Я часть. Родина растений. Работа с картой
ВОСПИТАТЕЛЬ. Назовите комнатные растения, которые живут у нас в группе.
ДЕТИ. Столетник, бальзамин, бегония...
ВОСПИТАТЕЛЬ. Почему их называют комнатными и декоративными?
ДЕТИ. Они живут у человека в доме, за ними человек ухаживает, украшает ими свой дом; поэтому их называют декоративными, комнатными.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Могут ли эти растения расти на улице в наших условиях?
ДЕТИ. Нет, не могут. У нас им холодно.
ВОСПИТАТЕЛЬ. А я видела на клумбах комнатные растения. Они хорошо себя чувствовали...
ДЕТИ. Комнатные растения на клумбы высаживают на лето.
ВОСПИТАТЕЛЬ. А что с ними произойдет, если их оставить зимовать на улице?
ДЕТИ. Им будет холодно, они замерзнут.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Как вы думаете, на Земле есть места, где эти растения круглый год могут находиться на улице?
ДЕТИ. Есть, теплые страны в Африке.
Педагог вывешивает физическую карту мира, на которой расположены значки растений (рядом на фланелеграфе дается расшифровка этих значков; дети уточняют, к какому растению относится тот или иной значок, и находят их на карте).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Родина алоэ - Южная Африка, берега рек, заросли кустарников, сырые места. Родина бегонии - тропические леса Бразилии (Америка). Родина плюща обыкновенного — субтропики Северной Америки, Северной Африки (может расти и в Крыму, и на Кавказе). Родина кактуса — пустыни Мексики (Америка). Герань родом из субтропиков Средиземноморья. Родина хлорофитума мыс Доброй Надежды (Африка), растет в лесу, на деревьях, в развилке веток.
Дети читают плакат-таблицу условных обозначений комнатных растений, в которой буквой обозначены названия растений, а геометрическими фигурами — условные обозначения (рис. 2).
Рисунок 2. Условные обозначения комнатных растений
(К-кактус, Х – хлорофитум, Ф- фикус, О – бальзамин (другое название – огонек),
Г – герань, П – плющ, С – столетник (алоэ), Б - бегония
Дети находят эти значки на географической карте, педагог еще раз называет родину растений, выделяя название континента (материка). Обращает внимание на то, в какой цвет окрашена физическая карта, и рассказывает о климате в разных местах земного шара.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Посмотрите внимательно на карту и назовите материки, на которых нет значков комнатных растений.
Дети с его помощью находят Антарктиду и Австралию.
ВОСПИТАТЕЛЬ. В какой цвет окрашена Антарктида?
ДЕТИ. Этот материк окрашен в белый цвет. Там круглый год лежит снег и леДети.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Да, Антарктида покрыта снегом и льдом. Могут ли там выжить растения?
ДЕТИ. Нет, не могут. Почвы нет. Холодно. Растениям нечем питаться.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Но вы показали еще один материк Австралию. В какой цвет окрашена она? ДЕТИ. Она окрашена в зеленый и желтый цвета. Это значит, что там есть леса, пустыни, степи.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Может ли Австралия быть родиной комнатных растений?
ДЕТИ. Может, там тепло.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Да, есть комнатные растения родом из Австралии. К ним относится комнатный виноград (циссус), но у нас в группе такого растения нет, поэтому мы и не поместили туда значок комнатных растений. Сколько всего материков? Посчитайте.
Педагог называет (Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Антарктида, Австралия) и показывает, а дети считают.
ДЕТИ. Один, два, три, четыре, пять, шесть. Всего шесть.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Назовите материки, где стоят условные значки.
ДЕТИ. Южная и Северная Америка, Африка, Евразия.
Я часть. Спор растений
ВОСПИТАТЕЛЬ. Посмотрите, пожалуйста, на ваши карты. Найдите на них условные обозначения комнатных растений.
Дети работают в парах, находят на контурных картах значки растений и определяют их названия и родину, используя при этом физическую карту и таблицу условных обозначений.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Растения заспорили, какое из них ближе всех находится от столицы нашей Родины, России — Москвы. Помогите им разрешить их спор. Что для этого нам нужно сделать?
ДЕТИ. Определить, измерить расстояние от родины растения до Москвы.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Чтобы его измерить, надо это расстояние изобразить. Возьмите линейку, подберите карандаш, который по цвету соответствует значку растения, соедините по линейке родину каждого растения с Москвой.
Дети проводят восемь цветных отрезков.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Измерьте эти расстояния с помощью соответствующих цветных полосок бумаги.
Педагог предлагает детям расположить «отрезки» в порядке увеличения или уменьшения их длины и рассказать об удаленности родины растений от Москвы, употребляя слова «ближе, чем...», «дальше, чем...». Дети определяют, какое же растение расположено к Москве ближе всех, а какое дальше всех.