Наблюдение 8. «Какие разные у нас рыбки»
Цель.Учить детей сравнивать разные виды рыбок – по особенностям строения и поведения, находить признаки различия и правильно отражать их в речи.
Во время наблюдения воспитатель задает вопросы: «Рыбки в аквариуме одинаковые или разные? Чем они различаются? Какие гуппи? Какие меченосцы? Какие рыбки большие, а какие маленькие? Одинакового ли они цвета? Где плавают?» Вопросы могут быть другими в зависимости от видового состава аквариумных рыб. Правильные ответы детей воспитатель поощряет.
Занятие «Кто живет в лесу?»
Программное содержание.Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида.
Материал.Картины из серии «Картины из жизни диких животных»[2]: «Заяц в осеннем лесу», «Белки осенью», «Медведи в осеннем лесу», «Спячка ежа»; цветные изображения лисы и волка, кукла Красная Шапочка, игрушечные животные небольшого размера: заяц, медведь, лиса, белка, еж, волк (или плоскостные фигурки для фланелеграфа); изображения деревьев и кустарников, которые были использованы в предыдущем занятии о лесе.
Ход занятия
1-я часть.Воспитатель усаживает детей на стульчики и сообщает, что сейчас к ним придет Красная Шапочка, чтобы снова поговорить о лесе. Гостья приходит, здоровается. Воспитатель обращает внимание детей на то, что она тепло одета (в пальто или куртку). Говорит: «Правильно, Красная Шапочка, уже ноябрь, холодно, нельзя ходить в летней одежде. Давай снимем пальто – в группе у нас очень тепло, не замерзнешь. Сейчас мы с тобой будем проверять ребят, и узнаем помнят ли они, что растет в лесу».
Воспитатель предлагает детям самим составить лес, называя каждое дерево, кустарник. Дети по очереди ставят (на фланелеграф) деревья, а Красная Шапочка помогает – хвалит ребят за правильные ответы, подсказывает тем, кто забыл название. Затем воспитатель обобщает действия ребят, напоминая им главную особенность леса: «В лесу много-много разных деревьев. Куда ни пойдешь – всюду березы, ели, сосны, рябины. А под ними кустарники, грибы и ягоды, травы. Красная Шапочка, я правильно говорю? Ты ведь все время ходишь к бабушке лесом?» Кукла подтверждает: «В лесу тихо и темно, потому что деревья высокие, солнца не видно, можно заблудиться».
Воспитатель продолжает разговор с детьми и куклой, в котором обсуждает животных – обитателей леса: «В каждом лесу есть не только деревья и другие растения. Там еще много разных зверей, птиц, насекомых». Красная Шапочка спешит сказать, что в лесу живет волк. «Правильно, в твоей сказке и твоем сказочном лесу живет один волк, – подтверждает воспитатель. – А я сейчас расскажу про настоящий, а не сказочный лес! Ты, Красная Шапочка, тоже послушай – ты ведь не была в настоящем лесу, потому что ты живешь в книжке. Сначала мы поговорим про волков (ставит на фланелеграф фигурку волка). Этот зверь похож на крупную собаку. Кто-нибудь видел овчарку? Волки похожи на этих собак. Они крупные, сильные звери (показывает руками размер волка), имеют острые, крепкие зубы. Волки живут в лесной глуши и охотятся за зайцами, оленями и другими животными.
Но в настоящем лесу живут не только волки! Дети, какие еще звери живут в лесу? (Выслушивает детей, поддерживает правильные ответы.) Теперь я расскажу вам про зайцев (вывешивает картину № 1). Смотрите, вот он какой – заяц: серый, с длинными ушами, коротким хвостиком. Бегает по лесу, ищет вкусную травку да спасается от волка. Красная Шапочка, ты встречалась когда-нибудь с зайцем? (Кукла отвечает отрицательно.) Ну ничего, ты к бабушке все время ходишь, как-нибудь повстречаешься и с этим длинноухим обитателем леса. Посмотрите, дети, и ты, Красная Шапочка, на картину. Что делает заяц в осеннем лесу? Кого он испугался? Посмотрите, кто-то вдали, среди деревьев пробирается по лесу! Это лось – лесной великан. Его-то заяц и испугался. Смотрите, как скачет!»
