Исследование артериального давления по методу Короткова в покое и после дозированной нагрузки.
Существует два непрямых метода измерения артериального давления: пальпаторный (Рива-Роччи) и аускультативный (Н.С. Короткова). Метод Рива-Роччи позволяет измерить только систолическое давление, тогда как с помощью метода Короткова можно определить как систолическое, так и диастолическое давление. Артериальное давление обычно измеряют на плечевой артерии. В норме у взрослых людей (18 лет и старше) систолическое давление составляет менее 130 мм рт. ст. (верхняя граница нормы 130-139); диастолическое менее 85 мм рт ст. (верхняя граница нормы 85-89).
Для точного измерения давления необходимо соблюдать следующие правила:
• В комнате должно быть тихо и тепло.
• Перед измерением пациенту в течение 30 мин не следует курить или принимать тонизирующие напитки и препараты.
• Ширина манжеты должна в надутом виде составлять 40% (для взрослых в среднем 12-15 см), а длина 80% от окружности конечности. При короткой или узкой манжете показатели давления оказываются завышенными.
• Манжета должна плотно облегать руку. В случае, когда манжета неплотно облегает руку или камера надувается за ее пределами, результаты измерения будут выше реальных.
• При измерении артериального давления необходимо быстро надувать манжету. При медленном наполнении манжеты воздухом появляется венозный застой, вызывающий приглушение тонов, снижение систолического и повышение диастолического давления.
• При измерении артериального давления плечевая артерия в области локтевого сгиба должна находиться на уровне сердца (4-ое межреберье у края грудины). Если при измерении плечевая артерия расположена ниже уровня сердца, то показатели артериального давления будут завышены.
• Также более высокие показатели будут получены, если пациент держит руку на весу. Руку, выбранную для измерения давления, необходимо расслабить, освободить от одежды; на ней не должно быть катетеров, шрамов.
• Перед измерением давления нужно определить, насколько высоко следует поднять давление в манжете. Для этого оценить величину систолического давления по способу Рива-Роччи и прибавить к ней 20-30 мм рт. ст. Предварительная оценка максимального уровня давления в манжете необходима для того, чтобы слишком высокое давление в манжете не вызывало неприятных ощущений у пациента. Она позволяет распознать аускультативный провал (беззвучный интервал между систолическим и диастолическим давлением) и избежать ошибок в определении давления.
Для работы необходимы: аппараты для измерения артериального давления, спирт, ватные шарики.
Методика работы:
♦ Перед измерением испытуемый должен отдохнуть 5 мин. Испытуемый сидит на стуле, положив руку на стол. На его обнаженное плечо накладывают манжету так, чтобы ее нижний край отстоял от локтевого сгиба на 2,5 см. При измерении давления шкала манометра должна быть прямо перед глазами.
♦ Определите, насколько высоко следует поднять давление в манжете. Для этого пальпаторно оцените систолическое артериальное давление (используя метод Рива-Роччи): контролируя пульс на лучевой артерии, быстро накачайте с помощью резиновой груши воздух в манжету, пока пульс на лучевой артерии не исчезнет. Запомните показания манометра и прибавьте еще 30 мм рт. ст.; затем быстро выпустите воздух из манжеты и подождите 15-30 сек.
♦ В локтевой ямке расположите фонендоскоп в области пульсирующей плечевой артерии. Быстро с помощью резиновой груши накачайте воздух в манжету до уровня, определенного ранее, а потом медленно выпускайте воздух со скоростью примерно 2-3 мм рт. ст. в 1 с.
♦ Заметьте по манометру момент появления тонов в плечевой артерии (систолическое давление) и момент, когда тоны резко ослабевают или исчезают (диастолическое давление). Для того, чтобы убедиться, что звуков действительно нет продолжайте слушать, пока давление не снизится еще на 10-20 мм рт. ст. Затем быстро выпустите воздух из манжеты, чтобы давление в ней упало до нуля. Обычно момент исчезновения тонов всего на несколько мм рт. ст. ниже момента начала приглушения и указывает наиболее точную цифру диастолического артериального давления у взрослых.
♦ У некоторых людей точка начала приглушения тонов и точка их исчезновения далеко отстоят друг от друга. Если разница более 10 мм. рт. ст., запишите оба значения. В случае, когда тоны Короткова не прослушиваются, для их усиления можно поднять руку пациента до и во время раздувания манжеты, затем опустить ее и произвести измерение.
