Микроскопия и зарисовка животной клетки и неклеточных структур (симпласт, синцитий, межклеточное вещество).

А) Микроскопия и зарисовка препарата «Животная клетка». Окраска гематоксилин-эозин.

Необходимо: зарисовать животную клетку, обозначить цитоплазму, ядро, цитолемму.

Б) Микроскопия и зарисовка препарата «Симпласт. Поперечно-полосатая мышечная ткань». Окраска гемотоксилин-эозин.

Необходимо: зарисовать симпласт, обозначить ядра, сарколемму, саркоплазму.

Дать определение понятию «симпласт», пояснить признаки отличия симпласта от клетки, написать как образуются симпласты. Объяснить особенности терминологии («саркоплазма» – вместо «цитоплазма»; «сарколемма» - вместо «цитолемма»).

В) Микроскопия и зарисовка препарата «Синцитий. Мезенхима». Окраска гематоксилин-эозин.

Необходимо: зарисовать синцитий, обозначить цитоплазматические мостики.

Дать определение понятию «синцитий», объяснить, что такое «функциональный синцитий».

Блок информации: Функциональный синцитий состоит из клеток обычного строения, окруженных цитолеммой. Однако места соединения этих клеток богаты особыми видами межклеточных контактов – щелевыми контактами. Щелевые контакты проницаемы для ионов. Поэтому цитоплазма всех клеток, соединенных щелевыми контактами, может функционировать как единое целое. Примером такого функционального синцития является сердечная мышца.

Г) Микроскопия и зарисовка препарата «Межклеточное вещество. Рыхлая волокнистая соединительная ткань». Окраска гематоксилин-эозин

Необходимо зарисовать и обозначить волокнистый и аморфный компонент межклеточного вещества. Дать определение понятию «межклеточное вещество».

В выводе сформулировать особенности клеточного уровня организации живой материи.

Занятие № 3

Тема занятия: Общая характеристика тканей организма человека. Морфофункциональные особенности эпителиальной ткани.

Цель занятия: изучить понятие ткани; знать виды тканей организма человека; проанализировать морфологические особенности и разновидности эпителиальной ткани; классификацию желез организма человека.

Рекомендуемая литература:

1) Лекционный материал.

2) А.В.Логинов Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 70-78.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

1. Определение понятия «ткань», классификация тканей, понятие гистогенеза.

2. Основные морфофункциональные особенности эпителиальной ткани.

3. Классификация эпителиев, локализация в организме и функции разных видов эпителиев.

4. Классификация желез.

К занятию письменно в тетради для практических занятий в виде схем представить вопросы:

1) Классификация эпителиев организма человека.

2) Классификация желез организма человека.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа № 1.

Однослойный мерцательный эпителий (препарат трахеи).

Провести микроскопирование и зарисовку однослойного мерцательного эпителия (окраска гематоксилин-эозин).

Препарат сориентировать эпителием вверх. Рассмотреть пласт эпителиоцитов (клеток эпителия). Отметить, что все клетки эпителиального пласта лежат в один слой (все прикреплены к базальной мембране), поэтому эпителий называется однослойным. Вместе с тем, ядра клеток расположены на разных слоях, поэтому эпителий называется многорядным. Сопоставить увиденную в микроскопе картину с схемой многорядного реснитчатого эпителия (стр 74, учебник Физиология с основами анатомии А.В.Логинов). Зарисовать, как вы видите препарат. На рисунке отметить базальную мембрану, лежащую под ней соединительную ткань, ядра эпителиоцитов, слой ресничек.

Работа № 2.

Многослойный плоский ороговевающий эпителий кожи.

Провести микроскопирование и зарисовку многослойного плоского ороговевающего эпителия кожи (окраска гематоксилин-эозин).

Препарат сориентировать эпителием вверх. Рассмотреть базальную мембрану, которая имеет волнообразную форму из-за вдающихся снизу сосочков рыхлой волокнистой соединительной ткани. Обратить внимание на то, что клетки эпителия лежат во много слоев, причем с базальной мембраной связан только нижний слой клеток. Рассмотреть слои эпителия – базальный, шиповатый, зернистый, блестящий, роговой. Сопоставить увиденную в микроскопе картину с рисунком многослойного плоского эпителия (стр 75, учебник Физиология с основами анатомии А.В.Логинов). Зарисовать препарат. На рисунке отметить базальную мембрану, лежащую под ней соединительную ткань, слои эпителия.

Работа № 3.

Экзокринная железа.

Провести микроскопирование и зарисовку концевого отдела и протока поджелудочной железы (окраска гематоксилин-эозин). Обратить внимание на полярность клеток выводного протока. Обозначьте апикальную и базальную части экзокриноцита. Объясните причину базофилии базальной части клетки.

Занятие № 4

Тема занятия: Морфофункциональная характеристика соединительной ткани организма человека. Опорно-двигательный аппарат человека.

Цель занятия: проанализировать морфологические особенности и разновидности соединительной ткани; изучить пассивную часть опорно-двигательного аппарата человека (костно-суставной аппарат).

Рекомендуемая литература:

1) Лекционный материал.

2) А.В.Логинов Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 78-85, 90-102.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

1) Определение понятия «ткань», классификацию тканей, понятие гистогенеза.

2) Основные морфофункциональные признаки соединительной ткани.

3) Разновидности соединительной ткани.

4) Строение кости; классификацию костей.

5) Виды соединений костей; строение суставов.

6) Отделы скелета; строение позвоночника, грудной клетки, черепа, плечевого пояса, тазового пояса, нижних конечностей.

  • К занятию письменно в тетради для практических занятий представить вопросы:

1) Классификация костей скелета человека.

2) Классификация суставов человека.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа № 1.

Плотная оформленная волокнистая соединительная ткань. Сухожилие. (окраска гематоксилин-эозин).

На препарате рассмотреть параллельно расположенные пучки коллагеновых волокон. Между пучками волокон – клетки соединительной ткани фиброциты. Зарисовать ткань отметить основные элементы – клетки, волокна.

Работа № 2.

Костная ткань. (окраска по Шморлю).

На препарате рассмотреть надкостницу, системы концентрических пластинок – остеоны, центральный канал в центре каждого остеона, остеоциты. Сопоставить увиденную в микроскопе картину с рисунком пластинчатой костной ткани (стр 84, учебник Физиология с основами анатомии А.В.Логинов). Зарисовать препарат. Отметить надкостницу, систему пластинок остеона, центральный канал остеона, остеоциты.

Работа № 3.

Частная остеология.

Получив от преподавателя кость скелета, определите ее название, дайте характеристику ее строения, с какими костями и как она соединяется в организме. Расположите кость в пространстве так, как она расположена в организме. Зарисуйте кость в протокол и запишите ее характеристики. Проведите работу для трубчатой и губчатой кости.

Занятие № 5

Тема занятия: Общая характеристика крови.Физико-химические свойства и состав плазмы крови.

Цель занятия:познакомиться с правилами работы с кровью, как потенциально опасной биологической жидкостью; изучить физико-химические свойства плазмы крови, роль констант плазмы крови в поддержании гомеостаза; иметь представление о методах определения гематокрита и скорости оседания эритроцитов; знать клиническое значение показателей.

Рекомендуемая литература:

1. Лекционный материал.

2. Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 110-114.

3. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М., 2008. – С 131-143.

4. Физиология человека. Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С. 211-217, 232.

Наши рекомендации