Предмет и задачи физиологии физической культуры и спорта
Предмет и задачи физиологии физической культуры и спорта
Спортивная физиология — это специальный раздел физиологии человека, изучающий изменения функций организма и их механизмы под влиянием мышечной (спортивной) деятельности и обосновывающий практические мероприятия по повышению ее эффективности.
Одной из важных задач спортивной физиологии является научное обоснование, разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих достижение высоких спортивных результатов и сохранения здоровья спортсменов. Следовательно, спортивная физиология — наука прикладная и в основном профилактическая, так как, исследуя и учитывая резервные возможности организма человека, она обосновывает пути и средства повышения работоспособности, ускорения восстановительных процессов, предупреждения переутомления, перенапряжения и патологических сдвигов функций организма, а также профилактику возникновения различных заболеваний.
Отличительной методической особенностью спортивной физиологии является то, что ее материалы могут быть получены только из экспериментов с человеком, где применение ряда классических методов физиологии невозможно. В связи с этим лишь отдельные уточняющие эксперименты, как правило, с целью изучения механизмов физиологических сдвигов при физических нагрузках проводятся на животных. Важно также подчеркнуть, что основной задачей спортивной физиологии является сравнительное изучение функционального состояния организма человека, т. е. исследование проводится до, во время и после двигательной активности, что в натурных условиях весьма затруднительно. Поэтому разработаны специальные нагрузочные тесты, позволяющие дозировать физическую активность и регистрировать соответствующие изменения функций организма в различные периоды деятельности человека. С этой целью используются велоэргометр, бегущая дорожка (тредбан), ступеньки разной высоты, а также различные приборы, позволяющие регистрировать функции сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и центральной нервной системы на расстоянии, передавая соответствующие показатели по телеметрическим каналам.
Спортивная физиология занимает важное место в теории физической культуры, составляя фундамент знаний, необходимых тренеру и преподавателю для достижения высоких спортивных результатов и сохранения здоровья спортсменов. Поэтому тренер и педагог должны хорошо знать о физиологических процессах, происходящих в организме спортсмена во время тренировочной и соревновательной деятельности с тем, чтобы научно обоснованно строить и совершенствовать эту работу, уметь аргументировать свои распоряжения и рекомендации, избегать переутомления и перенапряжения и не причинить вреда здоровью тренирующихся. Они также должны понимать суть изменений, возникающих в организме спортсмена в реабилитационном периоде, чтобы активно и грамотно влиять на них, ускоряя восстановительные реакции.
Таким образом, из изложенного, следует, что спортивная физиология как учебная и научная дисциплина, решает две основные проблемы. Одна из них состоит в физиологическом обосновании закономерностей укрепления здоровья человекас помощью физических упражнений и повышения устойчивости его организма к действию различных неблагоприятных факторов внешней среды (температура, давление, радиация, загрязненность воздуха и воды, инфекции и т.д.),а также в сохранении и восстановлении работоспособности, препятствии развитию раннего утомления и коррекции психоэмоциональных перегрузок в процессе профессиональной деятельности человека. Эти задачи спортивной физиологии решаются в рамках массовых форм физической культуры.
2. Связь физиологии спорта как прикладной дисциплины с анатомией, физиологией и биохимией.
Порог анаэробного перехода.
Анаэробный порог
Анаэробный порог (лактатный порог, от слова "лактат" — молочная кислота) - момент во время физической нагрузки нарастающей интенсивности, когда в организме начинает накапливаться молочная кислота. Анаэробный порог обычно выражается в процентах от МПК.
Анаэробный порог может с большей уверенностью предсказать ваш результат на дистанции, длящейся от 30 минут до 4 часов, нежели величина МПК. На практике, скорость бега, при которой бегун достигает анаэробного порога, вероятнее прогнозирует результат в марафоне, чем его МПК
У нетренированных людей анаэробный порог составляет 50% МПК, а у тренированных - 70%. Такие высокие показатели аэробных способностей тренированных людей означают, что они могут выполнять нагрузку при более высоком проценте от своего МПК.
Таблица Подключение различных механизмов энергообеспечения в зависимости от продолжительности нагрузки максимальной мощности
Продолжи | Механизмы | Источники | Примечания |
тельность | энергообеспечения*2 | энергии | |
нагрузки | |||
1-5с | Анаэробный алактатный | АТФ | |
(фосфатный) | |||
6-8с | Анаэробный алактатный | АТФ + КрФ | |
(фосфатный) | |||
9-45с | Анаэробный алактатный | АТФ, КрФ + | Большая выработка |
(фосфатный) + | гликоген | лактата | |
анаэробный лактатный | |||
(лактатный) | |||
45-120с | Анаэробный лактатный | Гликоген | По мере увеличения |
(лактатный) | продолжительности | ||
нагрузки выработка | |||
лактата снижается | |||
120-240с | Аэробный (кислородный) | Гликоген | |
+ анаэробный лактатный | |||
(лактатный) | |||
240-600с | Аэробный | Гликоген + | Чем больше доля |
жирные | участия жирных кислот | ||
кислоты | в энергообеспечении | ||
нагрузки, тем больше ее | |||
продолжительность |
11. Изменение частоты сердечных сокращений и потребление кислорода как критерии тяжести мышечных нагрузок.
