Раздел: ОБЩИЕ СВОЙСТВА ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ
Вопросы к занятию
1. Физиологические функции крови. Количество крови, гематокрит.
2. Количество эритроцитов, особенности строения и функции.
3. Количество лейкоцитов, лейкоцитарная формула. Физиологическая роль различных видов лейкоцитов.
4. Гемоглобин, биохимическое строение, количество. Виды гемоглобина и его соединения.
5. Методы определения количества форменных элементов и гемоглобина. Клиническое значение.
Дополнительно для студентов педиатрического факультета
1.Особенности форменных элементов у новорожденных детей и детей различного возраста.
2.Функциональные особенности гемоглобина новорожденных.
3.Количество эритроцитов и гемоглобина у новорожденных и детей различного возраста.
Занятие 2
Раздел: ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ
Тема: ПЛАЗМА КРОВИ. Антигенные системы крови.
Вопросы к занятию
1. Белковый состав плазмы. Основные функции белков плазмы. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ).
2. Общие сведения об антигене и антителе. Классификация антител. Гетеро- и аутоантитела.
3. Агглютиногены и агглютинины системы АВО.
4. Реакция агглютинации. Механизм развития гемотрансфузионного шока.
5. Антигены системы резус. Трансплацентарный и гемотрансфузионный механизмы резус-иммунизации.
6. Основные правила переливания крови.
Дополнительно для студентов педиатрического факультета
1.Особенности белкового состава крови.
2.Группы крови новорожденных.
Занятие 3
Раздел: ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ
Тема: СВОЙСТВА ПЛАЗМЫ. СВёРТЫВАющая и антисвёртывающая системы КРОВИ.
Вопросы к занятию
1. Биологическое значение процесса свертывания крови.
2. Общая характеристика факторов, участвующих в свертывании крови. Их биохимическая природа, место образования, роль витамина К в их синтезе.
3. Механизм свертывания крови:
· фазы сосудисто-тромбоцитарного гемостаза;
· стадии коагуляционного гемостаза;
· фибринолиз.
4. Противосвертывающая система организма и ее взаимодействие со свертывающей системой.
5. Роль эндогенных и экзогенных антикоагулянтов.
Дополнительно для студентов педиатрического факультета
1.Особенности свертывания крови у детей различного возраста.
Занятие 4
Раздел: ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ
Тема: КРОВЬ КАК ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА
Вопросы к занятию
1. Понятие о внешней и внутренней среде организма. Гомеостаз и его механизмы (Клод Бернар).
2. Количество и состав крови. Минеральный состав плазмы.
3. Осмотическое и коллоидно-осмотическое (онкотическое) давление крови. Единицы и методы измерения. Осмотическая концентрация и осмотическое давление.
4. Постоянство реакции крови (рН). Буферные системы. Бикарбонатная буферная система - основная буферная система крови. Причины нарушения кислотно-щелочного равновесия. Щелочной резерв.
Дополнительно для студентов педиатрического факультета
1.Особенности внутренней среды новорожденных.
2.Условия, сохраняющие постоянство внутренней среды новорожденных.
ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОМУ ЗАНЯТИЮ
ПО РАЗДЕЛУ ”ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ”
1.Физиологические функции крови.
2.Внешняя и внутренняя среда организма. Понятие о гомеостазе и его механизмы (Клод Бернар).
3.Ионный состав плазмы. Понятие об осмотической концентрации и осмотическом давлении. Значение постоянства осмотической концентрации внутренней среды. Единицы и методы измерения.
4.Осмотическое и коллоидо-осмотическое (онкотическое) давление крови. Роль онкотического давления в обмене жидкости между капиллярами и тканями.
5.Эритроциты: Особенности строения и функция. Количество эритроцитов. Виды гемолиза.
6.Гемоглобин, биохимическое строение. Свойства гемоглобина как идеального переносчика кислорода. Количество и методы определения. Виды гемоглобина и его соединения.
7.Лейкоциты, их виды и функции. Лейкоцитарная формула. Клиническое значение определения количества лейкоцитов.
8.Белковый состав плазмы. Количество общего белка и белковых фракций. Основные функции белков в организме.
9. Понятие об антигене и антителе. Естественные и иммунные антитела.
10.Антигенные системы крови человека. Система АВО. Особенности антигена А.
11.Антигены системы резус. Механизмы резус-иммунизации: трансфузионный и трансплацентарный. Методы определения резус-принадлежности.
12.Реакция агглютинации. Прямая и обратная агглютинация. Правило групповой совместимости крови донора и реципиента.
