Концепция кольцевого управления движениями.
В настоящее время наиболее глубоко и полно разработанным вариантом концепции кольцевого управления является учение о функциональной системе П. К. Анохина (1935—1974). П. К. Анохин первый обратил внимание на то, что биологические системы в ходе жизнедеятельности не просто упорядочивают функционирование отдельных элементов, но объединяют их для осуществления жизненно важных функций организма. Такие системы были названы П. К. Анохиным функциональными системами (ФС).
Для функциональной системы любой степени сложности системообразующим фактором является полезный приспособительный для системы и организма в целом результат.
Организация ФС может осуществляться для достижения нескольких условно выделенных групп полезных приспособительных результатов. Прежде всего, это показатели состояния внутренней среды, определяющие нормальное течение обменных процессов (уровень питательных веществ, напряжение кислорода, реакции крови, осмотического и кровяного давления и др.). Во-вторых, это результаты поведенческой деятельности человека, удовлетворяющие основные биологические потребности организма (пищевые, оборонительные, питьевые, половые и т. д.). Наконец, результаты социальной деятельности человека, обусловленные личным и общественным опытом, положением в обществе, социальными потребностями и т. д.
Естественно предположить, что в ходе жизнедеятельности человека одновременно создается и действует не одна ФС, так как синхронно в организме необходимо обеспечение множества полезных приспособительных результатов.
Различные ФС, возникшие в организме, взаимодействуют по иерархическому принципу, в основу которого положена иерархия результатов. Это означает, что в целостном организме организация деятельности различных ФС носит характер не просто их объединения, но обязательной взаимоподчиненности с доминированием той ФС, которая в данный момент имеет наиболее важные значения для человека.
Так, на ответственных спортивных состязаниях ФС организма, включая и те, которые направлены на удовлетворение жизненно важных биологических потребностей: голода, оборонительной реакции, страха и т. д. отходят на второй план, подчинены ведущей, доминирующей в настоящий момент социальной потребности — достижения высшего спортивного результата, победы в состязаниях.
У голодного человека доминирует ФС, деятельность, которой направлена на поиск пищи. В это время другие ФС, определяющие уровень давления крови, дыхания, выделения и т. д., направлены на лучшее обеспечение ведущей потребности.
Если значимость спортивных состязаний для их участника достаточно велика, социальная мотивация является в настоящий момент ведущей, то и ФС пищедобывающего поведения вступает в иерархические отношения с этой ФС, занимая соответственно или доминирующее, или подчиненное положение.
Главным принципом деятельности функциональной системы является принцип саморегуляции с постоянной информацией центра о состоянии ее конечного приспособительного результата. Под этим принципом понимается такое взаимодействие структур организма, при котором любое отклонение того или иного жизненно важного показателя от уровня, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность, является стимулом для возвращения этого показателя к исходному уровню.
Так, если в результате двигательной деятельности человека в крови изменяется содержание сахара или какого-либо иного жизненно важного показателя внутренней среды, то немедленно, по принципу саморегуляции, активируется цепь физиологических процессов, направленных на восстановление уровня этого показателя. Поддержание физиологических показателей около определенного уровня, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность и «постоянство внутренней среды организма» (К. Бернар) или «гомеостаз» (У. Кеннон), является важнейшей стороной деятельности функциональных систем организма.
По характеру функционирования эфферентных частей ФС условно их можно разделить на: внутренние и внешние.
Внутренние эффективные механизмы ФС представлены процессами, идущими в самом организме и обеспечивающими преимущественно гомеостатические показатели за счет нервных и гуморальных факторов.
Внешние эффективные механизмы определяются, прежде всего, взаимоотношением организма со средой. В самом широком плане такое взаимодействие организма с внешней средой и является поведением.
Подготовьтесь к семинарскому занятию, выполнив следующие задания:
1. Нарисуйте общую схему функциональной системы по П.К.Анохину и обозначьте ее элементы.
