Тема 1.1 Предмет, задачи и методы возрастной физиологии и психофизиологии
Вопросы для самопроверки по темам.
Тема 1.1 Предмет, задачи и методы возрастной физиологии и психофизиологии
1. Какое значение имела дуалистическая концепция Декарта?
2. Охарактеризуйте варианты решения психофизиологической проблемы?
3. Что изучает возрастная психофизиология?
4. Что изучает возрастная физиология?
5. В чем заключается значение компьютерной метафоры для психофизиологии?
6. Чем отличаются психологические методы от психофизиологических?
7. Как связаны ритмические составляющие электроэнцефалограммы с состоянием человека?
8. Чем обусловлена кожно-гальваническая реакция?
9. Как различаются пневмография и спирография?
- Какие новые компьютерные методики существуют в настоящее время?
Тема 2.1 Общие закономерности и возрастные особенности роста и развития детей и подростков
1. Какие общие закономерности развития детей и подростков?
2. Какие возрастные особенности детей от рождения до 12 лет?
3. Какие возрастные особенности подростков по сравнению с взрослыми людьми?
4. Какие критические периоды существуют в онтогенезе человека?
Тема 2.2 Возрастные особенности нервной и эндокринной систем
1. Каково развитие центральной нервной системе в онтогенезе?
2. Каково развитие симпатического отдела периферической нервной системы в онтогенезе?
3. Каково развитие парасимпатического отдела периферической нервной системы в онтогенезе?
4. Каково развитие мета-отдела периферической нервной системы в онтогенезе?
5. Какая связь работы нервной и эндокринной систем?
6. Каково развитие эндокринной системы в онтогенезе?
Тема 2.3 Возрастные особенности высшей нервной деятельности и анализаторов
1. Каково развитие высшей нервной деятельности в онтогенезе?
2. Есть ли гендерная специфика развития высшей нервной деятельности в онтогенезе?
3. Каково развитие зрительного и слухового анализаторов в онтогенезе?
4. Каково развитие тактильного и вкусового анализатора в онтогенезе?
5. Какая приоритетная связь работы ВНД и анализаторов в разные периоды развития?
Тема 2.4 Возрастные особенности органов пищеварения и выделения и опорно-двигательного аппарата
1. Когда возникает ощущение вкуса продуктов в онтогенетическом развитии рецепторной системы?
2. Когда сформировывается состав желудочного сока?
3. Каково центральное регулирование акта дефекации в онтогенетическом развитии?
4. Каково центральное регулирование акта мочеиспускания в онтогенетическом развитии?
5. Каковы возрастные особенности опорно-двигательного аппарата?
Тема 2.5 Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы и органов дыхания
1. Каково развитие сердечно-сосудистой системы в онтогенезе?
2. Каково морфологическое строение и развитие сердца в онтогенезе?
3. Что такое гемато-энцефалический барьер?
4. Каково развитие дыхательной системы в онтогенезе?
5. Какая связь работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем?
Тема 3.1 Нейрофизиологические основы психических процессов. Системная организация мозга.
1. Каковы сегодняшние принципы и категории системного подхода и синергетики?
2. Какова теория функциональных систем П.К.Анохина?
3. Какова теория доминанты А.А.Ухтомского?
4. Какова концепция А.Р.Лурия?
5. Каковы онтогенетические особенности нейрофизиологического взаимодействия?
6. Каково развитие психических процессов в онтогенезе?
Тема 3.2 Психофизиология функциональных состояний
1.. Какие показатели используются для диагностики функциональных состояний?
2. Какие структурные образования мозга контролируют уровень бодрствования?
3. В чем специфика психоэмоционального стресса?
4. Какие механизмы на второй стадии общего адаптационного синдрома усиливают защитные силы организма?
5. В чем состоят особенности психофизиологического подхода к определению функциональных состояний?
6. Охарактеризуйте значение комплексного подхода в изучении функциональных состояний.
7. Какие структурные образования мозга контролируют уровень бодрствования?
Тема 3.5 Психофизиологические закономерности онтогенетического развития
Примерные темы рефератов.
Тема 2.4 Возрастные особенности органов пищеварения и выделения и опорно-двигательного аппарата
1. Развитие органов пищеварения.
2. Развитие органов выделения.
3. Развитие опорно-двигательго аппарата.
Типы роста тканей организма
Рост и развитие младенцев.
Тематика контрольных работ
1. Психофизиологическая проблема и варианты ее решения.
2. Проблема дуализма в психофизиологии.