13.Правила переливания крови.
14.Механизмы свёртывания крови и его биологическое значение. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз. Фазы и их механизмы. Коагуляционный гемостаз, его стадии. Факторы, участвующие в свёртывании крови, их биохимическая природа и место образования. Фибринолиз, механизмы.
15.Антисвёртывающая система организма. Первичные и вторичные эндогенные антикоагулянты. Механизм действия гепарина. Экзогенные антикоагулянты прямого и непрямого действия. Механизм остановки кровотечения, роль нервных и гуморальных факторов.
16. рН крови, его величина и регуляция. Буферные системы крови. Бикарбонатный буфер - основная буферная система крови. Физиологические регуляторы кислотно-щелочного равновесия (лёгкие, почки).
Дополнительно для студентов педиатрического факультета
1.Внутренняя среда новорождённых и условия, сохраняющие ее постоянство.
2.Особенности форменных элементов у новорождённых и детей различного возраста.
3.Функциональные особенности гемоглобина новорождённых.
4.Особенности белкового состава крови новорождённых.
5.Группы крови новорождённых.
6.Особенности свертывания крови у детей различного возраста.
Вопросы к занятию
1. Регуляция физиологических функций в организме. Основные формы регуляции. Сравнительная характеристика нервной и гуморальной регуляции, уровни регуляции.
2. Нервная регуляция - рефлекторный принцип регуляции.
3. Павловские принципы рефлекторной теории
4. Структура и функция рефлекторной дуги.
5. Анатомические и физиологические особенности соматических и вегетативных рефлексов. Рефлексы с гуморальным звеном.
Вопросы к занятию
- Раздражимость и возбудимость как основные свойства живой материи. Метод измерения возбудимости.
- Механизмы транспорта ионов через клеточную мембрану. Ионные каналы, их свойства. Активный и пассивный транспорт веществ через мембрану.
- Потенциал покоя, ионные механизмы его возникновения.
- Понятие возбуждения, потенциал действия, его фазы, ионные механизмы их возникновения.
- Локальный ответ, условия его получения, его отличия от потенциала действия.
- Изменение возбудимости нервного волокна в различные фазы потенциала действия.
- Механизм распространения возбуждения по нервным волокнам. Теория местных токов Германа.
Дополнительно для студентов педиатрического факультета
1.Особенности возбудимых тканей новорожденных
2.Величина потенциала покоя в раннем постнатальном онтогенезе.
Вопросы к занятию
- Строение двигательной единицы. Классификация поперечнополосатых мышц по плотности иннервации. Классификация двигательных единиц (порог раздражения, утомляемость).
- Виды сокращения скелетных мышц.
- Передача возбуждения в нервно-мышечном синапсе.
3.1. Пресинаптическая мембрана: медиатор.
3.2 Синаптическая щель: механизм инактивации медиатора.
3.3 Постсинаптическая мембрана: ионотропные мембранные рецепторы.
3.4 Результат взаимодействия медиатора с ионотропным рецептором –
потенциал концевой пластинки (ПКП) постсинаптической мембраны.
3.5 Закономерности проведения нервного импульса в синапсе (одностороннее проведение, синаптическая задержка, функциональная лабильность синапсов, тренировка синапсов).
- Потенциал концевой пластинки (ПКП), потенциал действия(ПД).ПД и его роль в возникновении мышечного сокращения.
- Кривая одиночного мышечного сокращения: фазы и их продолжительность.
6. Режимы сокращения поперечнополосатых мышц. Условия возникновения зубчатого и гладкого тетануса. Оптимум и пессимум частоты раздражения. Механизм возникновения тетануса в естественных условиях.
- Строение саркомера. Свойства сократительных и регуляторных белков.
- Молекулярный механизм мышечного сокращения. Роль ионов кальция и АТФ.
Вопросы к занятию
I) Механизм синаптический передачи нервного импульса, возбуждающий постсинаптичес-
кий потенциал на постсинаптической мембране.
1) Пресинаптическая мембрана: медиаторы, их виды
2) Синаптическая щель: механизм инактивации медиатора
3) Постсинаптическая мембрана: ионотропные и метаботропные мембранные рецепторы
4) Результат взаимодействия медиатора с ионотропным рецептором –
ВПСП постсинаптической мембраны
5) Закономерности синаптического проведения нервного импульса (одностороннее проведение, Синаптическая задержка, функциональная лабильность синапсов, тренировка синапсов).
