Е практическое занятие по теме «Возбудимые ткани».
СВОЙСТВА СЕРДЕЧНОЙ МЫШЦЫ.
1. Перечислите свойства сердечной мышцы
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Перечислите элементы проводящей системы сердца и их роль. Отметьте на рисунке.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Нарисуйте потенциал действия рабочего кардиомиоцита левого желудочка, отметьте его фазы.
4. Что характерно для потенциалов действия кардиомиоцитов? Чем отличается потенциалы действия в предсердиях и желудочках?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие причины обуславливают фазу плато потенциалов действия в сердце?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Каково функциональное значение рефрактерности клеток миокарда?
_____________________________________________________________________________
7. Какие ионы обеспечивают электромеханическое сопряжение в миокарде?
_____________________________________________________________________________
Практические работы.
Регистрация сокращений сердца лягушки по Энгельману.
ЦЕЛЬ: ознакомиться с методикой кимографической регистрации работы сердца лягушки.
Подпишите обозначения на рисунке:
1 – 2 – 3– 4 – |
Лигатуры Станниуса.
ЦЕЛЬ: исследовать градиент автоматии различных отделов сердца лягушки.
а) – 1-я лигатура; б) – 2-я лигатура; в) – 3-я лигатура. Части сердца, сокращающиеся после наложения лигатур, затемнены. |
Заполните таблицу:
Число сокращений в одну минуту | |||
Венозный синус | Предсердия | Желудочек | |
фон | |||
после 1-й лигатуры | |||
после 2-й лигатуры |
Е практическое занятие по теме «Возбудимые ткани».
СИНАПСЫ, РЕЦЕПТОРЫ, ВОЛОКНА.
1.Нарисуйте и обозначьте структурно-функциональные элементы синапса.
2. Чем обусловлен возбуждающий или тормозной характер действия медиатора?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выделяется ли медиатор в синаптическую щель в состоянии покоя?
_____________________________________________________________________________
4. Каковы особенности проведения возбуждения в синапсах?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие изменения мембранного потенциала могут происходить на постсинаптических
мембранах возбуждающих и тормозных синапсов?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие рецепторы относятся к первичночувствующим? ____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какие рецепторы относятся к вторичночувствующим?_____________________________
_____________________________________________________________________________
8. Что такое рецепторный потенциал?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Что такое генераторный потенциал?____________________________________________
_____________________________________________________________________________
10. Какая зависимость обнаруживается между силой раздражения рецептора и амплитудой
рецепторного потенциала?
_____________________________________________________________________________
11. Какая зависимость обнаруживается между амплитудой рецепторного потенциала и частотой потенциалов действия в афферентном волокне?
_____________________________________________________________________________
10. Где возникают потенциалы действия в афферентных нейронах?
_____________________________________________________________________________
11. Где возникают потенциалы действия в эфферентных нейронах?
_____________________________________________________________________________
12. От каких факторов зависит скорость проведения возбуждения по нервным волокнам?
_____________________________________________________________________________
13. Заполните таблицу. Классификация Эрлангера и Гассера.
Тип волокна | Диаметр Волокна Наличие миелина | Скорость Проведения Возбуждения | Функциональная локализация Данного типа волокон в организме |
А-альфа | |||
А-бета | |||
А-гамма | |||
А-дельта | |||
В | |||
С |
14. Перечислите особенности проведения возбуждения по нервным волокнам.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практические работы.
Регистрация сокращений икроножной мышцы лягушки до и после блокады нервно-мышечного синапса.
ЦЕЛЬ: показать роль синапса в процессе проведения возбуждения от нерва к мышце.
ОСНАЩЕНИЕ: электростимулятор, миограф, кимограф, вата, раствор Рингера, раствор с ионами кобальта (Со2+) в концентрации 5 ммоль/л, нервно-мышечный препарат.
ХОД РАБОТЫ: на нерв нервно-мышечного препарата подают стимулы длительностью 0,5 мс амплитудой 5 В и регистрируют мышечные сокращения. После этого нервно-мышечный препарат опускается в раствор с ионами кобальта на несколько минут. Вынув препарат из раствора, вновь повторяют электростимуляцию нерва.
Ответьте на вопрос
Почему повторная стимуляция нерва (после раствора кобальта) не вызывает сокращения мышцы?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________