♦ Округлите значения систолического и диастолического давления в пределах 2 мм рт. ст. Подождите 2 мин и затем повторите. Вычислите средний показатель. Если показания отличаются более чем на 5 мм рт. ст. повторите измерения еще раз. Измерьте давления на обеих руках. В норме различие показателей может достигать 5-10 мм рт. ст.
Таким образом, необходимо определить артериальное давление в покое, сразу после 30 приседаний, выполненных за 45 секунд (во время приседаний манжету не снимать, а тонометр взять в руки), через 5 минут после нагрузки.
Полученные результаты занесите в таблицу:
Физиологические ситуации | Артериальное давление | ||
Систолическое | Диастолическое | Пульсовое (СД-ДД) | |
Покой | |||
Сразу после нагрузки | |||
Через 5 минут после нагрузки |
Оцените полученные показатели. Сравните их с нормальной реакцией. У здоровых людей при физической нагрузке обычно увеличиваются частота сердечных сокращений, систолический и минутный объем крови, систолическое и пульсовое давление, кровоток в работающих мышцах и тонус симпатической нервной системы. В тоже время уменьшаются кровоток в неработающих мышцах и внутренних органах, общее периферическое сопротивление, диастолическое давление. Все показатели быстро восстанавливаются после нагрузки. Такой тип реакции называется нормотоническим.
В выводах перечислите биофизические факторы, определяющие показатели артериального давления, укажите регуляторные механизмы, которые вызывают их изменение при физической нагрузке.
Для контроля усвоения темы решите следующие ситуационные задачи:
1. При физической нагрузке в мышце снизился тонус артериол. Как при этом изменилось давление в капиллярах?
2. Почему при длительном белковом голодании у человека у человека развиваются отеки?
3. С возрастом снижается эластичность стенки крупных артерий. Как это обстоятельство влияет на гемодинамику?
3. В эксперименте денервировали конечность экспериментального животного. Изменился ли кровоток через эту конечность?
4. Почему введение ганглиоблокаторов (блокаторов Н-холинорецепторов) вызывает резкое снижение артериального давления?
Занятие № 26
Тема занятия: Анатомия и физиология органов дыхания. Внешнее дыхание. Механизм и биомеханика вдоха и выдоха. Методы исследования внешнего дыхания. Регуляция дыхания
Цель занятия: Изучить анатомию органов дыхания человека, механизм вдоха и выдоха, освоить методы определения легочных объемов, жизненной емкости легких, скорости форсированного вдоха и выдоха для оценки функционального состояния внешнего дыхания; изучить структурные особенности дыхательного центра, обеспечивающие смену вдоха и выдоха.
Рекомендуемая литература:
- Лекционный материал.
- Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 198-222.
- Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М., 2008. – С. 162-183.
- Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С. 292-323.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Строение дыхательной системы.
2. Общий обзор анатомо-гистологических особенностей воздухоносных путей, легких и элементов костно-мышечной системы грудной клетки.
3. Роль эластической тяги и поверхностного натяжения альвеол в создании и поддержании отрицательного внутриплеврального давления.
4. Механизм вдоха и выдоха при спокойном и форсированном дыхании.
5. Пневмоторакс как причина нарушения внешнего дыхания.
6. Вредное пространство и его физиологическое значение.
7. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
8. Альвеолярная газовая смесь, причины постоянства ее состава.
9. Механизм газообмена между альвеолярной газовой смесью и кровью.
10. Структурно-функциональная организация аэрогематического барьера.
11. Транспорт кислорода кровью. Значение гемоглобина.
12. Транспорт углекислого газа кровью. Значение карбоангидразы.
13. Понятие дыхательного центра, его расположение в стволе мозга, свойство автоматии.
14. Суть эксперимента Фредерика с перекрёстным кровообращением как доказательство специфической чувствительности дыхательного центра и его рецепторных зон к отклонениям газовых констант крови.
· Письменно в тетради практических работ выполните следующие рисунки:
1) схема опыта Фредерика с пояснениями;
2) схема опыта Люмсдена с пояснениями;
3) кривая диссоциации оксигемоглобина с пояснениями.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Работа № 1.