Внешние методы регуляции психических состояний.

Имеется много эффективных внешних методов регуляции состояний: фармакологический, внешнее внушение, гипноз, музыкотерапия, воз­действие цветом, физические средства (массаж, гидропроцедуры, аку­пунктура) и др.

Фармакотерапия. Фармакотерапия — применение фармакологиче­ских средств с целью воздействия на состояние человека. Это один из самых древних и распространенных способов регуляции состояний. Еще на Олимпийских играх в Древней Греции атлеты пытались улуч­шить свои достижения путем применения возбуждающих средств. В новейшей истории толчок к использованию химических стимуля­торов дало развитие профессионального спорта. При этом было выяв­лено, что данный метод стимуляции работоспособности отнюдь не безопасен. Уже в 1886 г. был зарегистрирован первый случай со смертельным исходом, после того как английский велогонщик получил от менеджера чрезмерную дозу триметила. В дальнейшем практика ве­логонщиков стала распространяться и на другие виды спорта (бокс, футбол, легкую атлетику, лыжный и конькобежный спорт), что уве­личило и количество смертельных случаев (например, с 1960 по 1967 г. их насчитывалось свыше 30)

В 1889 г. в английских словарях появилось понятие допинг. До­пингом считается прием по назначению или использование здоровы­ми лицами чуждых организму веществ в анормальных количествах и анормальными методами исключительно в целях искусственного и несправедливого улучшения достижений на соревнованиях. Инте­ресно, что и различные меры психологического воздействия, на­правленные на повышение спортивных результатов, вначале тоже были отнесены к допингу. Это было вызвано тем, что имелись факты гипнотического воздействия на пловцов и футболистов перед сорев­нованиями. Однако невозможность точно доказать применение гип­ноза вынудило поборников чистоты спорта исключить психологиче­ские воздействия из допингового списка. Зато было сделано добавле­ние, что медикаментозное лечение, в результате которого благодаря свойствам и дозировке препарата физическая работоспособность уве­личивается выше нормы, следует считать допингом. Спортсмены, ули­ченные антидопинговой комиссией в использовании запрещенных химических стимуляторов, дисквалифицируются на различные сро­ки, а при повторном уличении — пожизненно. Помнится, мелькало такое сообщение в новостях.

В профессиональной деятельности также используются стимули­рующие химические вещества, наиболее известными из которых яв­ляются кофеин и содержащие его фармакологические препараты. К возбуждающим и стимулирующим средствам относятся фенамин, эфедрин, кордиамин и др., близкие по своему химическому строению к адреналину.

В бытовом сознании людей существует мнение, что алкоголь тоже является стимулятором работоспособности. Считают, что он «про­светляет» мысли и увеличивает физические возможности человека. Такое мнение сложилось потому, что появляющаяся при приеме ал­коголя эйфория создает условия для неадекватной самооценки свое­го состояния и возможностей. Действительно, малые дозы алкоголя на короткое время (10-15 мин) могут повысить возбуждение нервной системы и мышечную силу. Однако при этом ухудшаются сосредоточенность внимания и соразмерность движений. В следующей фазе начинает развиваться торможение, приводящее к снижению силы мышц и быстроты реагирования на сигналы. Понижается точность глазомера. Не случайно при массовом обследовании стрелков было выявлено значительное ухудшение результатов стрельбы после при­ема даже 30 г алкоголя. Наступает ухудшение процесса утилизации кислорода клетками организма, что приводит к падению выносливо­сти. Особенно опасен прием алкоголя в качестве «подкрепляющего» средства при наступившем сильном утомлении. На соревнованиях по марафонскому бегу в США бегун, шедший вторым, за километр до фи­ниша почувствовал сильную усталость. Для подкрепления сил его друг дал ему выпить полстакана виски. Бегун рванулся вперед, обо­гнал лидера, но, не добежав до финиша, упал и умер от паралича сердца.

Использование психотропных средств, таких как аминазин и ре­зерпин, способствует снятию угнетенного настроения, усталости и других неблагоприятных состояний. Однако этот метод имеет серьез­ные недостатки. Во-первых, приемом психотропных препаратов при­водит к появлению сонливости или чрезмерному эмоциональному возбуждению, что отражается и на эффективности мышления. Во-вто­рых, может нарушаться адекватность эмоционального реагирования, что вызывает трудности общения с другими людьми, искажение са­мооценки и другие изменения личности. В-третьих, частое использо­вание психотропных средств ведет к привыканию, что заставляет уве­личивать дозы препарата. А это, в свою очередь, делает людей апатич­ными, равнодушными, черствыми.

Вообще следует иметь в виду, что даже самые «безобидные» пре­параты нарушают естественное протекание процессов в организме и могут иметь нежелательные побочные проявления, которые усилива­ются вместе с увеличением дозировки препаратов, так как наблюда­ется привыкание к ним.

Психорегуляция. Использование психорегуляции позволяет:

• повышать психическую адаптацию к высоким нагрузкам и моно­тонности работы, поддерживать высокий уровень мотива, содей­ствовать быстрому нервному восстановлению;

• нейтрализовать отрицательные последствия воздействия на пси­хику человека, перенесшего травму или потерпевшего неудачу в достижении высокозначимой цели;

• снять тревожность, мобилизовать усилия, поднять эмоциональный тонус, настрой на выполнение программы деятельности.

