Уровни сформированности представлений о многообразии растений у дошкольников, констатирующий эксперимент

(кол-во детей)

представления о растениях Уровни сформированности представлений о растениях, кол – во детей
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Знание комнатных растений -
Знания о способах ухода за комнатными растениями -
Знание деревьев и кустарников
Знание грибов и ягод
Знание цветов сада и цветов леса -

По результатам констатирующего эксперимента пятеро из обследуемых детей (Котов Игорь, Настя Рогова, Катя Валеева, Денис Петров, Егор Андреев) обладают низким уровнем знаний по темам «Комнатные растения», «Способы ухода за комнатными растениями». Эти дети знают лишь 5-6 названий растений, которые выращивают в детском саду. Причем Катя, Денис и Игорь могут назвать только принятые в обиходе названия растений «Ванька мокрый» или «Огонек», а не бальзамин, «Щучий хвост», а не сансевьера, «Декабрист», а не зигокактус. Дети также не смогли ответить на вопрос, почему, за какие особенности эти растения так называют в народе.

На вопрос о происхождении растений дети правильно смогли назвать родину лишь кактуса. Слабые знания показаны об условиях жизни остальных комнатных растений в естественной среде, отсюда и затруднения в ответе на вопросы «Как ухаживать за комнатными растениями?», «Что необходимо комнатным растениям для хорошего роста и развития?», «Требуют ли комнатные растения одинакового количества пищи, тепла и света?». Дети понимают, что нужно поливать и ухаживать за растениями, однако почему одни растения требуют более частого полива, а другие нет, они ответить не могут.

На вопрос «Для чего нужны комнатные растения?» дети отвечали: «Для красоты», «Чтобы было красиво в комнате». Из цветущих растений ими названа только герань и декабрист.

Трудовые навыки детей с низким уровнем знаний развиты слабо. Дети с неохотой занимаются поливкой растений, стараются уклониться от заданий воспитателя по уходу за растениями.

Вторая половина экспериментальной группы отнесена к среднему уровню знаний о комнатных растениях и способах ухода за ними. Дети знают все названия комнатных растений, находящихся в группе, могут назвать как принятое в народе, так и большинство их научных названий. Однако они затрудняются в определении естественных условий произрастания некоторых комнатных растений, не могут проследить взаимосвязь между средой обитания растения и его строением, потребностями в оптимальной температуре, свете, влаге, пище.

Недостаточность знаний об условиях существования комнатных растений в естественной среде вызывают затруднения во время ухода за ними. Так, например, Настя Дмитриева и Роман Сарычев знают, что финиковая пальма требует частого полива и лучше растет на свету, однако на вопрос «Почему это происходит?», они затрудняются ответить. На вопрос «Почему кактусу достаточно умеренного полива?» Алеша Михеев смог сказать, что родина кактуса – пустыня и там мало воды. Однако на вопрос «Как же растение может обходиться таким небольшим количеством воды?» ребенок ответить не смог. Те же затруднения замечены и у других детей со средним уровнем знаний.

Обе группы детей не знают определения слов гидрофиты, мезофиты и ксерофиты, не всегда могут правильно подразделить растения на светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые.

Дети со средним уровнем знаний с большей охотой занимаются уходом за растениями, хотя у них еще не совсем сформированы трудовые навыки и умения. Заметны затруднения в выборе инструментов для полива того или иного растения (лейка или пульверизатора), для рыхления почвы, в выборе способа поддержания растения в чистоте.

По теме «Знания деревьев и кустарников» двое детей Катя Валеева и Егор Андреев показали низкий уровень знаний. Эти дети не смогли назвать основных различий деревьев и кустарников, испытывают затруднения в делении деревьев на лиственные и хвойные.