II) Торможение в ЦНС
1) Первичное и вторичное торможение в ЦНС
2) Тормозные и возбуждающие нейроны, медиаторы, ВПСП и ТПСП
3) Постсинаптическое и пресинаптическое торможение.
III) Особенности распространения импульса в нервном центре
1) Характеристика нервных центров, их классификация по локализации и выполняемой функции
2) Рефлекторный принцип деятельности нервных центров
3) Взаимодействие нейронов в нервном центре: цепочки, сети
a) Простые и локальные цепочки, их физиологическая роль
b) Иерархические нейронные сети (конвергентные и дивергентные, их физиологическая роль, значение иррадиации возбуждения, формирование общего конечного пути.
Вопросы для подготовки к контрольному занятию по разделу:
Вопросы к занятию
1.Значение кровообращения для организма. Общий план строения сердечно-сосудистой системы. Роль сердца и сосудов.
2.Сердечный цикл, фазы. Изменение давления в полостях сердца и положение клапанного аппарата в различные фазы кардиоцикла. Тоны сердца и их происхождение.
3.Функции проводящей системы сердца. Градиент автоматии.
4.Скорость проведения возбуждения по различным отделам проводящей системы. Полный и неполный сердечный блок.
5.Потенциал действия клеток синусо-предсердного узла и его ионный механизм (график).
Дополнительно для студентов педиатрического факультета
1.Особенности строения сердца новорождённых.
2.Сердечный ритм и продолжительность сердечного цикла в разные возрастные периоды.
Занятие 2
Раздел: ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ
Тема: СВОЙСТВА СЕРДЕЧНОЙ МЫШЦЫ
Вопросы к занятию
1.Свойства сердечной мышцы в сравнении со скелетной: возбудимость, сократимость, закон “все или ничего”.
2.Электрические свойства клеток миокарда: потенциал покоя (ПП) и потенциал действия (ПД) миокардиоцитов.
3.Возбудимость сердечной мышцы в различные фазы кардиоцикла. Значение длительной рефрактерности.
4.Особенности желудочковой и синусовой экстрасистолы. Графики.
5.Электрокардиограмма: дипольная теория формирования различных компонентов ЭКГ.
6.Особенности зубцов ЭКГ в 1, 2 и 3 стандартных отведениях. Клиническое значение ЭКГ.
Дополнительно для студентов педиатрического факультета
1.Особенности зубцов и интервалов ЭКГ у новорожденных.
2.Изменения ЭКГ у детей школьного и дошкольного возраста.
Занятие 3
Раздел: ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ
Тема: РЕГУЛЯЦИЯ МИНУТНОГО ОБЪЕМА СЕРДЦА
Вопросы к занятию
1.Определение понятия “минутный объем сердца” (МОС). Его величина в покое и при физической нагрузке.
2.Гетерометрическая и гомеометрическая саморегуляция работы сердца, закон длины-силы (закон Франка-Старлинга).
3.Внутрисердечная рефлекторная саморегуляция.
4.Центральная регуляция деятельности сердца:
· эфферентные нервы сердца: ход волокон, медиаторы;
· типы влияний сердечных нервов;
· результаты раздражения и перерезки сердечных нервов;
· клеточные механизмы действия медиаторов сердечных нервов (ацетилхолина и норадреналина).
5.Экстеро - и интерорецептивные рефлекторные влияния на сердце. Гемодинамические и неспецифические рефлексы.
6.Гуморальная регуляция работы сердца.
Дополнительно для студентов педиатрического факультета
1. Систолический и минутный объем крови у детей различного возраста.
2. Формирование нервной регуляции сердечной деятельности у детей. Роль симпатической нервной системы у новорожденных, становление вагусной регуляции.
Занятие 4
Раздел: ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ
Тема: ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ КРОВООБРАЩЕНИЕ В КАПИЛЛЯРАХ
Вопросы к занятию
I. 1.Условия возникновения давления крови в сосудах.
2.Объемная скорость кровотока (Q), факторы, влияющие на её величину.
3.Сопротивление сосудов (R), факторы, влияющие на его величину.
Динамика сопротивления в сосудистой системе.
4.Системное артериальное давление. Его величина в различных отделах сосудистого русла.
II. 1.Строение микроциркуляторного русла. Общее количество и количество функционирующих капилляров.
Ёмкость всех капилляров. Механизм открытия и закрытия (мерцания) капилляров.
3.Механизмы обмена жидкости и веществ в капиллярах между кровью и тканями.
4.Особенности регуляции капиллярного кровообращения.