3. Методология в возрастной физиологии и психофизиологии.
4. История возрастной психофизиологической науки.
5. Аспекты психофизиологии.
6. История возрастной физиологии.
7. Развитие нервной системы.
8. Развитие анализаторной системы.
9. Онтогенез человека.
10. Развитие висцеральных органов.
11. Развитие покровной и опорно-двигательной систем.
12. Функциональные состояния в контексте эргономики и психофизиологии: сравнительный анализ.
13. Проблема соотношения активности и реактивности в психофизиологии.
14. Физиологические механизмы обеспечения мотивационно-потребностной сферы человека.
15. Биоэлектрическая активность мозга как метод исследования нейрофизиологических механизмов познавательной деятельности человека.
16. Стресс и его роль в жизни человека.
17. Гендерная специфика в реагировании на стресс.
18. Детекторная концепция восприятия.
19. Нейрофизиологические механизмы селективного внимания.
20. Естественнонаучный подход к изучению памяти.
21. Теории памяти.
22. Развитие памяти в онтогенезе.
23. Взаимодействие полушарий мозга в познавательной деятельности человека.
24. Психофизиологический подход к интеллекту.
25. Формы интеллекта.
26. Развитие интеллекта в онтогенезе.
27. Концепция трех функциональных блоков мозга (А.Р. Лурия).
28. Функциональная асимметрия и "расщепленный мозг".
29. Нейрофизиологические основы речевой деятельности человека.
30. Связь речи и мышления.
31. Развитие ВПФ в онтогенезе.
32. Теория нейронной эффективности.
33. Биологические предпосылки общих и специальных способностей.
34. Использование вызванных потенциалов в изучении когнитивных функций человека.
35. Векторная психофизиология и ее применение в изучении восприятия и памяти.
36. Проблема «транспорта» памяти.
37. Физиологические теории памяти.
38. Перенос центров речи и его условия.
39. Электрофизиологические методы в изучении речевой деятельности человека.
40. Нейронные и системно-структурные механизмы восприятия в онтогенезе.
41. Вызванные потенциалы в исследовании внимания.
42. Мозговая система внимания.
43. Сознание и межполушарная асимметрия.
44. Психофизиологические основы сознания.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Предмет и задачи возрастной физиологии и психофизиологии, связь с другими науками.
2. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Роль наследственных и средовых факторов (экологические, социальные).
3. Закономерности роста и развития организма (непрерывность, гармоничность, гетерохронность).
4. Понятие акселерации и ретардации развития.
5. Биологический возраст. Критерии его определения (костный, зубной, степень полового созревания). Значение для индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка.
6. Понятие школьной зрелости. Тесты, ее определяющие (Филиппинский, Керна-Ирасека и др.).
7. Уровни организации организма: клетки, ткани, органы, системы органов. Понятие функциональная система.
8. Характеристика возрастных периодов развития (новорожденности, грудного, дошкольного, школьного, подросткового).
9. Нейро-гуморальная регуляция функций в организме. Гомеостазис.
10. Эндокринная система. Общая характеристика желез внутренней секреции (ЖВС).
11. Щитовидная железа. Гормоны (тироксин), их значение в регуляции роста и развития организма. Нарушения при гипо- и гиперскреции (тиреоидный нанизм, кретинизм, микседема, базедова болезнь).
12. Эндокринная роль поджелудочной железы. Инсулин, глюкагон, значение в углеводном и других видах обмена веществ. Сахарный диабет.
13. Гормоны коры надпочечников: глюкокортикоиды, минералокортикоиды, половые гормоны; влияние на развитие ребенка.
14. Гормоны мозгового слоя надпочечников (адреналин), их участие в адаптации организма ребенка к стрессовым ситуациям.
15. Половые железы: гормоны половых желез, место их образования, влияние на рост и развитие детского организма. Половое созревание. Половое воспитание детей.
16. Гормоны гипофиза (СТГ, ТТГ, АКТГ, ГТГ, окситоцин, АДГ), их роль в регуляции роста и развития организма, репродуктивной и родовой деятельности.
17. Нервная система. Функции. Общий план строения (центральная и периферическая часть).
18. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Классификация.
19. Связь между нейронами. Синапс. Медиаторы.
20. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Классификация рефлексов. Безусловные и условные рефлексы.
21. Спинной мозг. Рефлексы новорожденных (хватательный, шагательный, Бабинского, коленный, Моро и др.). Развитие рефлекторной функции.
22. Краткая морфо-функциональная характеристика отделов головного мозга (продолговатого, среднего, промежуточного, конечного). Развитие рефлекторной функции.