Среднему уровню соответствуют знания шести детей. Эти дети смогли ответить, что дерево имеет один твердый (одеревеневший) ствол, а кустарники – несколько. Дети знают от 8 до 10 названий деревьев и кустарников, правильно относят их к хвойным и лиственным, однако затрудняются при квалификации растений, которые произрастают на юге. Они не знают, например, к хвойным или лиственным деревьям отнести кипарис, можжевельник и тую. Т.е. дети знают только один отличительный признак хвойных растений – узкий лист-хвою.

Высокий уровень знаний показали двое детей. Они не только хорошо знают деревья и кустарники, которые растут рядом с нами, в нашей области, но и смогли назвать несколько растений, которые растут в субтропическом и тропическом климате (лимон, мандарин, апельсин, кипарис, пальмы). На вопрос «Могут ли эти деревья расти у нас в Сибири?» Роман ответил, что могут, если выращивать их в теплицах или квартирах и ухаживать за ними как на их родине. У них дома растет лимон и финиковая пальма.

По теме «Знания ягод и грибов» низкий уровень знаний показали два ребенка (Алеша Михеев и Егор Андреев), высокий – Роман Сарычев. Знания остальных семерых дошкольников соответствуют среднему уровню. Дети лучше осведомлены о ягодах, чем о грибах. Если ягод дети со средним уровнем знаний смогли назвать более 10 наименований, то грибов всего 5-6.

Наиболее сформированы знания дошкольников о культурных ягодных растениях (названы малина, черная и красная смородина, виктория, крыжовник, облепиха, шиповник, черемуха), хуже о дикорастущих (названы земляника, клубника, черника, клюква). Роман Сарычев знает, что арбуз тоже является ягодой.

В беседе о дикорастущих ягодах были выявлены трудности с определением мест их распространения. Дети не знают, что клубника растет только на полях, в местах, где много тепла и солнца, земляника, наоборот, в тенистых лесах, а клюква любит влажную болотистую почву.

Дети с низким уровнем знаний путают плоды с ягодой. Так Егор назвал ягодами сливы и вишни. В основном у детей сформированы знания о ягодах, растущих в нашем регионе. Кроме Романа никто из детей не смог назвать ягоды, которые не характерны для климата нашей области (виноград, ананас, арбуз, фейхоа).

По теме «Знание цветов сада и цветов леса, луга» знания троих детей – Насти Роговой, Кати Валеевой и Егора Андреева отнесены в низкому уровню. Эти дети смогли назвать менее 8 садовых цветов (роза, тюльпан, гладиолус, лилия, астры) и менее 5 лесных и луговых цветов (ромашки, колокольчики, васильки, подснежники).

Дети со средним уровнем знаний смогли не только назвать большее количество садовых и комнатных цветов, но и заметили, что одни и те же растения могут быть как садовыми, так и дикорастущими. Например, ромашка садовая и ромашка полевая.

Наиболее сформированы знания детей о многообразии садовых растений, хуже – о дикорастущих.

В целом в процессе констатирующего эксперимента было выявлено, что 30% детей имеют низкий уровень знаний о многообразии растений, а 70% - средний. (См. рис.1). Высокий уровень отмечен лишь у 20% детей по теме «Знания деревьев и кустарников» и у 10% - по теме «Знания грибов и ягод».

Рисунок 1

Уровни сформированности представлений о многообразии растений у дошкольников, констатирующий эксперимент - student2.ru График сформированности знаний детей о многообразии растений, констатирующий эксперимент (по фамильно)

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента можно сказать, что наиболее сформированы у детей подготовительной группы знания о деревьях и кустарниках, чуть хуже о цветах леса и сада, грибах и ягодах, и наименее - о комнатных растениях и способах ухода за ними.

Из результатов анкетирования и наблюдений можно сделать вывод, что дети большинство детей знают названия комнатных растений. Не вызывали затруднения просьбы назвать из каких частей состоят растения (корень, стебель, лист, цветок). Однако на вопрос, по каким признакам можно поделить растения на деревья, кустарники и травы вызвал затруднение у четырех детей группы. Очень слабо сформированы знания о происхождении растений, о зависимости строения растения от места его происхождения. Все дети отмечают, что растениям нужны тепло, свет, вода, однако отсутствуют знания и умения по особенностям ухода за тем или иным растением.

