Состояние относительного (физиологического) покоя.
Состояние покоя создается включением в действие конкретных механизмов регуляции, хотя в определенный период истории развития физиологических представлений о жизнедеятельности живых систем покой рассматривался как пассивное состояние. Н.Е. Введенский (1901), например, относил покой к бездеятельному состоянию и не связывал его с состоянием возбуждения.
Однако в последующем было установлено, что в состоянии покоя может накапливаться латентное возбуждение, и поэтому покой не является пассивным состоянием. В связи с этим А.Н.Магницкий (1948) рассматривает покой как состояние возбуждения, а Н.В.Ермаков (1952) прямо относит покой к деятельному состоянию, которое понимается им вслед за И.П.Павловым как состояние, могущее быть связанным с возбуждением или торможением. Ермаков считает, что физиологический покой — это состояние скрытой физиологической деятельности, которое выражается изменяющимся соотношением скрытого возбуждения и скрытого торможения. Покой, как утверждает автор, частный случай физиологической деятельности.
Такой эволюции представлений о физиологическом покое предшествовала продолжительная борьба отечественной физиологической школы (в частности, петербургской университетской школы) против представлений зарубежных исследователей, считавших, что состояние покоя — это бездеятельное состояние, с энергетической точки зрения равное нулю. Данные представления являли собой один из «столпов», на котором держалось теоретическое построение закона «все или ничего». Борьба против широкого распространения упомянутого закона на все физиологические процессы реагирования, начатая и проводившаяся долгие годы академиком А.А. Ухтомским (1937), и привела к тому, что впервые проблема о природе физиологического покоя как важной самостоятельной функции была поставлена школой Введенского — Ухтомского (Введенский, Ухтомский, 1909). Как отмечал Ухтомский, до этого такая проблема не ставилась, ибо покой считался традиционно состоянием «само собой понятным».
Ухтомский подчеркивал относительность господствовавших представлений о физиологическом покое. Он писал, что мы обыкновенно считаем, что сон есть физиологический покой по преимуществу, но не имеем для этого других оснований, кроме того признака, что сон приносит «отдых» и обновление от возбуждения и работ. Однако на основании этого признака можно говорить и о том, что нормальный сон есть активность, специально направленная на процессы восстановления в тканях и органах, эксплуатировавшихся при бодрствовании.
Итак, организация покоя есть вместе и организация аналитического исследования среды (А.А. Ухтомский, 1951).
Ухтомский отмечает, что на ранних этапах фило- и онтогенеза покойное состояние почти отсутствует. Это обусловлено большой зависимостью организма от внешней среды в силу его плохой обособленности. Обмен веществ у низших животных зависит в большой мере от текущих, ближайших физиологических условий среды. Поскольку внешняя среда переменчива, организм вынужден все время приспосабливаться к этим изменениям за счет повышенного обмена веществ при непрекращающейся деятельности животного. Те же живые существа, которые в силу более высокой организации относительно обособились от внешней среды, могут уже обеспечить неподвижность.
Ухтомский подчеркивал, что физиологический покой не само собой разумеющееся физиологическое состояние, но результат сложной выработки и организации процессов физиологической активности. При этом способность удерживания покоя тем больше, чем более быстро и срочно живая система способна заканчивать в себе возбуждение, т. е. чем выше ее лабильность. Данное представление Ухтомского базируется на фактах, добытых Н. В. Голиковым, который в 1933 г. продемонстрировал, что сниженной возбудимости соответствует повышенная лабильность, и отождествил это состояние с физиологическим покоем.
Ухтомский, а вслед за ним и другие ученые (Голиков, 1950; Лехтман, 1954, и др.), различает две формы физиологического покоя — минимум физиологической активности и оперативный покой бдительно-настороженной неподвижности, т. е. внимание (о состоянии оперативного покоя речь будет идти ниже). К первой форме можно отнести состояние релаксации (мышечного расслабления).
Предрабочие состояния.
Переходными между состоянием физиологического покоя и рабочим состоянием (осуществлением действия) являются предрабочие (или предстартовые и стартовые) состояния человека, связанные с мыслями о предстоящей деятельности и мобилизационной готовностью к ней.
Предстартовые состояния
Во время предстартового состояния осуществляется настройка организма на деятельность, выражающаяся в активизации вегетатики (усиление кровообращения и дыхания, повышение обменных процессов и возбудимости мышц). Проще говоря, возникает готовность организма и психики человека к предстоящей деятельности, к реагированию на сигналы. Имеет значение и волнение человека (эмоциональное возбуждение) перед предстоящей значимой деятельностью (табл. 3.5).
Механизмы возникновения предрабочей настройки имеют условно-рефлекторную природу. Вегетативные предрабочие изменения наблюдаются даже тогда, когда человек просто оказывается в привычной рабочей обстановке, где он раньше неоднократно осуществлял деятельность, но где в данный момент ему работать не надо. В этом случае условно-рефлекторная регуляция срабатывает вхолостую.
Таблица 3.5