Концепция кольцевого управления движениями.

В настоящее время наиболее глубоко и полно разработан­ным вариантом концепции кольцевого управления является уче­ние о функциональной системе П. К. Анохина (1935—1974). П. К. Анохин первый обратил внимание на то, что биологи­ческие системы в ходе жизнедеятельности не просто упорядо­чивают функционирование отдельных элементов, но объединя­ют их для осуществления жизненно важных функций организма. Такие системы были названы П. К. Анохиным функциональными системами (ФС).

Для функциональной системы любой степени сложности си­стемообразующим фактором является полезный приспособи­тельный для системы и организма в целом результат.

Организация ФС может осуществляться для достижения нескольких условно выделенных групп полезных приспособитель­ных результатов. Прежде всего, это показатели состояния внут­ренней среды, определяющие нормальное течение обменных процессов (уровень питательных веществ, напряжение кислорода, реакции крови, осмотического и кровяного давления и др.). Во-вторых, это результаты поведенческой деятельности че­ловека, удовлетворяющие основные биологические потребности организма (пищевые, оборонительные, питьевые, половые и т. д.). Наконец, результаты социальной деятельности человека, обусловленные личным и общественным опытом, положением в обществе, социальными потребностями и т. д.

Естественно предположить, что в ходе жизнедеятельности человека одновременно создается и действует не одна ФС, так как синхронно в организме необходимо обеспечение множества полезных приспособительных результатов.

Различные ФС, возникшие в организме, взаимодействуют по иерархическому принципу, в основу которого положена иерар­хия результатов. Это означает, что в целостном организме орга­низация деятельности различных ФС носит характер не просто их объединения, но обязательной взаимоподчиненности с домини­рованием той ФС, которая в данный момент имеет наиболее важные значения для человека.

Так, на ответственных спортивных состязаниях ФС организ­ма, включая и те, которые направлены на удовлетворение жиз­ненно важных биологических потребностей: голода, оборони­тельной реакции, страха и т. д. отходят на второй план, подчине­ны ведущей, доминирующей в настоящий момент социальной потребности — достижения высшего спортивного результата, победы в состязаниях.

У голодного человека доминирует ФС, деятельность, кото­рой направлена на поиск пищи. В это время другие ФС, опреде­ляющие уровень давления крови, дыхания, выделения и т. д., на­правлены на лучшее обеспечение ведущей потребности.

Если значимость спортивных состязаний для их участника до­статочно велика, социальная мотивация является в настоящий момент ведущей, то и ФС пищедобывающего поведения всту­пает в иерархические отношения с этой ФС, занимая соответ­ственно или доминирующее, или подчиненное положение.

Главным принципом деятельности функциональной системы является принцип саморегуляции с постоянной информацией центра о состоянии ее конечного приспособительного резуль­тата. Под этим принципом понимается такое взаимодействие структур организма, при котором любое отклонение того или иного жизненно важного показателя от уровня, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность, является стимулом для возвра­щения этого показателя к исходному уровню.

Так, если в результате двигательной деятельности человека в крови изменяется содержание сахара или какого-либо иного жиз­ненно важного показателя внутренней среды, то немедленно, по принципу саморегуляции, активируется цепь физиологических процессов, направленных на восстановление уровня этого пока­зателя. Поддержание физиологических показателей около опре­деленного уровня, обеспечивающего нормальную жизнедеятель­ность и «постоянство внутренней среды организма» (К. Бернар) или «гомеостаз» (У. Кеннон), является важнейшей стороной дея­тельности функциональных систем организма.

По характеру функционирования эфферентных частей ФС условно их можно разделить на: внутренние и внешние.

Внутренние эффективные механизмы ФС представлены про­цессами, идущими в самом организме и обеспечивающими пре­имущественно гомеостатические показатели за счет нервных и гуморальных факторов.

Внешние эффективные механизмы определяются, прежде всего, взаимоотношением организма со средой. В самом широком плане такое взаимодействие организма с внешней средой и яв­ляется поведением.

Подготовьтесь к семинарскому занятию, выполнив следующие задания:

1. Нарисуйте общую схему функциональной системы по П.К.Анохину и обозначьте ее элементы.