В целом знания детей о многообразии растений находятся на среднем уровне.

По результату констатирующего эксперимента, нами сделан вывод о необходимости проведения работы по формированию знаний о многообразии растительного мира. Особое внимание следует уделить темам «Знание комнатных растений» и «Знание способов ухода за комнатными растениями», так как именно эти знания наименее сформированы у детей экспериментальной группы. Дети не знают условий жизни растений в их естественной среде обитания, не знают, что им нужно для нормального роста и размножения, и отсюда дошкольники не могут определить, какого ухода требуют эти растения, когда их выращивают как комнатные.

Кроме того, что результаты по этим двум темам наиболее низкие, мы хотим большее внимание уделить комнатным растениям в эксперименте по формированию знаний о многообразии растений, так как они являются превосходным, живым материалом, который можно весьма успешно использовать для образования и воспитания. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы с ними в условиях ДОУ. Наиболее ценными из них являются доступность выращивания на небольших площадях, проведение опытной работы в течение круглого года, быстрота получения результатов проводимых опытов, возможность демонстрации на занятиях живых растений.

Формирующий эксперимент

Цель формирующего эксперимента:

Сформировать у детей обобщенные представления о многообразии растений, как результате их взаимодействия с окружающей средой используя следующие методы: наблюдение, дидактические игры, труд детей в природе, предметное моделирование.

План работы:

1. Занятия:

Занятие 1.

Цель: Продолжать учить сравнивать растения, устанавливать причинно-следственные связи в процессе ухода за растениями; закрепить умение сравнивать листья растений по длине, ширине; познакомить с новой величи­ной площадью; учить сравнивать листья по площади листовой пластин­ки, разви­вать логическое мышление, коммуни­кативные способности.

Занятие 2.

Цель: Учить определять потребность растений в свете, влаге, ориентируясь на происхождение растений (их родину), напомнить о значении комнатных растений в жизни человека; продолжать учить сравнивать, выделять существенные признаки, классифицировать; развивать познавательные интересы; воспитывать коммуникативные способности.

Занятие 3. Зеленая служба Айболита.

Цель:

§ Закрепить умение детей по внешним признакам растений определять их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода.

§ Уточнить представление о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.

§ Воспитывать интерес к уходу за комнатными растениями.

2. Работа вне занятий

1) Дидактические игры с детьми.

Цель: Научить детей находить общие признаки всех растений (части) и отличительные черты каждого из них (строение стеблей, фор­ма, окраска, поверхность, вели­чина листьев, наличие цветов, их окраска, количество).

2) Труд по уходу за растениями

Цель: научиться определять, в чем нуждается то или иное растение, в зависимости от его строения и среды естественного обитания; усвоить основные навыки ухода за растениями.

3) Опытная деятельность

Цель: выявить зависимость между ростом растений и условиями их содержания: питания, освещенности, влаги, тепла.

3. Работа с родителями.

Цель: привлечь родителей к процессу формирования экологической культуры ребенка через формирование представлений о многообразии растений

1) Родительское собрание на тему «Роль растений в экологическом воспитании дошкольника».

2) Экологические ширмы.

3) Круглый стол по результатам исследования.

Ход формирующего эксперимента:

Для активизации интереса к растительному миру и формирования представлений о многообразии растений дошкольника был проведен ряд занятий, конспекты занятий см. Приложение 2. В ходе занятий использовались такие методы формирования знаний как наблюдения, дидактические игра, графическое моделирование.

Кроме занятий для детей, проводимых для всей группы, с экспериментальной группой из десяти человек был организован разнообразный труд по уходу за комнатными растениями, различные опыты с растениями.