2. Опишите, проявления, каких двигательных качеств наиболее важны в избранном виде спорта.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие упражнения способствуют выработке выносливости в избранном виде спорта, дайте физиологическое обоснование.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие упражнения способствуют выработке силы в избранном виде спорта, дайте физиологическое обоснование.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Перечислите основные критерии отбора в избранном виде спорта, дайте физиологическое обоснование.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решите ситуационные задачи:
Ситуация 1: Спортсмен в тренировке силовых качеств использует вес снарядов до 90-95 от максимального, с числом повторений 1-2 раза, 5-6 подходов. |
Вопрос: Какой метод силовой тренировки использует спортсмен? |
1. метод максимальных усилий |
2. метод повторных усилий |
3. изометрический метод |
4. комбинированный метод |
Ответ: |
Вопрос: В чем достоинства данного метода? |
1. способствует образованию специфических нервно-мышечных координационных отношений |
2. наиболее эффективен для развития максимальной силы. |
3. высокая травматичность |
4. при частом использовании он однообразен, быстро утомляет |
Ответ: |
Вопрос: Каковы особенности использования данного метода в тренировке спортсменов? |
1. использование веса 60-80%, с числом повторений 8-10 |
2. использование веса 90-95%, с числом повторений 1-2 |
3. использование веса 30-40%, с числом повторений до отказа |
4. использование веса 50-60%, с числом повторений 10-15 |
Ответ: |
Вопрос: Существуют ли возрастные ограничения в применении данного метода? |
1. да существуют |
2. нет, не существуют |
3. возрастные ограничения не существенные |
4. отмечаются только половые отличия |
Ответ: |
Ситуация 2: Два спортсмена легкоатлета одного возраста имеют разные показатели качества быстроты: у первого - время движения (ВД) – 0,12 сек, максимальная частота (темп) движений (МТД) – 110; у второго - время движения (ВД) – 0,18 сек, максимальная частота (темп) движений (МТД) – 95. |
Вопрос: Кто из этих спортсменов может показать лучший результат в спринтерском беге? |
1. первый |
2. второй |
3. оба спортсмена |
4. ни один из спортсменов |
Ответ: |
Вопрос: Какова наследуемость качества быстроты для целостного движения? |
1. до 30-40% |
2. до 50-60 % |
3. до 10-20 % |
4. до 70-80 % |
Ответ: |
Вопрос: Каков вклад анаэробных реакций в факторы определяющие быстроту? |
1. до 95-98% |
2. до 70-80% |
3. до 50-60 % |
4. до 30-40% |
Ответ: |
Вопрос: Имеются ли возрастные особенности развития качества быстроты? |
1. Наибольший прирост быстроты в результате тренировки наблюдается у детей от 9 до 12 лет |
2. Наибольший прирост быстроты в результате тренировки наблюдается у детей от 5 до 7лет |
3. Наибольший прирост быстроты в результате тренировки наблюдается у детей от 13 до 14 лет |
4. все утверждения верны |
Ответ: |
Подготовиться к теоретическому опросу по теме:
1. Понятие о двигательном навыке, механизмах и фазы формирования.
2. Функциональная система П.К. Анохина и современные представления о формировании спортивной техники:
а) Концепция кольцевого управления.
б) Концепция центральных программ.
3. Понятие физических качеств, их взаимоотношения.
4. Быстрота, формы проявления, механизм, методы развития быстроты.
5. Сила, виды, физиологические механизмы, методы тренировки. Возрастные особенности.
6. Физиологические основы развития скоростно-силовых возможностей.
7. Выносливость, ее виды, физиологические механизмы. Возрастные особенности.
8. Общая выносливость и аэробная производительность организма, факторы, ее определяющие и лимитирующие.
9. Специальная выносливость, структура в различных видах спорта.
10. МПК, методы определения прямые и косвенные.
Рекомендуемая литература:
1. Галочкин, Ю. Г. Физиологические основы организации двигательных действий человека: учебное пособие / Ю. Г. Галочкин. - Волгоград: ВГИФК, 1991. - 60 с.
2. Кучкин, С. Н. Физиологические принципы классификации упражнений и их характеристика: учебно-методическое пособие / С. Н. Кучкин; С. А. Бакулин. - Волгоград: ВГАФК, 2000. - 30 с.
3. Кучкин, С.Н. Физиология физических упражнений: Учебное пособие / С.Н. Кучкин, С.А. Бакулин, В.М. Ченегин, В.И. Сафонова. - Волгоград: ВГАФК, 1998.- 105 с.
4. Основы физиологии человека: в 2-х т. - под ред. Б.И.Ткаченко.- СПб. 1994. – 570 с.
5. Солодков, А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. 2-е изд. - М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528 с., ил.
6. Солопов, И.Н. Спортивная физиология (с мультимедийным сопровождением): учебное пособие. Допущено федеральным агентством по физической культуре и спорту / Солопов, И.Н., Сентябрев, Н.Н., Горбанева, Е.П., Камчатников, А.Г.-Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2008. – 146 с.
7. Физиология человека: Учебник для вузов физ. культуры и факультетов физ. воспитания педагогических вузов / Под ред. В.И. Тхоревского. - М.: Физкультура, образование и наука, 2001.- 492 с.
Темы рефератов и самостоятельных работ:
1. Понятие о спортивном отборе. Цели, классификация форм спортивного отбора и ориентации.
2. Основные принципы и критерии проведения отбора.
3. Средства и организация отбора и ориентации.