Дополнительно для студентов педиатрического факультета
1.Причины увеличения периферического сопротивления сосудов в процессе роста ребенка.
2.Величина артериального давления у детей различного возраста. Факторы, способствующие повышению давления, по мере взросления.
Занятие 5
Раздел: ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ
Тема: РЕФЛЕКТОРНАЯ И ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СИСТЕМНОГО АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ
Вопросы к занятию
1.Фазовые изменения артериального давления. Волны 1, 2 и 3 порядка, механизм их возникновения.
2. Павловский принцип рефлекторной саморегуляции артериального давления. Биологическая роль барорецептивных рефлексов.
3.Дуга барорецептивного рефлекса:
А) Информационная часть: характеристика барорецепторов аортальной и синокаротидной зон, афферентные нервы, история открытия (опыт Циона);
Б ) Сосудодвигательный центр, его структура, спинальный, бульбарный, гипоталамический и корковый отделы, их взаимодействие;
В) Сосудодвигательные нервы. История их от открытия (опыт К.Бернара). Медиаторы симпатических и парасимпатических сосудодвигательных волокон и особенности их влияния на различные сосуды.
4. Базальный тонус сосудов, его происхождение и значение.
5. Гуморальная регуляция тонуса сосудов: сосудосуживающие и сосудорасширяющие вещества. Роль ренин- ангиотензин-альдостероновой системы (РААС) в регуляции артериального давления.
Дополнительно для студентов педиатрического факультета
1.Особенности нервной и гуморальной регуляции артериального давления у детей. Сроки формирования рефлекторных механизмов регуляции.
ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОМУ ЗАНЯТИЮ
ПО РАЗДЕЛУ ”физиология кровообращения”
1.Значение кровообращения для организма. Общий план строения сердечно-сосудистой системы. Роль сердца и сосудов.
2.Сердечный цикл. Изменение давления в полостях сердца и положение клапанного аппарата в различные фазы кардиоцикла.
3.Функции проводящей системы сердца. Градиент автоматии.
4.Скорость проведения возбуждения по различным отделам сердца. Полный и неполный сердечный блок.
5.Потенциал действия водителя ритма и его ионные механизмы. Потенциал покоя и потенциал действия рабочих кардиомиоцитов желудочков.
6.Возбудимость сердечной мышцы в различные фазы кардиоцикла. Значение длительного рефрактерного периода.
7.Особенности желудочковой и синусовой экстрасистолы.
8.Электрокардиограмма. Дипольная теория формирования различных компонентов ЭКГ.
9.Особенности зубцов ЭКГ в 1,2 и 3 отведениях. Клиническое значение ЭКГ.
10.Минутный и систолический объем сердца.
11.Саморегуляция деятельности сердца. Гетеро- и гомеометрическая саморегуляция.
12.Внутрисердечная рефлекторная саморегуляция.
13.Центральная регуляция деятельности сердца:
¨ Центры и типы влияния сердечных нервов;
¨ Результаты раздражения и перерезки сердечных нервов. Блуждающий нерв - основной регулятор сердечной деятельности.
¨ Механизмы действия медиаторов парасимпатических и симпатических нервов на клетки проводящей системы и миокарда.
14.Экстеро - и интерорецептивные рефлекторные влияния на сердце.
15.Гемодинамические и неспецифические сердечные рефлексы.
16.Гуморальная регуляция деятельности сердца.
17.Условия возникновения давления крови в сосудах.
18.Объемная скорость кровотока, ее величина в покое и при физических нагрузках.
19.Перифрическое сосудистое сопротивление. Динамика изменения сопротивления по ходу сосудов.
20.Артериальное давление. Величина артериального давления в различных отделах сосудистого русла.
21.Механизмы, обеспечивающие возврат венозной крови к сердцу.
22.Общее количество и количество функционирующих капилляров. Емкость всех капилляров. Механизмы мерцания капилляров.
23.Механизмы обмена жидкости и веществ между кровью и тканями. Регуляция капиллярного кровообращения.
24.Фазовые изменения артериального давления. Волны 1, 2 и 3 порядка, механизм их возникновения.
25.Биологическая роль барорецептивных рефлексов. Павловский принцип рефлекторной саморегуляции артериального давления.
26.Дуга барорецептивного рефлекса:
а) информационная часть: характеристика барорецепторов, их локализация, афферентные нервы, история открытия (опыт Циона);
б) сосудодвигательный центр, его структура. Спинальный, бульбарный, таламический и корковый центры, их взаимоотношения;
в) сосудодвигательные нервы. История открытия вазоконстрикторов и вазодилататоров (опыт К.Бернара). Медиаторы симпатических и парасимпатических нервов и особенности их влияния на сосуды различных органов.