В ходе трудовой деятельности воспитателем ставилась задача не только научить детей правильным действиям и операциям с предметами ухода и оборудованием, но и самостоятельно оценивать по внешнему виду и строению растения, по месту естественной среды обитания какого ухода требует то или иное растение.

В течение четырех месяцев дошкольники овладели са­мыми разнообразными способами поддержания растений в чистоте: не только обтирали листья влажной тряпочкой, но и обливали из мелкосетчатой лейки, опрыскивали из пульверизатора, промывали листья с помощью щеточки, чистили кисточкой.

Следующий этап дежурства отводился для освоения приема рыхления. На другой после полива день надо разрыхлить верхний слой почвы, чтобы помешать влаге испаряться из горшка. Кроме того, рыхление способствует проникновению в почву воздуха, необходимого для дыхания корней. Не зря говорят, что «рыхление — это сухой полив». Дети подкармливали растения, рыхлили почву.

Каждый раз, когда они знакомились с новым для них способом ухода, проводилось наблюдение, в ходе которого этот способ связывался с теми или другими особенностями растений. Так, установили, что растения с очень мелкими и нежными листьями (традесканции и др.) лучше опрыскивать из пульверизатора, растения с зубчатыми листьями (алоэ и агаву) промывать влажной щеточкой, опушенный лист глоксинии почистить кисточкой и т.д.

Во время дежурства дети учились определять, в чем нуждается то или иное растение и что и как следует сделать, ухаживая за ним (нужно ли поливать, рыхлить и как это узнать, как рациональнее вымыть листья и горшок с растением и многое другое).

Труд каждого ребенок оценивался не только с точки зрения отношения его к трудовым обязанностям, но и с точки зрения усвоенных ребенком навыков ухода (умений наметить и мотивировать способ своего действия, правильно выполнить принятое решение). Все время поддерживался интерес детей к уходу за комнатными растениями (вносили новые растения, проводили сравнение растений и др.).

Детям из экспериментальной группы были предложено провести следующие опыты:

1. Посев семян в увлажненную и сухую почву. Цель: выявить зависимость роста и развития растений от наличия влаги. Оборудование: два стаканчика с почвой (сухой и влажной). Семена фасоли, сладко­го перца или других овощных культур.

2. Выращивание лука в воде с освещением и без освещения. Цель: выявить потреб­ность растений в освещенности. Обору­дование: пластиковые стаканчики с во­дой, две луковицы. Одну луковицу помеща­ем в шкаф, а другую оставляем на свету.

3. Вынести листок комнатного расте­ния на мороз. Цель: выявить потребность комнатных растений в тепле.

4. Поместить ветку ивы (весной) в сосуд с водой. Цели: проследить за пробуждением деревьев после зимы, выявить необходи­мость растений в питательных веществах (в воде веточка погибает через какое-то время). Оборудование: сосуд с водой, ветка ивы.

5. Две ветки ивы поставить в банки с во­дой. Одну — на освещаемое солнцем окно, другую — между рамами окна. Цель: выя­вить потребность растений в тепле. Обо­рудование: два пластиковых стакана с водой, две веточки ивы.

6. Традесканцию и бегонию полить оди­наковым количеством воды. Цель: выяс­нить, что частота полива и количество воды зависит от размера листьев. Оборудова­ние: горшечные растения традесканции и бегонии (или другие растения), лейка.

7. Одно растение в горшке с рыхлой поч­вой, другое — с твердой. Полить их.Цель: выяснить необходимость рыхления почвы. Оборудование: два любых комнатных растения.

8. Два одинаковых черенка комнатных растений поместить в воду. Один поста­вить в шкаф, другой оставить на свету. Цель: выявить потребность растений в ос­вещенности. Оборудование: два плас­тиковых стаканчика с водой, два черенка комнатных растений (следить за интенсив­ностью окраски листьев и за появлением корней).

9. Рассмотреть растение, обращенное листьями к окну. Повернуть его листьями в комнату. Наблюдать за растениями в течение недели. Цели: выявить потребности растений в освещенности, доказать, что рас­тение способно двигаться. Оборудова­ние: горшечное комнатное растение (баль­замин, колеус).