Фазы стресс-реакции.
Фаза 1 называется реакцией тревоги.
Продолжается от нескольких часов до нескольких суток. Организм реагирует на острый стресс тем, что выделяет гормоны надпочечников, адреналин и повышает содержание сахара, которые мобилизуют его энергию. Происходит активация системы гипоталамус-гипофиз-надпочечник. и устраняет стресс, то организм возвращается к своему естественному гомеостатическому (сбалансированному) состоянию.
Однако если стресс продолжается, начинается фаза 2 — стадия сопротивляемости. На этой стадии организм пытается приспособиться к стрессу. Повышается устойчивость организма к внешним воздействиям. В результате повышается активность надпочечников, которые выбрасывают в кровь больше кортикостероидов, которые обладают противовоспалительным действием. Кровь от внутренних органов идёт в мышцы и кожу. Начинается активный выброс в кровеносное русло глюкозы как источника энергии.
Но процесс адаптации также поглощает энергию, которая должна быть мобилизована из запасов тела. Фаза 2 похожа на холодную войну, в которой организм пытается сдержать стрессовые агенты, так как он не может уничтожить их. Фаза 2 может продолжаться долгое время пока организм не ослабеет. При продолжающемся влиянии отрицательных воздействий наступает либо стабилизация состояния, либо стадия истощения.
Фаза 3 называется стадией истощения.
У организма больше нет сил, сдерживать стресс, и он начинает разрушаться.
Один из секретов работы со стрессами заключается в том, что просто нужно иметь достаточное количество энергии для встречи с ними, но это возможно только в том случае, когда тело относительно свободно от напряжений.
Предмет и задачи физиологии физической культуры и спорта
Спортивная физиология — это специальный раздел физиологии человека, изучающий изменения функций организма и их механизмы под влиянием мышечной (спортивной) деятельности и обосновывающий практические мероприятия по повышению ее эффективности.
Одной из важных задач спортивной физиологии является научное обоснование, разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих достижение высоких спортивных результатов и сохранения здоровья спортсменов. Следовательно, спортивная физиология — наука прикладная и в основном профилактическая, так как, исследуя и учитывая резервные возможности организма человека, она обосновывает пути и средства повышения работоспособности, ускорения восстановительных процессов, предупреждения переутомления, перенапряжения и патологических сдвигов функций организма, а также профилактику возникновения различных заболеваний.
Отличительной методической особенностью спортивной физиологии является то, что ее материалы могут быть получены только из экспериментов с человеком, где применение ряда классических методов физиологии невозможно. В связи с этим лишь отдельные уточняющие эксперименты, как правило, с целью изучения механизмов физиологических сдвигов при физических нагрузках проводятся на животных. Важно также подчеркнуть, что основной задачей спортивной физиологии является сравнительное изучение функционального состояния организма человека, т. е. исследование проводится до, во время и после двигательной активности, что в натурных условиях весьма затруднительно. Поэтому разработаны специальные нагрузочные тесты, позволяющие дозировать физическую активность и регистрировать соответствующие изменения функций организма в различные периоды деятельности человека. С этой целью используются велоэргометр, бегущая дорожка (тредбан), ступеньки разной высоты, а также различные приборы, позволяющие регистрировать функции сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и центральной нервной системы на расстоянии, передавая соответствующие показатели по телеметрическим каналам.
Спортивная физиология занимает важное место в теории физической культуры, составляя фундамент знаний, необходимых тренеру и преподавателю для достижения высоких спортивных результатов и сохранения здоровья спортсменов. Поэтому тренер и педагог должны хорошо знать о физиологических процессах, происходящих в организме спортсмена во время тренировочной и соревновательной деятельности с тем, чтобы научно обоснованно строить и совершенствовать эту работу, уметь аргументировать свои распоряжения и рекомендации, избегать переутомления и перенапряжения и не причинить вреда здоровью тренирующихся. Они также должны понимать суть изменений, возникающих в организме спортсмена в реабилитационном периоде, чтобы активно и грамотно влиять на них, ускоряя восстановительные реакции.
Таким образом, из изложенного, следует, что спортивная физиология как учебная и научная дисциплина, решает две основные проблемы. Одна из них состоит в физиологическом обосновании закономерностей укрепления здоровья человекас помощью физических упражнений и повышения устойчивости его организма к действию различных неблагоприятных факторов внешней среды (температура, давление, радиация, загрязненность воздуха и воды, инфекции и т.д.),а также в сохранении и восстановлении работоспособности, препятствии развитию раннего утомления и коррекции психоэмоциональных перегрузок в процессе профессиональной деятельности человека. Эти задачи спортивной физиологии решаются в рамках массовых форм физической культуры.
2. Связь физиологии спорта как прикладной дисциплины с анатомией, физиологией и биохимией.