Влияние социальных факторов на рост и развитие организма.
Еще одно важное отличие заключается в том, что среди жителей города преобладают представители сравнительно "контрастных" типов телосложения: относительно вытянутые и худощавые (эктоморфные) и, наоборот, коренастые и тучные (эндоморфные), тогда как жители села заметно более схожи друг с другом по типу телосложения, приближаясь к мезоморфному (мускульному) или нейтральному (сбалансированному) соматотипу. Другими словами, внутригрупповое разнообразие антропометрических признаков в городской популяции выше, чем в сельской (Козлов, 2004).
Возможно, что это связано с более высокой социальной дифференциацией городского населения по сравнению с сельским.
Принадлежность человека к той или иной социальной (экономической) группе определяет уровень доходов, доступность и качество пищи и медицинской помощи, род занятий, тип поведения и т.п. При выраженной социальной стратификации общества представители разных групп не только обитают в существенно различающейся среде, но и по-разному реагируют на воздействие одних и тех же физических и экологических факторов.
В современном обществе внутрипопуляционные различия в длине тела между представителями разных социально-экономических групп варьируют от очень малых по абсолютным значениям (например, в Швеции и Норвегии), до огромных, достигающих 12 см в таких странах, как Нигерия, Индия, Гватемала (Eveleth, Tanner, 1990).
Однако межсоциальные различия не сводятся только к дифференциации в длине тела. Они затрагивают и состав тела, и темпы ростовых процессов (обзор: Козлов, 2004). Согласно ряду европейских исследований, у представителей низших социально-экономических групп скелетное созревание запаздывает по сравнению с более обеспеченными горожанами. Возраст менархе у девочек из семей, глава которых занимает руководящую должность, наступает на 2–3 месяца раньше, чем у выходцев из семей неквалифицированных рабочих.
В нашей стране систематического изучения медико-биологических характеристик представителей различных социально-экономических групп до конца 1970 годов не проводилось. Согласно данным 1980-х годов, московские школьницы, сгруппированные в соответствии с образованием и профессиональным статусом родителей, практически не отличались друг от друга по показателям физического развития (Година, Задорожная, 1990). В последние годы различия стали нарастать. Об этом говорят результаты исследований сотрудников группы Е.З.Годиной (Институт антропологии МГУ). Так, согласно данным Л.В.Задорожной (1998), в семьях родителей со средним образованием дети заметно крупнее своих сверстников из семей с низшим (родители со школьным образованием) и высшим образовательным статусом (в последнем случае различия малы).
Интересно, что организмы мальчиков и девочек по-разному реагируют на влияние социальных факторов (Година, 2001). Московские девочки из семей, в которых отцы имеют только школьное образование, выше ростом и имеют большую массу тела по сравнению с выходцами из семей с более высоким образовательным уровнем. Казалось бы, следует оценить физическое развитие этих девочек как лучшее. Однако более высокие показатели достигаются за счет развития прежде всего жировой ткани: у этих девочек повышены развитие жировой клетчатки и обхватные размеры, тогда как по развитию костной ткани они не отличаются от сверстниц из других групп. Таким образом, это мнимое улучшение (как тут не вспомнить ставшее широко известным выражение: "ожирение — болезнь бедных").
О том, что это улучшение мнимое, косвенно говорит и еще один факт. Из Табл.5 следует, что по возрасту менархе девочки "низшей" социальной группы отстают от сверстниц из семей со средним и высшим образованием. Но "пусковым моментом" процесса полового созревания служит не нарастание массы тела как таковой, а достижение организмом определенной мышечной массы (Ковешников, Никитюк, 1992). Поскольку у девочек из семей со школьным образованием вес тела достигается прежде всего за счет жировой, а не мышечной ткани, процессы полового созревания наступают у них позже.
Таблица 5. Возраст менархе у девочек
в зависимости от образования матери
(Година, 2004)
Образование матери | Возраст менархе дочери (лет) |
Школьное | 12,71 |
Среднее | 12,21 |
Высшее | 12,29 |
Мальчики, напротив, демонстрируют лучшее физическое развитие в семьях со средним образовательным уровнем по сравнению с низшим.
Но вот размеры семьи одинаково влияют на физическое развитие детей обоего пола. Самые малые размеры тела среди московских мальчиков и девочек имеют выходцы из многодетных семей (более 3 детей). Половое созревание у единственных дочерей в семье наступает примерно на 4 месяца раньше, чем у девочек из семей с двумя детьми, а выходцы из семей с тремя детьми и более созревают на 8 месяцев позже (Година, 2004).
Выявляются также различия между детьми, обучающимися в обычных муниципальных школах и лицеях или гимназиях г.Москвы.
В целом физическое развитие мальчиков — учеников муниципальных школ хуже, чем у сверстников-лицеистов.
Различия между группами девочек оказались неожиданными. У школьниц по сравнению с лицеистками больше масса тела, выше значения массо-ростовых соотношений, больше диаметры груди и таза, обхват груди, несколько больше содержание жировой ткани. Но при этом половое созревание у учащихся лицейских классов наступает раньше (данные по возрасту менархе приведены в Табл.6). Возможно, что "отставание" лицеисток в физическом развитии ложно: оно нарастает по мере взросления и может быть следствием все большего стремления следовать навязанным рекламой "стандартам красоты" (Бутовская, 2004).
Таблица 6. Возраст менархе учащихся обычных
и лицейских классов одной школы
(источник: Година, 2001)
Тип классов | Возраст менархе (лет) |
Обычные | 13,08 |
Лицейские | 12,92 |
Подчеркнем важный в социальном плане момент. В современной России уровень образования и профессиональная принадлежность далеко не всегда определяют экономическое положение семьи. Но в исследованиях физического развития детей различных социальных групп выделение выборок с "высоким" и "низким" статусом обычно проводится по образовательному цензу родителей. Удивительно, что этот критерий "работает" в России так же хорошо, как и в странах Западной Европы.
По-видимому, в нашем обществе решающим оказывается не доход семьи как таковой, а структура распределения ресурсов в ней. Это предположение отчасти отвечает на вопрос, возникающий у некоторых исследователей: почему во многих регионах России показатели физического развития детей к концу 1990-х годов улучшились по сравнению с началом 90-х, хотя реальное благосостояние семей осталось практически на одном уровне? Я полагаю, что улучшение произошло отчасти благодаря происходящей в нашем обществе социальной адаптации: люди учатся жить в новых условиях, перераспределять ресурсы и выстраивать новые приоритеты. Но это предположение требует специальных исследований.