Характеристика степеней переутомления (по К.К. Платонову)
Симптом | Степень переутомления | |||
начинающееся | легкое | выраженное | тяжелое | |
Снижение дееспособности | малое | заметное | выраженное | резкое |
Появление ранее отсутствовавшей усталости при умственной нагрузке | при усиленной нагрузке | при обычной нагрузке | при облегченной нагрузке | без видимой нагрузке |
Компенсация понижения дееспособности волевым усилием | не требуется | полностью | не полностью | не значительно |
Эмоциональные сдвиги | временное снижение интереса к работе | временами неустойчивость настроения | раздражительность | угнетение, резкая раздражительность |
Расстройство сна | трудно засыпать или просыпаться | многим труднее засыпать, просыпаться | сонливость днем | бессонница |
Снижение умственной работоспособности | нет | трудно сосредоточиться | временами забывчивость | заметное ослабление внимания и памяти |
Профилактические мероприятия | упорядочение отдыха, физкультура, культурные развлечения | очередной отпуск или отдых | ускорение очередного отпуска и организованного отдыха | лечение |
Основной причиной переутомления является нарушение режима работы и отдыха, т.е. если при напряженной умственной деятельности имеет место недостаточный или неполноценный отдых. К.К.Платонов выделяет четыре степени переутомления (см. таблицу 5.5).
Состояние переутомления развивается постепенно на фоне неполной компенсации затрат организма на умственную работу. Начинает сокращаться по времени период оптимальной работоспособности, и продолжение работы требует от человека наращивания волевого напряжения. Снижается качество работы, увеличивается число систематических ошибок, которые раньше не имели места, затрудняется решение даже относительно легких умственных задач, замедляется выполнение профессиональных приемов и навыков. Появляется чувство усталости, отмечаемое уже перед началом рабств, отсутствие интереса к выполняемой деятельности и окружающей обстановке, апатия, повышенная раздражительность и неадекватная реакция на шутки и реплики товарищей, снижение аппетита, головокружение и головная боль. По данным К.К.Платонова при выраженном переутомлении наблюдается нарушение сна в 65% случаев, быстрая утомляемость - в 40%, повышенная раздражительность - в 32%, понижение аппетита - в 27% и головная боль - в 26%.
Исследование Эббингауза (Ebbinhaus, 1885) положило начало изучению памяти при умственном утомлении. Автор учитывал количество запоминаемых бессмысленных слогов, которое по мере развития умственного утомления. Ф.К. Телятник использовал для этой цели запоминание слов и цифр. К концу уроков количество правильно усвоенных слов и чисел уменьшалось. А.Н. Нечаев (1908) использовал запоминание ряда из 12 двузначных чисел. К концу учебного дня учащимися было допущено много перестановок чисел. Снижение запоминания тестовых знаков выявили в те же годы и другие исследователи.
Правда, в последующие годы были выявлены и другие результаты. Е.И.Рузер (1925) в исследовании, посвященном изучению утомления при напряженном умственном труде стенографистов, выявил, что имеет место не снижение памяти и внимания, а наоборот — их повышение, хотя стенографисты жаловались на большую умственную усталость. Значительно позже аналогичную динамику в отношении внимания выявили М.Г. Бабаджанян с соавторами (1962) у дежурных операторов. Авторы объяснили это перевозбуждением коры больших полушарий вследствие утомления. Надо отметить, что эти факты особенно часто наблюдались после ночной смены. Не есть ли они результат парадоксальной фазы парабиоза?
Ряд авторов еще в конце XIX в. стали использовать при изучении умственного утомления время реагирования испытуемых на сигналы. Д. Беттман (Bettman, 1895) установил, что после значительной умственной нагрузки время ответа удлиняется с 0,10-0,13 с до 0,30 с. В 60-е гг. XX в., когда в нашей стране наблюдался «бум» в изучении умственной работоспособности учащихся и представителей перцептивно-интеллектуальных профессий, аналогичные данные были получены многими исследователями (Г. Тенесеску и Е. Стенчулеску, 1960; С.Д. Хоружая, 1961; А.А. Гужеловский, 1962, — у школьников, Е. Грандье [Grandjean, 1959] — у телефонисток, М.Г. Бабаджанян с соавт., 1960, — у диспетчеров и операторов железной дороги, А.И. Киколов, 1967, — у испытателей авиационных агрегатов за пультом управления, Н.Л. Нифонтова, 1963, — у счетных работников и т. д.).