Микроскопия и зарисовка животной клетки и неклеточных структур (симпласт, синцитий, межклеточное вещество).
А) Микроскопия и зарисовка препарата «Животная клетка». Окраска гематоксилин-эозин.
Необходимо: зарисовать животную клетку, обозначить цитоплазму, ядро, цитолемму.
Б) Микроскопия и зарисовка препарата «Симпласт. Поперечно-полосатая мышечная ткань». Окраска гемотоксилин-эозин.
Необходимо: зарисовать симпласт, обозначить ядра, сарколемму, саркоплазму.
Дать определение понятию «симпласт», пояснить признаки отличия симпласта от клетки, написать как образуются симпласты. Объяснить особенности терминологии («саркоплазма» – вместо «цитоплазма»; «сарколемма» - вместо «цитолемма»).
В) Микроскопия и зарисовка препарата «Синцитий. Мезенхима». Окраска гематоксилин-эозин.
Необходимо: зарисовать синцитий, обозначить цитоплазматические мостики.
Дать определение понятию «синцитий», объяснить, что такое «функциональный синцитий».
Блок информации: Функциональный синцитий состоит из клеток обычного строения, окруженных цитолеммой. Однако места соединения этих клеток богаты особыми видами межклеточных контактов – щелевыми контактами. Щелевые контакты проницаемы для ионов. Поэтому цитоплазма всех клеток, соединенных щелевыми контактами, может функционировать как единое целое. Примером такого функционального синцития является сердечная мышца.
Г) Микроскопия и зарисовка препарата «Межклеточное вещество. Рыхлая волокнистая соединительная ткань». Окраска гематоксилин-эозин
Необходимо зарисовать и обозначить волокнистый и аморфный компонент межклеточного вещества. Дать определение понятию «межклеточное вещество».
В выводе сформулировать особенности клеточного уровня организации живой материи.
Занятие № 3
Тема занятия: Общая характеристика тканей организма человека. Морфофункциональные особенности эпителиальной ткани.
Цель занятия: изучить понятие ткани; знать виды тканей организма человека; проанализировать морфологические особенности и разновидности эпителиальной ткани; классификацию желез организма человека.
Рекомендуемая литература:
1) Лекционный материал.
2) А.В.Логинов Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 70-78.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Определение понятия «ткань», классификация тканей, понятие гистогенеза.
2. Основные морфофункциональные особенности эпителиальной ткани.
3. Классификация эпителиев, локализация в организме и функции разных видов эпителиев.
4. Классификация желез.
К занятию письменно в тетради для практических занятий в виде схем представить вопросы:
1) Классификация эпителиев организма человека.
2) Классификация желез организма человека.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Работа № 1.
Однослойный мерцательный эпителий (препарат трахеи).
Провести микроскопирование и зарисовку однослойного мерцательного эпителия (окраска гематоксилин-эозин).
Препарат сориентировать эпителием вверх. Рассмотреть пласт эпителиоцитов (клеток эпителия). Отметить, что все клетки эпителиального пласта лежат в один слой (все прикреплены к базальной мембране), поэтому эпителий называется однослойным. Вместе с тем, ядра клеток расположены на разных слоях, поэтому эпителий называется многорядным. Сопоставить увиденную в микроскопе картину с схемой многорядного реснитчатого эпителия (стр 74, учебник Физиология с основами анатомии А.В.Логинов). Зарисовать, как вы видите препарат. На рисунке отметить базальную мембрану, лежащую под ней соединительную ткань, ядра эпителиоцитов, слой ресничек.
Работа № 2.
Многослойный плоский ороговевающий эпителий кожи.
Провести микроскопирование и зарисовку многослойного плоского ороговевающего эпителия кожи (окраска гематоксилин-эозин).
Препарат сориентировать эпителием вверх. Рассмотреть базальную мембрану, которая имеет волнообразную форму из-за вдающихся снизу сосочков рыхлой волокнистой соединительной ткани. Обратить внимание на то, что клетки эпителия лежат во много слоев, причем с базальной мембраной связан только нижний слой клеток. Рассмотреть слои эпителия – базальный, шиповатый, зернистый, блестящий, роговой. Сопоставить увиденную в микроскопе картину с рисунком многослойного плоского эпителия (стр 75, учебник Физиология с основами анатомии А.В.Логинов). Зарисовать препарат. На рисунке отметить базальную мембрану, лежащую под ней соединительную ткань, слои эпителия.
Работа № 3.
Экзокринная железа.
Провести микроскопирование и зарисовку концевого отдела и протока поджелудочной железы (окраска гематоксилин-эозин). Обратить внимание на полярность клеток выводного протока. Обозначьте апикальную и базальную части экзокриноцита. Объясните причину базофилии базальной части клетки.
Занятие № 4
Тема занятия: Морфофункциональная характеристика соединительной ткани организма человека. Опорно-двигательный аппарат человека.
Цель занятия: проанализировать морфологические особенности и разновидности соединительной ткани; изучить пассивную часть опорно-двигательного аппарата человека (костно-суставной аппарат).
Рекомендуемая литература:
1) Лекционный материал.
2) А.В.Логинов Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 78-85, 90-102.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1) Определение понятия «ткань», классификацию тканей, понятие гистогенеза.
2) Основные морфофункциональные признаки соединительной ткани.
3) Разновидности соединительной ткани.
4) Строение кости; классификацию костей.
5) Виды соединений костей; строение суставов.
6) Отделы скелета; строение позвоночника, грудной клетки, черепа, плечевого пояса, тазового пояса, нижних конечностей.
- К занятию письменно в тетради для практических занятий представить вопросы:
1) Классификация костей скелета человека.
2) Классификация суставов человека.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Работа № 1.
Плотная оформленная волокнистая соединительная ткань. Сухожилие. (окраска гематоксилин-эозин).
На препарате рассмотреть параллельно расположенные пучки коллагеновых волокон. Между пучками волокон – клетки соединительной ткани фиброциты. Зарисовать ткань отметить основные элементы – клетки, волокна.
Работа № 2.
Костная ткань. (окраска по Шморлю).
На препарате рассмотреть надкостницу, системы концентрических пластинок – остеоны, центральный канал в центре каждого остеона, остеоциты. Сопоставить увиденную в микроскопе картину с рисунком пластинчатой костной ткани (стр 84, учебник Физиология с основами анатомии А.В.Логинов). Зарисовать препарат. Отметить надкостницу, систему пластинок остеона, центральный канал остеона, остеоциты.
Работа № 3.
Частная остеология.
Получив от преподавателя кость скелета, определите ее название, дайте характеристику ее строения, с какими костями и как она соединяется в организме. Расположите кость в пространстве так, как она расположена в организме. Зарисуйте кость в протокол и запишите ее характеристики. Проведите работу для трубчатой и губчатой кости.
Занятие № 5
Тема занятия: Общая характеристика крови.Физико-химические свойства и состав плазмы крови.
Цель занятия:познакомиться с правилами работы с кровью, как потенциально опасной биологической жидкостью; изучить физико-химические свойства плазмы крови, роль констант плазмы крови в поддержании гомеостаза; иметь представление о методах определения гематокрита и скорости оседания эритроцитов; знать клиническое значение показателей.
Рекомендуемая литература:
1. Лекционный материал.
2. Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 110-114.
3. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М., 2008. – С 131-143.
4. Физиология человека. Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С. 211-217, 232.