Правила работы с материалами

Им. В.П. Астафьева

Материалы для самостоятельной работы по курсу

«Анатомия и Возрастная физиология »

Правила работы с материалами

  1. Прежде чем приступить к изучению предмета «Анатомия и Возрастная физиология» познакомьтесь с планом работы, которая должна быть выполнена к моменту сдачи экзамена.

План работы:

ü Освоение теоретического курса

ü Выполнение лабораторно-практических работ

ü Выполнение контрольной работы по предлагаемой теме

ü Итоговое тестирование

  1. Изучите краткое содержание основных тем курса.
  2. Познакомьтесь с темами лабораторно-практических работ, которые вам предстоит выполнить самостоятельно в соответствии с методическими рекомендациями, представленными в приложении к рабочей тетради (на лазерном диске или в бумажном варианте).
  3. Познакомьтесь с темой контрольной работы, которую вы должны выполнить в течение месяца после окончания сессии.
  4. Изучите структуру предложенной вам рабочей тетради. Используя конспекты лекций, материалы прилагаемого лазерного диска и других литературных источников тщательно проработайте вопросы по 8-ми представленным здесь темам.

На страницах, отведенных под соответствующую самостоятельную работу, дайте краткий ответ на каждый из поставленных вопросов.

В столбце «дополнительная литература» укажите дополнительные литературные источники, использованные вами для выполнения самостоятельной работы.

Данные материалы официально разрешается использовать на экзамене или зачете.

  1. Познакомьтесь с вопросами для повторения, помечая те, что вызывают затруднения. Проработайте эти вопросы, пользуясь литературой.
  2. Выполнение всех лабораторно-практических работ и контрольной работы является допуском к сдаче экзамена.

Самостоятельная работа № 1

Уровни организации и индивидуальное развитие организма

1. Каковы структурно-функциональные уровни организма человека и как осуществляется их взаимодействие?  
2. Дайте определение понятия «развитие» –    
3. Раскройте суть основных факторов развития: А)   Б)     В)    
4. Раскройте суть основных принципов индивидуального развития организма   А) гетерохронии   Б) минимального обеспечения   В) надежности функционирования  
5.Дайте определение понятиям:   «сенситивный период развития» –   «критический период развития» –  
6.Перечислите периоды постнатального развития детского организма.    
Рекомендуемая литература: 1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: Физиология развития ребенка. – М: Академия, 2002. – 416с. 2. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология. – М.: «Владос», 2003 г., 304с. 3. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной – М., 2000г. 4. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: – Просвещение, 1990г.,319с. Дополнительная литература  

Самостоятельная работа № 2

Рефлекторный принцип работы нервной системы

1. Дайте определение понятию «рефлекс» –  
2. Выполните соответствующие надписи.   Правила работы с материалами - student2.ru
3. Дайте сравнительную характеристику безусловных и условных рефлексов.  
Безусловные рефлексы Условные рефлексы
   
   
   
       
   
       
       
       
     
5. Виды торможения  
6. Что такое доминанта?    
7. Что представляет собой динамический стереотип и каково его значение?    
8. Каковы возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности    
Рекомендуемая литература: 1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: Физиология развития ребенка. – М: Академия, 2002. – 416с. 2. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология. – М.: «Владос», 2003 г., 304с. 3. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной – М., 2000г. 4. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: – Просвещение, 1990 г., 319с. Дополнительная литература    

Самостоятельная работа № 4

Самостоятельная работа № 5

Самостоятельная работа № 6

Общий план строения и особенности формирования сенсорных систем

1. Что отражает предложенная схема, сделайте соответствующие надписи. Правила работы с материалами - student2.ru  
2. Каковы общие закономерности развития сенсорных систем?    
3. Назовите указанные части вестибулярного органа и органа слуха. Правила работы с материалами - student2.ru
4. Возрастные особенности слухового анализатора.  
5. Структурно-функциональная организация и возрастные изменения обонятельного анализатора.    
6.Что изображено на рисунке? Сделайте соответствующие подписи. Правила работы с материалами - student2.ru
7.Структурно-функциональная организация вкусового анализатора.  
8.Структурно-функциональная организация соматосенсорной системы.  
9. Каковы функции и расположение основных типов тактильных рецепторов? Возрастные особенности соматосенсорной чувствительности.    
10. Каково строение оптического аппарата зрительного анализатора.    
8. Изобразите схематически строение зрительной сенсорной системы.  
9. Какие возрастные изменения претерпевает зрительная сенсорная система?  
Рекомендуемая литература: 1. Атлас анатомии человека. – М.: Белый город, 1997, 103с. 2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: Физиология развития ребенка. – М: Академия, 2002. – 416с. 3. Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека. – М.:«Владос», 2002 г. 4. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология. – М.: «Владос», 2003 г., 304с. 5. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной – М., 2000г. Дополнительная литература:  