Внешнее внушение. Внешнее внушение — это психическое воздей­ствие одного человека (суггестора) на другого (суггерента), осуществ­ляемое с помощью речевых и неречевых средств общения и отличаю­щееся сниженной аргументацией или ее полным отсутствием со сто­роны суггестора и низкой критичностью при восприятии внушаемого содержания со стороны суггерента.

При внушении суггерент верит в доводы суггестора, высказывае­мые даже без доказательств. В этом случае он ориентируется не столько на содержание внушения, сколько на его форму и источник, т. е. на суггестора.

Выделяют преднамеренное и непреднамеренное внушение. Первый вид внушения характеризуется наличием конкретной цели: суггестор знает, что и кому он хочет внушить. В зависимости от особенностей суггерента внушающий подбирает наиболее эффективный в данной ситуации прием внушения. Второй вид внушения характеризуется тем, что суггестер не ставит перед собой цель повлиять на состояние суггерента, но своим поведением, ненароком брошенной фразой воз­действует на него. Характерной особенностью непреднамеренного внушения является то, что человек, производящий его, сам может это­го и не подозревать.

Интересен случай, когда один боксер прогнозировал успех или неудачу своего поединка по поведению тренера перед боем: если тот был неуверен в победе своего ученика, то, волнуясь, поправлял гал­стук. Обозначаемая таким образом неуверенность тренера передава­лась и боксеру, который в таких ситуациях действительно часто про­игрывал.

Существенной детерминантом непреднамеренного внушения является на­личие у суггеренда предрасположенности к тому, что внушается. Коэффи­циент сопряженности между эффективностью рассматриваемого вида вну­шения и предрасположенностью суггеренда О = 0,63. Значит, сфера дей­ствия непреднамеренного внушения ограничивается теми случаями, когда направленность личности суггеренда и содержание внушений совпадают. Только при этих условиях слова говорящего, помимо его намерения и уси­лий, могут приобрести внушающую силу, так как «падают» на благодат­ную почву (Куликов, 1978).

По содержанию внушение определяют как специфическое и не­специфическое. Для оказания влияния на те или иные психические состояния, настроение (эмоциональный подъем или спад и т. п.) ис­пользуется в основном неспецифическое внушение.

По способу воздействия внушение делится на прямое (открытое) и косвенное (закрытое). Первое характеризуется открытостью цели внушения, императивностью, прямой направленностью на конкрет­ного человека. Фразы отличаются однозначностью, безапелляцион­ностью, твердостью, произносятся настойчивым, не допускающим сомнений тоном. Для усиления воздействия используются невербаль­ные средства: немигающий взгляд в глаза суггерента, наклон вперед. Прямое внушение применяется, если человек не оказывает сопротив­ления или если оно не очень большое. Косвенное внушение характе­ризуется опосредованным воздействием на суггерента. Содержание внушения включается в передаваемую информацию в условном или скрытом виде. Используются более легкие формулировки, меньшие категоричность и давление, чем при прямом внушении. Этому виду внушения сопротивляющийся, самоуверенный, эгоцентричный суггерент поддастся быстрее, чем прямому внушению. Таким образом, кос­венное внушение, как отмечает А. Г. Ковалев, является внушением «окольным путем».

Условия успешности прямого внушения. Поскольку при внушении общение происходит между внушающим (внушающими) и внушае­мым, успех этого процесса зависит от особенностей того и другого лица (рис. 4.2).

  Содержание внушения, способ его конструирования  
           
Особенности личности суггестора   Отношения между ними   Особенности личности суггерента
           
  Обстоятельства: особенности ситуации, состояние суггерента  

Рис. 4.2. Факторы успешности внушения.

Отношения между суггестером и суггерентом: доверие — скепсис, зависимость — независимость, доброжелательность — враждебность существенно влияют на успешность внушения. Способствуют успеш­ному внушению установление эмпатического сопереживания, душев­ного резонанса, близких межличностных отношений, доброжелатель­ной, дружественной атмосферы, т. е. всего того, что называют раппор­том. Для установления раппорта используются следующие средства: расширенное информирование суггерента, детализация текста суггестора, спокойная доброжелательная уверенность, открытые жесты, мягкая эмоциональная манера внушения.

Содержание внушения, способ его конструирования. Внушение не действенно, если его содержание противоречит морали и мировоззре­нию суггерента. Усиливают эффект внушения сочетание логических и эмоциональных компонентов, использование информации, подтверж­дающей взгляды, к которым склонен, с которыми согласен суггерент.

Обстоятельства, при которых происходит внушение, существенно влияют на его эффективность. Повышают эффект внушения (внуша­емость) низкий уровень осведомленности суггерента в обсуждаемом вопросе. Кроме того, имеет значение состояние суггерента.