27. Базальный тонус сосудов, его происхождение;
28. Сердце и сосуды как эффекторы прессорецептивных рефлексов.
29.Гуморальные влияния на сосуды, Сосудосуживающие и сосудорасширяющие вещества. Роль ренин-ангиотензин-альдостероновой системы в регуляции артериального давления.
Занятие 1
Раздел: ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ
Тема: ВНЕШНЕЕ ДЫХАНИЕ. ТРАНСПОРТ ГАЗОВ КРОВЬЮ
Вопросы к занятию
1.Физиологическая роль дыхания. Этапы дыхания.
2.Механизм образования отрицательного внутриплеврального давления.
3.Динамика дыхательного акта: изменение объёма грудной клетки, колебания внутриплеврального и внутрилегочного давления во время вдоха и выдоха (модель Дондерса).
4.Характеристика внешнего дыхания: минутный объем дыхания (МОД) и другие легочные объемы и ёмкости.
5.Количество и состав альвеолярного воздуха: процентное содержание и парциальное давление кислорода и углекислоты.
6.Транспорт газов кровью. Физически растворенные и химически связанные газы, их роль в газообмене, напряжение газов в артериальной, венозной крови и тканях.
7.Транспорт кислорода. Гемоглобин, его физиологические свойства. Кривая диссоциации оксигемоглобина. Кислородная ёмкость крови.
8.Транспорт углекислоты. Основные биохимические реакции, обеспечивающие транспорт СО2. Общая схема переноса СО2.
Дополнительно для студентов педиатрического факультета
1.Характеристика внешнего дыхания в детском возрасте (биомеханика, МОД, легочные объёмы).
2.Особенности транспорта кислорода плода, новорождённого (свойства фетального гемоглобина, кислородная ёмкость крови, кривая диссоциации оксигемоглобина).
Занятие 2
Раздел: ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ
Тема: РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАНИЯ
Вопросы к занятию
1.Дыхательный центр, его локализация, структура, связь с дыхательной мускулатурой. Автоматизм дыхательного центра.
2.Механизмы нейрогуморальной саморегуляции газового состава крови. Центральные и периферические хеморецепторы, их локализация, свойства.
3.Механорецепторы легких, их свойства, локализация, свойства. Рефлексы Геринга-Брейера, их особенности у человека Влияние двусторонней перерезки блуждающих нервов на дыхание.
4.Роль СО2 в регуляции дыхания (апноэ, гиперпноэ). Влияние гипоксии на дыхание.
Дополнительно для студентов педиатрического факультета
1.Факторы, обуславливающие возникновение первого вдоха у новорожденных. Особенности дыхательного центра.
2.Свойства сосудистых хеморецепторов и рецепторов растяжения легких у новорожденных. Особенности рефлекса Геринга-Брейера у новорожденных.
ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОМУ ЗАНЯТИЮ ПО
РАЗДЕЛУ ”ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ”
1. Физиологическая роль дыхания. Этапы дыхания.
2. Механизм образования отрицательного внутриплеврального давления.
3. Динамика дыхательного акта: изменение объема грудной клетки, колебания внутриплеврального и внутрилегочного давления во время вдоха и выдоха (схема Дондерса).
4. Характеристика внешнего дыхания: минутный объем дыхания (МОД) и другие легочные объемы и емкости.
5. Количество и состав альвеолярного воздуха процентное содержание и парциальное давление кислорода и углекислоты.
6. Транспорт газов кровью, физически растворенные и химически связанные газы, их роль в газообмене, газовый состав артериальной и венозной крови (общее содержание), парциальное давление.
7. Транспорт кислорода, Гемоглобин, его физические свойства, кривая диссоциации оксигемоглобина. Кислородная емкость крови.
8. Транспорт углекислоты, основные биохимические реакции, обеспечивающие транспорт, общая схема переноса углекислого газа.
9. Дыхательный центр, его локализация, структура, связь с дыхательной мускулатурой. Автоматизм дыхательного центра.
10. Механизмы нейрогуморальной саморегуляции газового состава крови. Центральные и периферические хеморецепторы, их локализация, свойства.
11. Механорецепторы легких, их свойства, локализация, значение в регуляции дыхания. Рефлексы Геринга-Бейера, их особенности у человека. Влияние двухсторонней перерезки блуждающих нервов на дыхание.