Самостоятельная работа № 7

Самостоятельная работа № 8

Развитие висцеральных систем (продолж.). Обмен энергии и терморегуляция

1. Назовите органы, образующие пищеварительную функциональную систему. Правила работы с материалами - student2.ru
2.Сущность процессов, происходящих в желудочно-кишечном тракте.  
3. Типы пищеварения.  
4. Пищеварительная функция поджелудочной железы и печени.  
5. Изобразите схематически строение почек.    
6.Дайте определение понятиям: « обмен веществ» –     «анаболизм» –     «катаболизм» –    
7. Этапы обмена веществ и энергии.  
8. Возрастные особенности энергообмена.  
9. Сократительный термогенез.  
10. Не сократительный термогенез    
Рекомендуемая литература: 1. Агаджанян Н.А. и др. Физиология человека. – М.: Медицинская книга, Н. Новгород: Издательство НГМА, 2003. – 528с. 2. Атлас анатомии человека. – М.: Белый город, 1997, 103с. 3. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: Физиология развития ребенка. – М: Академия, 2002. – 416с. 4. Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека. – М.:«Владос», 2002 г. 5. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология. – М.: «Владос», 2003 г., 304с. 6. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М.: Высшая школа, 2002 8. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной – М., 2000. 9. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: – Просвещение, 1990, 319с. Дополнительная литература:  

Вопросы для повторения

1. Чем понятие функциональная система отличается от понятия система органов?

2. В чем различие понятий «рост» и «развитие»?

3. Что такое «скачок роста»?

4. Каковы основные закономерности индивидуального развития детского организма?

5. Какими механизмами обеспечивается надежность функционирования организма в различные периоды онтогенеза?

6. Чем понятие сенситивный период отличается от понятия критический период?

7. Перечислите и дайте краткую характеристику основных критических периодов растущего организма.

8. В чем заключается влияние наследственности и среды на индивидуальное развитие детского организма?

9. Перечислите основные возрастные периоды постнатального развития детского организма.

10. Что такое акселерация и ретардация?

11. Значение и функции центральной нервной системы.

12. Каков общий план строения нервной системы?

13. Что представляет собой нейрон?

14. Какова функция каждой части нейрона?

15. Что такое синапс?

16. Какие изменения происходят в строении и свойствах нейрона по мере его созревания?

17. Какова последовательность созревания волокон нервной системы?

18. Каковы особенности созревания спинного мозга?

19. Что включает в себя задний отдел головного мозга, его функции и особенности развития?

20. Какими структурами образован средний отдел головного мозга, их значение и особенности созревания?

21. Назовите важнейшие структуры промежуточного мозга, их значение и особенности созревания?

22. Что представляет собой кора головного мозга, ее функции?

23. Каковы особенности созревания коры головного мозга?

24. Чем автономная нервная система отличается от соматической?

25. Перечислите отделы автономной нервной системы и их функции.

26. Что такое рефлекс?

27. Назовите элементы рефлекторной дуги и их функции.

28. Чем отличаются безусловные рефлексы от условных?

29. Каков механизм возникновения условного рефлекса?

30. Каково биологическое значение условных рефлексов?

31. На какие типы подразделяются рецепторы по месту положения?

32. Объясните биологическое и педагогическое значение доминанты.

33. Чем безусловное торможение отличается от условного торможения?

34. Что такое динамический стереотип?

35. Какие изменения в условно-рефлекторной деятельности происходят с развитием организма?

36. Что означает термин «гуморальная регуляция»?

37. Перечислите гормоны аденогипофиза и их функции.

38. Какие гормоны секретирует нейрогипофиз?

39. Каковы возрастные особенности развития гипофиза?

40. Каковы функции гормонов щитовидной железы, особенности ее развития?

41. Каковы функции и возрастные особенности развития паращитовидных желез?

42. Какое значение имеет тимус?

43. Какие гормоны секретирует кора надпочечников, возрастные особенности их синтеза?

44. Каковы возрастные особенности развития мозгового вещества надпочечников и секреции его гормонов?

45. Как изменяется с возрастом эндокринная функция поджелудочной железы?

46. Каковы возрастные особенности развития мужских половых желез?

47. Каковы возрастные особенности развития женских половых желез?

48. Что такое анализатор?

49. Перечислите общие закономерности развития сенсорных систем.

50. Каков общий план строения вестибулярного анализатора?

51. Каким образом вестибулярная система реагирует на наклон и линейное перемещение?

52. Каковы возрастные особенности развития вестибулярного анализатора?

53. Каков общий план строения обонятельного анализатора?

54. В чем заключаются возрастные особенности развития обонятельного анализатора?

55. Каков общий план строения вкусового анализатора?