Далее воспитатель проводит с детьми физкультминутку в форме игры «Зайцы и волк».
Во второй части занятия, демонстрируя картины, воспитатель аналогичным образом знакомит детей с белкой, медведем, ежом, лисой. В разговор с детьми постоянно вовлекает куклу, обращаясь к ней с репликами: «Красная Шапочка, ты встречала когда-нибудь белок в лесу? Они ловко скачут по деревьям, красивые, с пушистым хвостом!» Или: «Красная Шапочка, а вот ежа ты уж, конечно, видела. Он не белка – по деревьям не прыгает. Он по дорожкам бегает, шуршит в траве. Его легко заметить. Вот только трогать ежа не следует – он колючий, весь покрыт иголками».
Короткий рассказ про каждое животное воспитатель сопровождает показом его размеров: «Белка – небольшой зверек, может уместиться на ладони»; «Бурый медведь – огромный, сильный зверь. Если он поднимется на задние ноги, то будет намного выше человека». По ходу беседы воспитатель выставляет фигурки животных на фланелеграфе.
В конце занятия воспитатель подводит итог, обращаясь к кукле: «Красная Шапочка, теперь ты и все ребята знаете, что в настоящем лесу живет много разных животных. Кроме волка, там обитают зайцы, ежи, белки, бурые медведи, лисы. Это в твоем сказочном лесу живет один волк. Настоящий лес полон разных зверей, птиц и других лесных жителей. Все они хорошо приспособлены к жизни в лесу. О них никто не заботится – они сами умеют добывать себе пищу. Заяц имеет длинные чуткие уши и может очень быстро бегать – такие у него ноги. Заяц находит для себя разную траву. Белка ловко прыгает и бегает по деревьям, находит себе там корм и даже запасает его на зиму. Еж, пока тепло, отыскивает червей, жуков, лягушек, а когда настает холод, он, как и медведь, ложится в спячку. Лиса и волк – это хищники, они ловят и поедают разных животных. На человека никто из них не охотится. Но когда волк и медведь, которого подняли зимой из берлоги, очень голодные, они могут напасть и на человека. Поэтому маленьким детям одним без взрослых ходить в лес не стоит – опасно!»
Воспитатель оставляет картины, использованные на занятии, в группе до конца дня. Дает детям возможность самостоятельно рассматривать их, отвечает на вопросы дошкольников. В свободное время читает детям рассказы Е. Чарушина.
Заяц
Быстро зайчишка бегает. Не каждая собака его догонит. В зарослях спит, прячется от хищника. Из лесу в поле скачет – кормиться. «Не пускай, садовник, зайца в сад: погрызет он кору у яблонь и черешен».
Лиса
Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит: где под снегом мышь пискнет, и снег чуть-чуть шевельнется.
Услышит, заметит – кинется, готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!
Волк
Летом волк ходит сытый. Дичи много. Придет зимнее время. Птицы улетят, звери спрячутся. Нечего волку есть. Злые, голодные ходят волки, ищут добычу. К деревне подойдут… сторожа нет да запоры плохие – несдобровать овце.
Воспитатель находит авторские иллюстрации к рассказам, рассматривает их с детьми. Обращает внимание ребят на то, что все звери изображены интересно, привлекательно – на них хочется смотреть. Напоминает, что Евгений Иванович Чарушин был и писателем и художником. Он очень любил животных, поэтому писал про них рассказы и рисовал их.
На этой же неделе воспитатель может вернуться к рассказу Е. Чарушина «Никита-охотник», напомнить детям, как они играли в Никиту, предложить продолжить эту игру: сочинить историю про то, как Никита пошел охотиться в лес на волка, лису, зайца и белку.
