Различают три основные формы проявления быстроты:
1. латентное время или латентный период (ЛП) простой и сложной двигательной реакции при сокращении (ЛПС) и расслаблении (ЛПР);
2. время выполнения максимально быстрого одиночного движения (ВД, норма 0,1 сек.);
3. максимальная частота (темп) движений (МТД, норма 60-80, у лидеров - до 120 за 10 сек.).
Иногда выделяют еще быстроту начала движений - резкость и точность движений во времени.
Факторы, определяющие быстроту:
1. лабильность нервно-мышечного аппарата,
2. возбудимость, подвижность нервных процессов,
3. композиция мышцы,
4. содержание АТФ и КрФ (т.к. быстрота обеспечивается в основном анаэробными механизмами энергообеспечения, то вклад анаэробных реакций составляет до 95-98%,).
Между скоростью целостного движения и проявлениями быстроты нет корреляции. Скорость - это всегда комплексное двигательное качество, так как в движении присутствует силовой компонент.
Резервы быстроты и механизмы ее совершенствования заключаются в следующем:
- повышается возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата;
- укорачивается время проведения через синапсы (выброс и диффузия медиатора, скорость деполяризации постсинаптической мембраны);
- увеличивается скорость распространения процесса возбуждения по нервным и мышечным волокнам;
- увеличивается скорость перехода возбуждения в сокращающиеся мышцы;
- увеличивается скорость укорочения мышечных волокон;
- увеличивается скорость расслабления мышечных волокон;
- ускоряется распад и ресинтез АТФ;
- укорачивается время "центральной задержки".
Методами измерения быстроты являются: реакциометрия, хронорефлексометрия, определение реакции на движущийся объект (РДО), темпинг-тест и др.
Тренировка быстроты: расчленённый метод (аналитическая тренировка по элементам); сенсорный метод (тренировка способности различать микроинтервалы времени на принципах биологической обратной связи); сложные реакции (реакция на движущийся объёкт – РДО, реакция с выбором).
Точность РДО совершенствуется вместе с быстротой – увеличивается скорость переработки информации, развивается экстраполяция. Реакция выбора предусматривает выбор нужного действия (атаки, контратаки и др.).
Возрастные особенности развития быстроты. С возрастом время двигательной реакции (ВДР) существенно меняется. В 2-3 года оно составляет 0,54-0,84 с, в 5-7 лет - 0,3-0,4 с. В последующие годы ВДР укорачивается и приближается к показателям взрослых.
Частота движений у детей, как и скорость реакции в различных звеньях тела, неодинакова. Высокий темп движений характерен для кисти (в лучезапястном суставе), низкий - для голеностопного сустава. С возрастом максимальный темп движений увеличивается. Наибольший прирост отмечается в 4 - 9 лет. В последующие годы прирост частоты движений снижается, а после 15 лет почти прекращается. Наибольший прирост быстроты в результате тренировки наблюдается у детей от 9 до 12 лет, а максимальные значения достигаются в 14-15 лет.
Физиологическая характеристика СКОРОСТНО-СИЛОВЫх КАЧЕСТВ
Скоростно-силовые движения (взрывные) характеризуются достижением максимальной силы в наименьшее время.
Скоростно-силовой индекс (J) выражается следующей формулой:
J = F max / t max
В качестве физиологических особенностей взрывного усилия выделяют:
· максимальную синхронизацию работы ДЕ,
· отсутствие напряжения в мышцах-антагонистах,
· высокую скорость распада и ресинтеза АТФ,
· оптимальную частоту разрядов мотонейронов.
Скоростно-силовые качества (ССК) зависят от совершенствования техники движений и скорости нарастания напряжения отдельных мышц и их сочетания.
При развитии ССК решаются две основные задачи: повышение потенциала скоростно-силовых возможностей и развитие способности к реализации этих способностей.
Ловкость и гибкость
Что можно понимать под ловкостью? Н.А.Бернштейн (1935;1947;1960); А.Д.Новиков (1949); Н.Г, Озолин (1949); В.С.Фарфель (1959); Л.П.Матвеев (1959) считали, что ловкость это всякое произвольное движение, направленное на решение какой-либо конкретной задачи (прыгнуть как можно выше, поймать мяч, поднять штангу и т.п.). Сложность двигательной задачи определяется многими причинами, в частности требованиями к согласованности одновременно им последовательно выполняемых движений. В.М.Зациорский (1970) считает, что первым мерилом ловкости является координационная сложность двигательных действий. Мы видим, что ловкость - это сложное, комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. В каждом отдельном случае (в зависимости от условий) необходимо выбирать тот или иной измеритель.
В настоящее время считают, что ловкость – это способность овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Измерителями ловкости являются:
1. координационная сложность движения;
2. точность его выполнения (точность пространственных, временных силовых характеристик движения);
3. высокая экономичность движений (КПД);
4. время выполнения движений (время, необходимое для овладения движением, или время от момента изменения обстановки до ответного движения).
Физиологическими и психологическими основами ловкости являются:
1. запас двигательных навыков (двигательный опыт, двигательные условные рефлексы);
2. быстрота и точность сложных двигательных реакций;
3. совершенствование функций двигательного анализатора (точность ощущений и восприятие собственных движений);
4. психологическая особенность ловкости - полноценное восприятие собственных движений и окружающей обстановки (быстрота и точность сложных двигательных реакций).
Основами развития ловкости являются следующие процессы:
1. овладение новыми движениями, что позволяет увеличить запас двигательных навыков;
2. повышение координационной сложности осваиваемых движений с учетом точности, согласования движений, реакции на изменение двигательной обстановки в процессе ОФП и СФП;
3. тренировка быстрой и полной восстанавливаемости;
4. тренировка чувства пространства (дифференцировочное торможение), чувства времени.
Гибкость (Г) - способность выполнять движения с максимальной амплитудой движений (это измеритель гибкости).
Существует два вида гибкости: активная и пассивная (АГ и ПГ). АГ проявляется в амплитуде движений за счет мышц, обеспечивающих движения в суставе (например, "ласточка"). ПГ проявляется в повышении амплитуды движений за счет внешних сил.
Гибкость зависит от:
1. эластичности мышц, связок;
2. снижения возбудимости растягиваемых мышц (что определяется состоянием ЦНС, так как при этом должен тормозиться врожденный миотатический рефлекс);
3. внешней температуры воздуха;
4. возраста;
5. суточной периодики.
Для воспитания гибкости используются 2 группы упражнений. Активные выполняются за счет сокращения мышц (сюда включаются простые движения - наклоны вперед, выпрямление, пружинистые движения, маховые движения). Пассивные движения - это самозахват с внешней помощью, статические упражнения.
В последние годы разработана система «стретчинг» - модернизированная система растягивания и повышения потенциала гибкости.