Потребностно-мотивационный подход в изучении ВНД.
Выполните задания по теме занятия
Ответьте на вопросы по теме занятия:
1. Какова основная причина любых действий, поступков человека?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как называется побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности?
_____________________________________________________________________________
3. Какова общая причина возникновения мотиваций при целенаправленной деятельности?
_____________________________________________________________________________
4. По какому типу строится поведение человека?
_____________________________________________________________________________
5. Заполните таблицу. Сравните безусловные рефлексы и инстинкты.
Безусловные рефлексы | Инстинкты |
6. Заполните таблицу. Сравните условные и безусловные рефлексы.
Условные рефлексы | Безусловные рефлексы |
7. Динамический стереотип – это
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Заполните таблицу.
сангвиник | холерик | флегматик | меланхолик | |
Сила нервных процессов | ||||
Подвижность нервных процессов | ||||
Уравновешенность нервных процессов |
9. Какими показателями условно-рефлекторной деятельности животных по И.П.Павлову определяется сила нервных процессов? ___________________________________________
10. Какими показателями условно-рефлекторной деятельности животных по И.П.Павлову определяется подвижность нервных процессов? ____________________________________
11. Какими показателями условно-рефлекторной деятельности животных по И.П.Павлову определяется уравновешенность нервных процессов?________________________________
12. Что характерно для 1-й и 2-й сигнальных систем
Первая сигнальная система | Вторая сигнальная система |
Выполните практические работы.
Исследование индивидуально- психологических свойств личности.
Тест профессора Г. Айзенка [«Проверьте свои способности», Мир,1972].
Ход работы: смотри пособие для практических занятий
№ вопроса - ответ | № вопроса - ответ | № вопроса - ответ | № вопроса - ответ |
1 - | 21 - | 41 - | 61 - |
2 - | 22 - | 42 - | 62 - |
3 - | 23 - | 43 - | 63 - |
4 - | 24 - | 44 - | 64 - |
5 - | 25 - | 45 - | 65 - |
6 - | 26 - | 46 - | 66 - |
7 - | 27 - | 47 - | 67 - |
8 - | 28 - | 48 - | 68 - |
9 - | 29 - | 49 - | 69 - |
10 - | 30 - | 50 - | 70 - |
11 - | 31 - | 51 - | |
12 - | 32 - | 52 - | |
13 - | 33 - | 53 - | |
14 - | 34 - | 54 - | |
15 - | 35 - | 55 - | |
16 - | 36 - | 56 - | |
17 - | 37 - | 57 - | |
18 - | 38 - | 58 - | |
19 - | 39 - | 59 - | |
20 - | 40 - | 60 - |
Обработка результатов: Подсчитывается сумма баллов, совпавших с ключом ответов. За ответы соответствующие ключу, дается 2 балла.
Показатель № 1. «ДА»- 5, 12, 19, 29, 35, 39, 65.
«НЕТ»- 8, 15, 22, 26, 31, 41, 45, 48, 50, 53, 56, 61, 69.
Показатель № 2. «ДА»- 2, 3, 6, 9, 13, 21, 32, 40, 42, 43, 47, 51, 52, 55, 60, 70.
«НЕТ»- 1, 14, 20, 27, 37, 63, 66, 67.
Показатель № 3. «ДА»- 4, 10, 11, 16, 17, 18, 23, 24, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 44, 46, 49, 54, 57,
58, 59, 62, 64, 68.
Показатель 1 позволяет оценить достоверность полученных данных: нормальная величина - 6-12 баллов. Если этот показатель > 16 и < 4, то достоверность ответов сомнительна.
Показатель 2 - шкала «экстроверсия - интроверсия».
0-14 – выраженная интроверсия; 16-22- умеренная интроверсия;
24-36- умеренная экстроверсия; 38-46- выраженная экстроверсия.
Показатель 3 - шкала «нейротизма (тревожности)».
0-16 - низкий уровень; 8-32- средний уровень; 34-48 - высокий уровень
Полученные балы показателей №2 и №3 представляются в системе координат по шкалам «ЭКСТРОВЕРСИЯ» – «ИНТРОВЕРСИЯ» и «НЕЙРОТИЗМ»
Исследование силы и подвижности нервных процессов у человека (исследование переключения внимания).
Цель работы: исследовать подвижность нервных процессов.
Оснащение: таблицы Платонова, секундомер, указка.
Ход работы:смотри пособие для практических занятий
Заполните таблицу
Ф.И.О. | 1 серия | 2 серия | 3 серия | |||
Время | Ошибки | Время | Ошибки | Время | Ошибки | |
Вывод:
_____________________________________________________________________________
Роль динамического стереотипа в поведенческих реакциях человека (Опыт с зеркалом).
Цель работы: показать, что даже самые простые движения требуют тренировки.
Оснащение: Зеркальная установка, лист бумаги, карандаш.
Ход работы: смотри пособие для практических занятий
Вывод:
_____________________________________________________________________________
Исследование процессов концентрации внимания по тесту «Перепутанные линии»».
Цель работы: исследование концентрации внимания.
Ход работы: смотри пособие для практических занятий
1 - | 2 - | 3 - | 4 - | 5 - |
6 - | 7 - | 8 - | 9 - | 10 - |
11 - | 12 - | 13 - | 14 - | 15 - |
16 - | 17 - | 18 - | 19 - | 20 - |
21 - | 22 - | 23 - | 24 - | 25 - |
Вывод:
_____________________________________________________________________________
Определение степени соотношения у человека 1 и 2 сигнальных систем.
Оснащение: две таблицы слов (приложение 1), секундомер.
Ход работы: смотри пособие для практических занятий
Заполните таблицу.
Среднее время ответа | характеристика | Обобщающее слово | Вывод о типе: |
Вывод:
_____________________________________________________________________________
Исследование логического мышления.
Цель работы: ознакомиться с одним из методов исследования логического мышления.
Оснащение: таблички с тремя колонками слов, буквы в которых переставлены (приложение 2), секундомер.
Ход работы:смотри пособие для практических занятий
Время | 1-й ряд слов | 2-й ряд слов | 3-й ряд слов |
Вывод:
_____________________________________________________________________________
7. Исследование зависимости характера человека от межполушарных взаимоотношений (тест – шутка).
ВЕДУЩАЯ РУКА | ВЕДУЩИЙ ГЛАЗ | ПОЗА НАПОЛЕОНА | АПЛОДИРОВАНИЕ |
П Л | П Л | П Л | П Л |
«П» – правая реакция на тест. «Л» – левая. Сочетание четырех тестов дает 16 возможных комбинаций. Каждой их них соответствует свой психологический портрет.