Структура и классификация двигательных качеств.

Существовавшая несколько десятилетий классификация дви­гательных качеств, предложенная В.С. Фарфелем, в настоя­щее время пересматривается, так как многообразие характери­стик двигательной деятельности никак не укладывается в про­крустово ложе из четырех качеств: силы, быстроты, выносли­вости и ловкости. Первым, кстати, отказался от такого деле­ния качеств сам автор классификации, впрочем, как и от само­го понятия качество. Причина этого кроется в том, что разные проявления силы, как показано в исследованиях, не коррелиру­ют друг с другом, так же как и разные проявления быстроты, выносливости, координированности. Следовательно, разные про­явления можно рассматривать как относительно самостоятель­ные качества, а силы, быстроты, выносливости, ловкости как общих качеств не существует.

Однако, признавая различные проявления быстроты, вынос­ливости и других характеристик двигательной деятельности, т. е. осуществляя их дифференциацию, не следует впадать и в другую крайность — вообще отрицать возможность группиров­ки сходных по параметрам движений качеств — группы сило­вых, группы скоростных и т. д. Поэтому в своей основе клас­сификацию В.С. Фарфеля следует сохранить, придав ей, конеч­но, более современное содержание.

Другой вопрос, требующий пересмотра, касается разделе­ния качеств на общие и специальные. Например, до сих пор говорят об общей и специальной выносливости. Миф о наличии общих двигательных качеств начал рассеиваться в связи с ис­следованиями американского ученого Френклина Генри, вы­двинувшего теорию о специфичности физической деятельности и двигательной задачи. В 70-х годах эта точка зрения обстоя­тельно была доказана В.М. Зациорским и Э. Флейшманом (последним — на основании изучения различных проявлений координированности).

Действительно, что значит термин общая выносливость?Это значит, что у данного субъекта данное качество должно про­являться одинаково хорошо или плохо независимо от специ­фики выполняемой им деятельности. Однако спортивная прак­тика и научные исследования не подтверждают это. Исследо­вания биохимиков показали, что между анаэробными и аэроб­ными биохимическими процессами, обусловливающими вынос­ливость при работе разной интенсивности, могут наблюдаться даже антагонистические отношения, т. е. развитие анаэробных процессов затормаживает в определенной мере развитие аэроб­ных, и наоборот. И не случайно под общей выносливостью по­нимают только выносливость при работе умеренной интенсив­ности. Но, вводя это ограничение, авторы тем самым делают ненужным использование слова общая.

Поэтому прав В. С. Фарфель, который считал, что каждое двигательное качество специфично, конкретно в своем прояв­лении. Но раз специфичны все качества, то пропадает необходи­мость использовать и другое их определение — специфичные.

Однако, признавая специфичность проявления каждого ка­чества, было бы ошибкой отрицать наличие у некоторых из них общих механизмов. Поэтому целесообразно от понятий общие и специфичные качества перейти к понятиям общие и специ­фичные компоненты качеств.

Так, общим компонентом для разных видов выносливости является способность человека терпеть усталость, т. е. волевое качество терпеливостьили разовое проявление настойчивости. Ме­нее общим, но тоже имеющим проявление в нескольких видах деятельности, связанных с проявлением скоростной выносли­вости, является анаэробный механизм обеспечения мышечной деятельности. Частным компонентом выносливости является, например, анатомо-морфологическая особенность мышцы, нали­чие в ней медленных двигательных единиц.

Двигательные качества связаны с типологическими особен­ностями проявления свойств нервной системы (силой — слабо­стью, подвижностью — инертностью, уравновешенностью — не­уравновешенностью нервных процессов), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Каждое качество обусловливают несколько различных типологических особенно­стей. Например, быстродействие обеспечивается слабой нерв­ной системой, подвижностью возбуждения и уравновешенностью или преобладанием возбуждения по «внешнему» (ситуативному) балансу. Однако такие связи характерны только для быст­роты возбудительных реакций. Тормозные же реакции связаны с особенностями течения процесса торможения. Так, ла­тентное время расслабления мышц связано с инертностью тор­можения и со сдвигом «внешнего» баланса в сторону торможе­ния.

Наличие разных типологических особенностей у разных лю­дей частично обусловливает то, что у одних людей лучше раз­виты одни качества (или их компоненты), у других — иные. Выигрывая в проявлении одних двигательных качеств, человек проигрывает в других.

Двигательные качества можно разделить в зависимости от их структуры на:

Простые и

Сложные.

Конечно, такое деле­ние относительно и отражает лишь степень сложности струк­туры качеств, т. е. количество входящих в него компонентов. Чем большее число анатомо-физиологических и психических факторов обусловливает проявление качества, тем оно сложнее. Но сложные качества, такие, например, как ловкость, меткость, прыгучесть, не являются суммой простых. В них сочетание раз­личных компонентов приводит к новому качеству, реализуемому в действии. Нельзя, например, считать меткостью ни точ­ность глазомера, ни точность дифференцирования амплитуд в усилий. Сочетание же того и другого образует новое качество - меткость.

Сложное качество — это интегрированная межанализатор­ная качественная особенность двигательного действия. Напри­мер, меткость — это характеристика не только двигательного аппарата, но и зрительного. Как и любому простому двигатель­ному качеству, сложному присуща специфичность. Например, меткость стрелка не равнозначна меткости баскетболиста, лов­кость гимнаста не тождественна ловкости горнолыжника и т. д.

Наши рекомендации