12. Роль углекислоты в регуляции дыхания (АПНОЭ, ГИПЕРПНОЭ). Влияние гипоксии на дыхание.
13. Механизм первого вдоха новорожденного ребенка.
14. Дыхание в условиях повышенного и пониженного атмосферного давления. Механизм адаптации.
Дополнительно для студентов педиатрического факультета
1. Характеристика внешнего дыхания в детском возрасте (биомеханика, МОД, легочные объемы).
2. Особенности транспорта кислорода плода, новорожденного (свойства фетального гемоглобина, кислородная емкость крови, кривая диссоциации оксигемоглобина).
3. Факторы, обуславливающие возникновение первого вдоха у новорожденных. Особенности дыхательного центра.
4. Свойства сосудистых хеморецепторов и рецепторов растяжения легких у новорожденных. Особенности рефлекса Геринга-Брейера у новорожденных.
Занятие 1
Тема: СЕКРЕТОРНАЯ ФУНКЦИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА ПИЩЕВАРЕНИЕ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ И ЖЕЛУДКЕ
Вопросы к занятию
1.Функции пищеварительной системы. Значение метода хронического эксперимента для изучения регуляции секреторной функции желез пищеварительного тракта (И.П.Павлов).
2.Суточное количество, состав и физиологическая роль слюны. Регуляция слюноотделения, значение симпатических и парасимпатических нервов в регуляции секреции слюны. Рефлекторная дуга. Приспособительный характер слюноотделения к различным пищевым и отвергаемым веществам.
3.Суточное количество, состав и свойства желудочного сока. Роль ферментов, соляной кислоты и слизи в гидролизе пищевых веществ. Продукты гидролиза.
4.Регуляция желудочной секреции. Методы изучения.
Фазы регуляции желудочной секреции:
а) мозговая (цефалическая) фаза. Опыт мнимого кормления. Значение “запального” сока в пищеварении. Рефлекторная дуга безусловного рефлекса.
б) желудочная фаза. Роль механо- и хеморецепторов слизистой желудка в осуществлении центральной и местной рефлекторной и гуморальной регуляции. Роль гастрина. Клеточные механизмы регуляции синтеза и секреции соляной кислоты.
в) кишечная фаза. Роль механо-и хеморецепторов 12-перстной кишки в регуляции секреции желудочных желез. Гуморальные возбудители и ингибиторы секреции.
Дополнительно для студентов педиатрического факультета
1.Роль слюны в пищеварении грудного ребенка.
2.Ферментативный состав и кислотность желудочного сока у детей.
Занятие 2
Тема: СЕКРЕТОРНАЯ ФУНКЦИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА ПИЩЕВАРЕНИЕ В ТОНКОЙ И ТОЛСТОЙ КИШКЕ
Вопросы к занятию
1.Виды гидролиза пищевых веществ в тонкой кишке. Роль 12-перстной кишки в процессе пищеварения.
2.Поджелудочный сок, состав и количество. Ферменты панкреатического сока, их действие на белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. Значение энтерокиназы.
3.Рефлекторная и гуморальная регуляция панкреатической секреции: фазы регуляции. Возбудители выделения секретина и холецистокинина (ХЦК), их влияние на количественный и качественный состав поджелудочного сока.
4.Роль желчи в пищеварении. Желчеобразование и желчеотделение. Состав желчи, печеночная и пузырная желчь. Регуляция желчеобразования и желчеотделения.
5.Состав кишечного сока, методы его получения. Роль центральных и местных механизмов в регуляции секреции кишечного сока.
6.Особенности пищеварения в толстой кишке. Значение бактериальной флоры кишечника.
Дополнительно для студентов педиатрического факультета
1.Особенности пищеварения в тонкой кишке в раннем детском возрасте.
2.Роль пристеночного и мембранного гидролиза пищевых веществ у детей раннего грудного возраста.
Занятие 3
Тема: ДВИГАТЕЛЬНАЯ И ВСАСЫВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА
Вопросы к занятию
I. 1. Значение моторной функции пищеварительного тракта. Методы ее изучения.
2. Акт жевания, саморегуляция этого процесса.
3. Глотание, фазы и их механизм, причины раскрытия кардиального сфинктера.
4. Моторика желудка, механизм эвакуации пищи из желудка в 12-перстную кишку, запирательный рефлекс.
5. Виды движений тонкой и толстой кишки. Роль центральных нервных и местных механизмов в регуляции моторики.
II. Всасывание в пищеварительном тракте.
1. Всасывание в ротовой полости и желудке.