56. Каковы возрастные особенности развития вкусового анализатора?

57. Чем соматосенсорная система отличается от других сенсорных систем?

58. Каковы возрастные особенности развития соматосенсорной системы?

59. Перечислите морфологические особенности периферического отдела слуховой системы детей раннего возраста.

60. Каков общий план строения зрительной сенсорной системы?

61. С чем может быть связана близорукость и дальнозоркость в детском возрасте?

62. Каковы возрастные особенности созревания проводникового и центрального отделов зрительного анализатора?

63. Какие органы относят к дыхательной системе?

64. Возрастные изменения дыхательной системы.

65. Перечислите основные форменные элементы крови, их функции.

66. Как изменяется количество эритроцитов с возрастом?

67. Что называется фагоцитозом?

68. Какой тип лейкоцитов обеспечивает фагоцитарную функцию крови, его возрастные особенности?

69. Чем система кровообращения новорожденного отличается от взрослого?

70. Какие возрастные изменения происходят с сердцем и кровеносными сосудами?

71. В чем проявляются различия в регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы ребенка и взрослого?

72. С чем связана юношеская гипертония?

73. Какие возрастные изменения претерпевает осевая часть скелета?

74. Как с возрастом изменяется форма грудной клетки?

75. Каковы возрастные особенности развития свободных конечностей и костей таза?

76. Каковы возрастные особенности развития мышечного аппарата ребенка?

77. Какие железы участвуют в переваривании пищи?

78. Каковы особенности обработки пищи в ротовой полости ребенка?

79. Чем желудочное пищеварение ребенка отличается от такового взрослого человека?

80. Каковы возрастные особенности пищеварительной функции кишечника?

81. Каковы возрастные особенности пищеварительной функции поджелудочной железы?

82. Каковы возрастные особенности пищеварительной функции печени?

83. Какие органы обеспечивают выделительную функцию?

84. Какие изменения претерпевает почка в процессе созревания?

85. Почему на выведение одного и того же количества веществ ребенку требуется в 2 раза больше воды, чем взрослому?

86. Почему дети более склонны к обезвоживанию?

87. С чем связаны особенности выделительной функции кожи ребенка?

88. В чем отличие процессов анаболизма и катаболизма?

89. Кратко охарактеризуйте основные этапы обмена веществ и энергии.

90. В чем достоинство биологического окисления?

91. Каковы возрастные особенности энергообмена?

92. Чем механизмы термогенеза новорожденного и ребенка раннего возраста отличаются от термогенеза взрослого?

93. Опишите типы ВНД ребенка.

94. Что такое внимание?

95. В чем разница между произвольным и непроизвольным вниманием?

96. Что такое память?

97. Опишите основные виды памяти и их роль в формировании индивидуального опыта.

98. Какова структурная основа памяти?

99. Как с возрастом изменяются свойства памяти?

100. Каково значение мотиваций и эмоций в поведении ребенка?

101. Перечислите этапы развития речи ребенка.

102. Какие стадии становления коммуникативного поведения различают?

103. Что понимают под школьной зрелостью?

Им. В.П. Астафьева

Материалы для самостоятельной работы по курсу

«Анатомия и Возрастная физиология »

Правила работы с материалами

  1. Прежде чем приступить к изучению предмета «Анатомия и Возрастная физиология» познакомьтесь с планом работы, которая должна быть выполнена к моменту сдачи экзамена.

План работы:

ü Освоение теоретического курса

ü Выполнение лабораторно-практических работ

ü Выполнение контрольной работы по предлагаемой теме

ü Итоговое тестирование

  1. Изучите краткое содержание основных тем курса.
  2. Познакомьтесь с темами лабораторно-практических работ, которые вам предстоит выполнить самостоятельно в соответствии с методическими рекомендациями, представленными в приложении к рабочей тетради (на лазерном диске или в бумажном варианте).
  3. Познакомьтесь с темой контрольной работы, которую вы должны выполнить в течение месяца после окончания сессии.
  4. Изучите структуру предложенной вам рабочей тетради. Используя конспекты лекций, материалы прилагаемого лазерного диска и других литературных источников тщательно проработайте вопросы по 8-ми представленным здесь темам.

На страницах, отведенных под соответствующую самостоятельную работу, дайте краткий ответ на каждый из поставленных вопросов.

В столбце «дополнительная литература» укажите дополнительные литературные источники, использованные вами для выполнения самостоятельной работы.

Данные материалы официально разрешается использовать на экзамене или зачете.

  1. Познакомьтесь с вопросами для повторения, помечая те, что вызывают затруднения. Проработайте эти вопросы, пользуясь литературой.
  2. Выполнение всех лабораторно-практических работ и контрольной работы является допуском к сдаче экзамена.

Самостоятельная работа № 1

Наши рекомендации