География растительности России

Студент должен иметь представление:

-о географии растений, ее разделах и задачах;

- об основных понятиях науки: растительность, зональность, растительное сообщество.

Задания

*1.Ознакомьтесь с задачами и разделами географии растений.

Л-2, с. 333.

*2.Ознакомьтесь с характеристикой фитоценоза, улучшением которого занимается фитоцелология (геоботоника)

Л-1, с. 347-348.

*3.Ознакомьтесь с закономерностями распределения растительного покрова на земном шаре и на территории России (т.е. свяжите зональность климата и зональность растительности).

*4.Свяжите в систему зональности климатических условия, почвы, растительность, которая может кроме господствующего типа содержать включения.

Л-2, с. 350-352.

Методические указания к выполнению контрольной работы

Отчетом о самостоятельной работе по изучению дисциплины «Ботаника» в межсессионный период является контрольная работа. Предлагаемые ниже вопросы не охватываюсь весь курс, выделены лишь некоторые понятия из большого объема программы.

Контрольную работу следует выполнить в ученической тетради. На каждой странице должны быть поля, где преподаватель сделает замечания и даст необходимые рекомендации.

Найдите в таблице номера вопросов. Запишите формулировку вопроса в тетради, затем четко, грамотно, разборчиво изложите материал ответа. Используйте схемы и таблицы к темам и разделам, предложением в методических указаниях.

Рисунки, которые иллюстрируют теоретические положения, выполняйте простым карандашом. Не забывайте о необходимых подписях.

После каждого ответа оставляйте несколько свободных строчек.

Обязательно читайте написанное, чтобы проверить: соответствует ли изложенный материал поставленному вопросу.

Закончив работу, укажите список использованной литературы, поставьте свою подпись и дату. Отправьте контрольную работу на проверку в колледж

