Место расположения постов наблюдений и определяемы
Схема расположения стационарной сети наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха города Алматы
(схема из Информационного бюллетеня о состоянии окружающей среды РК)
Загрязнение атмосферного воздуха в городе обусловлено:
— загруженностью автодорог городским транспортом;
— рассеиванием выбросов от промышленных предприятий;
— выбросами отопительных систем частного жилья;
— низкой проветриваемостью атмосферного пространства города.
—————————————————————————————
1. Информационный бюллетень о состоянии окружающей среды РК (Выпуск № 04 (198), апрель 2016 г. Министерство энергетики РК. Департамент экологического мониторинга. РГП «Казгидромет»), http://www.kazhydromet.kz/ru/monitor_beluten, http://www.kazhydromet.kz/files/userfiles/2016/bulleten/byulleten_2016_04_aprel.docx
2. Качество атмосферного воздуха: Совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха.
Наименование примесей | Значения ПДК, мг/м3 | Класс опасности | |
Максимально разовая | средне-суточная | ||
Азота диоксид | 0,2 | 0,04 | 2 |
Азота оксид | 0,4 | 0,06 | 3 |
Аммиак | 0,2 | 0,04 | 4 |
Бенз/а/пирен | - | 0,1 мкг/100 м3 | 1 |
Бензол | 0,3 | 0,1 | 2 |
Бериллий | 0,09 | 0,00001 | 1 |
Взвешенные вещества (частицы) | 0,5 | 0,15 | 3 |
Взвешенные частицы РМ 10 | 0,3 | 0,06 | |
Взвешенные частицы РМ 2,5 | 0,16 | 0,035 | |
Хлористый водород | 0,2 | 0,1 | 2 |
Кадмий | - | 0,0003 | 1 |
Кобальт | - | 0,001 | 2 |
Марганец | 0,01 | 0,001 | 2 |
Медь | - | 0,002 | 2 |
Мышьяк | - | 0,0003 | 2 |
Озон | 0,16 | 0,03 | 1 |
Свинец | 0,001 | 0,0003 | 1 |
Диоксид серы | 0,5 | 0,05 | 3 |
Серная кислота | 0,3 | 0,1 | 2 |
Сероводород | 0,008 | - | 2 |
Оксид углерода | 5,0 | 3 | 4 |
Фенол | 0,01 | 0,003 | 2 |
Формальдегид | 0,05 | 0,01 | 2 |
Фтористый водород | 0,02 | 0,005 | 2 |
Хлор | 0,1 | 0,03 | 2 |
Хром (VI) | - | 0,0015 | 1 |
Цинк | - | 0,05 | 3 |
3. Стандартный индекс (СИ) – наибольшая измеренная в городе максимальная разовая концентрация любого загрязняющего вещества, деленная на ПДК.
4. Наибольшая повторяемость (НП) — %, превышения ПДК – наибольшая повторяемость превышения ПДК любым загрязняющим веществом в воздухе города.
5. ПДК – предельно-допустимая концентрация примеси в атмосфере; максимальная концентрация примеси, которая не оказывает на человека и его потомство прямого или косвенного вредного воздействия, не ухудшает их работоспособности, самочувствия, а также санитарно-бытовых условий жизни людей. Устанавливается Минздравом Республики Казахстан.
6. Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе населенных мест («Гигиенический норматив к атмосферному воздуху в городских и сельских населенных пунктах» (СанПин №168 от 28 февраля 2015 года))
7. РД 52.04.667–2005, Документы состояния загрязнения атмосферы в городах для информирования государственных органов, общественности и населения. Общие требования к разработке, построению, изложению и содержанию.
8. http://esgrs.org/?p=12175
9. Пост наблюдения: Выбранное место (точка местности), на котором размещают павильон или автомобиль, оборудованные соответствующими приборами для отбора проб воздуха. Стационарный пост — место размещения павильона с приборами для отбора проб воздуха. Эпизодические наблюдения проводятся для обследования состояния загрязнения атмосферы в различных точках города или на разных расстояниях от промышленного предприятия.
4.Влияние загрязняющих веществ на здоровье человека (8):
Основным загрязнителем воздушного бассейна города Алматы является автотранспорт, выбросы которого составляют 80-90% от общего количества загрязняющих веществ, попадающих в атмосферу (5). Количество автотранспортных средств в городе неуклонно растет. По данным Управления дорожной полиции в 2008 году в городе было зарегистрировано более 530 тысяч автомобилей на 1,4 млн. жителей.