23. Функциональная характеристика коры. Функциональная асимметрия полушарий. Возрастные особенности условнорефлекторной деятельности.
24. Первая и вторая сигнальные системы. Речевые зоны коры. Развитие речевой функции.
25. Роль симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы в реакциях стресса и восстановления. Значение тренировки для адаптации детей к режиму детского сада и школы.
26. Понятие сенсорные системы (анализаторы). Общий принцип строения. Значение анализаторов для физического и умственного развития детей.
27. Рецепторы. Их классификация.
28. Глаз. Строение. Аномалии нормального видения (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Цветовое зрение и его аномалии. Зрительная сенсорная система.
29. Ухо. Строение. Восприятие звуковых колебаний.
30. Значение слуха в формировании речи ребенка.
31. Значение соматосенсорного, вестибулярного анализаторов для физического развития детей.
32. Роль вкусового и обонятельного анализаторов.
33. Высшие психические функции. Память, ее виды. Значение тренировки памяти для хорошей успеваемости детей.
34. Сон . Механизмы развития и виды сна.
35. Эмоции. Центры, их регулирующие. Значение положительных и отрицательных эмоций для обучения и адаптации детей.
36. Значение опорно-двигательного аппарата. Общий план строения скелета. Особенность скелета новорожденного.
37. Формирование изгибов и окостенение частей скелета. Гигиена осанки ребенка, ее нарушения, профилактика.
38. Мышечная система. Основные группы мышц тела. Динамическая и статическая работа мышц. Развитие быстроты, ловкости и выносливости у детей разного возраста.
39. Кровь. Состав и функции. Группы крови и резус – фактор.
40. Иммунитет, его виды. Роль вакцинации в становлении иммунных реакций.
41. Сердечно-сосудистая система (ССС). Классификация сосудов. Круги кровообращения.
42. Общий план строения сердца. Сердечный цикл. Проводящая система сердца. Запись электрической активности (ЭКГ).
43. Внешние показатели деятельности ССС (ЧСС, артериальное давление, систолический и минутный объем крови), их возрастные особенности. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний у детей.
44. Общий план строения и функции органов дыхания, возрастные особенности. Показатели внешнего дыхания (жизненная емкость легких, легочная вентиляция).
45. Общий план строения и функции органов пищеварения, возрастные особенности. Значение грудного вскармливания как профилактика развития дизбактериоза.
46. Питательные вещества. Значение полноценного питания для нормального развития детей. Роль витаминов и микроэлементов.
47. Общий план строения и функции органов выделения возрастные особенности. Энурез.
48. Системно-структурный подход к изучению работы головного мозга в онтогенезе.
49. Информационная парадигма и когнитивная психофизиология.
50. Системный подход к решению психофизиологической проблемы.
51. Информационный подход к решению психофизиологической проблемы.
52. Развитие, строение и функции вегетативной нервной системы, ее роль в регуляции функциональных состояний организма.
53. Сфера применения показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем в психофизиологическом исследовании
54. Подходы к определению понятия "функциональное состояние".
55. Комплексный подход и его значение для диагностики "функционального состояния".
56. Психофизиологической подход к определению "функционального состояния".
57. Модулирующие системы мозга в онтогенезе.
58. Генерализованная и локальная активация.
59. Общий адаптационный синдром. Подходы к определению стресса.
60. Развитие физиологических механизмов кратковременной памяти.
61. Развитие физиологических основ восприятия.
62. Развитие нейронов-детекторор и детекторная концепция кодирования
63. Структуры мозга, обеспечивающие речевую деятельность человека в онтогенезе.
64. Взаимодействие полушарий в процессе восприятия речи в онтогенезе
65. Развитие лимбической системы и регуляция мотивационных состояний
Вопросы для самопроверки по темам.
Тема 1.1 Предмет, задачи и методы возрастной физиологии и психофизиологии
1. Какое значение имела дуалистическая концепция Декарта?
2. Охарактеризуйте варианты решения психофизиологической проблемы?
3. Что изучает возрастная психофизиология?
4. Что изучает возрастная физиология?
5. В чем заключается значение компьютерной метафоры для психофизиологии?
6. Чем отличаются психологические методы от психофизиологических?
7. Как связаны ритмические составляющие электроэнцефалограммы с состоянием человека?
8. Чем обусловлена кожно-гальваническая реакция?
9. Как различаются пневмография и спирография?
- Какие новые компьютерные методики существуют в настоящее время?