ТАБЛИЦА

Распределения контрольных вопросов по вариантам

Предпоследняя цифра шифра Последняя цифра шифра
                     
  1, 6, 16, 21, 26,31,41,51. 2, 7, 17, 22, 27, 32,42, 52 3, 8, 18, 23,28,33,43,53 4, 9, 19, 24, 29,34,44,54 5, 10, 20, 25, 30,35,45,55 1, 11, 16, 21, 26,36,46,56 2, 12, 17, 22, 27,37,47,57 3,13, 18, 23, 28,38,48,58 4,14, 19, 24, 29,39,49,59 5, 15, 20, 25, 30,40,50,60
  2, 11, 17, 21, 26,32,43,54 3, 12, 18, 22, 27,33,44,55 4, 13, 19, 23, 28,34,45,56 4, 9, 19, 24, 29,35,46,57 2, 15, 16, 25, 30,36,47,58 2, 9, 17, 21, 26, 37,48,59 3, 10, 18, 22, 27,38,49,60 4, 6, 19, 23, 28, 39,50,53 5, 7, 20, 24, 29, 40, 52,59 1, 8, 16, 25, 30, 35,46
  3, 10. 18, 22, 26, 31,43,55 4, 6, 19, 23, 27,32,44,56 5, 7, 20, 24, 28,33,45,57 5,14, 20, 24, 29,34,46,58 2, 9, 17,21, 30,35,47,59 3, 15, 18, 22, 26,37,49,57 4, 8,14, 23, 27,39, 41,59 5, 13, 20, 24, 28 ,38,40,55 1, 12, 16, 25, 29,31,42,56 2, 11, 17, 21, 30, 34,44,51
  4, 15, 20, 23, 26, 39,48,58 5, 14, 16, 24, 27,38,47,56 1, 12,17, 25, 28,37,46,55 1, 8, 16, 25, 29,36,45,56 3, 11, 19, 22, 30,35,44,53 4, 9, 20, 23, 26,34,43,52 5, 10, 16, 24, 27,33,42,51 1, 6, 17, 25, 28,32,41,50 2, 7, 18, 21, 29,31,40,58 3, 8, 16, 22, 30,37,44,59
  5, 10, 16, 24, 26, 38,41,56 1, 6, 17, 25, 27, 37,45,53 2, 7, 18, 21, 28,36,44,52 2, 13, 18, 21, 29, 35,43,51 4, 9, 20, 23, 30,34,42,50 5, 14, 16, 24, 25,33,41,52 1, 13, 17, 25, 27,32,40,50 2, 8, 18, 21, 28, 31,39, 57 3, 15, 19, 22, 29,39,45,58 4, 12, 20, 23, 30,34,46,59
  1, 12, 17, 25, 26,37, 41,55 2, 15, 18, 21, 27,38,42,56 3, 11, 19, 22, 28,39,43,57 4, 13, 20, 23, 29,31,45,59 5, 14, 16, 24, 30,32,46,50 1, 8, 17, 25, 26,33,47,51 2, 9, 18, 21, 27,34,48,52 3, 10, 19, 22, 28,35,49,53 4, 7, 20, 23, 29,36,50,57 5, 6, 16, 24, 30, 34, 49, 51
  2, 6 18, 21, 26, 36,49,52 3, 7, 19, 22, 27,37,40,53 4, 8, 20, 23, 28,38,41,54 5, 9, 16, 24, 29,39,42,55 1, 10, 17, 25, 30,35,48,51 2, 14, 18, 21, 26,34,47,52 3, 13, 19, 22, 27,33,46,53 4, 15, 20, 23, 28,32,45,57 5, 11, 16, 23, 29,31,48,52 1, 12, 17, 25, 30, 36,49,60
  3, 11, 19, 22, 26,35,41,53 4, 10, 20, 23, 27,34,48,57 5, 12, 16, 24, 28, 33,49,55 1, 14, 17, 25, 29,32,46,59 2, 13, 18, 21, 30,39,45,58 3, 9, 19, 22, 26,38,43,52 4, 15, 20, 23, 27,37,48,54 5, 6, 16, 24, 28,31,47,56 1, 7, 17, 25, 29,32,48,60 2, 8, 18, 21, 30,35,41,57
  4, 10, 20, 23, 26,34,43,51 5, 6, 16, 24, 27,33,42,50 1, 7, 17, 25, 28,34,41,60 2, 8, 18, 21, 29,35,44,52 3, 9, 19, 22, 30,36,45,53 4, 14, 20, 23, 26,37,46,55 5, 15, 16, 24, 27,38,47,56 1, 13, 17, 25, 28,34,42,60 2, 12, 18, 21, 29,33,49,57 3, 11, 19, 22, 30,31,46,59
  5, 15, 18, 24, 26,31,46,60 1, 12, 19, 25, 27,32,41,58 2, 14, 20, 21, 28,33,45,59 3, 11, 16, 22, 29,34,42,56 4, 13, 17, 23, 30,35,48,50 5, 7, 18, 24, 27,36,43,58 2, 6, 19, 25, 28,37,48,55 3, 8, 20, 21, 29,38,49,54 4, 9, 16, 22, 30,39,47,55 5, 10, 17, 23, 26,36,47,51


Контрольная работа

Задание 1

1.Ботаника – наука о растениях. Заполните схему 1. опишите жизненные формы растений. Заполните таблицу 3.

2.Опишите протопласт растительной клетки. Заполните схему 2.

3.Опишите производные протопласты растительной клетки. Заполните схему 3.

4.Опишите особенности растительной клетки, способы ее деления. Заполните таблицу 1.

5.Опишите растительные ткани: строение, функции, взаимосвязь. Заполните таблицу 2.

6.Опишите морфологию и анатомию корня в связи с выполняемыми функциями; метаморфозы корней. Заполните схему 4.

7.Опишите морфологию и анатомию листа в связи с выполняемыми функциями; метаморфозы листьев. Заполните схему 6.

8.Опишите развитие, строение, ветвление побегов; строение и классификацию почек; метаморфозы побегов. Заполните схему 7.

9.Опишите морфологию и анатомию стеблей однодольных и двудольных (травянистых и древесных) в связи с выполняемыми функциями. Заполните схему 5.

10.Опишите типы размножения растений; способы вегетативного размножения растений, используемые в растениеводстве. Заполните таблицу 4.

11.Опишите компоненты цветка: околоцветник, андроцей, гинецей и их функции.

12. Опишите классификацию, строение, функции соцветий.

13. Опишите опыление у покрытосеменных растений: самоопыление, способы перекрестного опыления. Заполните таблицу 12.

