Электромеханическое сопряжение.

В тетради зарисовать сопряженные графики потенциала действия скелетного мышечного волокна, фаз возбудимости, уровня Са++ в саркоплазме мышечного волокна, механограмму одиночного мышечного сокращения.

Для проверки усвоения материала ответьте на следующие вопросы:

  1. В несвежих продуктах может содержатся микробный токсин ботулин. Его действие на нервно-мышечные синапсы подобно устранению из них ионов Са++. Почему отравление может оказаться смертельным?
  2. Какова возбудимость мышцы в латентный период сокращения, во время фазы укорочения?
  3. При длительном раздражении нерва нервно-мышечного препарата где будет прежде всего развиваться утомление:

1) в нерве; 2) в нервно-мышечном синапсе; 3) в мышце.

  1. Будет ли происходить сокращение мышцы в безнатриевой среде и почему?
  2. Почему в постсинаптической мембране нервно-мышечного синапса не развивается потенциал действия?
  3. Основные зоны саркомера I,A,H. Ширина какой из них не изменяется при сокращении мышцы?

Занятие № 13

Тема занятия: Физиология двигательных единиц.

Цель занятия: составить представление о двигательных единицах; изучить виды двигательных единиц, типы сокращения скелетной мышцы, механизмы утомления мышцы.

Рекомендуемая литература:

1. Лекционный материал.

2. Логинов А.В.Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 349-354.

3. Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С. 46,49-51, 56-60.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

1. Понятие двигательной единицы.

2. Сравнительная характеристика быстрых и медленных двигательных единиц.

3. Механизмы регуляции силы сокращения мышцы.

4. Физиология утомления скелетной мышцы.

5. Методы исследования функционирования мышц.

· В тетради для практических работ зарисовать схему двигательной единицы, обозначить ее элементы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Работа № 1

Кистевая динамометрия.

Для проведения исследования используется кистевой динамометр. С помощью винта сброса стрелка динамометра устанавливается в начальное положение. Взять динамометр в правую руку, вытянутую горизонтально и максимально сжать пружину прибора. Зарегистрировать силу сокращения. Используя кистевой эспандер многократно сокращать мышцы кисти с максимальным усилием, добиваясь утомления мышцы. Кистевым динамометром регистрировать силу каждого десятого сокращения. Отмечать в таблице и на графике силу первого и каждого десятого последующего сокращений. Исследование прекращают, когда станет очевидным устойчивое снижение силы сокращений вследствие утомления.



Количество сокращений Показатели динамометра (в кг)
1 сжатие  
10 сжатие  
20 сжатие  
30 сжатие  
и.т.д.  

Электромеханическое сопряжение. - student2.ru

В выводе указывают причины развившегося утомления. Объяснить от чего зависит сила сокращения целостной мышцы и динамика утомления.

Занятие № 14.

Тема занятия: Законы раздражения, их значение для оценки уровня возбудимости нервной и мышечной тканей.

Цель занятия: изучить закономерности формирования возбуждения при действии на возбудимые структуры раздражителей разной силы, частоты, длительности, имеющих разный градиент нарастания силы, при раздражении тканей постоянным током.

Рекомендуемая литература:

1) Лекционный материал.

2) А.В.Логинов Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 20-21, 368-371.

3) Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С. 33-40.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

1. Характеристика понятия гомогенных и гетерогенных возбудимых систем.

2. Закон силы для гомогенных и гетерогенных возбудимых систем. Понятие и свойства локального ответа.

3. Закон длительности действия раздражителя для гомогенных и гетерогенных возбудимых систем. Смысл кривой Гоорвега-Вейса-Лапика, понятия реобазы, полезного времени, хронаксии.

4. Закон частоты действия раздражителя. Понятие лабильности возбудимой системы, частотного оптимума и пессимума.

5. Закон градиента. Определение понятий: критическая скорость нарастания силы раздражения, аккомодация. Механизмы аккомодации.

6. Полярный закон раздражения Пфлюгера. Понятия и механизмы анодно-размыкательного возбуждения, катодической депрессии.

· При подготовке к занятию в тетради для практических работ зарисовать кривую Гоорвега-Вейса-Лапика. Обозначить на графике и дать определение понятиям реобазы, полезного времени, хронаксии.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

В начале практической работы проводится просмотр учебного видеофильма «Законы раздражения».

Работа № 1

Наши рекомендации