Двух- и трехуровневые теории памяти в когнитивной психологии

Трехуровневая теория памяти: 1. сенсорная память или сенсорный регистр памяти. 2. КП 3.ДП. Иногда некоторыми авторами добавляется еще оперативная память. Здесь память рассматривается как процесс преобразования информации, в которой выделяются 3 этапа: СП – >КП-> ДП.

Сенсорная память сохраняет информацию 1,5 – 2 сек. КП хранит информацию от 30 сек до 30 мин. ДП сроков хранения информации не имеет, кроме срока жизни человека. На этих этапах информация сохраняется следующим образом: СП – информация сохраняется в виде сенсорно-перцептивных образов; КП – процесс в результате, которого с сенсорно-перцептивных образов считывается семантика поступающих сообщений, закодированных в этих образах. КП не просто хранилище информации, а это процесс расщепления информации. Т.е. любой образ, который поступает и сохраняется в течение нескольких секунд в СП, является образом, который отражает некоторую часть реальности и несет в себе некоторую информацию об этом мире, а также каждый образ несет в себе информацию не только об объекте, но и о субъективном значении этого образа. Смысловая часть здесь может быть разделена на два пласта: эмоционально- потребностная составляющая , что означает этот объект для потребностей человека и смысл, который приобретает для нас образ в системе абстрактных, отвлеченных понятий, которыми способен оперировать человек. Образ многослоен: 1. образ, как субъективное отражение некой реальности окружающей нас, т.е. сам образ. 2 уровень в образе – то, что значит этот образ для меня как для биологического организма с точки зрения удовлетворения моих потребностей. 3 уровень – то, что я об этом объекте знаю. Т.о. 2 и 3 уровень – это значение, семантика образа. Третий уровень есть только у человека и появляется лагодаря абстрактно – логическому мышлению и речи. В каждом образе есть его чувственные основы, т.н. чувственная ткань, и есть то, что значит этот образ для субъекта в контексте его потребностей. Чувственная ткань – сам сенсорно – перцептивный образ, отражающий объекты реального мира. КП – этап, на котором происходит расщепление этих слоев в образе минимум на два: с чувственной ткани сознания считывается значение этого образа, т.о. появляется на этапе КП: ЧТС, является носителем семантики и обеспечивает для субъекта переживание и осознание его существования, т.е. дает чувство реальности окружающего нас мира. При некоторых расстройствах теряется чувство реальности мира, в котором он существует. Кажется такому




Двух- и трехуровневые теории памяти в когнитивной психологии - student2.ru больному, что он как будто во сне – потеря реальности. Также нарушения ЧТС может приводить к тому, что образы и объектов, которых нет воспринимаются как субъективно существующие – галлюцинации. Образ берется из памяти, а ЧТС присоединяется к предметному содержанию из реально поступающей чувственной ткани. Потребностно – эмоциональное и смысловое наполнение образов – это то, что мы знаем об объекте отнесенное к нашим потребностям и целям. Вербализация той информации, которая сохраняется в КП  есть исследователи, которые прямо трактуют КП как память, связанную с произнесением информации, которую мы первоначально получили в виде образов. ЧТС в ДП как образы хранящиеся в долговременной памяти приобретают в процессе этого сохранения предметную оформленность, т.е. происходит снова слияние предметного содержания образа и его семантики (присутствует эмоциональная составляющая образа). В КП способы кодирования информации: 1. ЧТС 2. Смысловое кодирование поступающей информации  вербальное представление информации. Потребностно – эмоциональная семантика  эмоции и чувства. В ДП основной способ кодирования: 1.смысловой. ДП также содержит все три компонента: образный, эмоциональный, семантический, которые снова на этом этапе начинают сливаться. Информация приобретает многомерность. Прочность ДП обеспечивается дублированием информации. Каждый из этих этапов переработки информации что – то в нашем поведении обеспечивает.

-двухуровневая теория гласит, что ин­формация переходит из кратковременной в долговре­менную память благодаря заучиванию наизусть. Эта концепция сформирована Норманом. Лежащая в основе памяти концепция дуалистична: первичная память хранящая временную информацию, которую человек использует в данный момент и вторичная память сохраняющая информацию на длительное время.. Здесь деление памяти на первичную и вторичную было с некоторыми вольностями позаимствовано у Уильяма Джемса; модель, показанная в виде схемы на рис.спровоцировала появление метафоры «ящиков в голове», которая быстро распространилась в литературе по когнитивной психологии.кратковременная память-маленький ящик, при повторение информация переходит в договременный ящик.


Наши рекомендации