14. Опишите сущность двойного оплодотворения у покрытосеменных растений и последующее формирование плодов и семян.

15.Опишите развитие, функции и морфологические типы семян. Заполните схему 8.

16. Опишите развитие, функции, классификацию и строение плодов. Заполните схему 9.

17. Опишите признаки двудольных растений. Охарактеризуйте семейство розановых (о таблицы 15).

18. Охарактеризуйте семейства бобовых и зонтичных (по форме таблицы 15).

19. Охарактеризуйте семейства пасленовых и капустных (по форме таблицы 15).

20. Охарактеризуйте семейства гречишных и маревых (по форме таблицы 15).

21. Охарактеризуйте семейства сельдерейных и мальвовых (по форме таблицы 15).

22. Охарактеризуйте семейства астровые и тыквенные ( по форме таблицы 15.)

23. Охарактеризуйте семейства вьюнковых и повиликовых ( по форме таблицы 15).

24. Опишите признаки однодольных растений. Охарактеризуйте семейства лилейных и злаковых (по форме таблицы 15).

25. Опишите особенности строения, питания, размножения грибов, их классификацию. Заполните таблицу 6.

26. Опишите строение, питание, размножение и значение слизевиков. Заполните таблицу 7.

27. Опишите сходство и различие грибов, животных и растений. Опишите цикл развития фитофторы.

28. Опишите особенности питания грибов, животных и растений. Опишите цикл развития спорыньи.

29. Опишите циклы развития головневых грибов.

30. Опишите особенности строения, размножения хвоща полевого. Заполните таблицу 10.

31.Ферменты и витамины.

32. Элементарный химический состав растительной клетки.

33. Характеристика органических веществ клетки.

34. Минеральный состав клетки.

35. Фотосинтез и его значение в круговороте веществ в природе.

36. Аппарат фотосинтеза на различных уровнях.

37. Пигменты зеленого листа, их оптические свойства.

38. Световые и темновые реакции фотосинтеза.

39. Зависимость фотосинтеза от внутренних и внешних условий.

40. Фотосинтез и урожай.

41. Дыхание как цепь последовательных окислительно- восстановительных реакций. Значение дыхания.

42. Анаэробная фаза дыхания. Повреждение и гибель растений в анаэробных условиях.

43.Аэробная фаза дыхания. Энергетическая эффективность дыхания.

44. Зависимость интенсивности дыхания от внутренних и внешних условий. Дыхательный коэффициент.

45. Фотосинтез и дыхание, их роль в продукционном процессе.

46. Приемы снижения интенсивности затрат органического вещества на дыхание при хранении растениеводческой продукции.

47. Содержание, свойства и роль воды в растении.

48. Двигатели и путь водного тока в растении.

49. Транспирация, её значение, показатели, зависимость от внешних условий.

50. Водный дефицит. Физиологические показатели, применяемые для установления необходимости в поливе.

51. Макроэлементы, их усвояемые соединения и физиологическая роль в растении.

52. Микроэлементы, их усвояемые соединения и физиологическая роль в растении.

53.Физиологические нарушения при недостатке отдельных элементов.

54. Поглощение минеральных веществ и перемещение ионов.

55. Некорневое питание Перераспределение и реутилизация веществ в растении.

56. Причины накопления избыточного количества нитратов в растениях и пути их снижения в растениеводческой продукции.

57. Физиологические основы применения удобрений. Особенности питания растений в беспочвенной культуре.

58. Понятие о росте. Оптимальные графики роста важнейших сельскохозяйственных растений.

59. Влияние внутренних и внешних факторов на рост растений.

60. Понятие о физиологически активных веществах, их роль в жизни растений.

61. Тропизмы, настии , нутации.

62. Развитие растений. Онтогенез и его периодизация.

63. Покой , его виды, приемы регулирования покоя в практике.

64. Теория циклического старения и омоложения растений.

65.Физиология формирования семян и плодов.

66. Физиологические основы хранения семян, плодов, овощей , сочных и грубых кормов.

67.Устойчивость растений к неблагоприятным внешним условиям.

68. Температуроустойчивость растений.

69. Причины гибели сельскохозяйственных растений в осенне- зимний период.

70. Аллелопатические взаимодействия культурных растений и сорняков.