10. Поместить одно растение колеуса в темный угол, а другое — на освещаемое сол­нцем окно. Цель: выявить потребность рас­тений в освещенности (по интенсивности окраски листьев растений). Оборудова­ние: два растения колеуса.

11. Выращивание одинаковых растений в комнате и на окне, не освещаемом солнцем. Цель: выявить потребность растений в тепле. Оборудование: два любых одина­ковых комнатных растения.

12. Поместить два одинаковых черенка комнатных растений в обычную воду и в во­ду, подкрашенную тушью. Цель: выявить необходимость растений в питательных ве­ществах. Оборудование: два пластико­вых стакана с водой, цветная тушь, два че­ренка комнатных растений (черенки бальзамина, семена кресс-салата — результат более наглядный).

13. Посадить одно растение в емкость с землей, а другое — в емкость с песком. Цель: выяснить, что для жизни растений необхо­дим определенный состав почвы. Обору­дование: два цветочных горшка, почва, песок, два черенка комнатных растений.

14. Смазать вазелином верхнюю сторону четырех листочков любого комнатного рас­тения и нижнюю поверхность других четы­рех листочков того же растения. Цель: выяснить, с какой стороны листа в растение проникает воздух. Оборудование: одно горшечное комнатное растение (лучше бальзамин), вазелин.

15. Надеть на лист растения полиэтиле­новый пакет, прикрепить его к стеблю лип­кой лентой. Поставить растение на солнце на 2-3 часа, рассмотреть пакет изнутри. Цель: показать, как растение теряет влагу через испарение. Оборудование: ком­натное растение с крупными листьями, по­лиэтиленовый пакет.

16. Поместить горшок с политым расте­нием в банку, закрыть ее плотно крышкой и поставить банку в светлое место. Не от­крывать банку в течение месяца. Цель: по­казать, как растение само себя обеспечивает питанием. Оборудование: стеклянная банка с широким горлышком, полиэтилено­вая крышка, комнатное растение в неболь­шом горшочке.

В ходе проведенных экспериментов дети еще раз убедились в том, что растения являются живыми организмами, что они нуждаются в тепле, свете, питательных веществах, влаге, рыхлении почвы. Кроме того, дети узнали, что для каждого растения существуют свои оптимальные условия содержания, которые сформировались в естественной среде обитания того или иного растения.

Кроме вышеперечисленных методов, для ознакомления с комнатными растениями в формирующем эксперименте использовались дидактические игры, которые проводились с детьми всей группы (См. Приложение). Дидактические игры позволили в игровой форме научиться находить общие признаки всех растений (части) и отличительные черты каждого из них (строение стеблей, форма, окраска, поверхность, величина листьев, наличие цветов, их окраска, количество). В процессе игры детям предлагалось дать довольно полное описание растений, что позволило развивать их наблюдательность и способность к анализу.

Кроме работы в ДОУ, для формирования знаний о многообразии растений были привлечены родители детей. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. В этих целях нами были разработаны анкеты, тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию, сделаны несколько ширм. В ноябре 2005 года в группе было проведено родительское собрание на тему «Роль растений в экологическом воспитании дошкольника». На собрании родителям было предложено заполнить анкеты, воспитатель рассказал о проводимом в группе исследовании, о его целях и задачах. Родителям были предложены тематика бесед, воспитатель попросил взрослых на прогулках и выездах за город обращать внимание детей на окружающие их растения, проводить наблюдения за сезонными изменениями растений.

В марте 2006 года был проведен круглый стол для родителей по результатам исследования.[18]

Контрольный эксперимент

Для подведения итогов нашего эксперимента нами повторно проведено анкетирование детей, индивидуальные и групповые беседы и наблюдения. Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 3, 4, рисунках 2 и 3.

Таблица 3

Наши рекомендации