детерминизма: причиной развития является стремление к выживанию. В ходе эволюции выживают те, кто смог приспособиться. Организм – продукт взаимодействия со средой. Адаптация – главная детерминанта развития.

3. Идея функциональности психики. Естественный отбор «отсекает» все ненужное. Если бы психические функции не обеспечивали адаптацию, то были бы отсечены. Психика – инструмент адаптации.

4. Индивидуальные различия обусловлены законами наследственности: те особи, которые выжили, передают выработанные адаптивные свойства по наследству потомству.

Теория Дарвина породила новый стиль мышления. Психика не могла больше изучаться с мистической точки зрения и как нечто статичное и изолированное. Под влиянием теории Ч. Дарвина в психологии произошла переориентация исследований с изучения индивидуального сознания индивида, на его взаимоотношения со внешней средой. Это учение стимулировало развитие зоопсихологии, детской и дифференциальной психологии.

Программы развития психологии.

Основные направления в психологии конца XlX – начала XX в.

Функционализм. Вильям Джемс

Методологические основы Предмет исследований Методы исследования Закономерности функционирования и развития психики
Позитивизм. Дарвинизм, Прагматизм. Психические явления и их условия, но не выявление элементов опыта, а изучение психических функций приспособления. Интроспективное наблюдение. Экспериментальный метод. Сравнительный метод. Сознание – важная жизненная функция, высоко развитых животных, живущих в сложной среде. Разум, в отличие от бессознательных, автоматических привычек, позволяет человеку сделать правильный выбор и, следовательно, приспособиться к среде. Есть нерациональные (не обеспечивающие приспособления) аспекты чел психики – страсти. Сознательные переживания – не группы элементов, а целостности. Сознание существует в форме непрерывного течения – потока.

Предпосылки.

1. Исследования в физиологии. Физиологи выявили и описали целый ряд явлений, доступных объективному изучению, отличных от физиологических, и, следовательно, выходящих за рамки предмета физиологии, и, в то же время, явно не являющихся предметом философии.

Развитие психофизиологии, психофизики, психометрии

Методологические основы Предмет исследований Методы Закономерности функционирования и развития психики
Позитивизм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования. Г.Гельмгольц.Психофизиология –соотношениемозга и психики. Физиологический эксперимент - Психические явления – не акты, а процессы. - Источник психического образа – внешний объект. - Движения мышц выполняют не только механическую, но и познавательную функцию. - Психика – не есть сознание.
Г. Фехнер, Э. Вебер.Психофизика–взаимодействие между объективно измеримыми физическими процессами и субъективными ощущениями. - Возможна количественная оценка психических явлений. - Рецепторы органов чувств имеют ограниченную чувствительность и определенный абсолютный порог чувствительности. - Порог физиологического ощущения — величина минимального обнаруживаемого уровня стимула. - Порог различения— это то количество стимула, которое необходимо добавить к данному стимулу для возможности отличить его от начального.
Ф. Дондерс. Психометрия –временные характеристик психики - Введение термина «время реакции». - Выявление различий сенсорной и моторной реакций. - Признание психики реальностью в системе отношений S→R. - Разработка методов измерения скорости психических процессов.

Физиологи экспериментально выявили факты и законы, отличные от физиологических. Это привело к осознанию необходимости новой науки, предмет которой отличен от предметов физиологии и философии.

2.Эволюционная теория Чарльза Роберта Дарвина(1809 – 1882)

Работы «Происхождение человека», «Происхождение видов путем естественного отбора» произвели революцию в научном мышлении.

Основные идеи, значимые для развития психологии:

1. Идея естественно-эволюционного происхождения человека: опровержение библейских догм о том, что все современные виды раз и навсегда сотворены Богом. Человек – выходец из обезьяньего стада. Его психика не дар божий, а результат эволюции.

2. Идея биологического детерминизма: причиной развития является стремление к выживанию. В ходе эволюции выживают те, кто смог приспособиться. Организм – продукт взаимодействия со средой. Адаптация – главная детерминанта развития.

3. Идея функциональности психики. Естественный отбор «отсекает» все ненужное. Если бы психические функции не обеспечивали адаптацию, то были бы отсечены. Психика – инструмент адаптации.

4. Индивидуальные различия обусловлены законами наследственности: те особи, которые выжили, передают выработанные адаптивные свойства по наследству потомству.

Теория Дарвина породила новый стиль мышления. Психика не могла больше изучаться с мистической точки зрения и как нечто статичное и изолированное. Под влиянием теории Ч. Дарвина в психологии произошла переориентация исследований с изучения индивидуального сознания индивида, на его взаимоотношения со внешней средой. Это учение стимулировало развитие зоопсихологии, детской и дифференциальной психологии.

Наши рекомендации