Практическая работа.

Проведите систематическую и морфологическую характеристику двух растений ( культурного растения и сорняка её засоряющего, используя схему:

1). Продолжительность жизни однолетнее, двулетнее, многолетнее; жизненная форма-трава, кустарник, дерево.

2). Принадлежность к классу - однодольные, двудольные.

3). Корневая система главного корня - смешанная, придаточная, стержневая, мочковатая.

4). Стебель и побег

в поперечном сечении - круглый, сплюснутый, гранистый;

выполненный ( сердцевина заполнена паренхимой), полый;

опушение (голый, опушенный, тип опушения);

форма роста- прямостоячий, ползучий, приподнимающийся, вьющейся, лазающий;

видоизменения побега- нет, есть, какие (надземные, подземные), название (колючка, корневище, столон, луковица и пр.).

5).Лист:

характер прикрепления к стеблю - сидячий, черешковый;

листорасположение- спиральное, супротивное, мутовчатое, в виде розетки;

прилистники - нет, есть их форма;

простой, сложный;

форма листовой пластинки простого листа или форма листочка сложного;

полное определение (для сложного) – парноперистый, опущенный тип, тройчатый непарноперистый, пальчатый;

голый, опушенный, тип опушения;

видоизменение – нет, есть (колючка, усик, чешуя и пр.).

6). Распространение цветков на растении – одиночное, в соцветиях.

7). Тип соцветия – кисть, колос, корзинка, головка, зонтик, щиток, сложный колос, метелка, завиток, дихазий и т.д.;

8). Симметрия цветка – актиноморфный, зигоморфный.

9). Околоцветник простой, двойной.

10). Характеристика частей околоцветника: листочки, или доли, простого околоцветника – раздельные, спаянные, окрашенные, травянистые (т.е. зеленого цвета), число листочков; лепестки венчика двойного околоцветника – раздельные, окраска, число;

чашелистики двойного околоцветника – раздельные, спаянные, окраска, число, есть ли подчашие.

11). Тычинки – свободные, сросшиеся, по величине – одинаковые, разные, число.

12). Пестики – число пестиков, число столбиков каждого пестика, форма рыльца, положение завязи – верхняя, нижняя.

13). Плод – простой, сложный, соплодие; сухой, сочный, односемянный, многосемянный, тип.

14). Семя – форма, цвет, величина и т.д.

15). Формула цветка.

Вариант 1. Культура озимая рожь – сорняк василёк синий.

Вариант 2. Культура яровая пшеница – сорняк осот жёлтый

Вариант 3. Культура ячмень – сорняк бодяк полевой

Вариант 4. Культура овёс – сорняк овсюг (овёс пустой)

Вариант 5. Культура картофель – сорняк вьюнок полевой

Вариант 6. Культура горох – сорняк пастушья сумка

Вариант 7. Культура подсолнечник – сорняк свербига восточная

Вариант 8. Культура клевер луговой – сорняк полынь обыкновенная

Вариант 9. Культура кормовая свекла–сорняк сурепка обыкновенная

Вариант 0. Культура кукуруза–сорняк ромашка продырявленнная

,

Вопросы для самоконтроля.

1.Задачи и разделы ботаники.

2. Роль растений в природе и жизни человека.

3. История изучения клетки, сущность клеточной теории.

4. методы исследования клетки.

5. Особенность строения растительной клетки, их форма, величина, химический состав.

6. Особенности производных протопласта.

7. Способы деления растительных клеток.

8. Классификация тканей, их расположение, строение в связи с функциями.

9. Общие закономерности строения вегетативных органов.

10.Строение, функции корней, строение корневых систем, многообразие метаморфозов корней, их роль в природе и использование человеком.

11. Строение, функции, особенности роста и развития травянистых и древесных стеблей, использование стеблей.

Содержание.

1.Методические указания.

2. Организация самостоятельной работы студентов –заочников.

3.Выполнение контрольной работы и её выполнение.

4. Перечень знаний и умений.

5.Примерный тематический план.

6.Рекомендуемая литература.

7. Таблица распределения контрольных вопросов и заданий по вариантам.

8. Вопросы и задания контрольной работы.

9 Вопросы для самоконтроля.

Наши рекомендации