2. Опишите, проявления, каких двигательных качеств наиболее важны в избранном виде спорта.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие упражнения способствуют выработке выносливости в избранном виде спорта, дайте физиологическое обоснование.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие упражнения способствуют выработке силы в избранном виде спорта, дайте физиологическое обоснование.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Перечислите основные критерии отбора в избранном виде спорта, дайте физиологическое обоснование.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решите ситуационные задачи:

Ситуация 1: Спортсмен в тренировке силовых качеств использует вес снарядов до 90-95 от максимального, с числом повторений 1-2 раза, 5-6 подходов.
Вопрос: Какой метод силовой тренировки использует спортсмен?
1. метод максимальных усилий
2. метод повторных усилий
3. изометрический метод
4. комбинированный метод
Ответ:
Вопрос: В чем достоинства данного метода?
1. способствует образованию специфических нервно-мышечных координационных отношений
2. наиболее эффективен для развития максимальной силы.
3. высокая травматичность
4. при частом использовании он однообразен, быстро утомляет
Ответ:
Вопрос: Каковы особенности использования данного метода в тренировке спортсменов?
1. использование веса 60-80%, с числом повторений 8-10
2. использование веса 90-95%, с числом повторений 1-2
3. использование веса 30-40%, с числом повторений до отказа
4. использование веса 50-60%, с числом повторений 10-15
Ответ:
Вопрос: Существуют ли возрастные ограничения в применении данного метода?
1. да существуют
2. нет, не существуют
3. возрастные ограничения не существенные
4. отмечаются только половые отличия
Ответ:
Ситуация 2: Два спортсмена легкоатлета одного возраста имеют разные показатели качества быстроты: у первого - время движения (ВД) – 0,12 сек, максимальная частота (темп) движений (МТД) – 110; у второго - время движения (ВД) – 0,18 сек, максимальная частота (темп) движений (МТД) – 95.
Вопрос: Кто из этих спортсменов может показать лучший результат в спринтерском беге?
1. первый
2. второй
3. оба спортсмена
4. ни один из спортсменов
Ответ:
Вопрос: Какова наследуемость качества быстроты для целостного движения?
1. до 30-40%
2. до 50-60 %
3. до 10-20 %
4. до 70-80 %
Ответ:
Вопрос: Каков вклад анаэробных реакций в факторы определяющие быстроту?
1. до 95-98%
2. до 70-80%
3. до 50-60 %
4. до 30-40%
Ответ:
Вопрос: Имеются ли возрастные особенности развития качества быстроты?
1. Наибольший прирост быстроты в результате тренировки на­блюдается у детей от 9 до 12 лет
2. Наибольший прирост быстроты в результате тренировки на­блюдается у детей от 5 до 7лет
3. Наибольший прирост быстроты в результате тренировки на­блюдается у детей от 13 до 14 лет
4. все утверждения верны
Ответ:

Подготовиться к теоретическому опросу по теме:

1. Понятие о двигательном навыке, механизмах и фазы формирования.

2. Функциональная система П.К. Анохина и современные представления о формировании спортивной техники:

а) Концепция кольцевого управления.

б) Концепция центральных программ.

3. Понятие физических качеств, их взаимоотношения.

4. Быстрота, формы проявления, механизм, методы развития быстроты.

5. Сила, виды, физиологические механизмы, методы тренировки. Возрастные особенности.

6. Физиологические основы развития скоростно-силовых возможностей.

7. Выносливость, ее виды, физиологические механизмы. Возрастные особенности.

8. Общая выносливость и аэробная производительность организма, факторы, ее определяющие и лимитирующие.

9. Специальная выносливость, структура в различных видах спорта.

10. МПК, методы определения прямые и косвенные.

Рекомендуемая литература:

1. Галочкин, Ю. Г. Физиологические основы организации двигательных действий человека: учебное пособие / Ю. Г. Галочкин. - Волгоград: ВГИФК, 1991. - 60 с.

2. Кучкин, С. Н. Физиологические принципы классификации упражнений и их характеристика: учебно-методическое пособие / С. Н. Кучкин; С. А. Бакулин. - Волгоград: ВГАФК, 2000. - 30 с.

3. Кучкин, С.Н. Физиология физических упражнений: Учебное пособие / С.Н. Кучкин, С.А. Бакулин, В.М. Ченегин, В.И. Сафонова. - Волгоград: ВГАФК, 1998.- 105 с.

4. Основы физиологии человека: в 2-х т. - под ред. Б.И.Ткаченко.- СПб. 1994. – 570 с.

5. Солодков, А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. 2-е изд. - М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528 с., ил.

6. Солопов, И.Н. Спортивная физиология (с мультимедийным сопровождением): учебное пособие. Допущено федеральным агентством по физической культуре и спорту / Солопов, И.Н., Сентябрев, Н.Н., Горбанева, Е.П., Камчатников, А.Г.-Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2008. – 146 с.

7. Физиология человека: Учебник для вузов физ. культуры и факультетов физ. воспитания педагогических вузов / Под ред. В.И. Тхоревского. - М.: Физкультура, образование и наука, 2001.- 492 с.

Темы рефератов и самостоятельных работ:

1. Понятие о спортивном отборе. Цели, классификация форм спортивного отбора и ориентации.

2. Основные принципы и критерии проведения отбора.

3. Средства и организация отбора и ориентации.

Наши рекомендации