Структура и классификация двигательных качеств.
Существовавшая несколько десятилетий классификация двигательных качеств, предложенная В.С. Фарфелем, в настоящее время пересматривается, так как многообразие характеристик двигательной деятельности никак не укладывается в прокрустово ложе из четырех качеств: силы, быстроты, выносливости и ловкости. Первым, кстати, отказался от такого деления качеств сам автор классификации, впрочем, как и от самого понятия качество. Причина этого кроется в том, что разные проявления силы, как показано в исследованиях, не коррелируют друг с другом, так же как и разные проявления быстроты, выносливости, координированности. Следовательно, разные проявления можно рассматривать как относительно самостоятельные качества, а силы, быстроты, выносливости, ловкости как общих качеств не существует.
Однако, признавая различные проявления быстроты, выносливости и других характеристик двигательной деятельности, т. е. осуществляя их дифференциацию, не следует впадать и в другую крайность — вообще отрицать возможность группировки сходных по параметрам движений качеств — группы силовых, группы скоростных и т. д. Поэтому в своей основе классификацию В.С. Фарфеля следует сохранить, придав ей, конечно, более современное содержание.
Другой вопрос, требующий пересмотра, касается разделения качеств на общие и специальные. Например, до сих пор говорят об общей и специальной выносливости. Миф о наличии общих двигательных качеств начал рассеиваться в связи с исследованиями американского ученого Френклина Генри, выдвинувшего теорию о специфичности физической деятельности и двигательной задачи. В 70-х годах эта точка зрения обстоятельно была доказана В.М. Зациорским и Э. Флейшманом (последним — на основании изучения различных проявлений координированности).
Действительно, что значит термин общая выносливость?Это значит, что у данного субъекта данное качество должно проявляться одинаково хорошо или плохо независимо от специфики выполняемой им деятельности. Однако спортивная практика и научные исследования не подтверждают это. Исследования биохимиков показали, что между анаэробными и аэробными биохимическими процессами, обусловливающими выносливость при работе разной интенсивности, могут наблюдаться даже антагонистические отношения, т. е. развитие анаэробных процессов затормаживает в определенной мере развитие аэробных, и наоборот. И не случайно под общей выносливостью понимают только выносливость при работе умеренной интенсивности. Но, вводя это ограничение, авторы тем самым делают ненужным использование слова общая.
Поэтому прав В. С. Фарфель, который считал, что каждое двигательное качество специфично, конкретно в своем проявлении. Но раз специфичны все качества, то пропадает необходимость использовать и другое их определение — специфичные.
Однако, признавая специфичность проявления каждого качества, было бы ошибкой отрицать наличие у некоторых из них общих механизмов. Поэтому целесообразно от понятий общие и специфичные качества перейти к понятиям общие и специфичные компоненты качеств.
Так, общим компонентом для разных видов выносливости является способность человека терпеть усталость, т. е. волевое качество терпеливостьили разовое проявление настойчивости. Менее общим, но тоже имеющим проявление в нескольких видах деятельности, связанных с проявлением скоростной выносливости, является анаэробный механизм обеспечения мышечной деятельности. Частным компонентом выносливости является, например, анатомо-морфологическая особенность мышцы, наличие в ней медленных двигательных единиц.
Двигательные качества связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы (силой — слабостью, подвижностью — инертностью, уравновешенностью — неуравновешенностью нервных процессов), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Каждое качество обусловливают несколько различных типологических особенностей. Например, быстродействие обеспечивается слабой нервной системой, подвижностью возбуждения и уравновешенностью или преобладанием возбуждения по «внешнему» (ситуативному) балансу. Однако такие связи характерны только для быстроты возбудительных реакций. Тормозные же реакции связаны с особенностями течения процесса торможения. Так, латентное время расслабления мышц связано с инертностью торможения и со сдвигом «внешнего» баланса в сторону торможения.
Наличие разных типологических особенностей у разных людей частично обусловливает то, что у одних людей лучше развиты одни качества (или их компоненты), у других — иные. Выигрывая в проявлении одних двигательных качеств, человек проигрывает в других.
Двигательные качества можно разделить в зависимости от их структуры на:
Простые и
Сложные.
Конечно, такое деление относительно и отражает лишь степень сложности структуры качеств, т. е. количество входящих в него компонентов. Чем большее число анатомо-физиологических и психических факторов обусловливает проявление качества, тем оно сложнее. Но сложные качества, такие, например, как ловкость, меткость, прыгучесть, не являются суммой простых. В них сочетание различных компонентов приводит к новому качеству, реализуемому в действии. Нельзя, например, считать меткостью ни точность глазомера, ни точность дифференцирования амплитуд в усилий. Сочетание же того и другого образует новое качество - меткость.
Сложное качество — это интегрированная межанализаторная качественная особенность двигательного действия. Например, меткость — это характеристика не только двигательного аппарата, но и зрительного. Как и любому простому двигательному качеству, сложному присуща специфичность. Например, меткость стрелка не равнозначна меткости баскетболиста, ловкость гимнаста не тождественна ловкости горнолыжника и т. д.