По информации Центра гидрометеорологического мониторинга, ежедневно в городе отмечается многократное превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) следующих веществ: диоксид азота, оксиды углерода, формальдегид и пыль (взвешенные вещества).
Состав выхлопных газов и влияние их на здоровье человека
В выхлопных газах содержится около 200 химических соединений. Среди них вещества как безвредные для организма человека (азот N2, кислород O2, водяные пары H2O, углекислый газ CO2), так и весьма токсичные соединения, в том числе канцерогены (вещества, повышающее вероятность возникновения злокачественных новообразований (опухолей).
Угарный газ (CO) является продуктом неполного сгорания автомобильного топлива. Присутствие оксида углерода в атмосферном воздухе не может ощущаться человеком по запаху либо цвету. Оксид углерода считается «вдыхаемым ядом», способным создавать дефицит кислорода в тканях тела, что может вызвать головную боль, головокружение, тошноту, потерю сознания и даже смерть.
Диоксид азота (NO2) – газ желтовато-бурого цвета, сильно ухудшающий видимость, придает коричневый оттенок воздуху, высокотоксичен, вызывает бронхит, понижает сопротивляемость организма к респираторным заболеваниям. Исследования Всемирной организации здравоохранения показывают, что воздействие диоксида азота может приводить как к острым, так и к хроническим воздействиям на здоровье человека, особенно у людей, страдающих хроническими заболеваниями дыхательных путей, и у детей.
Углеводороды (СН) в присутствии диоксида азота под воздействием солнечных лучей окисляются и образуют ядовитые кислородсодержащие соединения с резким неприятным запахом – фотохимический смог. Полициклические ароматические углеводороды, содержащиеся в сажах и смолах — сильные канцерогены. Некоторые классы углеводородов способны вызывать мутации.
Пыль (взвешенные частицы, размером менее 10 мкм) может стать причиной заболеваний слизистых оболочек и органов дыхания, а также конъюнктивитов и дерматитов.
Сажа и бензпирен-3,4 являются канцерогенами, т.е. повышают вероятность возникновения злокачественных опухолей.
Кроме того, при использовании сернистых бензинов в отходящие газы могут входить оксиды серы, при применении этилированных бензинов – свинец (тетраэтилсвинец), бром, хлор и их соединения. Воздействие свинца особенно губительно сказывается на детском организме, который гораздо более чувствителен, чем взрослый, к токсическому воздействию этого тяжелого металла. Доказано, что даже низкие уровни свинца в организме детей приводят к существенному снижению умственного развития.
Длительный контакт со средой, отравленной выхлопными газами автомобилей, вызывает общее ослабление организма – иммунодефицит. Кроме того, газы сами по себе могут стать причиной различных заболеваний. Например, дыхательной недостаточности, гайморита, ларинготрахеита, бронхита, бронхопневмонии, рака легких. Кроме того, выхлопные газы вызывают атеросклероз сосудов головного мозга. Опосредованно через легочную патологию могут возникнуть и различные нарушения сердечно-сосудистой системы.
Кто подвержен влиянию?
Наибольшее влияние выхлопные газы оказывают на водителей и пассажиров автотранспорта, особенно тех, кому подолгу приходится стоять в пробках.
Среди пешеходов, больше всех страдают дети, так как наибольшая концентрация вредных веществ происходит в приземном воздушном слое, как раз на уровне дыхательных путей ребенка.
Согласно исследованию ученых Гарвардского университета, выхлопные газы автомобилей снижают интеллект и ухудшают память у детей. В исследовании принимали участие 202 ребенка в возрасте 8 — 11 лет, живущие в Бостоне. Результаты интеллектуальных тестов оказались ниже у тех детей, которые дышат загрязненным от автомобильных выхлопов воздухом. Ученые приняли во внимание такие факторы, как образование родителей, язык общения в семье, вес при рождении, а также подверженность табачному дыму, но результаты остались прежними. Исследование показывает, что из-за воздуха, загрязненного выхлопными газами, коэффициент интеллекта IQ в среднем падает на 3,4 пункта. Дышащие загрязненным воздухом дети также хуже прошли тесты по словарному запасу, памяти и эрудиции.