Речь и функциональная асимметрия мозга.

Речь и язык— два неразделимых понятия, определяемых в русском языке как способность говорить.

Речь – психофизиологический процесс, обеспечивающий общение людей на основе голосовых, слуховых, зрительных и мануальных навыков, к которым относят способность произносить слова, воспроизводить письменные знаки, улавливать речь на слух и зрительно распознавать печатный или рукописный текст.

Язык – система звуковых, словарных и грамматических средств для общения, мышления, передачи информации от человека человеку, от одного поколения – другому. Речевая деятельность человека появляется в результате взаимодействия культурного языкового окружения и генетически предрасположенного к овладению языком мозга.

Свойства языка:

1) Креативность (созидательность, творчество). Когда ребенок учится говорить, то в большинстве случаев не заучивает наизусть услышанные обороты речи, а через неосознаваемые процессы, на основе имплицитной памяти переходит к правилам построения осмысленных выражений. Любую мысль человек может сформулировать с помощью разных слов, имеющихся в его словарном запасе.

2) Язык отличается уникальной формой, позволяющей создавать бесконечное число комбинаций из сравнительно небольшого числа используемых в нем звуков. Звуки, или фонемы - являются самыми малыми звуковыми единицами, изменение которых может привести к изменению значения слова, например, дом-том, волос-голос и т.п. В большинстве существующих языков используется от 15 до 85 фонем.

3) Для любого человеческого языка характерна определенная структура, которая регламентируется грамматикой, включающей правила комбинации фонем в словах (морфология) и правила комбинации слов в предложениях и оборотах речи (синтаксис). Овладевающий родным языком ребенок начинает применять грамматические правила очень рано — в возрасте до 3 лет. Это неосознаваемое усвоение правил происходит на основе имплицитной памяти в результате многократного повторения оборотов речи.

4) В каждом языке существует возможность абстрагирования, то есть передачи информации, не связанной непосредственно с конкретными событиями.

Такой возможности нет у простых символических систем коммуникации: например, с помощью жестов можно передавать только специфическую информацию, связанную с текущими обстоятельствами.

Но, в то же время, посредством жестов, мимики, интонации и положения тела язык может приобретать нужную в той или иной ситуации эмоциональную выразительность.

5) Являясь основным средством общения людей, язык помимо этого организует индивидуальный чувственный опыт и служит способом выражения самосознания личности, индивидуальности, он непосредственно связан с мышлением.

И. П. Павлов называл слово сигналом сигналов, а речь — второй сигнальной системой. Она позволяет не только реагировать на конкретные стимулы и сиюминутные события, но в отвлеченной форме хранить и передавать информацию об отсутствующих предметах, а также о событиях прошлого и будущего, а не только о текущем моменте.

Две функции речи: одна необходима для общения людей, а другая – для регуляции и контроля собственной деятельности, аргументации своего отношения к жизненным проблемам.

Это, экспрессивная(моторная) речь, предназначенная для коммуникации или социального общения, и внутренняяречь («немая»), используемая вне процесса реальной коммуникации для решения мыслительных задач и внутреннего программирования.

Внутренняя речь характеризуется фрагментарностью и краткостью по сравнению с экспрессивной речью. Перевод внутренней речи во внешнюю происходит с помощью синтаксической перестройки, перевода ее в форму, развернутую и понятную другим людям.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА

Сенсорные и моторные функции имеют относительно определенную локализацию в мозге. Упорядоченная проекция частей тела на постцентральную область коры больших полушарий – соматотопия. Соответственно проекция сетчатки на затылочную область коры – ретинотопия, а ортиева органа на височную кору — тонотопия.Моторная кора также имеет соматотопическуюорганизацию.

Высшие психические функциине могут быть локализованы в отдельных областях мозга, а реализуются в результате взаимодействия большого количества мозговых структур.

Причины:

1. Высшие формы психической деятельности человека опираются на внешние средства (Выгодский).

2. Локализация психических функций в головном мозге меняется как в процессе развития детского организма во взрослый, так и в результате упражнения.

3. высшие формы психической деятельности лишь в небольшой степени заложены генетически, и наследственные задатки преобразуются в ходе развития каждого индивида в зависимости от окружающей его культурной и лингвистической среды.

Наши рекомендации