Работа №4.Ортостатическая проба.

Цель: оценить функциональное состояние ВНС.

Ход работы: у обследуемого после 15-минутного пребывания в горизонтальном положении дважды подсчитывают частоту сердечных сокращений. Затем по команде обследуемый плавно (без рывков) занимает положение стоя. Измеряют ЧСС по пульсу после принятия вертикального положения. Прослеживают временную картину восстановления ЧСС у исследуемого, находящегося в вертикальном положении до исходных показателей.

Результат:

ЧСС в положении лежа _____________ (среднеарифметическое значение двух измерений)

ЧСС в положении стоя ___________________

Время восстановления ЧСС _______________

ПРИМЕЧАНИЕ: при нормальной вегетативной реактивности при вставании происходит увеличение ЧСС до 30 в минуту

Выводы:

 
 
 

Просмотр учебного кинофильма:

Перечислите основные метаболические эффекты отделов ВНС

 
 

Перечислите основные медиаторы симпатического и парасимпатического отделов ВНС

 
 

Укажите виды холинорецепторов и их локализацию

 

Укажите виды адренорецепторов и их локализацию

 

Проверил __________________

ЗАНЯТИЕ №2: «Физиология эндокринной системы»

Вопросы для подготовки:

1. Понятие о гуморальной регуляции физиологических функций в организме. Классификация гуморальных факторов. Понятие об эндокринной системе.

2. Структурно-функциональная организация эндокринной системы, её саморегуляция, связь с нервной системой.

3. Понятие о гипоталамо-гипофизарной системе. Связь гипоталамуса с аденогипофизом и нейрогипофизом.

4. Физиология гипофиза, структурно-функциональная организация. Роль гормонов аденогипофиза в регуляции функций организма.

5. Инкреторная функция нейрогипофиза. Роль АДГ и окситоцина в организме.

6. Физиология щитовидной и околощитовидной желез, их роль в функциях организма.

7. Эндокринная функция поджелудочной железы, её роль в жизнеобеспечении организма в различных условиях.

8. Физиология надпочечников, роль их гормонов в регуляции функций организма, взаимоотношении с другими регуляторными механизмами.

9. Эндокринная функция половых желез. Регуляция половых функций у человека. Половые циклы. Гормональные влияния, обеспечивающие развитие беременности и родов.

Домашнее задание:

1. Дайте определение понятию гормон.

 
 
 
 
 

2. Перечислите основные свойства и укажите значение гормонов

 
 
 
 
 
 
 

3. Перечислите механизмы действия гормонов на органы-мишени:



  1. _________________________________
  1. _________________________________

4. Заполните таблицу, перечислив железы внутренней секреции, их гормоны. Укажите органы-мишени и влияния различных гормонов на функции органов.

Железа внутренней секреции Гормоны Основные органы-мишени Основные эффекты гормонов
Аденогипофиз        
Средняя доля гипофиза          
Задняя доля гипофиза        
Эпифиз          
Щитовидная железа          
Околощитовидные железы        
Поджелудочная железа        
Надпочечники: - корковое вещество 1. клубочковая зона   2. пучковая зона   3. сетчатая зона   - мозговое вещество        
Половые железы 1. яички   2. яичник        
Тимус        
Плацента        

РАБОТА № 1 Доврачебное диагностирование сахарного диабета методом анкетирования

Цель работы: ответить на вопросы анкеты для доврачебного диагностирования сахарного диабета и выяснить: относитесь ли Вы к группе риска.

Ход работы:

Отвечая на вопросы анкеты, обведите цифру нужного ответа. Затем суммируйте соответствующие коэффициенты оценочной шкалы (с учетом знака + или -).

АНКЕТА

для доврачебного диагностирования сахарного диабета

№ п\п Вопросы Ответы Оценочная шкала  
Мужчины Женщины  
1. Наблюдались ли Вы у эндокринолога по поводу сахарного диабета?   Да нет      
2. Ваша масса при рождении? не знаю более 4500г менее 2500г в пределах 2500-4500г      
3. Имеется ли у Вас постоянная сухость во рту?   Да нет 1,62 - 2,07 -  
4. Беспокоит ли Вас постоянная жажда, не связанная с употреблением соленой пищи, жаркой погоды и т.п.?   Да нет 1,26 - 1,89 -  
5. Имеется ли у Вас повышенный аппетит?   Да нет 0,78 - 0,85 -  
6. Имеется ли у Вас постоянная слабость?   Да нет 0,69 - 0,94 -  
7. Беспокоит ли Вас зуд кожи? Да нет 0,96 - 1,36 -  
8. Имеется ли сейчас или были ранее гнойничковые заболевания кожи?   Да нет 0,82 -0,41 0,38 -0,08  
9. Имеется ли у Вас потребность в жидкости между завтраком, обедом, ужином? обычно нет 1-2 стакана в день до 1л в день более 1л в день   -0,49 -0,30 0,73 0,67 -0,99 -0,71 1,43 1,43  
10. Как изменилась Ваша масса в течение последнего года?     Не изменилась увеличилась уменьшилась -0,65 0,13 1,30 -0,56 -0,33 1,50  
11. Кто из Ваших близких родственников (живых или умерших) страдал сахарным диабетом? Никто не знаю родители дедушка, бабушка брат, сестра дядя, тетя -0,31 -0,03 -0,28 -0,54 0,38 1,08 -0,02 -0,72 -0,16 -2,26 1,53 -0,26  
12. Можете ли Вы обходиться без сладостей?   Да Нет 0,42 0,19 0,25 0,51
13. Моя «идеальная» масса тела = рост в см – 100 = _______. Моя фактическая масса тела = _____. Фактическая масса тела (больше, меньше «идеальной») на ______кг. меньше на 11-20кг   меньше на 21кг и более   в пределах от –10 до +10 кг   больше на 11-20кг   больше на 21кг и более   -0,57   1,07   -0,71   0,37   2,20 0,25   0,90   -0,59   0,12   1,81

Итоговая оценка___________________

Результаты:

Моя суммарная оценка _________________________________________________________

Выводы:

К группе риска относятся лица, получившие суммарную оценку +3 и более.

Я отношусь, не отношусь к группе риска (нужное подчеркнуть).

Наши рекомендации