2. Морфо-функциональная характеристика тонкой кишки: строение и функция ворсинок, эпителиоцитов, межклеточного вещества. Понятие об активном и пассивном транспорте. Транспорт конечных продуктов гидролиза белков, жиров и углеводов из пищеварительной системы во внутреннюю среду организма. Всасывание витаминов, воды и солей. Регуляция всасывания.
Дополнительно для студентов педиатрического факультета
1.Акт сосания.
2.Особенности моторной функции желудочно-кишечного тракта у грудных детей при естественном и искусственном вскармливании.
3.Особенности всасывания в кишечнике у новорожденных и грудных детей.
Занятие 4
Тема: ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ
Вопросы к занятию
1. Понятие основного обмена и рабочей прибавки. Значение определения основного обмена у человека.
2. Методы исследования энергетических затрат организма:
а) прямая калориметрия
б) непрямая калориметрия: дыхательный коэффициент, калорический эквивалент кислорода и их значение при определении основного обмена.
3. Пластическая, энергетическая и физиологическая ценность пищи.
4. Питание: теории сбалансированного и адекватного питания.
5. Основные принципы рационального питания человека, суточные нормы потребления белков, жиров и углеводов, воды и солей, витаминов, растительной клетчатки.
6. Регуляция потребления пищи.
Дополнительно для студентов педиатрического факультета
1.Особенности энергетического и пластического обмена у новорожденных.
2.Возрастные изменения величины основного обмена.
ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОМУ ЗАНЯТИЮ ПО
РАЗДЕЛАМ ”ПИЩЕВАРЕНИЕ”,
”ЭНЕРГООБМЕН И ПИТАНИЕ”
1. Роль И.П.Павлова в создании учения о пищеварении. Значение метода хронического эксперимента в изучении функции пищеварительных желез. Основные операции, разработанные в лаборатории И.П.Павлова.
2. Роль рецепторов слизистой полости рта в регуляции секреции пищеварительных соков.
3. Пищеварение в полости рта. Методы изучения функции слюнных желез. Суточное количество, состав и физиологическая роль слюны.
4. Клеточные механизмы синтеза и секреции пищеварительных соков (на примере клетки слюнной железы). Регуляция слюноотделения.
5. Пищеварение в желудке. Суточное количество, состав и свойства желудочного сока. Продукты гидролиза. Клеточные механизмы образования и регуляции секреции соляной кислоты, ее физиологическое значение.
6. Регуляция желудочной секреции, фазы, методы изучения, механизмы регуляции.
7. Роль 12-перстной кишки в пищеварении. Суточное количество, состав и свойства панкреатического сока. Ферменты и их переваривающее действие. Продукты гидролиза белков, жиров и углеводов. Рефлекторная и гуморальная регуляция сокоотделения поджелудочной железы. Механизмы регуляции секреции интестинальных гормонов (секретина и холецистокинина).
8. Роль желчи в пищеварении. Суточное количество, состав желчи. Рефлекторная и гуморальная регуляция желчеобразования и желчевыведения.
9. Пищеварение в тонкой кишке. Методы получения и состав кишечного сока. Полостной и пристеночный гидролиз питательных веществ. Регуляция секреции кишечного сока.
10. Пищеварение в толстой кишке, значение микрофлоры.
11. Всасывание. Механизмы всасывания в кишечнике конечных продуктов гидролиза белков, жиров и углеводов. Всасывание витаминов, воды и солей. Регуляция всасывания.
12. Моторная деятельность пищеварительного тракта. Акты жевания и глотания. Моторика желудка. Механизмы перехода пищи из желудка в двенадцатиперстную кишку. Виды движений кишечника. Центральные и местные механизмы регуляции моторики пищеварительного тракта.
13. Понятие основного и рабочего обмена. Значение определения основного обмена у человека.
14. Методы исследования энергетических затрат организма.
15. Физиологические основы рационального питания человека.
16. Пластическая, энергетическая и физиологическая ценность пищи.
17.Нормы потребления белков, жиров и углеводов, воды и солей.
Занятие 1
Раздел: ФИЗИОЛОГИЯ ВОДНО-СОЛЕВОГО ОБМЕНА И ФУНКЦИИ ПОЧЕК.
Тема: ФИЗИОЛОГИЯ МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ. КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЧЕЧНЫХ ФУНКЦИЙ
Вопросы к занятию
1.Строение нефрона: мальпигиев клубочек, проксимальный и дистальный сегменты нефрона.
