Е практическое занятие по теме «Возбудимые ткани».

СВОЙСТВА СЕРДЕЧНОЙ МЫШЦЫ.

1. Перечислите свойства сердечной мышцы

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Перечислите элементы проводящей системы сердца и их роль. Отметьте на рисунке.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Нарисуйте потенциал действия рабочего кардиомиоцита левого желудочка, отметьте его фазы.

 

4. Что характерно для потенциалов действия кардиомиоцитов? Чем отличается потенциалы действия в предсердиях и желудочках?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие причины обуславливают фазу плато потенциалов действия в сердце?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Каково функциональное значение рефрактерности клеток миокарда?

_____________________________________________________________________________

7. Какие ионы обеспечивают электромеханическое сопряжение в миокарде?

_____________________________________________________________________________

Практические работы.

Регистрация сокращений сердца лягушки по Энгельману.

ЦЕЛЬ: ознакомиться с методикой кимографической регистрации работы сердца лягушки.

Подпишите обозначения на рисунке:

  1 –   2 –   3–   4 – Е практическое занятие по теме «Возбудимые ткани». - student2.ru

Лигатуры Станниуса.

ЦЕЛЬ: исследовать градиент автоматии различных отделов сердца лягушки.

Е практическое занятие по теме «Возбудимые ткани». - student2.ru
а) – 1-я лигатура; б) – 2-я лигатура; в) – 3-я лигатура. Части сердца, сокращающиеся после наложения лигатур, затемнены.

Заполните таблицу:

  Число сокращений в одну минуту
  Венозный синус Предсердия Желудочек
фон      
после 1-й лигатуры      
после 2-й лигатуры      

Е практическое занятие по теме «Возбудимые ткани».

СИНАПСЫ, РЕЦЕПТОРЫ, ВОЛОКНА.

1.Нарисуйте и обозначьте структурно-функциональные элементы синапса.

2. Чем обусловлен возбуждающий или тормозной характер действия медиатора?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выделяется ли медиатор в синаптическую щель в состоянии покоя?

_____________________________________________________________________________

4. Каковы особенности проведения возбуждения в синапсах?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие изменения мембранного потенциала могут происходить на постсинаптических

мембранах возбуждающих и тормозных синапсов?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие рецепторы относятся к первичночувствующим? ____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие рецепторы относятся к вторичночувствующим?_____________________________

_____________________________________________________________________________

8. Что такое рецепторный потенциал?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Что такое генераторный потенциал?____________________________________________

_____________________________________________________________________________

10. Какая зависимость обнаруживается между силой раздражения рецептора и амплитудой

рецепторного потенциала?

_____________________________________________________________________________

11. Какая зависимость обнаруживается между амплитудой рецепторного потенциала и частотой потенциалов действия в афферентном волокне?

_____________________________________________________________________________

10. Где возникают потенциалы действия в афферентных нейронах?

_____________________________________________________________________________

11. Где возникают потенциалы действия в эфферентных нейронах?

_____________________________________________________________________________

12. От каких факторов зависит скорость проведения возбуждения по нервным волокнам?

_____________________________________________________________________________

13. Заполните таблицу. Классификация Эрлангера и Гассера.

Тип волокна Диаметр Волокна Наличие миелина Скорость Проведения Возбуждения Функциональная локализация Данного типа волокон в организме
А-альфа        
А-бета        
А-гамма        
А-дельта        
В        
С        


14. Перечислите особенности проведения возбуждения по нервным волокнам.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практические работы.

Регистрация сокращений икроножной мышцы лягушки до и после блокады нервно-мышечного синапса.

ЦЕЛЬ: показать роль синапса в процессе проведения возбуждения от нерва к мышце.

ОСНАЩЕНИЕ: электростимулятор, миограф, кимограф, вата, раствор Рингера, раствор с ионами кобальта (Со2+) в концентрации 5 ммоль/л, нервно-мышечный препарат.

ХОД РАБОТЫ: на нерв нервно-мышечного препарата подают стимулы длительностью 0,5 мс амплитудой 5 В и регистрируют мышечные сокращения. После этого нервно-мышечный препарат опускается в раствор с ионами кобальта на несколько минут. Вынув препарат из раствора, вновь повторяют электростимуляцию нерва.

Ответьте на вопрос

Почему повторная стимуляция нерва (после раствора кобальта) не вызывает сокращения мышцы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации