Врожденные и приобретенные формы поведения. Физиология условных рефлексов.

Цель занятия: Изучить основные физиологические механизмы приобретенных форм поведения, закономерности условнорефлекторной деятельности организма чеовека.

Рекомендуемая литература:

  1. Лекционный материал.
  2. Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 461-473.
  3. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. - М., 2008. – С. 380-383.
  4. Физиология человека / Под ред. Г.И. Косицкого. – М., 1985. - С. 480-495.

Дополнительная информация:

Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов

Безусловные рефлексы Условные рефлексы
Врожденные, отражают видовые особенности организма Приобретаются в течение жизни, отражают индивидуальные особенности организма
Относительно постоянны в течение жизни особи Образуются, изменяются и отменяются, когда они становятся неадекватными условиям жизни особи
Реализуются по анатомическим путям, определенным генетически Реализуются по функционально-организующимся временным (замыкательным) связям
Свойственны всем уровням ЦНС и осуществляются преимущественно ее низшими отделами (спинной мозг, стволовой отдел, подкорко­вые ядра) Для своего образования и реализации требуют целостности коры большого мозга, особенно у высших млекопитающих животных
Каждый рефлекс имеет свое специфическое рецептивное поле и специфические раздражители Рефлексы могут образовываться с любого рецептивного поля на самые разнообразные раздражители
Реагируют на действие наличного раздражителя, которого уже нельзя избежать Приспосабливают организм к действию стимула, которое еще предстоит испытать, т.е. имеют предупредительное значение

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

1. Особенности врожденных форм поведения: безусловных рефлексов и инстинктов.

2. Закономерности условно-рефлекторной деятельности и роль обуче­ния для приобретённых форм поведения:

2.1. Основные признаки условного рефлекса

2.2. Классификацию условных рефлексов

2.3. Правила образования условных рефлексов

2.4. Торможение условных рефлексов (виды, механизмы)

2.5. Нейрофизиологические механизмы образования условных рефлек­сов.

2.6. Понятие динамического стереотипа.

· В виде краткого конспекта в тетради практических работ изложите вопрос: «Классификация условных рефлексов».

Работа № 1.

Анализ условнорефлекторной регуляции слюноотделения у человека.

Методика работы.

Работа выполняется на добровольцах.

Для работы необходимы: стерильные марлевые салфетки, пинцет, весы, разновес, спирт, питьевая вода для полоскания рта.

Ход работы:

1) исследование слюноотделения в покое:

  1. Тщательно взвешивают марлевую салфетку и записывают результат.
  2. Взвешенную марлевую салфетку кладут испытуемому на спинку языка и предлагают закрыть рот.
  3. Через 1 мин салфетку извлекают из ротовой полости и вновь тщательно взвешивают.
  4. Испытуемому предлагают тщательно прополоскать рот питьевой водой.
  5. Величину слюноотделения в покое подсчитывают по разности между массой салфетки после проведения опыта и исходной массой салфетки.
  6. Оценивают полученный результат. В норме скорость секреции слюны в покое натощак составляет около 0,5 мл/мин.

2) исследование влияния условного раздражителя на величину слюноотделения:

1. Тщательно взвешивают новую марлевую салфетку и записывают результат.

2. Взвешенную марлевую салфетку кладут испытуемому на спинку языка и предлагают закрыть рот.

3. В течение 1 мин испытуемому красочно и эмоционально рассказывают о лимоне.

4. Через 1 мин после начала опыта салфетку извлекают из ротовой полости и вновь тщательно взвешивают.

5. Испытуемому предлагают тщательно прополоскать рот питьевой водой.

6. Величину слюноотделения в опыте подсчитывают по разности между массой салфетки после проведения опыта и исходной массой салфетки.

7. Оценивают полученный результат. В норме рассказ о лимоне индуцирует резкое усиление слюноотделения.

Рекомендации к оформлению протокола:

Результаты эксперимента занести в таблицу:

Характер воздействия Количество слюны (в г)
1. Базальное слюноотделение  
2. Разговор о лимоне  

Зарисуйте схему условнорефлекторной регуляции слюноотделения в данном опыте. В выводе опишите механизмы наблюдаемого явления, проведите классификационную характеристику данного рефлекса.

Для контроля усвоения теоретического материала ответьте на следующие вопросы:

1. Что произойдет с условным слюноотделительным рефлексом у жи­вотного, если: а) провести анестезию слизистой оболочки полости рта; б) удалить передний мозг?

2. Какое основное условие опыта является общим для выработки всех 4-х видов внутреннего торможения условных рефлексов?

Занятие № 34

Тема занятия:Психофизиологические особенности личности и поведения человека.

Цель занятия: изучить типы высшей нервной деятельности человека,ознакомиться с некоторыми психофизиологическими методами исследований силы и подвижности нервных процессов; проанализировать механизмы вни­мания, памяти, сна, речи; исследовать межполушарную асимметрию мозга человека.

Рекомендуемая литература:

1. Лекционный материал.

2. Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 479-483, 484-491.

3. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. - М., 2008. – С. 366-367, 371-374, 385-388.

4. Физиология человека / Под ред. Г.И. Косицкого. – М., 1985. - С. 495 - 514.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

  1. Роль генетической детерминации свойств нервных процессов:

Типы ВНД, критерии выделения типов ВНД.

Понятие "темперамент", соответствие типов ВНД по И.П. Павлову типам темперамента по Гиппократу.

  1. Понятие о 1 и 2 сигнальных системах организма, особенности функ­циональной асимметрии коры больших полушарий. Речь, центры речи.
  2. Теории, биологическое значение, механизмы и центры сна. Виды сна.

· Письменно ответить на вопрос: «Типы высшей нервной деятельности человека; соответствие типов ВНД по И.П. Павлову типам темперамента по Гиппократу».

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа 1.

Наши рекомендации