Вторая неделя
Воспитатель продолжает работу по обучению детей приемам общения с обитателями уголка природы и создания для них благоприятных условий. Назначает дежурными тех, кто ни разу не дежурил, и приобщает их к уходу за животными и растениями в течение пяти дней по той же схеме, которая была описана выше. При этом он может ссылаться на уже имеющийся опыт. Так, в первом разговоре в понедельник педагог поясняет: «Вы мои хорошие помощники на всю неделю. Сережа, Петя и Марина мне уже помогали. Вначале они смотрели, как я ласково разговариваю с растениями, рыбками и попугаем, как я ухаживаю за ними – ведь все они живые. Им нужны хорошие условия, чтобы они не болели и хорошо себя чувствовали. Потом дети сами научились поливать растения, кормить животных, говорить всем добрые слова. Вы тоже этому научитесь».
Осуществляя индивидуальный подход к дошкольникам и воспитывая у них интерес и доброжелательное отношение к обитателям уголка природы, воспитатель наряду с вышеописанными приемами использует и новые, в частности связанные с введением в процесс труда литературно-фольклорного материала. Например, направляясь с детьми к аквариуму, загадывает им загадки.
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
(Аквариум)
Посмотрите – дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
(Аквариум)
Если в аквариуме есть улитки, можно разучить с детьми немецкую народную песенку «Улитка» (пересказ Л. Яхиина).
Толстушка-ползушка,
Дом-завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи, не спеши,
Рога покажи.
В конце недели воспитатель может разучить с детьми стихотворение И. Молчанова-Сибирского «Живой уголок» (в сокращении).
Любят ребята
Живой уголок —
Каждую птицу
И каждый цветок.
Рады зверюшки
Друзьям дорогим,
Даже цветы
Словно тянутся к ним.
Словно и рыбы
Им громче поют.
Каждый посаженный
Крепнет росток…
Любят ребята
Живой уголок.
На этой неделе воспитатель начинает с детьми организацию зимней подкормки птиц на участке детского сада. В непринужденных разговорах создает у ребят необходимую мотивацию. Например, глядя в окно, говорит: «Дети, нашего попугая мы хорошо кормим каждый день. А вот птицам на улице плохо – они сами должны отыскивать для себя корм. Но что сейчас найдешь? Ноябрь – холодное время. Жучков и бабочек уже нет! Что они, бедные, сейчас едят?!» В следующий раз можно сказать примерно так: «Бедные птички – совсем вам плохо! Ребята, а ведь мы можем им помочь. Сделаем кормушку, удобно повесим ее и будем все время класть туда разный корм!»
Воспитатель вместе с детьми осматривает сделанную родителями кормушку. Обсуждает, прочная ли она, красивая ли, удобная ли. На прогулках вместе с детьми выбирает место, решает, как ее повесить.
Если в поле зрения попадаются воробьи, педагог декламирует польскую народную песенку «Воробей».
– Что желаешь, воробей?
– Мне бы горстку отрубей,
Мне бы зернышек пшеничных,
Хлебных корочек обычных.
Далее обращается к птицам: «Воробьишки, мы скоро начнем вас кормить. Дети уже подготовили кормушку. Потерпите немного!»
В группе воспитатель начинает собирать корм для птиц и привлекает к этому детей. Подбирает подходящую банку с крышкой, и наклеивает «этикетку» – картинку с изображениями зимующих птиц, собирает в присутствии детей хлебные крошки после завтрака и обеда, просит помощника воспитателя делать то же самое. Когда корма накопится достаточно, воспитатель вместе с детьми во время прогулки выкладывает его на кормушку для птиц. Просит детей быть внимательными, чтобы увидеть, заметит ли кто-то из птиц угощение. При этом поясняет: «Не ждите, что птицы сразу начнут клевать крошки. Они должны обнаружить кормушку с кормом, привыкнуть к ней. Так что потерпите: мы будем каждый день класть крошки хлеба, и птицы обязательно прилетят!»