Особенности личности суггестора: его обаяние, склонность к доми­нированию (то, что в быту обозначают как «сильный характер»), к де­монстрации своего интеллектуального превосходства. Но главной ха­рактеристикой является авторитетность суггестора, которая склады­вается из следующих моментов:

• его социальный статус;

• принадлежность его к референтной для суггерента группе;

• наличие прежних заслуг, опыта; ореол известности;

• мнение окружающих о нем как о высоконравственной справедли­вой личности;

• обладание тем или иным видом власти (власти вознаграждения, принуждения, знатока и т. д.);

• престиж используемых им источников информации;

• таинственность его образа, приписывание ему особых способно­стей или возможностей.

Методом ранговой корреляции социальных статусов суггесторов и силы их внушающего воздействия была установлена довольно тесная связь меж­ду этими переменными. Коэффициент корреляции г = 0,8. При прочих равных условиях суггестор с более высоким социальным статусом облада­ет большей потенциальной силой, чем имеющий более низкий статус. Данный вывод перепроверялся экспериментально. В каждой из трех се­рий опытов участвовали одни и те же двенадцать школьников 8-х классов. Им давались для запоминания и последующего воспроизведения по 15 рус­ских слов примерно одинаковой трудности и значимости. Подаче слов предшествовало совершенно одинаковое внушение: «Сейчас ты услышишь несколько слов... Ты запомнишь все эти слова...» и т. д.

В разных сериях экспериментов был получен разный результат. В первой серии испытуемые воспроизвели в среднем по 8,5 слова, во второй 9,1 сло­ва и в третьей — по 9,7 слова. Различие в показателях статистически до­стоверно, Р — 0,05. Но известно, что различие опытов состояло лишь в том, что в разных сериях внушения делали суггесторы с различным соци­альным статусом. Следовательно, разный эффект действия внушения мож­но связать именно с социальным статусом суггестора (Куликов, 1978).

Для хорошего суггестора характерны такие особенности, как же­лание много говорить, непосредственность, уверенность, свобода по­ведения, внешнее и внутреннее спокойствие, актерство, игра роли в процессе внушения.

В зависимости от ситуации и своих особенностей суггестор может использовать четыре варианта поведения: «неоспоримый авторитет», интеллектуальный, эмоциональный и пассивный. При первом вари­анте суггестор всем своим поведением должен показать, что он ни­сколько не сомневается в своей правоте, при втором — должен по­дробно аргументировать свою позицию, при третьем — использовать потребность суггерента в симпатии, безопасности и хорошем самочув­ствии, при четвертом — заверять суггерента, что без его помощи ниче­го не сможет сделать, и создавать иллюзию, что тот все делает сам.

Особенности личности суггерента также существенно влияют на эф­фект внушения. К таким особенностям, прежде всего, относятся вну­шаемость и негативизм.

Внушаемость — это склонность субъекта к некритической (непроиз­вольной) податливости воздействиям других людей. Внушаемые субъекты легко заражаются настроениями других людей. Они часто склонны к подражанию. Внушаемость зависит как от устойчивых свойств человека — высокого нейротизма, слабости нервной системы (Рыжкин, 1977), — так и от ситуативных его состояний — тревоги, неуверенности в себе или же эмоционального возбуждения.

На внушаемость влияют такие личностные особенности, как низ­кая самооценка и чувство собственной неполноценности, покорность и преданность, неразвитое чувство ответственности, робость и стес­нительность, доверчивость, повышенные эмоциональность и впечат­лительность, мечтательность, суеверность и вера, склонность к фан­тазированию, неустойчивые убеждения и некритичность мышления.

Внешние методы регуляции психических состояний. - student2.ru

Рис. 4.3. Возрастная динамика внушаемости (по А. И. Захарову).

Повышенная внушаемость характерна для детей, особенно 10-лет­него возраста. Объясняется это тем, что у них еще слабо развита кри­тичность мышления, которая снижает внушаемость. Правда, в 5 лет и после 10 лет, особенно у старших школьников, отмечается спад вну­шаемости (Захаров, 1998; рис. 4.3).

Внушаемость женщин выше, чем внушаемость мужчин (Петрик, 1977; Левенфельд, 1977).

Негативизм(от лат. negativus — отрицание), т. е. лишенное разумных оснований (так называемое «немотивированное») сопротивление субъекта оказываемым на него психологическим воздействиям, сни­жает внушаемость субъекта. Негативизм возникает как защитная ре­акция на воздействия, которые противоречат потребностям субъекта.

4.6. Вопросы для повторения и закрепления:

1. Каково значение диагностики психофизиологических состояний?

2. Что понимается под методологией диагностики состояний.

3. Какие существуют индивидуальные и половые особенности диагностики состояний?

4. Что относится к методам регуляции психических состояний?

5. Какие методы регуляции психических состояний применяются в спортивной практике.

4.7. Темы рефератов и практических работ для самостоятельной и индивидуальной работы:

1. Методологические основы диагностики психических состояний.

2. Индивидуально-типологические особенности диагностики состояний.

3. Методы регуляции психических состояний.

4. Мышечная и психоэмоциональная релаксация, различные методы как способы оптимизации функциональных состояний.

5. Особенности регуляции психических состояний в зависимости от специфики спортивной деятельности.


Наши рекомендации