2.Основные этапы процесса мочеобразования:
а) клубочковая фильтрация, факторы, определяющие фильтрационное давление, размеры фильтрации. Состав ультрафильтрата и его осмотическая концентрация.
б) реабсорбция в проксимальном отделе нефрона. Обязательная реабсорбция. Механизмы реабсорбции (активные и пассивные). Величина реабсорбции глюкозы, натрия, воды и других веществ.
в) особенности реабсорбции воды и натрия в петле Генле и в дистальном сегменте нефрона. Факультативная, регулируемая реабсорбция.
г) механизмы осмотического концентрирования и разведения мочи. Противоточно-поворотная система.
д) значение процесса секреции в механизме мочеобразования.
3.Метод “очищения” и его использование для определения размеров клубочковой фильтрации, реабсорбции, секреции и почечного кровотока.
Дополнительно для студентов педиатрического факультета
1.Морфологические особенности почек новорожденных.
2.Величина фильтрации, реабсорбции и секреции у детей первого года жизни в сравнении со взрослыми.
Занятие 2
Раздел: ФИЗИОЛОГИЯ ВОДНО-СОЛЕВОГО ОБМЕНА И ФУНКЦИИ ПОЧЕК.
Тема: РЕГУЛЯЦИЯ ВОДНО-СОЛЕВОГО ОБМЕНА И ФУНКЦИИ ПОЧЕК
Вопросы к занятию
1.Регуляция осмотической концентрации внутренней среды.
Осморегулирующий рефлекс: рецепторы и их локализация, функциональная особенность центральной части рефлекторной дуги, роль нейрогипофиза. Роль вазопрессина и окситоцина в изменении диуреза и выведении натрия.
2.Регуляция объема жидкости (волюморегуляция). Волюморецепторы, их локализация.
а)Механизм изменения диуреза и выведения натрия при увеличении объема жидкости (гиперволюмия). Роль натриуретического фактора и кардиопептида.
б) Механизм изменения диуреза и выведения натрия при уменьшении объема жидкости (гиповолюмия). Роль юкстагломерулярного аппарата (ЮГА) почки и альдостерона.
3.Роль почек в регуляции кислотно-щелочного равновесия внутренней среды.
Дополнительно для студентов педиатрического факультета
1.Особенности реакции новорожденных детей на водную нагрузку и дегидратацию.
ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОМУ ЗАНЯТИЮ ПО
РАЗДЕЛУ ”ФИЗИОЛОГИЯ ВОДНО-СОЛЕВОГО ОБМЕНА И ФУНКЦИИ ПОЧЕК”
1.Строение нефрона: мальпигиев клубочек, проксимальный и дистальный сегменты нефрона.
2.Основные этапы процесса мочеобразования:
а)клубочковая фильтрация, факторы, определяющие фильтрационное давление, размеры фильтрации. Состав ультрафильтрата и его осмотическая концентрация.
б)реабсорбция в проксимальном отделе нефрона. Обязательная реабсорбция. Механизмы реабсорбции (активные и пассивные). Величина реабсорбции глюкозы, натрия, воды и других веществ.
в)особенности реабсорбции воды и натрия в петле Генле и в дистальном сегменте нефрона. Факультативная, регулируемая реабсорбция.
г)роль концентрирующего механизма почки (противоточно-поворотной системы петли Генле) и системы гиалуронидаза-гиалуроновая кислота в механизме образования гипертонической и гипотонической мочи.
д)значение процесса секреции в механизме мочеобразования.
3.Метод “очищения” и его использование для определения размеров клубочковой фильтрации, реабсорбции и секреции.
4.Регуляция осмотической концентрации внутренней среды.
Осморегулирующий рефлекс: рецепторы и их локализация, функциональная особенность центральной части рефлекторной дуги, роль нейрогипофиза. Роль вазопрессина и окситоцина в изменении диуреза и выведении натрия.
5.Регуляция объема жидкости (волюморегуляция). Волюморецепторы, их локализация.
а)Механизм изменения диуреза и выведения натрия при увеличении объема жидкости (гиперволюмия). Роль натриуретического фактора и кардиопептида.
б) Механизм изменения диуреза и выведения натрия при уменьшении объема жидкости (гиповолюмия). Роль юкстагломерулярного аппарата (ЮГА) почки и альдостерона.
6.Роль почек в регуляции кислотно-щелочного равновесия внутренней среды.
Дополнительно для студентов педиатрического факультета
1.Морфологические особенности почек новорожденных.
2.Вел